Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 10:01

Ткуарчал — Абхазия Сентябрь 2018

«Белые кеды в горах — к дождю», решила я довериться приметам, собирая чемодан в Абхазию. Планы на тот отпуск были грандиозные — альпийские луга, величественные склоны гор, километры волшебных пейзажей, долина озер под облаками… Это я сейчас о природной составляющей, моя личная программа выглядела не менее увлекательно — помимо джинсов и теплой кофты в сумку легко длинное, летящее, головокружительное красное платье. В нем по задумке будет проведен фотосет на одном из драматических горных обрывов. Только я — и облака, и орлы, и скалы… Правда круто?)

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

А кому охота грязь месить, потому вместо любимых беленьких «крокодильчиков» в чемодан попали практичные, темно-синие. Дождь, сами понимаете, не пошел!

Впрочем, и поход не состоялся. В первое утро на абхазской земле я, как-то особенно неловко выйдя из душа, оступилась, упала, и вывихнула палец. Все было как в кино — «упал, очнулся, гипс», только я себя видела героиней другого блокбастера!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Пару дней полив слезы над распухшей ногой, не желавшей надевать кеды и идти в них даже до калитки отеля, не говоря уж о покорении гор, решили скорректировать программу. Чем бесценна Абхазия — тут всегда, даже в 1001 раз найдется, что посмотреть! Новый план родился вмиг — странный, почти вымерший город Ткуарчал, со своими знаменитыми заброшками, и три крутейших водопада в его окрестностях. Маршрут новый и неизбитый — туристов сюда стали возить лишь год-другой как, потому пока все дикое, но симпатиШное!

Ехать решили не с абхазскими экскурсионными бюро, с которыми моя дружба никак не ладится, а нашли водителя — серьезного дяденьку на пикапе, что проедет везде и всюду. Пикап, в смысле, проедет! Впрочем, водитель наш тоже еще ого-го, как выяснилось позже. В качестве бонуса новый знакомый угостил нас своим домашним вином, ждал везде, сколько надо, и разрешил оккупировать его железного коня для фотосета. Душа-человек, одним словом! Сомневаюсь, что сопровождающие из агентств такие же всепонимающие!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Вообще, географически, Ткварчал — это восточная Абхазия, ехать от Сухума час с небольшим, а по ощущению — другой мир. Совсем другая природы, горы — не те горы, бархатные ущелья, каньоны, мосты через бурные реки. Картинка начала радовать с утра, пока мы с ветерком мчали навстречу приключениям.

Не без элементов местной экзотики, кстати!)

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Хотя история самого города скорее печальная… Город-призрак, «мертвый город», как «зазывно» окрестили его турбюро. Не знаю, как вы, а я ожидала увидеть нечто более апокалиптичное!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Да, изрядно пошарпано все, да, заброшек много, но в целом угнетающего впечатления от городка нет. Бабульки у дороги продают вино и фрукты, все улыбаются, окликая нашего водителя — он местный, я вам покажу его усадьбу. Мы еще и в гости попали в тот день — определенного, какие турфирмы при этом раскладе?)

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Ткуарчал при СССР назывался Ткварчели, его основали в середине прошлого века как крупнейший индустриальный центр Кавказа, тут добывали уголь. Электростанции, шахты, заводы и фабрики, канатка, железная дорога — сейчас сложно в это поверить, но в советские времена городок снабжался похлеще столицы!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Всё закончилось в 1992 году. Во время грузино-абхазского конфликта Ткуарчал пострадал страшно, пережил тяжелейшую блокаду, представьте, 413 дней полной изоляции. И промышленность, и жилые дома были разрушены. С тех пор прошло 25 лет, а городок так и не оправился. Сейчас от преуспевающего промышленного центра осталась горстка жителей, несколько домов, школа и детсад, магазинчики, и, не удивляйтесь, театр!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Сюда мы попали также благодаря водителю, он у нас по совместительству оказался артистом! Провел чуток по закулисью, удивил помпезностью ковров и колонн, и умчал дальше. Всё же главное сокровище Ткварчала — окружающая его природа! Горы, ущелья, пещеры, реки. И три жемчужины — три водопада. К ним и поедем!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Дорога, не сказать, что плохая. Она очень, очень плохая! Если я до этого где-то жаловалась на тяготы пути — беру свои слова обратно. Здесь вроде и пара-тройка километров всего, но по такому адскому бездорожью, где тебя трясет, швыряет и выкручивает, что они тянутся вечностью. По сторонам тоже лучше не смотреть — там пропасть, можно молиться, надеяться, и верить в мастерство водителя. Вот мы и на месте!

Первый водопад на нашем пути — Ирина, не самый огромный, метров 40, но живописный и полноводный.

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

В честь какой такой Ирочки его назвали, я не в курсе, у гуляющих рядом гидов не узнала. Если честно, в тот момент забыла обо все на свете!

Со вторым знакомцем история поинтереснее. Его называют Великан, или Гигант, и как вы поняли, сейчас я буду щеголять размерами! 120 метров — самый крупный в Абхазии. Водопад реально огромный и очень шумный, бурлящий, причем, напомню, в Абхазии мы отдыхали осенью, в пост-засушливый период. А что тут творится в начале июня, представьте?!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Один минус — при таких впечатляющих достоинствах отойти достаточно далеко, чтоб охватить его целиком, просто некуда. Вокруг горы, и благоустроенных смотровых площадок с сувенирами и китайцами, славатебегосподи, пока нет!

Потому удачнее всего он получается «частями» …

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Кстати, видите углубление в скале? Там дорожка, по ней можно пройти, приняв очень освежающий душ из мельчайших водных брызг. То, что надо в жаркую погоду!

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Забыла рассказать, дорога к этим двум водопадам сложная. Протоптанные тропки — а местами и не протоптанные вовсе, спуститься реально только в нескользящих кроссовках. Вы же помните мой многострадальный палец? Я была в босоножках, и дорога к водопаду — еще один момент экстрима. Ну, вдруг душа под самым здоровенным потоком воды в республике мне покажется недостаточно для счастья!

И на десертик нам — водопад Акармарский.

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

Не самый высокий, 37 метров, зато симпатичный, благоустроенный, и имеющий под боком главную радость путешественника — ресторан!

Время то обеденное! Кормят там вкусно-национально, цены стандартные по республике. Так что соберетесь в те края, можете на паковать с собой бутерброды, а пообедать по-человечески. И водопадик пофотографируете, и отдохнете, и бесценным горным воздухом подышите.

Город призрачной красоты в радуге водопадов. Ткуарчал!

На самом деле, рестораном наш день не закончился. Была еще одна причина, по которой мы искали именно водителя, решив не связываться с местными экскурсиями. Есть в Абхазии чудный храм, что стоит на краю гордого утеса. Один из самых древних и прекрасных, тысячу лет парит он над ущельями и скалами, и мы очень давно хотели познакомиться. Сейчас только за вином заедем в гости к нашему гиду!

Провожать солнышко и благодарить Небеса за исполнение мечты нужно достойно!

П.С. А про церковь я вам расскажу в продолжении!)