Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

От Сухума налево: древние соборы, история, виноградники и природный парк с необычными именем

Абхазия Сентябрь 2022

«Мы поднялись еще выше и вдали увидели Черное море. А потом самолет снизился и полетел над берегом. Земля была очень красивой. К самому морю спускались холмы, на которых росли прекрасные деревья — кипарисы, все было закрыто зеленью. Среди холмов виднелись деревни, большие дома и санатории. Это место можно было принять за Калифорнию, с той лишь разницей, что Черное море не такое бурное и неспокойное, как Тихий океан, а берег не такой каменистый. Море очень синее, очень ласковое, а пляжи очень белые. Наш самолет долгое время летел вдоль берега. В конце концов мы приземлились в Сухуми».

Джон Стейнбек, «Русский дневник».

Возможно, американский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе любовался примерно таким же пейзажем, как и мы на подъезде к абхазской столице.

В один из удачных дней прошлогоднего осеннего вояжа по Абхазии — тучки расступились, давая место солнцу и вполне позволяя называть сентябрь «бархатным» сезоном, мы направили наши стопы и помыслы на восток страны. От Новой Гагры путь неблизкий, расскажу вам пока немного об истории столь древней земли.

Примерно 2500 просторы античной Колхиды колонизировали эллины. Об этом периоде рассказывают многочисленные находки и клады греческого происхождения…

А также города-полисы на побережье Черного моря. На востоке Абхазии античное время представляют Эшерское городище, Диоскурия и Гюэнос — в наши дни село Эшера, столичный Сухум и город Очамчира. Между крайними пунктами моего повествования в античности и раннем средневековье кипела и переливалась жизнь.

Греки, с их легким имперским снобизмом, называли местных жителей с налетом пренебрежения гениохами, то есть «возницами». Артефактами их культуры полным-полны музеи республики.

Самым развитым греческим полисом считалась Диоскурия. Диоскурия, или Диоскуриада (а ныне Сухум) основана 2500 лет назад купцами из Милета. Они назвали город в честь братьев Диоскуров, участников путешествия аргонавтов в Колхиду за Золотым Руном.

За 100 лет до нашей эры здесь разместился военный форпост Понтийского царства. В начале нового времени легион сменил «прописку» на римскую, а город переименовали в Себастополис. Это был период золотого века античности на Абхазской земле.

Вместе с ранним средневековьем, Византийской империей и новым укладом жизни на просторы Абхазии пришло христианство.

Раннехристианские культовые сооружения Абхазии датированы IV–X веками. В Восточной Абхазии легко запланировать тур по страницам церковной истории: посетите Успенский собор Драндского монастыря, построенный не позднее шестого века.

Его линия отправляют к лучшим архитектурным традициям Византии в эпоху ее расцвета.

Далее (если смотреть по карте) следует собор Успения Пресвятой Богородицы в Мокве.

Средневековый Моквский собор успел побывать и Кафедралом, и культурным центром, и усыпальницей. Здесь похоронен последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе.

В селении Илори побывайте в храме Георгия Победоносца. С чудотворными иконами, колокольней и особой атмосферой — не стоит заглядывать сюда из праздного любопытства, как по мне.

И еще дальше, в самом сердце горной Восточной Абхазии, находится Бедийский собор. Нечасто в путешествиях встречаются места столь интересные, великолепные и духовно богатые.

Бедийский собор построен в 999 году, царем Багратом III — великим государем, сумевшим объединить абхазов и картвелов в единое Грузинское царство. Здесь же расположена его усыпальница.

Стены, сложенные из тесаного камня, напоминают о почтенной истории постройки, остатки фресок — о прежнем великолепии храма.

В сотне метров от собора вас встретят масштабные руины царского дворца с прежде красивыми сводами, колоннами и парадными залами. Здесь же проживали епископы Бедии.

Бедийский храм самый труднодоступный в моем списке. И вовсе не потому, что доехать сюда невозможно — грунтовка вполне себе приличная для горной Абхазии. По какой причине сюда не возят экскурсии (возможно, я не права и уже начали) не скажу. Эту жемчужину средневекового зодчества определенно стоит увидеть своими глазами.

Самое красивое время — ближе к закату.

Весь «храмовый» маршрут вполне реально успеть за 1 день. Идеально выезжать из Сухума, но если вы живете в Пицунде или даже Гагре, все возможно. По пути с святыням советую добавить идиллические полупустые пляжи, вкусные кафешки локальной гастрономии формата «для своих» и фото-стопы у виноградников.

Если вы здесь на целый отпуск, прокатитесь к водопадам и городам-призракам. А еще не пропустите интересные природные парки — с водопадами, речными порогами, беседками и мостиками над ущельем. На фото — живописнейшее ущелье «Черниговка».

Этот эко-парк, с непривычным для кавказских мест названием, мы с вами посетим в следующей серии приключений:)