Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 15:13

Хомер на Аляске — там, где кончается асфальт

Хомер — США Август 2022

Покинув Сьюард, мы отправились на юго-западную оконечность полуострова Кенай, в городишко Хомер (Homer, ударение — на первый слог).

С ночи зарядил дождь, все затянуло облаками, поэтому по дороге почти не останавливались. Исключение сделали только для Нинильчика, основанного в середине 19-го века несколькими смешанными семьями: русскими мужчинами-колонистами, женившимися на местных женщинах. Подробнее об этом интересном месте — в рассказе про Аляску православную.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

Где-то за 2–3 км до въезда в Хомер дорога выходит на высшую точку одного из холмов, откуда открывается чудесный вид на примостившиеся на склоне домики, залив Качемак и присыпанную снегом горную гряду.

Вид на окраины Хомера и залив Качемак.

В Хомер идет одна-единственная дорога — шоссе Стерлинг, да и она была проложена относительно недавно — только в 1951 году. А до того это поселение существовало практически в изоляции от окружающего мира. Строительство автодороги привлекло в Хомер новых жителей и туристов, и в 1964 году он получил статус города. Сейчас в Хомере 5,5 тыс. жителей, и население городка постепенно прирастает. Средний возраст жителей — около 40 лет, так что Хомер — город молодой во всех смыслах.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт
Виды Хомера, снятые с борта гидросамолета.

Не последнюю роль в положительной демографической динамике, видимо, играет достаточно мягкий местный климат: летом температура в Хомере держится около +18–20°С, а зимой редко опускается ниже нуля. Плюс местное море исключительно богато рыбой, ну, а пейзажи вокруг — невероятной красоты.

Местные виды.

У Хомера есть несколько узнаваемых картинок. Одна из самых известных — вид на знаменитую узкую галечную косу под названием «Хомерская стрелка» (Homer Spit), на целых 7 км вдающуюся в залив Качемак.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

Первым сделал подробное описание побережья залива Качемак (где расположился Хомер), Михаил Дмитриевич Тебеньков (1802–1872) — российский гидрограф, вице-адмирал Российского Императорского флота. Его главной заслугой стало составление подробного «Атласа северо-западных берегов Америки от Берингова пролива до мыса Карриэнтес и островов Алеутских…», что заняло у него около 20 лет. Он был, вероятно, самым выдающимся русским геодезистом того времени, потратившим много сил на терпеливую работу по улучшению карт аляскинского побережья. В настоящее время его именем названа гора, мыс, залив и ледник на Аляске. Его изображение в интернете найти не удалось.

Залив Качемак. Вице-адмирал М.Д.Тебеньков исследовал и описал в том числе и эти места.

Прямо напротив Хомера протянулась гряда Кенайских гор с многочисленными ледниками. Очень живописно смотрится с разных точек и при любой погоде!

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт
Гряда Кенайских гор с ледниками - прямо напротив Хомера.

Самым крупным из этих ледников даны имена собственные, в том числе и в честь некоторых наших соотечественников — ледник Дорошина (Doroshin Glacier), Вознесенский ледник (Woznesensky Glacier), ледник Гревингка (Grewingk Glacier).

Пётр Петрович Дорошин (1823-1875), в честь которого назван один из ледников на фото, — российский горный инженер, исследователь Аляски, один из первооткрывателей там каменного угля и золота. Собранная им на Аляске этнографическая коллекция сейчас хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга. Изображения П.П. Дорошина в интернете найти не удалось.

По хомерской косе на 7 км протянулась асфальтированная дорога. А на самом мысу этой стрелки расположился отель с говорящим названием Land’s End — «Конец земли», в котором мы и остановились. Отель хороший.

Хотя владельцы гостиницы и назвали ее Конец земли,..
Хотя владельцы гостиницы и назвали ее "Конец земли",..

К косе примыкает протяженный порт с причалами для парома, а также многочисленных лодок и яхт.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт
Причал для парома и сам паром.
Ну а без парома здесь хозяйничают чайки.

Хомер издавна известен как «Мировая столица ловли палтуса». Может, это и некоторое преувеличение, но рыбы и прочих морепродуктов в местных водах действительно изобилие.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

Вдоль косы, по обе стороны от дороги, разместились рестораны, кафе, магазинчики. Общепита, казалось бы, много, но по своему опыту можем сказать, что попасть в какой-нибудь ресторан или кафе на хомерской косе, чтобы поужинать в приемлемое для обычного человека время с 6 до 8 вечера, было невозможно, не зарезервировав места накануне.

Здесь мы столовались.

Вдоль косы расположилась и огромная парковка для домов на колесах — довольно распространенный среди американцев вариант путешествий. Каждый дом на колесах имел возможность подключиться к воде, электричеству, пользоваться грилем и столиком. Но когда шел дождь, нам их обитателей было очень жалко.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

С погодой в Хомере нам не очень повезло, хотя могло быть и хуже. Мы приехали в дождь и уезжали в дождь. Пробыли в Хомере два полных дня, в каждый из которых по полдня шел дождь. В первый день нас выручили музеи. Во второй день мы летали в национальный парк Катмай смотреть медведей, и там погода была замечательная. Вернулись в Хомер — там снова дождь.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

В ясную погоду Хомер необыкновенно хорош.

В дождливый день мы посетили визитор-центр «Острова Аляски и океан» (Alaska Islands and Ocean), экспозиция которого — практически музейного уровня и рассказывает об Аляскинском морском национальном заповеднике (Alaska Maritime National Wildlife Refuge) — резервате дикой природы, протянувшемся узкой дугой от юго-восточной до северо-западной Аляски.

Один из экспонатов музея - наши любимцы каланы. Чемпионы мира по плаванью на спине, как мы их окрестили. Именно каланы стали виновниками и главными жертвами русской экспансии на Аляске, о чем мы рассказали в отзыве «Русская Аляска: страницы истории».
Один из экспонатов музея - наши любимцы каланы. Чемпионы мира по плаванью на спине, как мы их окрестили. Именно каланы стали "виновниками" и главными жертвами русской экспансии на Аляске, о чем мы рассказали в отзыве «Русская Аляска: страницы истории». Кстати, в музее калан не показался таким уж маленьким, каким он кажется в живой природе, на воде.

Помимо этого, мы наведались и в частный природно-исторический музей Пратта, который по своей тематике частично повторял экспозицию визитор-центра, но также порадовал и некоторыми оригинальными экспонатами. В частности, нас очень позабавило, как на одном из стендов американцы перевели имена старообрядческих поселений Вознесенка и Раздольная, возникших в том регионе уже в 20-м веке. Они посчитали, что эти названия имеют чисто топографическое объяснение.

Вот как перевели американцы эти названия: Раздольная – изолированное поселение, означает «место свободы». Вознесенка, что на утесе над заливом Качемак, означает «возвышенное место».

Повеселила нас и витрина с аляскинскими бытовыми раритетами, куда каким-то образом затесалась банка кофе натурального без цикория советского периода.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

А еще в музее Пратта нас заинтересовал рассказ про то, как правительство стимулировало сельскохозяйственное освоение земли на Аляске (Homesteading). С этой целью была принята специальная федеральная программа, которая действовала на Аляске с 1898 по 1986 год. По этой программе желающим бесплатно (или за символическую плату) предоставляли землю для организации на ней хозяйства на условиях самообеспечения. Первоначально земля давалась в аренду, а через 5 лет, если фермеры справлялись с хозяйством, им оформляли право собственности.

До Первой мировой войны в рамках этой программы на Аляске было подано всего 200 заявок. Веселее дело пошло после Второй мировой и вьетнамской войн. К тому времени на Аляске улучшилась ситуация с дорогами, хотя непростые погодные условия, короткий летний сезон, дороговизна поставок, удаленность некоторых регионов оставались сдерживающими факторами. За время действия этой программы на Аляске появилось всего 3277 новых собственников земли, которые «освоили» менее 1 процента территории штата. Предполагаем, что российские власти, запуская проект по предоставлению земли в Сибири, ознакомились с американским опытом.

Но самым ярким нашим впечатлением от пребывания в Хомере стал полет на гидросамолете в национальный парк Катмай. Это был для нас уже третий по счету опыт использования этого вида транспорта на Аляске. И нам очень это понравилось! Гидросамолет летит достаточно низко над землей (от 300 до 1000 м), и потому есть возможность всё как следует рассмотреть. А виды на Аляске открываются просто фантастические!

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

Виды с гидросамолета на территорию НП Катмай.

Парк Катмай, в частности, известен своей популяцией бурых медведей, самой большой из охраняемых. По оценкам, на его территории обитают около 2200 медведей.

Хомер на Аляске — там, где  кончается асфальт

С июня по октябрь, когда лососи идут на нерест, в этом парке медведей можно наблюдать в большом количестве и в непосредственной близости. Зрелище незабываемое! Фотографий из этого парка у нас много, поэтому о поездке туда мы подготовили отдельный фоторассказ. А эти фотографии рассматривайте в качестве анонса.