Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 18:03
Лучший материал
недели

Аляска — США Август 2022

Планируя остановку в Хомере, мы заранее решили, что оттуда хотим слетать в Национальный парк Катмай (Katmai National Park and Preserve) на медведей посмотреть. Этот парк расположен в юго-западной части штата Аляска, напротив острова Кодьяк.

Карта 1.  Наши перемещения по Аляске. НП Катмай на этой карте обозначен цифрой 6. А прилетели мы туда из Хомера (цифра 5).
Карта 1. Наши перемещения по Аляске. НП Катмай на этой карте обозначен цифрой 6. А прилетели мы туда из Хомера (цифра 5).

Эта природоохранная зона была выделена еще в 1918 году — вскоре после того, как в районе горы Катмай в 1912 году случилось мощнейшее извержение вулкана. Позже его признали самым грандиозным вулканическим событием всего 20-го века и одним из пяти крупнейших извержений за всю историю вулканических наблюдений.

Виды с борта гидросамолета на территорию парка Катмай. Горы Катмай здесь нет:). В кабине гидросамолета тесненько, поэтому оттуда можно было снимать только телефоном. Но получилось неплохо, как нам кажется.

В результате извержения 1912 года образовалась одна из нынешних достопримечательностей парка — так называемая «Долина десяти тысяч дымов». Это равнина площадью свыше 100 кв. км, покрытая многометровым слоем (от 30 до 200 м) вулканического туфа, где практически всюду из-под земли в течение многих лет исходили струи газа и пара (отсюда и название).

Виды с борта гидросамолета на территорию парка Катмай. Внизу - не «Долина десяти тысяч дымов», но тоже безжизненные места.

Извержения на территории парка продолжались и позже, хотя и не такие мощные. Сегодня в пределах НП Катмай находятся по крайней мере 14 действующих вулканов. Территория парка, входя в зону Тихоокеанского огненного кольца, считается одной из самых активных вулканических зон в мире.

Гораздо позже администрация заповедника осознала, что на его территории есть еще одно богатство, имеющее колоссальную туристическую привлекательность — огромная популяция бурых медведей. Их там, по оценкам, около 2200 штук. Именно для того, чтобы посмотреть на медведей, и приезжают сегодня в этот парк большинство туристов. Мы — в их числе.

Как мы летали медведей смотреть
Главный магнит парка Катмай для туристов - его мишки.

НП Катмай, как и большинство аляскинских национальных парков, находится в удаленном, практически необитаемом регионе, и, соответственно, малодоступен для посещения. Добраться до парка можно только по воздуху или по воде. Автомобильной дороги в заповедник нет.

В Катмай - только по воздуху или по воде.

Многие летят туда из Анкориджа, из которого есть не только чартеры, но и регулярные рейсы до поселка Кинг-Салмон (King Salmon, 460 км, примерно 1,5 часа лёта). Но до места, где можно увидеть много медведей (на карте ниже обозначено как Brooks Lodge), после этого надо лететь еще минут 20 на гидросамолете. Мы добирались до парка из Хомера, что в 310 километрах от медвежьих мест: примерно 1 час и 20 минут на гидросамолете и никаких пересадок.

Вот на такой Сесне мы летали в Катмай. Вместимость - пилот и 5-6 пассажиров. Гидросамолет летит достаточно низко над землей (от 300 до 1000 м), и потому есть возможность все как следует рассмотреть. А виды на Аляске открываются фантастические! Это был для нас третий по счету полет на гидросамолете. И нам очень это понравилось!

Какой вариант транспортировки в парк ни выбирай, оказаться надо на реке Брукс (Brooks River), впадающей в озеро со смешным названием — почти из «Трех поросят» — Накнек (Naknek Lake). Именно на этом озере и приводняются гидросамолеты. В этом месте все прибывающие проходят небольшой инструктаж о том, как себя вести, чтобы не повстречаться случайно с медведем нос к носу, и что делать, если это все-таки случилось.

После инструктажа — в путь, в сторону деревянного помоста, пересекающего речку Брукс в её низовьях.

Через реку Брукс проложен приподнятый над водой деревянный помост с двумя выступающими в разные стороны платформами, откуда туристы наблюдают за всем происходящим на реке. Именно здесь мы увидели первых мишек.

Река в низовьях больше похожа на озеро. Считается, что здесь обычно «рыбачат» медведицы с медвежатами и прочие социально-уязвимые категории медведей. Мы как раз наблюдали семейство с двумя «детьми».

Как мы летали медведей смотреть

Мамаша без устали ныряла за рыбкой, зная, что впереди длинная зима, которую надо пережить. Медведи до 6 месяцев проводят в зимней спячке, в ходе которой расходуют до 80 кг жирового запаса, накопленного в летне-осенний сезон. Без этого зимой не продержаться.

Медведица на рыбалке.

Всеми своими действиями медведица говорила своим уже немаленьким деткам: «Делай, как я!» Безуспешно! Эти два великовозрастных оболтуса только играли и дрались между собой, но как-то не зло, скорее дурачились… О будущем не задумывались совсем:). Эх, молодо-зелено…

Возраст медвежат точно определить затрудняемся. Но ориентируясь на их размеры и то, что медвежата остаются при матери примерно 2,5-3 года, можем предположить, что этим - где-то ближе к 3.

Даже когда эти великовозрастные медвежата-однопометники оказались в воде, они все равно лишь продолжали играть и покусывать друг друга. О грядущей зиме даже не вспоминали:). Не исключено, что они могут пополнить ряды медведей-шатунов, которые, не наев летом достаточно жирка, просыпаются среди зимы от голода и отправляются на поиски еды.

Самое любимое и самое питательное кушанье местных медведей — лосось-нерка. С июня по октябрь нерка массово приходит в пресные воды озерно-речной системы парка Катмай на нерест, в том числе и в реку Брукс. Для науки до сих пор остается загадкой, как лососевые, проведя 2–3 года в океане, находят дорогу, чтобы вернуться на нерест в пресных водах — к месту своего рождения. Здесь лососей каждый год поджидают медведи.

Каждый год с июня по октябрь в Катмае - время нереста нерки. Красноватая рыба в воде - это и есть нерка.

Самые лучшие месяцы для наблюдения за медведями на реке Брукс — это июль и сентябрь. В июле — потому что в этом месяце нерка массово идет вверх по реке — на свою «малую родину». Тихоокеанские лососи нерестятся один раз в жизни и после нереста погибают. Отложив икринки и реализовав тем самым инстинкт размножения, ослабевшая и умирающая рыба в сентябре становится легкой добычей для мишек, и они снова собираются вокруг реки. В остальное время их там тоже можно наблюдать, но в гораздо меньших количествах. Мы там были в августе — не самом удачном месяце, но и тем, что увидели, тоже оказались вполне довольны. Остается только фантазировать, что там происходит в пиковое время.

«Медвежья» активность в НП Катмай. Видно, что на реку Брукс лучше всего приезжать в июле или сентябре.

В начале нереста каждая нерка обеспечивает медведя 4500 калориями. А вот сентябрьские лососи — почти в два раза менее питательные. Дело в том, что, попав из океана в пресные воды на нерест, нерка перестает питаться, да и сам процесс подъема вверх по реке и откладывания икринок — энергозатратный. Ослабевшую от этого всего рыбу медведям гораздо легче поймать.

Понаблюдав за медведями в устье реки, мы пошли дальше по тропе, выше по течению — к водопадам, которые считаются самым популярным местом как у туристов, так и у медведей (точки 4–5 на карте 3). От деревянного помоста до водопадов — примерно 1 км пути. Именно на этом участке, как утверждают, наиболее вероятна встреча с идущими по лесу мишками. Лучшее средство, чтобы избежать неприятностей, как нам рассказали на инструктаже, это идти группой (хотя бы из 3–4 человек) и громко разговаривать: медведь, заслышав приближающиеся голоса, сам ретируется. Нам там медведи не встретились ни по пути туда, ни на обратном пути.

Как мы летали медведей смотреть

Медведи особенно любят собираться во время нереста к водопаду Брукс (Brooks Falls), где в июне-июле, как пишут на сайте парка, можно увидеть от 40 до 70 медведей одновременно. Мы были там в августе и видели порядка 10 мишек.

Популярность этого места для медвежьей рыбалки объясняется довольно просто. Идущие на нерест вверх по течению лососи встречают у водопадов естественное препятствие своему перемещению. Чтобы его преодолеть, им нужно мощно выпрыгнуть вверх и вперед. Кому-то из них это удается с первого раза, кому-то — после нескольких попыток, а у кого-то и совсем не получается, если угодить в пасть или лапы поджидающих медведей.

Как мы летали медведей смотреть

Любимое место медвежьей рыбалки - водопады. Медведи по жизни - одиночки (кроме мамаш с детьми), но во время нереста вынуждены тусоваться все вместе у «кормушки». При этом без выяснения отношений не обходится.

«Козырное» место — на выступе водопада, и в пик нереста за него среди медведей идет борьба, и достается оно самым крупным и сильным. Теоретически ловля рыбы на выступе требует минимальных усилий: только рот открывай, а рыбка сама туда прыгнет. Хотя, чтобы удерживаться на этом выступе среди потока воды, видимо, все-таки требуются определенные навыки.

Как мы летали медведей смотреть

Ловля рыбы с выступа водопада.

Во время нашего визита выступ водопада занимал, как бы так помягче сказать, не слишком умелый медведь. В воду он не свалился, но рыба всё как-то мимо него пролетала. А когда пару раз ему все-таки свезло, после одного-двух укусов он и эту добычу упустил. Все стоявшие на платформе туристы дружно болели за него, и после очередной неудачи разносился громкий вздох разочарования.

Как мы летали медведей смотреть

Другая группа медведей обосновалась у подножия водопада. Похоже, что это были умудренные опытом ветераны, которым «не к лицу» было балансировать и суетиться на выступе водопада. Они были нацелены на рыбу, которая, сделав неудачную попытку перепрыгнуть пороги, падала назад в воду — прямо в медвежьи объятия. Некоторые из них, поймав рыбку таким образом, отходили к бережку и там спокойно, без суеты, иногда используя прибрежные плоские камешки в качестве столов, поедали добытое.

У ветеранов - своя тактика рыбной ловли.

Помимо варианта «жди, когда сама в пасть прыгнет», мы наблюдали и другие стратегии рыбной ловли медведями. Видели несколько раз, как мишки «сноркелили»: опускали морду в воду (оставляя уши снаружи) в надежде ухватить рыбку лапами с острыми когтями, не ныряя. Видели и рыбалку с полным погружением в воду. Успехи наблюдались в обоих случаях. Медведи, кстати, очень хорошие пловцы.

Сноркелисты и ныряльщики.

В начальный период нереста, в мае—июне, медведи обычно съедают пойманную рыбу целиком. Позже, когда рыбы становится особенно много, мишки ограничиваются самыми питательными частями лосося (кожа, голова, икра и молоки), равнодушно оставляя остальную часть тем, кто на подхвате. Таких там тоже немало: обыкновенные вороны и чайки, белоголовые орланы, лисы… Пожалуй, даже еще более яркую иллюстрацию этого утверждения мы видели на ручье в районе Вальдиза, где на всю огромную массу рыбы был всего один мишка, который просто не знал, что делать со всем этим изобилием (видео).

На сайте парка говорится, что в пик сезона взрослый медведь может съедать до 40 кг рыбы в день. С лета по осень ему надо увеличить свой вес на треть или даже удвоить по сравнению с весной, набрав до 180 кг жира, на который медведь полагается, чтобы успешно пережить зиму.

«Разделка» рыбы: создаются жировые запасы на зиму.

Несколько выразительных медвежьих поз и реакций:

Как мы летали медведей смотреть

Чайки крутятся возле медведей неспроста. Сами они поймать и «разделать» лосося не могут, но поживиться медвежьими объедками - с большим удовольствием!

Как мы летали медведей смотреть

Как и другие разновидности медведей, бурые могут встать на задние лапы и пройти несколько шагов в таком положении. Стоячая поза, как пишут, - это не для того, чтобы кого-то испугать, а для сбора информации - чтобы лучше видеть:).

Конечно, все, кто наблюдал за медведями у водопадов, не могли не заметить симпатичного, почти игрушечного медвежонка. Скорее всего, он был «урожая этого года». Мишка в воду не лез, а большую часть времени сидел или лежал на бетонной плите на берегу речки, глазея по сторонам.

Медвежонок-симпатяга.

Медвежата рождаются в берлоге обычно в январе—феврале. Они родятся слепыми, глухими и крохотными: весом всего в 500–600 г и длиной около 23 см. Глухота у медвежат проходит через 2 недели после рождения, слепота — через месяц. К 3-м месяцам они уже весят около 15 кг, а к 6-ти — 25 кг. Медведица приносит 2–3 (максимум до 5) медвежат и рожает их во сне.

Как мы летали медведей смотреть

Почти фотосессия с ёлочкой.

На подлете к Катмаю мы спросили у пилота нашего гидросамолета, не опасно ли в парке встретиться с медведями. Он ответил, что в целом нет, но в этом году одна медведица с четырьмя медвежатами несколько нервно себя вела. И с пониманием добавил: «Станешь тут нервной, если очнулась от спячки, а у тебя — четверо детей».

Заметил что-то интересное.

Отец воспитанием потомства не занимается, это дело самки. Она обучает медвежат всем навыкам, в том числе и ловле рыбы. Окончательно медвежата отделяются от матери на 3-м году жизни. «Наш» мишка был явной первогодкой, но мамаша присматривала за ним как-то очень незаметно: мы в этой функции никого даже и не заподозрили. В какой-то момент, видимо, проголодавшись, медвежонок спустился и пошел поесть рыбки.

В возрасте 3-х месяцев мишки имеют полный набор молочных зубов и начинают есть ягоды, зелень и насекомых.

За медведями можно наблюдать бесконечно, тем более что картинка постоянно меняется. У нас в этом парке было примерно 3–3,5 часа времени — вполне достаточно, чтобы получить незабываемые впечатления об этом удивительном животном. Еще одна памятная «медвежья» встреча у нас случилась недалеко от Анкориджа, но об этом — в другом рассказе.