Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был 5 марта 5:50

Горно-Алтайск, Манжерок — Россия Август 2022

Во мнении большинства обывателей Алтай ассоциируется с чем-то загадочным, не особо доступным и очень красивым. В большинстве своем, эти люди правы — алтайская религия и мифология до сих пор шагает вместе со светской жизнью, а места здесь удивительной красоты. Но только вот недоступность уже ушла. Несколько часов на самолете — и вы уже в столице республики Алтай!

Мы с девушкой решили пойти более сложным путем. Вместо Горно-Алтайска решили долететь до соседнего Барнаула, а уже оттуда доехать по земле до столицы соседнего региона. Во-первых, так было существенно дешевле, во-вторых, Барнаул мне показался симпатичным в 2016 году, решил посмотреть, что изменилось в городе.

Итак, пасмурным августовским утром борт S7 приземлился в аэропорту Барнаула, который носит имя Германа Титова. В интернете, кстати, есть информация, что у аэропорта есть собственный мерч, но обнаружен он не был. Сам аэропорт обычный, крошечно-провинциальный, из-за чего на досмотр приглашают по одному рейсу

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Добравшись до города на такси, мы уже через час садились в потрепанный автобус, а еще через 4,5 часа оказались в Горно-Алтайске — столице и единственном городе Республики Алтай. Существует общепризнанное мнение, что в столице делать нечего, она используется туристами лишь как перевалочный пункт для дальнейшего путешествия. Все действительно так, Горно-Алтайск не производит приятного впечатления, малоэтажная застройка хрущевками и сталинками в центре, дополненная муниципальными учреждениями, а в основном — частный сектор

Даже центральная площадь, которая в большинстве республик РФ производит пафосное впечатление, в Горно-Алтайске необычно скромная. Возможно, дело в отсутствии стабильного заработка в регионе — из-за того, что Горный Алтай объявлен экологически чистым районом, здесь нет крупных промышленных предприятий, а бюджет республики подпитывается только туристами и донациями из Москвы

Главной достопримечательностью города считается Национальный музей, в одном из залов которого хранится мумия так называемой Принцессы Укока — уникальный экспонат мирового значения. Принцессу иногда показывают публике, но происходит это несколько раз в месяц, обязательно на убывающую луну (или восходящую). В дни нашего пребывания Принцесса не демонстрировалась, поэтому на музей мы посмотрели только снаружи

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Относительно новой достопримечательностью Горно-Алтайска является памятник первой учительнице, открытый два года назад

Горно-Алтайск обходится за пару часов неспешной ходьбы и больше напоминает окраину какого-нибудь среднего российского города, чем столицу республики, которая на всю Россию славится своей природой. Разливайки, шиномонтажки, разбитые тротуары — стандартный набор, который, видимо, и формирует не очень приятный облик Горно-Алтайска в глазах туристов

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Впрочем, места «маст-си» в Горно-Алтайске тоже есть. С улицы Северная можно попасть к началу крутой, но обустроенной, лестницы, которая ведет к беседке на горе Тугая, откуда открывается прекрасный вид на город

А если подняться еще выше, то можно попасть на вторую смотровую, откуда виды еще прекраснее. Скажу сразу, что подъем придется осуществлять по суперкрутой тропе без какого-либо обустройства, а спускаться по ней еще сложнее. Так что советую доехать до смотровой на такси — благо, в городе есть и Яндекс. Ориентир — телевышка, которая находится на этой же горе

Дорога петляет вокруг горы Тугая, постепенно поднимаясь на нее. А в просветах между деревьями видны окраины столицы

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

А со смотровой открывается прекрасный вид на город, соседние села и горы, которых в регионе огромное количество, который не портит даже пасмурная погода

С высоты хорошо видно устройство города — небольшая часть многоэтажек в центре и обширный частный сектор ближе к окраинам

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Постепенно спустились сумерки, при искусственном освещении Горно-Алтайск стал смотреться даже как-то поинтереснее

Когда-то на вершину горы вела канатная дорога, но она, судя по состоянию, давно заброшена. Вдоль опор канатки и проходит тропа наверх, которой, повторюсь, я пользоваться не советую — слишком крутая и опасная

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Железных дорог в республике нет совсем — слишком специфичный рельеф, поэтому главным транспортным узлом в городе является автовокзал. Им активно пользуются туристы и местные, да и маршрутная сеть обширная. У дверей вокзала традиционно собираются бомбилы, но даже на человека туристического вида они реагируют не очень активно

Ближайшая к Горно-Алтайску заслуживающая внимания точка на карте — знаменитый горнолыжный курорт Манжерок. 100 рублей и полчаса пути на любом попутном автобусе — и вот вы уже почти в Манжероке! Почти — потому что высаживают вас у поворота, от которого до подъемников еще три километра

Видимо, подразумевается, что своим ходом в Манжерок люди не приезжают, только на машине. Потому что обратно в столицу есть один автобус в день, а если он не подходит, то на трассу — ловить проезжающий. Зато парковок здесь несколько футбольных полей — на машинах, в основном, номера близлежащих регионов: Новосибирской, Кемеровской, Томской областей…

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

В Манжероке сейчас масштабная стройка, власти ожидают значительный прирост туристов. Но, видимо, они не понимают, что надо наладить элементарную доставку людей до места, и это увеличит прибыль еще больше

А в остальном в Манжероке красота. 2 очереди подъемника, одна с закрытыми кабинками, другая — кресельная. Цена на единый билет — 850 рублей. Первая канатка (гондольная) называется «Чуйский тракт» и поднимает вас на высоту 1020 метров

На этой высоте расположена смотровая с кафе и ресторанами, откуда открывается вид на Катунь и окрестности

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Кстати, село Манжерок распологается чуть в стороне от курорта «Манжерок», а ближе всего к подъемникам находится село Озерное. Собственно, в селе Озерном курорт «Манжерок» и построен. Такая вот замысловатая алтайская география и топонимика

Для того, чтобы попасть на вторую канатку, которая называется «Альбаган» придется минут 10 прогуляться вниз. Кресельная дорога поднимет вас на высоту в 1240 метров, на вершину горы Малая Синюха

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

По мере подъема в стороне становится видна гондольная канатка

На конечной станции «Альбагана» тоже обустроена смотровая с точками фастфуда. Отсюда же начинается несколько пеших маршрутов, один из которых ведет на верхнюю станцию «Чуйского тракта»

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Здесь же за месяц до нашего посещения был открыт тематический парк «Хранитель Большого Алтая». Было обустроено несколько экологических троп, на которых установили 6 статуй. Пилят бабло как могут Одну из статуй, богатыря Когудей Мергена, поставили прямо на верхней станции подъемника

Канатка «Альбаган» смотрится посимпатичнее. Пейзажи тут помасштабнее, народу поменьше

Собственно, отсюда становится видно, почему республика называется Горный Алтай

С Малой Синюхи шикарный вид на озеро Манжерок, которое и дало название одноименному поселку и курорту

Шатай Алтай. Столица и «расскажи-ка мне, дружок»

Нагулявшись, мы с девушкой проделали путешествие по канаткам в обратную сторону, поужинали у нижней станции и отправились обратно в Горно-Алтайск

Подытоживая: Манжерок точно стоит посещения, тут прекрасные виды и природа, но инфраструктура еще хромает. Как выяснилось, этим предложением можно описать весь Алтай:) Продолжение следует…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия