Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Пицунда — Абхазия Сентябрь 2022

Не знаю, найдется ли на свете что-то, чтобы я полюбила так же сильно как старинные города. На каждом шагу — кусок Вечности, истории, радости или драмы, невероятного приключения. Потому второй день нашего автомобильного вояжа по побережью Абхазии мы посвятили Пицунде.

Легенды и были «Соснового» городка

В республике не встретите города более исторического и овеянного легендами. Если мы прокрутим колесико Истории, попадем в реликтовую эпоху. Именно тогда предки современных абхазов основали поселение Амзара, на кустистым сосновом берегу. Примерно здесь.

«Амза» переводится с абхазского как «сосна». Тут же располагалось капище Лдзаа-ныха, одна из семи великих языческих святынь Абхазии. Несмотря на христианский статус республики, языческие обряды и традиции живы и в наши дни — жрецы, шаманские ритуалы и сборища родовых фамилий остались не только на страницах летописей, но и как часть мироощущения современных, зачастую очень модных и образованных, абхазов.

Легенды и были «Соснового» городка

Есть мнение, что именно здесь в IV веке построили церковь, где проходило Крещение Абхазии. Но до христианства пока далеко. Почти за тысячу лет до Рождества Христова Черноморское побережье Кавказа было усыпано греческими полисами. Один из них греки назвали Питиус, или Питиунт — что переводится с древнегреческого также как «сосна».

Вам уже интересно, что это за волшебные сосны? Нам тоже, потому мы поехали взглянуть на них в Пицундо-Мюссерский заповедник. Теплый, влажный, ароматный субтропический рай, он занимает большую часть Пицундского полуострова. Его посещение (за исключением пары отдельных объектов) бесплатное, ведь он охватывает солидные приморские территории.

Легенды и были «Соснового» городка

Заповедник охраняет более 800 видов растений, в их числе колхидские эндемики, реликты и представители Красной книги. В центре внимания — реликтовые пицундские сосны. Стандартный пляжный отдых в их окружении, с ничегонеделанием, загаром и валянием дурака, приравнивается к санаторному. Могучие великаны, с их фитонцидами и бесценными смолами, оздоровят вас и без вашего участия.

Наш малышковский пикник под соснам Пицунды:)

Если вернуться к грекам, выходцам из Милета, перед нами предстанет Питиунт, основанный на месте современной Пицунды. Эллинские мореходы вполне могли высадиться на этом живописном берегу…

Легенды и были «Соснового» городка

Античный Питиунт — город богатый, торговый, цветущий. И постоянно привлекающий алчные взгляды чужеземцев, соответственно. Греков сменило Понтийское царство, затем римляне возвели здесь свою крепость.

Как вам известно, эти парни умели строить так, чтобы памятники отпраздновали 1000 лет или даже 2000. В Пицунде также сохранились части римской крепостной стены.

Легенды и были «Соснового» городка

К IV веку территории современной Пицунды входят в состав Византийской империи. Город нужен как форпост на Кавказе, а также центр распространения христианства. В эпоху правления Юстиниана в Пицунде построят первые христианские базилики, в греческих традициях: с позолотой, фресками, мозаичными панно, колоннами и каменными барельефами. Чтобы увидеть все это в наши дни, приходите в Государственный историко-архитектурный Заповедник «Великий Питиунт».

Легенды и были «Соснового» городка

Здесь все вехи сходятся в одной точке — у красивых дверей Пицундского храма.

Патриарший собор в Пицунде освящен в честь апостола Андрея Первозванного. Он возводился и отстраивался многократно: первая раннехристианская базилика IV века, церковь, перестроенная по указанию Юстиниана, с епископской кафедрой. Престольный храм Абхазского царства и кафедра Католикосов в X веке.

Легенды и были «Соснового» городка

В эпоху своего расцвета Абхазское царство простиралось от Анапы до Кутаиси. Только представьте: на всей этой огромной территории долгие годы не было принято строить храм внушительнее, чем собор в Пицунде.

Позже, в эпоху Абхазо-Картвельского царства, храму придавалось не меньшее значение. Не забыли о Пицунде и в XVI веке, когда по истории сюда приходит Османская империя. Зодчие турок-османов строят внушительную крепостную стену в центре города. Крепостная стена достигала высоты 8 метров, толщина стен доходила до 1,5 метров. До нас, к сожалению, дошли лишь части крепости: многое было разрушено в русско-турецкие войны.

Легенды и были «Соснового» городка

Известно, что османы взяли Пицунду без боя, храмом не пользовались и в мечеть не превращали. В течение последующих трех столетий службы в Пицундском соборе не проводились, и за эти века сквозь крышу храма прорастают — причем в прямом смысле слова, фруктовые деревья! Это невероятное зрелище запечатлели русские художники, посещающие крепость Пицунда. Картины можно увидеть в музейной коллекции собора.

В таком, заросшем и заброшенном состоянии, застали Пицунду русские солдаты. Пицунда входит в состав Российской империи. С 30-х годов XIX века в крепости располагается русский военный гарнизон.

Легенды и были «Соснового» городка

Русские построили две сторожевые башни. В одной из них в советскую эпоху расположился кафе-бар «Холодильник»: каменные стены и фонтанчик создают прохладу. Из двора кафе открывается симпатичный вид на собор.

Благодаря Брежневу в Пицунде появился дорогой инструмент — орган, подарок Советского Союза. И с 1970 года сакральное место преобразилось в храм музыки.

Легенды и были «Соснового» городка

Патриарший собор, обладающий великолепными акустическими свойствами, служит площадкой для концертов органной и классической музыки и в наши дни. От желающих просто отбоя нет: в теплый сезон музработники проводят по два концерта в день, и лишний билетик найдете с трудом, поверьте.

В музыкальной программе часто лауреаты и прочие призеры конкурсов и фестивалей. Они здорово разбавляют курортные будни отдыхающих в Пицунде, на мой вкус:)