Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был вчера 16:46

Артыбаш, Иогач — Россия Август 2022

Вдоволь накатавшись по окрестностям Горно-Алтайска, решено было начинать знакомство с Алтаем в классическом понимании этого слова. На стадии планирования мы решили отбросить радиальные походы в 1–2 дня и заброски на «Уралах» продолжительностью 5–6 часов. Посему осталось три кита Алтая — Телецкое озеро, Чуйский тракт и Курайская степь. Начать решено было с Телецкого озера — примерно 200 км от Горно-Алтайска по Телецкому тракту.

Телецкий тракт уступает в известности своему Чуйскому собрату, да и места здесь не столь живописны. Еще и качество дороги похуже. Но при этом Телецкий тракт все равно остается очень красивой дорожной артерией, которые можно увидеть только в азиатской части России, с присущими только Сибири реалиями. Например, можете представить где-нибудь в европейской части РФ такую трассу? А на Телецком тракте таких участков три, общей протяженностью километров в 5! Радует, что приводят в порядок, раньше, говорят, было совсем плохо

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Другая фишка Телецкого тракта — животные на дорогах, от относительно привычных коров и лошадей до свиней (!)

Но при этом главное, что есть на Телецком тракте — это, конечно, же окружающая природа

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Через 3–4 часа бодрой езды Телецкий тракт приводит на берега Телецкого озера. На противоположных берегах озера стоят два поселка — Артыбаш и Иогач, по сути это один населенный пункт. В этих поселках большой выбор жилья для туристов — от элитных коттеджей до коек у частников. Популярные сервисы здесь особо не помогут, ищите на авито или телеграме

В 6 км от озера на горе Кокуя оборудован горнолыжный комплекс «TeletSki», который в зимнее время привлекает любителей катания, а в летнее — любителей созерцания. Две очереди канатной дороги поднимают вас на высоту 1386 метров, стоимость удовольствия 600 рублей

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Правда, с погодой не очень повезло, было пасмурно, гору окутали облака, так что вместо обещанных сногсшибательных панорам отдаленных заснеженных вершин удалось полюбоваться только стволами деревьев в облаках

Стоит признать, что и без панорам было достаточно интересно, опустившиеся облака добавили месту мистики

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Тем более, что через некоторое время вышло солнышко, облака немного расступились, и пейзаж заиграл новыми красками

А с выходом солнца на камни вылезли погреться местные жители, которые были идентифицированы как пищухи

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Нагулявшись в облаках, мы поняли, что полностью солнце их не разгонит, так что, немного огорчившись, решили спускаться вниз. И тут выяснилось, что на пересадочной станции на высоте 1050 метров никакими облаками и не пахнет. Видно и само озеро…

… и окружающую его тайгу

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Кстати, промежуточная станция носит название «МКС», а кафе на нижней называется «ЦУП». Так что попасть на МКС гораздо проще, чем вы думаете;) Нагулявшись на промежуточной станции, мы спустились вниз и аккурат под закат вернулись в местный Вилларибо и Виллабаджо Твин-Сити. В окрестностях Артыбаша на горе Тилан-Туу есть смотровая площадка, с которой открываются прекрасные виды на Артыбаш, Иогач и озеро. А вот закатное солнце с нее разглядеть не удалось: во-первых, опять нагнало облаков, а во-вторых, прямо на западе находится достаточно крупная возвышенность, за которую солнце закатывается, когда еще достаточно высоко на горизонте. Во всем остальном смотровая обязательна для посещения, виды здесь действительно прекрасные

Находясь на смотровой, пару раз видели крошечный вертолет, который делал круг над озером и улетал в тайгу. Потом узнали цену, 25000 на 15 минут полета, максимум — 4 человека. В принципе, вполне доступная цена для столь эксклюзивного развлечения

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Один день на Телецком мы планировали провести на экскурсии по озеру. Выбор таких экскурсий огромен — катер есть почти у каждого жителя озера, цена и продолжительность зависит от дальности и количества желаемых достопримечательностей. Найти эти экскурсии не составит труда на том же авито. Мы же зачем-то повелись на первую же ссылку в гугле — и забронировали билеты на здешний теплоход «Пионер Алтая» — посудину полулегендарную и бороздящую здешние воды уже полвека, если не больше. Скажу сразу — берите катер, это значительно быстрее, ненамного дороже (2500–3000 против 2000 на теплоходе) и лишает вас 200 попутчиков, у которых 20 минут на каждой остановке. Впрочем, если хотите хапнуть ностальгии — теплоход «Пионер Алтая» и 5 часов поездки для вас. Но это я немного забежал вперед
Итак, утром вместе с 200 другими лохами и жмотами пассажирами мы загрузились на теплоход, капитан дал гудок, и под подразвеселые шлягеры советских времен корабль отправился в путь

Первые несколько минут обозревать берега даже интересно. Пока не приходит понимание, что обозревать эти берега еще как минимум 1,5 часа в одну сторону, а потом столько же обратно

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Сначала теплоход идет с запада на восток, а потом воды озера резко поворачивают на 90 градусов

Если попробовать описать форму Телецкого, то больше всего оно будет напоминать цифру 7. Как раз до места поворота и проходит маршрут «Пионера Алтая», мимо которого регулярно проносились моторки и катера с более продуманными туристами

С окружающих гор в озеро стекает множество речушек и ручьев, образующих несколько водопадов, к которым и возят приезжающих. Два самых известных водопада посещает «Пионер Алтая». Один из них — восьмиметровый Чодор, стоянка 20 минут. За это время 200 человек должны высадиться, занять максимально выигрышную позицию на фоне водопада, найти 100 рублей, так как терминала на здешней кассе нет, и загрузиться обратно. Выбор за вами

А вот и сам «Пионер Алтая» на стоянке у водопада Чодор

Чодор, упав с восьмиметрового уступа, превращается в ручеек, который спокойно втекает в Телецкое

В этой части озеро окружено неприступными скалами, которые на много метров выступают из воды

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Погода в тот день была капризная, то выходило солнце, то шел ливень, то накрапывал дождь. Иногда все эти погодные явления встречались одновременно

Второй водопад, на который заезжает «Пионер Алтая», расположен почти строго напротив Чодора

Водопад Корбу высотой 12,5 метров. Цена посещения — 152 рубля, здесь же открыты многочисленные кафешки, где можно как отобедать на месте, так и взять хариуса с собой

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Стоянка у Корбу побольше, примерно час, так что успеете и пофотографироваться, и пообедать

После Корбу теплоход отправляется в обратный путь, еще полтора часа. К этому моменту подвох начинают понимать уже большинство пассажиров

По идее, на обратном пути с кормы теплохода открывается неплохой вид на снежные вершины окружающих гор, но погода, как уже сказал, в тот день не баловала

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Поэтому обратный путь прошел без каких-либо запоминающихся моментов — проплыли мимо еще пары водопадов и скального островка. Ко всем этим объектам катера заходят, если что:)

Постепенно пароход приближается к точке возврата…

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

И, наконец, после 5 часов насыщенного и увлекательного путешествия возвращается в Иогач

Большинство экскурсий по Телецкому, кстати, начинается именно из Иогача: берег здесь удобнее для причаливания, да и инфраструктуры побольше

Так как путешествие на пароходе получилось слишком насыщенным, во второй половине дня решено было прокатиться в Турочакский район в часе езды от Телецкого. Дорога, хоть и не ведет в алтайскую метрополию, была вполне достойного качества, а машины, попавшиеся по пути, можно было пересчитать по пальцам одной руки

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Целей в поездке наметили парочку. Первая — граффити советской эпохи на скале с необычным названием «Иконостас»

А вторая — впадение реки Лебедь в Бию, которое на Алтае называют красивым словом «Слияние»

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Еще один совет: если поедете в Артыбаш, учтите, что местный магазин не справляется с потоком туристов, поэтому в иогачском супермаркете сети «Мария-Ра» (сибирские «Магнит» и «Пятерочка», вместе взятые) длиннющие очереди и местами пустые полки. Так что пользуйтесь моментом и затаривайтесь, если уезжаете куда-то. Другое дело, что вариантов уехать из Артыбаша не очень много. Мы затарились в Турочаке, который по алтайским меркам достаточно крупный населенный пункт

Возвращаясь на озеро, обратили внимание на мост в последней к озеру деревне. Или первой, если ехать от озера. Название запоминающееся, мимо не проедете:)

Шатай Алтай. Золотое озеро Телецкое, маленький поселок Артыбаш

Поближе к столице за посещение таких мостов местные собирают деньги, а здесь, пожалуйста, все бесплатно

Перекинут мост через реку Бия — единственную реку, вытекающую из Телецкого озера. Мост в Кебезени (или Кебезене) вообще стал одной из самых запоминающих локаций поездки — очень уж пасторален

А мы вернулись в Артыбаш, чтобы на следующий день уехать с него на Чуйский тракт…