Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был вчера 10:15

Акташ — Россия Август 2022

Насмотревшись на Телецкое озеро, мы совершили марш-бросок по Телецкому и Чуйскому (об этой знаменитой дороге будет отдельный пост) трактам и поздним вечером оказались в поселке Акташ в 350 км от Горно-Алтайска. Островки и прочие суточно.ру большого разнообразия жилья не предлагало, зато на авито была целая россыпь предложений. Так что еще раз скажу: планируя самостоятельное путешествие по Алтаю, пользуйтесь авито — здесь можно найти все, начиная от жилья, заканчивая организованными рыбалками.
По приезду в Акташ нас ждал первый сюрприз — датчик температуры показывал +3, которые через пару часов превратились в -1. Напомню, это был август. Томичи из соседнего домика сказали, что накануне температура опускалась до -5, так что нам еще «повезло». К чести хозяев жилья стоит сказать, что они к нашему приезду привезли радиатор и тепловую пушку, так что ночь прошла в относительном тепле. Но вылезать из-под одеяла в туалет было тем еще испытанием, да:)
На следующий день, впрочем, прогноз погоды обещал ясную погоду и аж 12 градусов тепла, так что было решено посвятить его экскурсии по окрестностям Акташа. Местные жители давно наладили кампанию по обслуживанию приезжающих туристов практически в любую точку в радиусе 100 км, лишь бы по цене сошлись. Туристов, кстати, навалом — акташская «Мария-Ра», думаю, приносит один из максимальных доходов во всей сети, и неволько восхищаешься уровню здешней логистики — ведь туристы чуть ли не каждый день опустошают магазин до состояния пустых полок, это ж в каких количествах товары завозить тогда надо??? Но да ладно, это лирика уже

Самая популярная экскурсия из Акташа — поездка на Акташский ретранслятор, он же просто «Девятка». Стоит 2000 рублей с человека, отличается относительной доступностью и подходит для любого человека. Относительная доступность — это потому что проехать к нему можно лишь на джипе с высоким клиренсом. Местные, кстати, никого не уговаривают и даже поощеряют поездку на собственном автомобиле (не джипе) — ведь каждая такая попытка становится лучшей рекламой их бизнесу. Например, в один день к ретранслятору поднималась семья москвичей на арендованной Hyundai Creta, которые несколько раз прилично днище ударили (зачем так насиловать арендованную тачку, не понимаю), так еще и сели на пенек где-то в лесу на обратном пути. В итоге посреди ночи аборигенам пришлось организовать спасательную операцию, а на следующее утро незадачливые туристы стали самой обсуждаемой новостью поселка. Пешком люди, кстати, тоже поднимаются, причем в возрасте от 5 до 70 лет — дорога займет 1,5–2 часа в одну сторону. Или 2000 рублей за 25 минут триала на джипе — выбор за вами. Добавлю еще, что 2000 — это вроде как фиксированная цена, ее озвучивали все опрошенные водители. Больше говорили, меньше ни разу. Мы в таком случае решили помочь семье, сдававшей нам жилье, так что утром следующего дня Александр, поругиваясь и кряхтя, пригнал свою Toyota Hilux и забрал нас к ретранслятору.

Что такое Акташский ретранслятор, он же «Девятка», он же УРС08609? Это радиовышка спецсвязи, через которую в советское время осуществлялась связь с Монголией. С развитием технологий, через вышку начали транслировать телевизионный сигнал, а сейчас она предназначена для связи авиадиспетчеров с пилотами плюс мобильная связь, естественно. Расположена на вершине горы Лысуха на высоте 3038 метров. «Девятка» стала самым высоким местом в России, куда я попал на автомобиле, пусть и не за рулем:) Почему «Девятка», спросите вы? Дело в том, что линия спецсвязи состояла из 11 вышек, от Бийска до Ташанты, и антенна в Акташе была как раз девятой по счету, вот так все просто. С вводной частью вроде закончили, поехали!

Первое время дорога проходит через лес, то тут, то там торчат массивные булыжники, которые и представляют собой непреодолимое препятствие для машин попроще. Эта дорога ведет к бывшему Акташскому киноварному руднику, с которого и началась история поселка. Сейчас рудник заброшен, остались лишь несколько строений, часть рудника (местные, кстати, говорят «рУдник», с ударением на первый слог) и отвалы отработанной породы

Шатай Алтай. Один день на джипе

Александр предложил нам выйти погулять, чтобы оценить труд рабочих. Мы, естественно, согласились:) Лучше гулять по шахтам только в сопровождении знающего человека, длина тоннелей небольшая, но и в них очень легко заблудиться

Подземные коммуникации условно делятся на две части: первая — бетонные тоннели, скучные, но безопасные. Здесь есть разве что несколько своеобразных гротов

Шатай Алтай. Один день на джипе

Вторая часть — старые тоннели с деревянными подпорками. Они поинтереснее, но и не такие безопасные: дерево гниет, видели несколько уже заваленных проходов

Температура под горой стабильно отрицательная, даже у самого входа стены замерзшие. В целом, достаточно интересное место, приятное дополнение по дороге

Шатай Алтай. Один день на джипе

От рудника, кстати, уже виден Северо-Чуйский хребет — горная гряда, которая и формирует красоту этого места

Если до шахт дорога идет относительно полого, то дальше подъемы достигают 30 градусов, а некоторых местах даже больше. Отвалы породы, кстати, считаются опасными отходами, пока их не утилизируют, рудник нельзя официально закрыть. Поэтому его работниками числятся несколько жителей Акташа

Шатай Алтай. Один день на джипе

Бывает, что непосредственно до ретранслятора добраться нельзя: когда дождик прошел, или снежок уже выпал, но подтаял. В таком случае последние 200 метров приходится преодолевать пешком. Но в августе с дорогой все было хорошо, так что по дороге, то с одной стороны которой, то с другой появлялась пропасть, мы поднимались все выше и выше

Пока не оказались непосредственно у подножия ретранслятора!

Шатай Алтай. Один день на джипе

Время было часов 11 утра, но народа на вершине было уже прилично. Хотя тут такой простор для гуляний, что места хватит всем — идти можно в любую сторону. С одной стороны открывается вид на долину реки Чуя и Северо-Чуйский хребет

В другую сторону — на Курайскую степь и тот же Северо-Чуйский хребет

Шатай Алтай. Один день на джипе

Посмотришь в третью сторону — а там горная долина

А в четвертую посмотришь — коня потеряешь а там Алтай

Шатай Алтай. Один день на джипе

Фото даже близко не передают здешние простор и красоты

Слышал историю как люди ходят в недельный поход к Белухе, а та прячется от них в облаках. А нам повезло: ненадолго, но Белуха показалась — вон она, в левой части кадра

Шатай Алтай. Один день на джипе

Солнышко то выходило, то пряталось за облаками, от этого одно и то же место смотрелось по-разному

Совет: если хотите фото, где только вы и горы, двигайтесь в сторону Северо-Чуйского хребта. Там есть небольшая скала, на которую взбираются немногие

Шатай Алтай. Один день на джипе

А если от переизбытка чувств и красоты накроет синдром Стендаля, снег на вершине лежит почти круглый год;)

Акташский ретранслятор абсолютно точно стоит посетить, потому что все вот эти сказочные фотографии в интернете — они не сказочные, а настоящие

Шатай Алтай. Один день на джипе

Погуляв час-полтора (а, может, и два) мы вернулся к нашему рыцарю дорог, чтобы отправиться дальше

Ведь поднимаясь к ретранслятору, Александр предложил нам дополнить экскурсию еще двумя точками. Это увеличивало стоимость поездки вдвое, но и занимало весь день. Мы почему-то не стали торговаться, но снова скажу, что такую же цену потом мы видели, видели цену и больше, а вот меньше — ни разу. Итак, следующим пунктом поездки стало так называемое Озеро Горных Духов

Шатай Алтай. Один день на джипе

Чтобы попасть к озеру, надо спуститься к руднику, а потом, преодолев небольшую речку, по еще более крутой дороге подняться на склон горы, в котловине которой и лежит озеро

По пути на соседней горе виден ретранслятор (в левой части кадра)

Шатай Алтай. Один день на джипе

Когда мы подъехали к озеру, солнышко ушло за тучи, а в пасмурную погоду оно смотрится не так красиво

Поэтому решено было сначала погулять наверху, а с выходом солнца спуститься к поверхности воды. Если от ретранслятора фантастические виды открываются во все стороны, то от озера лучше всего смотрится Курайская степь

Шатай Алтай. Один день на джипе

Если в России когда-нибудь надумают снимать экранизацию «Властелина колец», то в Акташе и окрестностях вполне может происходить большая часть натурных съемок

Причем, здесь в одном и том же месте можно снимать и какой-нибудь Гондор, и равнины Рохана

Шатай Алтай. Один день на джипе

Здесь фото тоже даже близко не передают всей красоты

Снимаешь одно и то же место, а оно каждый раз выглядит по-разному

Шатай Алтай. Один день на джипе

Солнце постепенно началось появляться из-за облаков, поэтому начали спускаться к озеру. Спуск не сложный, но достаточно крутой

Свое необычное название озеро получило после того, как некий турист заметил, что просыпаться у озера очень тяжело. Так появилась легенда, что в озере обитают духи, которые забирают твою силу. В действительности же все прозаичнее: в окружающих озеро горах, как и во многих здешних горах, есть месторождения киновари, поэтому вода в озере содержит ртуть. Эта ртуть и дает искомый эффект. Но название «Озеро Горных Духов» прижилось

Шатай Алтай. Один день на джипе

Несколько лет назад один приезжий бизнесмен планировал создать на берегу озера туристический кластер, против этого выступили местные, поэтому сейчас строительство остановлено

Преодолев подъем от озера, мы снова забрались в наш лимузин и покатили к заключительной точке маршрута

Шатай Алтай. Один день на джипе

Так называемые Чуйские меандры — относительно новая точка в окрестностях Акташа. Такое название получила смотровая площадка, с которой открывается вид на участок Чуи, мы дома! на котором она постоянно меняет направление течение

Свое название это явление получило в честь извилистой реки Большой Мендерес в Турции. Сейчас меандр — не только географический термин, но и в переносном смысле название любого извилистого, от оборотов речи до графических элементов

Шатай Алтай. Один день на джипе

Абсолютно потрясающее место, которое вполне можно использовать в мемах типа «Приезжайте на Алтай, у нас есть Аляска (Бразилия, Юго-Восточная Азия)!" и т. п.

Опять же: снимаешь вроде одно и то же место, но оно каждый раз выглядит иначе

Шатай Алтай. Один день на джипе

Из всех трех точек сюда, пожалуй, добраться проще всего — прямая дорога через лес, всего-то надо преодолеть несколько ручьев и грязевых ям. И да, не забудьте о дороге к руднику. Но крутых подъемов здесь нет, это да

Видите дорогу в левой части кадра? Это продолжается Чуйский тракт. На него нас и вывез Александр, включив на своем монстре пониженную передачу и спустившись по практически вертикальному склону

Шатай Алтай. Один день на джипе

В итоге этот день стал самым ярким в течении поездки и сформировал окончательное убеждение, что Алтай — это дикая красота. Могу рекомендовать такую экскурсию всем, пусть она достаточно дорога, но она точно стоит потраченных денег