Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был 26 апреля 11:42

Чаган-Узун, Кош-Агач, Улаган, Балыктуюль — Россия Август 2022

Очередной день на Алтае было решено посвятить посещению знаменитого Марса — красочных цветных горах в долине Кызылчин. Добраться до них достаточно легко, проедет любая легковушка, за исключением спорткаров, пожалуй

Чтобы попасть на Марс, нужно сесть в ракету и лететь несколько лет нужно ехать по Чуйскому тракту до села Чаган-Узун. По пути не забывайте смотреть по сторонам, на открывающийся Северо-Чуйский хребет

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

По пути можно заехать на недостроенную Акташскую ГЭС, смотреть там особо нечего, зато вокруг ГЭС обитает множество сусликов (или иной похожей живности)

В какой-то момент дорога, до этого петлявшая меж покрытых лесом холмов…

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

… выходит на простор, становится прямой как линейка, а с одной стороны Северо-Чуйский хребет открывается во всем своем великолепии

Доехав до Чаган-Узуна, нужно свернуть с трассы, проехать населенный пункт насквозь, и преодолеть несколько километров по степи. В сухую погоду, повторюсь, преодолеет любая легковушка, если прошел дождь, лучше воспользоваться многочисленными предложения чаган-узунцев. Заблудиться, если что, очень тяжело, везде самодельные указатели

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

В итоге вы оказываетесь у подножия так называемого «Марса-1» (есть еще «Марс-2» и «Марс-3»), самой крупной из здешних цветных гор. Формально Марсы находятся на частной территории, что позволяет брать за посещение плату. Взамен предоставляется парковка и подобие охраны

Место популярное, на парковке машины с номерными знаками из множества регионов и почти из всех соседних государств. Но в целом территория большая, поэтому найти место без людей более, чем реально

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

Предупреждали, что в пасмурную погоду Марс несколько теряет свою необычность, но нам повезло — облака хоть и закрывали солнце, но почти сразу уходили

Хочу отметить, что вживую Марс тоже не такой яркий. Возможно, дело в освещении, возможно, в строении человеческого глаза, но на фото Марс ярок и красочен

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

Где-то видел информацию, что цвет возвышенностей обусловлен выходом на поверхность киновари, но это не так. На самом деле, цвет действительно появился благодаря месторождениям минералов, но не киновари, а железа и марганца. А вот если хотите увидеть киноварный рудник, то вам к Акташскому ретранслятору

Марс, как уже сказал, это частное владение, тем не менее видел группу, которая уходила с рюкзаками в сторону от основных троп, так что вероятно, есть и пешие маршруты. Хотя, возможно, люди просто шли пешком к «Марсу-2» или «Марсу-3» (он же «Луна-1»

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

В основном люди кучкуются на первой же более-менее ровной площадке, так что не бойтесь уходить в сторону и будут вам в награду фотографии Марса без людей

Можно спуститься к подножию возвышенностей в обход «главного входа», но спуски достаточно крутые

С поверхности земли Марс тоже симпатичен, но не так инопланетен, как сверху

Единственными более-менее постоянными крупными обитателями Марса являются местные коровы, которые напоминают, что хоть это и Марс, но на Земле

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

На «Марс-2» и «Марс-3» мы не поехали. Во-первых, если честно, не ожидали видеть что-то новое, во-вторых, день выдался жаркий, поэтому из машины с кондиционером вылезать лишний раз не хотелось. Поэтому мы снова преодолели степь…

… выехали на трассу, и отправились в деревню Кош-Агач — наверное, самый колоритный населенный пункт на Чуйском тракте. Дело в том, что Кош-Агач — это по сути последний оплот цивилизации, куда может попасть любой желающий. Есть еще Ташанта, но это приграничная территория и для долговременного въезда нужен пропуск. А Кош-Агач — вот он, без всяких документов, всего несколько тысяч км из Москвы, и вы на месте. Кош-Агач был еще одной потихоньку разрущающейся российской деревней, но в какой-то момент сюда хлынули туристы, любую потребность которых и согласны удовлетворить здешние жители, лишь бы награда была достойной

Я бы посоветовал посетить Кош-Агач любителям тех мест, куда цивилизация шагнула, но не до конца. Бродить по его колоритных улиц с горами на горизонте было интересно и даже приятно. Кстати, здесь множество товаров из Монголии, которые продаются раза в два дешевле, чем на популярных сувенирных развалах Алтая — это еще и без торга. Так что вот еще один повод добраться сюда

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

Уже, возвращаясь в Акташ, мы решили заехать на еще один популярный туристический аттракцион — так называемое Гейзерное озеро — необычного цвета водоем недалеко от трассы. Вход сюда тоже платный, но видно, на что идут эти деньги: территория чистая, через болотистую проложены настилы, а вокруг озера установлено несколько арт-объектов. Озеро достаточно интересное, заехать сюда, безусловно, стоит

Последний день в горной части Горного Алтая мы решили посвятить еще одному здешнему тракту — Улаганскому — и знаменитому перевалу Кату-Ярык. Хозяин снятого жилья пугал нас дорогой, мы решили рискнуть, и, проехав минут 30 по не самому лучшему, но все-таки асфальту, добрались до местной достопримечательности — «Заставы у Михалыча». Проехать без остановки невозможно — внимание сразу привлекут автомобили, которым Улаганский тракт не покорился

Заставу организовал местный житель, который амбициозно называет себя команданте, это очень необычное место, которое существует на подношения туристов. Место, где собрано столь большое количество не связанных друг с другом экспонатов, еще надо поискать:)

Кроме команданте, на заставе живут несколько дружелюбных обитателей, можно провести некоторое время, наблюдая за ними. А можно наблюдать за окружающими пейзажами. А лучше совместить

Как раз после заставы начинается та дорога, которой и пугают местные, и которая заставляет закладывать на посещение Улаганского тракта почти весь. По пути попадаются деревеньки побольше и поменьше, некоторые даже с амбициозными стелами

Полная версия предыдущего фото

Дорога достаточно живописна, в основном проходит через лес, иногда взбираясь на перевалы или спускаясь в долины

Наконец, после нескольких часов тряски в машине, вы оказываетесь у легендарного перевала Кату-Ярык. Сколько-то там поворотов, невероятный угол подъема, который могут преодолеть только опытные водители, мощные машины или буханки местных. Путь ведущий к каменным грибам, Телецкому озеру и долине реки Чулышман. Очень мощное место с прекрасными видами, рекомендую все-таки сюда доехать. Кстати, год назад вовсю велись работы по строительству не такой суровой дороги на перевал, так что, возможно, дни Кату-Ярыка сочтены: еще один повод приехать сюда как можно быстрее

Немного погуляв по верхней площадке перевала, мы все-таки не рискнули спускаться вниз (как выяснилось, абсолютно правильное решение, на обратном пути одна из тормозных колодок померла и без Кату-Ярыка), поэтому пообедали традиционными алтайскими блюдами (рекомендую, кстати, прямо традиционных блюд особо больше нигде не встречал), немного потискали кату-ярыкца и отправились обратно

Шатай Алтай. День на Марсе, день на Земле

На обратном пути у смотровой площадки на Улаганском перевале открывается красивый вид на озеро Киделю. Правда, без туч он был еще красивее:)

Наконец, начинается Улаганский тракт так называемыми Красными воротами — двумя отвесными скалами, стоящими с обеих сторон дороги. И заканчивается Улаганский тракт ими же

Так прошли последние два дня в самой красивой части Горного Алтая. Естественно, самое интересное мы не увидели, а лишь прикоснулись к здешней природе и попробовали на вкус самые популярные здешние места. Алтай очень красив, всем советую повторить наш маршрут или придумать свой

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия