Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Аляска православная

Нинильчик, Джуно, Анкоридж — США Август 2022
34 37

Этот рассказ продолжает наше повествование о русском наследии Аляски. Начало можно найти здесь: Русская Аляска: страницы истории.

Русская церковь на Аляске

К моменту ухода русских из Аляски в 1867 году православие было широко распространено среди индейцев, благодаря успешной миссионерской деятельности, которую осуществляла там Русская церковь. Однако начиналось всё медленно и трудно. Впервые русские миссионеры появились на Аляске в 1794 году на острове Кадьяк, где в то время находилась штаб-квартира компании Шелихова, впоследствии превратившаяся в Русско-американскую компанию. Указание о посылке миссионеров на Аляску дала непосредственно Екатерина II в. самом конце своего правления (и, вопреки утверждению группы «Любэ», Екатерина не продавала Аляску, а сделал это её праправнук Александр II).

6
Собор Св. Иннокентия в Анкоридже. Построен в 1994 году в ознаменование 200-летия прибытия первых русских миссионеров на Аляску (интернет).
Собор Св. Иннокентия в Анкоридже. Построен в 1994 году в ознаменование 200-летия прибытия первых русских миссионеров на Аляску (интернет).

Миссия состояла из шести валаамских монахов во главе с архимандритом Иосафом (Болотовым). По прибытии на Аляску миссионеры построили церковь, школу и немедленно приступили к проповеди Евангелия среди туземцев, достигнув в этом деле быстрых успехов. К несчастью, возвращаясь в 1799 году на Аляску из Иркутска уже в качестве кадьякского епископа, Иосаф трагически погиб в кораблекрушении вместе со всеми сопровождающими. После этого заботы об открытии Американской епархии были оставлены до 1840 года.

1
Слева - преподобный Герман Аляскинский. Справа - стенд из музея Анкориджа со следующим текстом про русское религиозное наследие: «Привнесённая миссионерами, Русская православная церковь укоренилась на Аляске и стала большой силой во многих сельских поселениях. Первые священники учли специфику Аляски и таким образом заслужили доверие местных жителей. Церковь лечила, давала приют, а церковные документы и священные тексты переводились на местные языки Аляски. Сегодня наибольшая концентрация приверженцев Русской православной церкви в США существует на Аляске». Приятно было увидеть объективную оценку деятельности русских миссионеров.
Слева - преподобный Герман Аляскинский. Справа - стенд из музея Анкориджа со следующим текстом про русское религиозное наследие: «Привнесённая миссионерами, Русская православная церковь укоренилась на Аляске и стала большой силой во многих сельских поселениях. Первые священники учли специфику Аляски и таким образом заслужили доверие местных жителей. Церковь лечила, давала приют, а церковные документы и священные тексты переводились на местные языки Аляски. Сегодня наибольшая концентрация приверженцев Русской православной церкви в США существует на Аляске». Приятно было увидеть объективную оценку деятельности русских миссионеров.

К началу 1800-х годов из первой православной миссии на Кадьяке остался только монах Герман, который, хоть и не был священником, продолжал миссионерскую деятельность, крестив тысячи алеутов. Сейчас он известен как преподобный Герман Аляскинский, прославившийся аскетичной и праведной жизнью и считающийся святым покровителем Аляски. Последние годы своей жизни он провел в одиночестве на маленьком островке, будучи высоко почитаемым обращенными в православие алеутами и эскимосами. В 1969 году был причислен к лику святых.

3
Иконы, церковная утварь и облачения (музей в Джуно).
Иконы, церковная утварь и облачения (музей в Джуно).

Миссионерская деятельность на Аляске ожила в 1824 году с приездом на остров Уналашка (в середине Алеутской гряды) отца Иоанна Вениаминова, будущего Св. Иннокентия Аляскинского. Молодой священник (а было ему тогда всего 27 лет) прославился тем, что, выучив алеутский язык, создал затем на базе кириллицы алеутскую письменность и начал обучать туземцев грамоте. Затем он стал переводить священные тексты, включая Евангелие, на язык алеутов и на этом же языке проводил церковные службы. Он же ввел двуязычную форму обучения, разработав для этого специальные учебники, в которых тексты располагались параллельно на алеутском и церковнославянском языках. Впоследствии подобные книги были разработаны и для других языковых групп коренного населения Аляски. Отец Иоанн крестил тысячи людей, строил храмы и школы, где сам же обучал детей. Помимо просветительской деятельности, он также массово прививал индейцев от оспы и остановил эпидемии, от которых они сильно страдали.

3
Митрополит Иннокентий (в миру Иоанн Вениаминов), апостол Сибири и Америки. Создал алеутскую письменность и переводил Священное Писание на алеутский. Фото из музея Анкориджа.
Митрополит Иннокентий (в миру Иоанн Вениаминов), апостол Сибири и Америки. Создал алеутскую письменность и переводил Священное Писание на алеутский. Фото из музея Анкориджа.

Проведя 10 лет на Уналашке, в 1834 году Вениаминов переехал в Новоархангельск, тогдашнюю столицу Русской Америки (ныне город Ситка), где провел еще 4 года. Там крестил, обучал на местном языке и лечил уже другое индейское племя — тлинкитов — которых русские называли колошами. В конце 1838 года он отправился в Санкт-Петербург, чтобы обсудить расширение миссионерского дела на Алеутских островах и образование Камчатской епархии, а также за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.

5
Русский архиерейский дом в Ситке, где жил и работал епископ Иннокентий (Вениаминов), 1842 г. Одно из старейших сохранившихся зданий Русской Америки (интернет).
Русский архиерейский дом в Ситке, где жил и работал епископ Иннокентий (Вениаминов), 1842 г. Одно из старейших сохранившихся зданий Русской Америки (интернет).

В 1840 году, после смерти жены, отец Иоанн постригся в монахи с именем Иннокентий и вскоре был возведён в сан архимандрита и рукоположен в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 16 лет возглавлял епископ Иннокентий свою новую обширную епархию, путешествуя по её отдаленным землям и островам, открывая новые приходы и налаживая миссионерскую деятельность в прежде неохваченных местах. Он два раза переносил центр епархии в другие города, чтобы стать поближе к тем местам, где требовалось его наибольшее участие: вначале в Якутск, а затем в станицу Усть-Зейскую, позже ставшую городом Благовещенском.

3
Митрополит Иннокентий Московский: фото и икона (интернет).
Митрополит Иннокентий Московский: фото и икона (интернет).

Вскоре после того, как Россия продала Аляску, епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, и он основал в Москве миссионерское общество. Деятельность этого общества позволила не только сохранить миссионерские достижения того периода, когда Аляска еще принадлежала России, но даже превзойти их. Строились новые церкви, было основано более 45 школ и две семинарии. На Аляске была образована отдельная епархия, центр которой перенесли из Ситки в Сан-Франциско, и началась новая миссия, уже на основной территории США. Скончался Митрополит Иннокентий в 1879 году в возрасте 82 лет, а в 1977 был канонизирован как святой Русской православной церкви в лике святителей как апостол Сибири и Америки.

4
Начиная с почина Св. Иннокентия, православное духовенство использовало переведённые на местные языки священные тексты (включая Евангелие) в церковной службе и для образования туземцев. Экспонаты из музея Анкориджа.
Начиная с почина Св. Иннокентия, православное духовенство использовало переведённые на местные языки священные тексты (включая Евангелие) в церковной службе и для образования туземцев. Экспонаты из музея Анкориджа.

В миссионерской деятельности использовались не только книги на языках индейцев, но и специальные (штифтовые) календари, помогавшие им отслеживать православные праздники. Многие индейцы жили вдалеке от миссий и привыкли отмерять время не днями, а временами года (зима — лето), поэтому нуждались в помощи для соблюдения правил своей новой религии. Используемые для этой цели календари (круглые или прямоугольные) изготавливались самими индейцами из дерева, кости или моржового клыка. На календарях были по дням представлены месяцы года, церковные праздники отмечались кружком или крестом. Два штифта (маленьких колышка) переставлялись на один шаг ежедневно: один — для дня недели, другой — для дня месяца.

1 из 3
Штифтовый календарь, Алеутские острова, 19-й век, кость. Из музея Анкориджа.

3
Штифтовый календарь, племя атабасков, дерево. Из музея Джуно.
Штифтовый календарь, племя атабасков, дерево. Из музея Джуно.

4
Штифтовые календари. Два прямоугольных - алеутские, круглый - тлинкитский. Из музея Джуно.
Штифтовые календари. Два прямоугольных - алеутские, круглый - тлинкитский. Из музея Джуно.

Русская Церковь продолжила свою деятельность на территории Аляски и после её продажи США. До 1917 года из России регулярно поступали денежные средства (выделяемые из российского бюджета) и приезжали священнослужители. Благодаря этому, православная церковь на Аляске продолжала развиваться. Увеличивалось число храмов, часовен, церковных школ, издавались книги на местных языках. Росла численность духовенства и церковнослужителей из местного населения, благодаря чему численность православных священников на Аляске к концу 19-го века почти в два раза превосходила количество священников в период расцвета миссии в 1850-е годы.

3
Православный приход в Уналашке, 1916 г. Именно здесь начинал свою миссионерскую деятельность Св. Иннокентий. В центре снимка - тогдашний руководитель миссии, отец Филипп. Интересно, что все алеуты на снимке одеты уже по-европейски. Фото из музея Анкориджа.
Православный приход в Уналашке, 1916 г. Именно здесь начинал свою миссионерскую деятельность Св. Иннокентий. В центре снимка - тогдашний руководитель миссии, отец Филипп. Интересно, что все алеуты на снимке одеты уже по-европейски. Фото из музея Анкориджа.

Революция 1917 года стала катастрофой для православной церкви в Америке. Многие священники вернулись с Аляски на родину, финансирование было прекращено, вся административная структура разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось, миссия постепенно сошла на нет. Было время, когда на всей Аляске оставалось меньше десятка православных священников. Только в 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситке, а в 1973 году — семинария на Кадьяке. Сейчас на Аляске порядка 90 православных приходов, около 35 священников (все — из местных жителей) и больше 100 чтецов с семинарским образованием. При этом, однако, православие продолжает быть значимой религией на Аляске с самой высокой концентрацией православных верующих в США.

Хотя во время нашего путешествия по Аляске мы и увидели несколько православных храмов (о которых будет рассказано ниже), однако главные русские поселения Аляски и когда-то построенные в них церкви остались в стороне от маршрута. Поэтому для полноты картины, представленной в этом фотоотчёте, мы решили привести фотографии и этих храмов, взятые из интернета.

2
Главные русские поселения Аляски, где сохранились православные храмы. 1 - Уналашка, 2 - Кодьяк, 3 - Кенай, 4 - Ситка (быв. Новоархангельск).
Главные русские поселения Аляски, где сохранились православные храмы. 1 - Уналашка, 2 - Кодьяк, 3 - Кенай, 4 - Ситка (быв. Новоархангельск).

8
Церковь Вознесения Господня в Уналашке. Нынешнее здание церкви построено в 1894–1896 годах на месте церкви 1826 года, заложенной ещё Св. Иннокентием. В 1760-х годах Уналашка была основным российским портом в регионе, через который осуществлялась торговля пушниной. В 1772 году в ней основали постоянное русское поселение, ставшее неофициальным центром российской колонии на Аляске.
Церковь Вознесения Господня в Уналашке. Нынешнее здание церкви построено в 1894–1896 годах на месте церкви 1826 года, заложенной ещё Св. Иннокентием. В 1760-х годах Уналашка была основным российским портом в регионе, через который осуществлялась торговля пушниной. В 1772 году в ней основали постоянное русское поселение, ставшее неофициальным центром российской колонии на Аляске.

4
Свято-Воскресенская церковь в Кадьяке. Нынешняя церковь датируется 1945 годом, но первый храм здесь был возвигнут в 1796 году вместе с основанием поселения, ставшего штаб-квартирой компании Шелихова, а затем и Русско-американской компании. Тогда город был назван Павловской гаванью. В Воскресенской церкви покоятся мощи Германа Аляскинского, первого православного святого Америки.
Свято-Воскресенская церковь в Кадьяке. Нынешняя церковь датируется 1945 годом, но первый храм здесь был возвигнут в 1796 году вместе с основанием поселения, ставшего штаб-квартирой компании Шелихова, а затем и Русско-американской компании. Тогда город был назван Павловской гаванью. В Воскресенской церкви покоятся мощи Германа Аляскинского, первого православного святого Америки.

4
Свято-Успенская церковь в Кенае, построена в 1896 году, заменив храм 1849 года. В 1791 году русская купеческая компания Лебедева-Ласточкина основала в центре индейской деревни форт Святого Николая для торговли мехами с индейцами. На Кенае, таким образом, возникло второе постоянное русское поселение на Аляске. Просуществовало оно, однако, недолго - в 1797 году индейцы-атабаски атаковали форт, и вскоре компания Лебедева прекратила своё существование.
Свято-Успенская церковь в Кенае, построена в 1896 году, заменив храм 1849 года. В 1791 году русская купеческая компания Лебедева-Ласточкина основала в центре индейской деревни форт Святого Николая для торговли мехами с индейцами. На Кенае, таким образом, возникло второе постоянное русское поселение на Аляске. Просуществовало оно, однако, недолго - в 1797 году индейцы-атабаски атаковали форт, и вскоре компания Лебедева прекратила своё существование.

5
Собор Архангела Михаила в Ситке. Построен в 1976 году вместо сгоревшего собора 1848 года, заложенного Св. Иннокентием. Новый собор воспроизводит внешний вид предыдущего. Ситка - бывший Новоархангельск - основана Барановым в 1804 году и с 1808 года вплоть до продажи Аляски американцам являлась столицей Русской Америки.
Собор Архангела Михаила в Ситке. Построен в 1976 году вместо сгоревшего собора 1848 года, заложенного Св. Иннокентием. Новый собор воспроизводит внешний вид предыдущего. Ситка - бывший Новоархангельск - основана Барановым в 1804 году и с 1808 года вплоть до продажи Аляски американцам являлась столицей Русской Америки.

На Аляске существует порядка 90 православных церквей и часовен (если судить по числу приходов) и около 35 православных священников, т. е. на каждого священника приходится в среднем по 3 прихода, и они служат там по очереди. Архитектура аляскинских храмов самая разная. Есть красивые русские церкви с привычными нам очертаниями (таких не очень много), есть церкви в виде деревянных срубов из бревен, построенные местными жителями, и есть новые церкви в стиле «аэродромных ангаров», большие, но не слишком красивые. Все три церкви, которые мы увидели во время поездки, были хоть и небольшие, но построенные в традиционном русском стиле, и угадать в них православный храм не составляло никакого труда.

2
Наш маршрут по Аляске с местами, где нам попались следы русского пребывания: церкви/кладбища (обозначены крестом): Джуно, Эклутна, Нинильчик; музеи с описанием русского наследия (буква М): Джуно, Анкоридж, Хомер.
Наш маршрут по Аляске с местами, где нам попались следы русского пребывания: церкви/кладбища (обозначены крестом): Джуно, Эклутна, Нинильчик; музеи с описанием русского наследия (буква М): Джуно, Анкоридж, Хомер.

Джуно

Через некоторое время после продажи Аляски в ней появились американские миссионеры, представлявшие различные религиозные деноминации: пресвитерианскую, католическую, епископальную, баптистов и т. д. Они поделили территорию Аляски между собой (как сыновья лейтенанта Шмидта в «Двенадцати стульях»)) и принялись за работу. В отличие от православных миссионеров, терпимых к индейским традициям и языку, они с самого начала строго запретили все проявления язычества и проповедовали исключительно на английском, требуя от индейцев понимания и постепенного перехода на английский в повседневном общении. Однако их усилия привели к парадоксальному результату — остававшиеся на Аляске языческими деревни становились православными, поскольку православные миссии использовали местные языки, рукополагали местных священников, уважали местные традиции. Так, количество православных индейцев-тлинкитов за короткий срок выросло в четыре раза по сравнению с русским периодом.

7
Аляска православная

6
Церковь Св. Николая в Джуно.
Церковь Св. Николая в Джуно.

Появление в Джуно русской церкви Николая Чудотворца было частью этого процесса. Она была построена в 1894 году, уже после ухода русских из Аляски. В районе Джуно тлинкиты в то время оставались в основном некрещёными, поскольку русские миссионеры туда не добрались. Однако приход протестантских миссионеров с их суровыми требованиями побудил индейцев Джуно обратиться за помощью к своим сородичам в районе Ситки, еще со времён Св. Иннокентия приученных к использованию в богослужении родного языка, на который к тому же были переведены и священные тексты. В результате индейцы Джуно тоже крестились в православие и пожелали иметь собственный храм, в чём им помогло Московское миссионерское общество.

5
Интерьер церкви. Иконостас и шесть больших икон в нём привезены из России. Сделанный в России иконостас сохранился в ней до сих пор.
Интерьер церкви. Иконостас и шесть больших икон в нём привезены из России. Сделанный в России иконостас сохранился в ней до сих пор.

Из России были присланы архитектурные чертежи, внутренняя церковная обстановка (подсвечники, чаши, кадильницы), полный иконостас с иконами и две тысячи рублей серебром на строительство церкви. Новокрещеные тлинкиты и сербские золотодобытчики, работавшие в тот момент в Джуно, сообща построили по русским чертежам достаточно оригинальную восьмигранную деревянную церковь с шатровой крышей и фонарём с луковичной главкой. В июне 1894 года епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Николай прибыл в Джуно и освятил новый храм в честь Св. Николая Чудотворца.

2
Титульная икона Николая Чудотворца и Св. Иннокентия, просветителя и апостола Америки.
Титульная икона Николая Чудотворца и Св. Иннокентия, просветителя и апостола Америки.

3
Среди доноров храма были царь Александр III (как глава Московского миссионерского общества) и Иоанн Кронштадский.
Среди доноров храма были царь Александр III (как глава Московского миссионерского общества) и Иоанн Кронштадский.

4
Луковичная глава церкви на фоне окружающих гор.
Луковичная глава церкви на фоне окружающих гор.

Следующую церковь в посёлке индейцев-тлинкитов Хуна (в 40 км от Джуно на острове Чичагова) мы увидели случайно на автобусной экскурсии во время нашего круиза. Позже выяснили, что она тоже посвящена Св. Николаю и была основана в 1897 году, когда 14 главных тлинкитских семей подарили землю для строительства храма. В том же посёлке увидели и православное кладбище.

4
Церковь Св. Николая в Хуне.
Церковь Св. Николая в Хуне.

1 из 2
Православное кладбище в Хуне.

Эклутна

Примерно в 40 км к северу от Анкориджа находится очень интересное место — исторический парк в посёлке Эклутна. В Эклутне живут потомки индейцев-атабасков, обращённых в православие русскими миссионерами в середине 19-го века. Тогда же местные индейцы под руководством миссионеров построили первую бревенчатую церковь, которая (с многочисленными ремонтами и реставрациями) дожила до наших дней.

3
У входа в исторический парк Эклутны. Сам парк состоит из двух церквей, старой и новой, кладбища и визизитор-центра/сувенирного магазина.
У входа в исторический парк Эклутны. Сам парк состоит из двух церквей, старой и новой, кладбища и визизитор-центра/сувенирного магазина.

4
Старая рубленая церковь с импровизированной колокольней.
Старая рубленая церковь с импровизированной колокольней.

Здесь же находится и новая, ныне действующая православная церковь Св. Николая, построенная в 1962 году. Богослужения в ней проводятся по выходным дням. Мы были в будний день и поэтому внутрь церкви не попали, но, судя по описаниям, в ней сохранились старинные иконы, принесённые еще первыми русскими миссионерами.

1 из 2
Здание новой церкви Св. Николая, 1962 г.

2
Интерьер новой церкви (интернет).
Интерьер новой церкви (интернет).

4
Церкви Эклутны на фоне окружающих холмов.
Церкви Эклутны на фоне окружающих холмов.

4
Маленькая часовенка с иконой Казанской Божьей Матери.
Маленькая часовенка с иконой Казанской Божьей Матери.

Очень интересно православное кладбище при церкви, на котором в основном похоронены индейцы-атабаски, но также русские и эскимосы. На этом кладбище христианские традиции (кресты на могилах) причудливо сочетаются с обычаями и верованиями индейцев, которые на сороковой день после похорон ставят на могиле маленький деревянный домик для души умершего. Домики эти ярко раскрашены в цвета, соответствующие цветам семей умерших.

4
Аляска православная

5
Православное кладбище в Эклутне с домиками вместо памятников.
Православное кладбище в Эклутне с домиками вместо памятников.

3
Домики не принято ремонтировать, постепенно они рассыпаются от старости и исчезают. Считается, по-видимому, что к тому времени душа умершего уже находит себе пристанище вдалеке от родной деревни.
Домики не принято ремонтировать, постепенно они рассыпаются от старости и исчезают. Считается, по-видимому, что к тому времени душа умершего уже находит себе пристанище вдалеке от родной деревни.

4
Домики ярко раскрашены, и у каждого стоит крест.
Домики ярко раскрашены, и у каждого стоит крест.

4
Могила Майкла Алекса, вождя индейцев Эклутны, который построил новую церковь.
Могила Майкла Алекса, вождя индейцев Эклутны, который построил новую церковь.

4
Вот такие роскошные хоромы получила чья-то душа.
Вот такие роскошные хоромы получила чья-то душа.

4
Большинство могил - индейские, но попалась и одна чисто русская, в том числе и с надписью по-русски (фото справа).
Большинство могил - индейские, но попалась и одна чисто русская, в том числе и с надписью по-русски (фото справа).

Нинильчик

Нинильчик был основан в 1840-е гг. для поселения выходивших на пенсию служащих Российско-американской компании, которые не могли или не хотели возвращаться в Россию. Это были русские мужчины, как правило, женатые на алеутских или эскимосских женщинах, а их потомство было «креолами» — людьми смешанного происхождения, занимавшими промежуточный статус между русскими и туземцами. Место для поселения на полуострове Кенай на берегу залива Кука было выбрано недалеко от первого постоянного русского поселения (и первой штаб-квартиры Российско-американской компании) на острове Кодьяк. Оттуда и прибыла в Нинильчик большая часть переселенцев.

5
Вид на Нинильчик с холма.
Вид на Нинильчик с холма.

Первоначально в Нинильчике поселилось пять семей (включая Квасниковых, Осколковых, Алексеевых), и их потомство составляет большую часть нынешнего населения деревни численостью около 850 человек. С момента её основания поселенцы занимались охотой, рыболовством и земледелием. До 1917 года существовала связь с Россией через церковь — приезжали священники для службы в деревенском храме Преображения Господня, какое-то время при нём функционировала и русская школа (впоследствии американцы русские школы запретили). Долгое время жители общались между собой на своеобразном диалекте русского языка, но с 1930-х гг., когда началось активное освоение этой местности американцами, русский язык начал отмирать. По состоянию на 2013 год, им владели не более 20 человек, все старше 75 лет (Википедия). Можно предположить, что к настоящему времени носителей нинильчикского диалекта русского языка остались единицы, если остались вообще.

5
Преображенская церковь с кладбищем вокруг.
Преображенская церковь с кладбищем вокруг.

Православный Храм Преображения Господня, стоящий сейчас на высоком холме над деревней, был построен в 1901 году взамен старой церкви, существовавшей здесь с 1846 года. Нынешняя Преображенская церковь — небольшая (15×6 м), крестообразной формы с двумя главками. Одна из главок, с окнами по всем четырём сторонам, вероятно, когда-то служила маяком. Вокруг церкви расположено кладбище и где-то недалеко от неё сохранилось сильно перестроенное здание бывшей русской школы.

1 из 3
Преображенская церковь, 1901.

2
Кладбище вокруг церкви.
Кладбище вокруг церкви.

3
Кладбище вокруг церкви.
Кладбище вокруг церкви.

Прогулка по кладбищу показала, что бОльшая часть захоронений принадлежит Квасниковым и, особенно, Осколковым, т. е. потомкам первопоселенцев 1840-х годов.

2
Квасниковы.
Квасниковы.

3
Осколковы. Американский флажок на могиле означает, что «Pashka» служил в американских вооруженных силах, конкретно - на флоте (US NAVY).
Осколковы. Американский флажок на могиле означает, что «Pashka» служил в американских вооруженных силах, конкретно - на флоте (US NAVY).

Интересные надгробные плиты: «Матушка», очевидно, означает жену священника, ну а «Вечная память» относится к могиле 2001 года (видно, тогда русский ещё не был забыт).
Интересные надгробные плиты: «Матушка», очевидно, означает жену священника, ну а «Вечная память» относится к могиле 2001 года (видно, тогда русский ещё не был забыт).

4
Недалеко от церкви обнаружили ешё одно здание, похожее на часовню с отдельно стоящей маленькой колокольней.
Недалеко от церкви обнаружили ешё одно здание, похожее на часовню с отдельно стоящей маленькой колокольней.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии