Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 12:39

Джуно — столица Аляски

Джуно — США Август 2022

Город

В Джуно начинался и заканчивался наш круиз, так что мы побывали там дважды и смогли всё хорошо разглядеть. С населением в 33 тысячи человек Джуно — третий по размерам город Аляски и столица штата. Он возник в 1881 году как лагерь золотоискателей вскоре после открытия на этом месте месторождения золота. Назван в честь Джозефа Джуно, одного из старателей, обнаруживших данное месторождение. Город быстро рос и в начале 20-го века стал самым большим поселением на Аляске.

После приобретения Аляски американцами её административным центром продолжала оставаться Ситка (бывший Новоархангельск), но в связи с упадком китобойного и пушного бизнеса к началу 20-го века Ситка пришла в упадок. Поэтому, по решению Конгресса, в 1906 году администрацию тогда ещё Территории Аляска перенесли из Ситки в Джуно, который был первым чисто американским городом, возникшем на Аляске. Административные здания в Джуно, включая нынешний Капитолий, были построены лишь в 1929–31 гг из-за задержки, связанной с Первой мировой войной. Только особняк губернатора был построен почти сразу после переезда, в 1912 году.

Совсем рядом с особняком губернатора стоит похожий на замок красивый дом. Интересно, кто живёт в нём?

Джуно — город особый, в него не идут извне автомобильные дороги, и попасть туда можно только на самолёте или по морю. Это создаёт большие неудобства для его использования в качестве столицы штата, поэтому неоднократно предпринимались попытки перенести столицу в другое место. Однако они не увенчались успехом из-за острой конкуренции между Анкориджем и Фэрбанксом, двумя ныне крупнейшими городами Аляски, каждый из которых хотел бы видеть столицу у себя. Найти третье место, которое бы удовлетворило все противоборствующие стороны, до сих пор не удалось.

В центре Джуно.

Во многих местах города стоят традиционные индейские тотемные скульптуры.

На здании мэрии можно увидеть очень занимательную настенную роспись, основанную на индейских легендах: Ворон (верховное божество у индейцев) вместе с другими клановыми животными наблюдает рождение человека из раковины. Звери и птицы изображены с головами как на тотемах, и народ уже метко окрестил эту картину «отцами-основателями».

Настенная живопись с «отцами-основателями».

Джуно — круизная столица юга Аляски. Три огромных причала для больших океанских лайнеров находятся прямо в центре города и толпы людей там же — это их пассажиры. Именно на них рассчитаны все магазины вокруг круизного порта, торгующие сувенирами и ювелирными изделиями.

Круизные лайнеры на причале в Джуно.

Круизные лайнеры в Джуно - вид со стороны.

Магазины на главной улице «заточены» в основном на обслуживание круизных пассажиров.

В Джуно находится штаб-квартира Перманентного фонда штата Аляска (Alaska Permanent Fund Corporation), своеобразной «кубышки» для сбережения части нефтяных доходов штата для будущих поколений, а также для текущих выплат населению в форме ежегодного дивиденда. Выплаты зависят от доходности Фонда и в последние годы составляли чуть больше тысячи долларов на человека. Однако есть и ограничения: для получения дивиденда от Фонда необходимо проживать на Аляске не менее года и не быть судимыми.

В Джуно есть русская церковь Николая Чудотворца, причем построена она была в 1894 году, уже после ухода русских из Аляски. К тому времени православие широко распространилось среди местных племён, и церковь была построена по инициативе крещёных тлинкитов при поддержке русских православных миссионеров. Из России были присланы архитектурные чертежи, средства на строительство, предметы интерьера, включая иконостас. Сделанный в России иконостас сохранился в здании церкви до сих пор. Среди пожертвовавших деньги на строительство храма был Иоанн Кронштадтский.

Русская церковь Николая Чудотворца.

В 2009 году на берегу пролива, чуть в стороне от центра, была установлена скульптура выпрыгивающего из воды горбатого кита. Скульптура была сделана в натуральную величину и посвящена 50-летию с момента признания Аляски американским штатом в 1959 году. Выполнено эффектно, но нам ни разу, несмотря на длительное пребывание на воде, увидеть таких китовых прыжков не посчастливилось.

Скульптура горбатого кита в натуральную величину.

Капитолий

Аляска является с 1959 года американским штатом (а до этого имела несколько унизительный статус «территории»), и в силу этого обладает собственным законодательным органом, заседающим в Капитолии. Его здание было построено в 1929—1931 гг., ещё в бытность Аляски территорией. Может быть, именно поэтому у аляскинского Капитолия нет привычного купола, но взглянуть на него всё равно было любопытно.

Мы несколько опасливо зашли в здание Капитолия, не будучи полностью уверенными, что имеем на это право. Однако стоявший у входа полицейский, заметив нашу нерешительность, подбодрил нас и уверил, что никаких проблем с посещением нет. Законодатели в отпуске, сказал он, и здание пустое, но можно осмотреть его самостоятельно. И он даже предложил нам взять брошюрку для осмотра (Self-Guided Tour), чем мы с радостью воспользовались. В брошюрке было написано, куда можно ходить и куда нет, а также упомянуты основные достопримечательности. Вооружённые этой информацией, мы приступили к осмотру, причём предварительно нас не стали пропускать ни через какие магнитные рамки (их там просто не было) и не осматривали наши сумки. Удивительная расслабленность на бывшей «территории».

Капитолий штата Аляска.

В отделанном местным мрамором лобби сразу привлекли внимание висящие по его сторонам два панно. На одном из них, под названием «Урожай моря» (Harvest of the Sea), изображены аляскинские рыбаки, а на втором — «Урожае земли» (Harvest of the Land) — видно охотников-индейцев. Создано в 1930-е годы.

Лобби Капитолия с двумя настенными панно.

На втором этаже расположены залы заседаний аляскинских законодателей. Как и в других штатах, а также на федеральном уровне, законодательный орган состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей. 20 аляскинских сенаторов выбираются на 4 года и заседают они с января по апрель. 40 членов Палаты представителей избираются на 2 года. Любопытно, что как в зале заседаний Сената, так в зале Палаты представителей сзади предусмотрены места для публики (Public Gallery). Большинство законодателей живут не в Джуно, а в Анкоридже. Поэтому раз в год снятый с регулярных маршрутов паром привозит их вместе с членами семей в Джуно к началу парламентской сессии и отвозит назад после её окончания.

Зал заседаний Сената.

На этом же этаже находится зал Спикера Палаты представителей, который используется как офис Спикера, а также для заседаний фракции, имеющей большинство в Палате (House Majority). В этом зале — красивый потолок с резными украшениями 1930-х годов.

На третьем этаже находятся офисы Губернатора Аляски и его заместителя. Эти помещения были недоступны, но зато удалось увидеть нечто другое: карту Аляски, сделанную из куска трубы, использованной при строительстве Трансаляскинского нефтепровода. Сварной шов на карте символизирует маршрут этого нефтепровода от месторождения Прадхо-Бей на севере Аляски до порта Валдиз на её юге. Привлекли также внимание две двери с резьбой по тёмной берёзе с изображениями главных видов экономической деятельности на Аляске: туризм (танцующий индеец), рыболовство, деревообработка, горная промышленность, охота и нефтедобыча.

Карта из металла Трансаляскинского трубопровода.

Наконец, на пятом этаже мы набрели на возможно самый важный кабинет в здании — зал заседаний сенатского Комитета по финансам. Здесь делят деньги, в том числе полученные от добычи нефти на Аляске. На стене висит огромный чек: перевод в размере 4 млрд. долл. в Перманентный фонд штата Аляска (о котором мы уже упоминали выше) в 2021 году.

Зал заседаний сенатского Комитета по финансам.

Напоследок — два любопытных объекта, попавшихся в Капитолии. Во-первых, местная газета от 30 июня 1958 года с известием о том, что американский Конгресс одобрил статус Аляски как 49-го штата США. По восторженному тону публикации видно, какое это было большое событие для местных жителей. Во-вторых — самовар в стеклянном ящике. Уж не русские ли корни Аляски хотели таким образом отметить? %F0%9 °F%98%84

Газета с известием об утверждении Аляски 49-м штатом и самовар.

Музей

В Джуно оказался очень приличный музей (Alaska State Museum), вполне достойный уровня штата. В нем подробно рассказано об укладе жизни и традициях коренных жителей, периоде российского владения Аляской, а также представлена вся политическая и экономическая история Аляски после её приобретения Америкой. Про Русскую Аляску мы ещё напишем отдельный рассказ, а здесь просто покажем несколько интересных экспонатов.

Музей находится в одном здании с архивами и библиотекой Джуно, и названо оно в честь русского священника Андрея Петровича Кашеварова (1863–1940), который родился на Аляске в семье миссионера и провел на ней всю жизнь, достойно служив Православной церкви в разных местах и на разных должностях. Он был первым куратором музея Джуно со дня его основания в 1919 году и внёс большой вклад в формирование его коллекции.

Музей штата Аляска - внешний вид.

Вход и выход из музея. На входе - деревянные резные тотемы, на выходе - полная картина аляскинского животного мира.

Экспозиция, посвященная коренным жителям Аляски.

Раздел про Русскую Аляску.

Медведи

Мы прилетели в Джуно из Сиэтла на один день раньше срока, чтобы перед началом круиза успеть побывать на «медвежьем острове». Остров этот называется Адмиралтейским и находится примерно в 45 км от Джуно. Путеводители и гиды утверждают, что на нём самая большая «плотность населения» бурых медведей во всей Северной Америке: по одному медведю на 1 кв.км. Около ручья под названием Пэк Крик (Pack Creek) там есть медвежий заказник, где уже много лет существуют смотровые площадки, с которых можно наблюдать за обитающими там медведями. В июле—августе медведей в прибрежной зоне бывает больше всего, поскольку они охотятся там на идущего на нерест лосося. Дорог в этот заказник нет, и попасть туда можно только на гидросамолёте. Мы заранее заказали этот трансфер и утром следующего дня полетели.

Полёт проходил на высоте 300 метров и сверху открывались чудесные виды на залив, острова в нём, холмы, поросшие лесом, и устья маленьких речек. В какой-то момент удалось даже сфотографировать радугу. Летели всего минут 20, и это время пролетело незаметно.

Под крылом самолёта...

О чём-то поёт...

Нас заранее предупредили, что по прилёте, во время высадки на берег, придётся пройти несколько метров по воде глубиной 20–30 см и рекомендовали надеть сапоги. Но тащить с собой сапоги ради единичного использования не хотелось, поэтому обернули ноги плотными пластиковыми пакетами и в таком виде прекрасно добрались до берега, не промочив ботинок. Прилетев, застали отлив, во время которого берег был усыпан морскими звёздами.

На берегу нас встречал рейнджер, от которого мы получили инструктаж на время пребывания в заказнике. Главное, что надо было сделать — убрать всю привезённую еду и напитки (кроме воды) в зарытый в землю и закрывающийся на замок железный ящик. Есть можно было только на длинной и узкой косе рядом с постом рейнджера. Все эти предосторожности должны были не допустить выработки у медведей ассоциации между людьми и пищей, от которой не поздоровилось бы ни тем, ни другим. А так медведи здесь к людям привыкли, уверял нас рейнджер, и не обращают на них никакого внимания, особенно если последние держатся от медведей на почтительном расстоянии.

Внимательно всё это выслушав, мы стали озираться в поисках медведей, но никого не увидели. Рейнджер посоветовала (это была девушка) набраться терпения и отвела нас вдоль берега к первой смотровой площадке в устье ручья. Уже там, очень-очень далеко, показались чёрные точки, которые при ближайшем рассмотрении (в бинокль) оказались медвежьей семьей — медведицей с двумя медвежатами. Они отдыхали, кушали, играли, купались в ручье. К сожалению, поскольку всё это присходило достаточно далеко, снять их было непросто даже через сильный телеобъектив.

Эту медведицу можно было увидеть только в бинокль или через телескопический объектив.

Медведица с двумя медвежатами.

На вторую смотровую площадку мы уже пошли сами по тропинке, проложенной в дождевом лесу (rain forest), который оказался очень живописным. Пройдя по лесу километра полтора, мы добрались до смотровой башни над всё тем же ручьём. Увы, там нас постигла ещё бОльшая неудача: рыбы в речке был полно, но медведей не было вообще. Поболтавшись там около получаса, мы вернулись на первую смотровую на опушке леса рядом с устьем ручья.

В дождевом лесу.

И тут нам наконец повезло. Из леса вышла большая медведица и прошла прямо мимо нас, даже не повернув головы, направляясь прямо к ручью. Рейнджер сказала, что это была мать медведицы, которую мы видели с утра, и бабушка медвежат.

На этот раз с крупными планами проблем не было.

Добравшись до ручья, медведица-бабушка стала «рыбачить». Делала она это очень смешно: прыгала по дну, как собака, пытаясь поймать лапой лосося. Но что-то ей не везло — рыба всё время уворачивалась.

В процессе рыбалки.

Безрезультатно попрыгав на одном месте, медведица решила сменить тактику: она отправилась вверх по течению ручья на более глубокое (и, вероятно, более «рыбное») место, и уже там наконец поймала лосося. К сожалению, было это уже достаточно далеко, поэтому отснять её триумф крупным планом не получилось.

Наконец удача.

Съев лосося, медведица удалилась в лес и больше за отведённое нам время никто не появился. Мы были несколько разочарованы, поскольку, начитавшись восторженных рассказов об этом месте в путеводителях, рассчитывали на нечто большее. Уже потом, в других местах, мы увидим гораздо больше медведей и гораздо ближе, так что относительно скромный успех во время первых «медвежьих смотрин» был более чем компенсирован последующими удачами.

Ледник

На другой день начинался наш круиз, и по дороге в порт нас подвезли к находящемуся недалеко от города большому леднику под названием Менденхолл (Mendenhall Glacier). Назван он так в честь Томаса Менденхолла, американского физика и метеоролога. Замечателен этот ледник главным образом тем, что до него можно добраться на машине, что на Аляске далеко не часто возможно. Перед ледником — большое озеро из его талой воды, в котором плавают отколовшиеся от него льдины.

Вид на ледник Менденхолл.

Недалеко от ледника Менденхолл бурный поток воды из находящегося выше в горах ледника «Самородок» (Nugget Glacier) образует большой водопад (Nugget Falls), к которому можно подойти почти вплотную.

Водопад «Nugget Falls».

Рядом с ледником расположен визитор-центр, где можно было почерпнуть массу интересной информации. Как и во многих других местах, ледник здесь постепенно отступает, со средней скоростью около 30 метров в год. Это означает, что аккумуляция нового льда из спрессованного снега происходит медленнее, чем таяние кромки ледника. Винят в этом потепление климата. Ещё оказалось, что ледник Менденхолл вытекает из огромного ледяного поля в горах над Джуно, где берут начало ещё 38 больших ледников.

Ледяное поле Джуно («Juneau Icefield»). Красной точкой помечен ледник Менденхолл.