Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 13:07

Аляска, Сьюард — США Август 2022

Из Валдиза наш путь лежал в Сьюард (Seward), причем один отрезок этого пути, до городка Уиттиер (Whittier), мы проплыли на пароме (см. карту ниже).

Отходил паром из Валдиза в 7 утра, вокруг висел густой туман, сквозь который в какой-то момент стало пробиваться солнце. Мы попробовали это сфотографировать и получились вот такие несколько мистические снимки.

Аляска: от Валдиза до Сьюарда

В самом Уиттиере нас накрыл непрекращающийся всё время дождь, поэтому всё снять не удалось и некоторые фотографии пришлось позаимствовать в интернете. Уиттиер интересен двумя обстоятельствами: большинство его жителей обитают в одном многоэтажном доме; и попасть в него посуху можно только через одноколейный железнодорожно-автомобильный тоннель. Связано это с историей данного поселения, которое было основано во время ВМВ как военная база. Американцы посчитали Сьюард слишком уязвимым для потенциальных японских атак, и поэтому решили построить порт для завоза на Аляску солдат и военного имущества в новом, более безопасном месте.

Уиттиер, вид сверху (интернет).

После окончания войны горячей военная база была приспособлена под нужды войны холодной, и в 1950-е годы в ней построили две многоэтажные казармы. Многоэтажные потому, что так оказалось легче организовать жильё и всю инфраструктуру вокруг него в местечке, где зимой выпадает до 6 метров снега. В 1960 году базу закрыли и все оставшиеся жители Уиттера (которых ныне около 200) поселились в 14-этажной бывшей армейской казарме под названием Башня Бегич (Begich Tower). Помимо собственно квартир, там есть магазин, полицейский участок, медпункт, церковь, прачечная и даже небольшая гостиница.

Другое главное строение в городе, здание Бакнера (Buckner Building, 1953 года постройки), было ещё более вместительным и называлось «Город под одной крышей». Башни Бакнера и Бегич когда-то были самыми большими зданиями на Аляске. Сейчас здание Бакнера заброшено и постепенно разрушается, превратившись в «привидение холодной войны», как написано под его фотографией в музее.

Уиттиер соединён с окружающим миром посредством пробитого в горах тоннеля длиной чуть больше 4-х километров. Тоннель был построен в 1942 году и первоначально был только железнодорожным, однако в 2000 году его оборудовали для прохождения и автомобильного транспорта. Это вдохнуло новую жизнь в Уиттиер, поскольку в него стали заходить круизные корабли, а также приезжать «сухопутные» туристы.

Тоннель одноколейный, поэтому составлено расписание прохода поездов и машин в обе стороны. Машины ожидают время открытия тоннеля (обычно в течение 15 минут каждый час) в специальных накопителях. Проехаться по нему было интересно, но страдающим клаустрофобией там, наверное, было бы неуютно:)

Сьюард стоит в бухте Воскресения (Resurrection Bay), названной так в 1793 году Александром Барановым, впоследствии первым русским губернатором Аляски. Попав в шторм недалеко от этого места, его команда обнаружила спокойный залив, в котором они и укрылись. Поскольку это случилось в день Пасхального Воскресенья, именно такое имя получил спасительный залив. Позже Баранов основал в бухте Воскресения форт, а также заложил верфь, на которой был построен первый в Русской Америке корабль — фрегат «Феникс».

Сам же город получил название в честь Уильяма Сьюарда (William Seward, 1801–1872), Государственного секретаря США, инициатора и главного переговорщика по покупке Аляски у России в 1867 году. Поначалу Сьюард не снискал никаких лавров за эту покупку, наоборот, его многие (включая членов Конгресса) обвиняли в приобретении бесполезной «коробки со льдом». Сам Сьюард считал покупку Аляски важнейшим делом своей жизни, но говорил, что люди поймут это только через поколение. Так и случилось.

Как и многие другие города прибрежной Аляски, Сьюард возник на волне золотой лихорадки конца 19-го века. В спокойную и свободную зимой ото льда бухту Воскресения прибывали старатели, которые затем по проложенным тропам отправлялись пешком или на собаках к золотым приискам. Официально Сьюард был основан в 1903 году при первой (неудачной) попытке проложить оттуда железную дорогу до Анкориджа. Эту дорогу закончили строить только в 1923 году (до Фэрбанкса), причём на федеральные деньги. В дальнейшем она основательно поспособствовала экономическому развитию города.

Аляска: от Валдиза до Сьюарда

При населении около 3 тыс. человек, главные сферы деятельности в Сьюарде — это рыбная ловля и туризм. Туристы добираются до Сьюарда по автомобильной и железной дорогам, а также прибывают на больших круизных лайнерах. Сказывается и близость к Анкориджу, и расположенный неподалёку национальный парк Кенай-Фьордс. Так что обосноваться летом в Сьюарде очень нелегко, знаем об этом по собственным попыткам забронировать в нём гостиницу в августе.

Сьюард знаменит настенными росписями, среди которых попадаются очень неплохие, как можно увидеть на снимках ниже.

Горбатый кит и парочка тупиков.

Большинство плавсредств в порту — небольшие лодки и разнообразные суда для рыбалки. Чуть поодаль стоят большие круизные лайнеры и отдельно — туристические корабли среднего размера для плавания в национальный парк Кенай-Фьордс.

В порту Сьюарда. Большинство лодок - для рыбалки.

Мы провели много времени на причалах, наблюдая за разделкой пойманной туристами-любителями рыбы. Это очень интересное зрелище — смотреть как профессионалы ловко разделывают огромных рыбин (видео). Они, правда, иногда выражали недовольство зеваками типа нас: мол, ходють тут всякие, работать мешают:)

Огромный палтус (halibut) и его разделка.

В Сьюарде есть очень неплохой океанариум под названием Alaska SeaLife Center, в который мы с удовольствием сходили прямо в первый день (и заодно спрятались от дождя). Там представлены как рыбы, так и морские животные и птицы, и посмотреть на них и на их повадки вблизи было очень любопытно. Ниже показаны наиболее понравившиеся обитатели аквариума. Некоторых из них (морских львов и тюленей в первую очередь) хорошо снять не удалось, уж больно быстро они плавали.

Угревидная зубатка (wolf-eel по-английски) - хищная рыба устрашающего вида, похожая на змею.

Топорок, близкий родственник тупика (Tufted Puffin - «хохлатый тупик»). Действительно, ужасно у него хохолок забавный.

Абсолютной звездой океанариума был гигантский осьминог, который быстро двигался вдоль стенки своего бассейна, перебирая щупальцами (видео). Иногда он плавал, вытянув щупальца, и тогда становился очень похож на кальмара (они действительно родственники). Дети были просто в восторге от этого зрелища.

Гигантский осьминог (giant pacific octopus). Обитает в прибрежных скалах и прекрасно маскируется - иногда умудрялся прятаться даже в своём бассейне.

В 18 км от Сьюарда находится ледник с несколько странным названием «Экзит» (Exit Glacier), что по-английски означает «выход». Раньше он назывался ледником Воскресения, по имени залива, на котором расположен Сьюард. Но в 1968 году его переименовали местные журналисты после того, как группа альпинистов вышла по нему с лежащего выше ледяного поля «Хардинг» (Harding Icefield).

Ледник «Экзит» является частью национального парка «Кенай-Фьордс» (Kenai Fjords NP), и к визитор-центру ледника можно подъехать на машине (а уже затем подойти к нему поближе пешком). Американцы называют такие ледники drive up glaciers («подъездные») и таковых во время нашей поездки мы видели четыре: помимо «Экзита», «Вортингтон» рядом с Валдизом, «Менденхолл» в Джуно и «Матануска» под Анкориджем. Два последних ледника нам понравились больше всего.

Как и все ледники на Аляске, «Экзит» быстро отступает, оставляя после себя землю, покрытую россыпью тёмно-серых камней. По данным Википедии, за последние пятьдесят лет ледник отошёл более чем на 500 метров и стал тоньше на 90 м.

Аляска: от Валдиза до Сьюарда

От визитор-центра начиналась достаточно простая тропа к леднику, от которой, в свою очередь, отходила тропа к ледяному полю Хардинга. Вот эта тропа была уже непростая — длиной в 7 км с подъёмом на один километр. Наверху, правда, были обещаны фантастические виды, но в этот день было туманно и непрерывно моросил дождь, и мы не решились на «крутой подъём» в такую погоду. В итоге направились только к смотровой площадке рядом с ледником.

Когда мы шли к леднику, прямо в 10 метрах от нас на тропу внезапно выскочил медведь. Он также быстро и убежал, так что мы даже испугаться не успели, не то что его сфотографировать. Удивительно, как он там оказался, медведи обычно избегают приближаться к людным местам.

Вдоль тропы установлены маркеры, показывающие, где находился конец ледника в том или ином году. Сам визитор-центр расположен рядом с отметкой 1917 года.

Бурная речка с талой водой из ледника.

С каждым годом ледник отступает всё выше в горы, и подойти к нему поближе становится непросто. Если раньше люди свободно подходили к его краю, то сейчас смотреть на него приходится с достаточно большого расстояния, поскольку ближе подходить опасно. Земля на месте отступившего ледника имеет совершенно лунный вид, однако лет через сто она покроется лесом.

Хотя ледник «Экзит» и относится к национальному парку Кенай-Фьордс, он является лишь малой и обособленной его частью. Главные объекты парка — фьорды и находящиеся в них ледники полуострова Кенай, расположенные к югу от Сьюарда. Попасть в эти фьорды можно только по морю, что мы и сделали, сплавав туда на целый день на экскурсионном кораблике. То, что мы там увидели — в следующем рассказе про Аляску.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия