Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 2:14

Аляска — США Август 2022

Первая часть рассказа здесь.

Маршрут нашего круиза. В этом рассказе - о посещении Петербурга (точка 5) и фьорда Трейси-Арм (точка 6).

Следующей остановкой на маршруте был Петербург, но к нему плыли целый день. Во время длинных переходов команда судна начинала усиленно развлекать туристов. Занимались этим в основном директор программы с актерским образованием и опытом участия в мюзиклах, а также бойкая женщина средних лет (guest speaker), готовая выступать на любую тему (история Аляски, флора, фауна, ледники и т. д.). Был ещё дядечка, игравший на фортепьяно, с запасом нескольких программ (из репертуара Синатры, мюзиклы, «Угадай мелодию» и т. д.). Все это, конечно, можно было и игнорировать, а при желании — смотреть/слушать, не выходя из каюты, поскольку все транслировалось по выделенному каналу на ТВ. Ну и, как обычно, публика играла в картишки, в настольные игры, складывала пазлы и т. п.

Один из пазлов, который складывали на корабле, - русские матрешки. Видимо, в память о русском прошлом Аляски:)

Интернета на корабле не было. Выход в сеть было предложено осуществлять через смартфоны, что мы и делали. Но временами даже и они не помогали: в особо диких местах связи не было никакой (в том числе на переходе до Петербурга), иногда по полдня.

По пути в Петербург: восточное побережье острова Баранова.

На подходе к Петербургу нам попалась большая группа горбатых китов и мы наблюдали удивительное явление, которое по-английски называется «Bubble-Net Feeding». Удачного описания этого феномена на русском, как и хорошего перевода самого названия, мы обнаружить не смогли. Попытаемся ликвидировать этот пробел.

Аляска: Круиз, часть 2

Bubble-Net Feeding можно объяснить следующим образом. Это скоординированный и эффективный способ охоты на рыбу группой китов. Вначале несколько китов окружают косяк мелкой рыбы (крупную они не могут проглотить, несмотря на свои собственные размеры), и начинают поочередно выдыхать воздух, создавая в воде многочисленные пузырьки (bubbles). Это дезориентирует окруженную рыбу, производя впечатление, что они оказались в какой-то рыболовной «сети» (net). Затем один из китов подает сигнал: «пора обедать!» («feeding time!»), и все киты-участники одновременно плывут вверх с открытыми ртами, заглатывая по пути попавшую в эту ловушку рыбу и планктон. Так что «Bubble-Net Feeding» можно примерно перевести как «кормежка с помощью сети из пузырьков».

Bubble-Net Feeding. Очень эффектное фото из музея в Петербурге.

Петербург, или Питерсберг, был назван по имени Питера Бушманна (Peter Buschmann), норвежского иммигранта, который на месте нынешнего городка в конце 1890-х завел свой бизнес. Бушманн построил там лесопилку, док и консервный завод и показал себя очень успешным предпринимателем. К нему присоединились другие иммигранты-скандинавы.

Аляска: Круиз, часть 2

Аляскинский Петербург к России никакого отношения не имеет, если не считать, что он расположен на острове Митькова (Mitkof Island), омываемого водами пролива Врангеля. Так что и в районе Петербурга — масса русских географических названий.

Барон Фердинанд Петрович Врангель (1796–1870) — российский военный и государственный деятель, мореплаватель и полярный исследователь, главный правитель Русской Америки в 1830—1835 гг. При нем на Аляске изучалась не только прибрежная зона, но и районы, находящихся внутри материка. Это привело к укреплению позиций России на Аляске, на южные острова которой претендовала также и британская компания Гудзон-Бей. Прокофий Платонович Митьков (1799–1866) — русский морской офицер, мореплаватель, исследователь северной части Тихого океана и берегов Аляски, вице-губернатор Русской Америки в 1836—1841 гг.

Табличка с названием города полюбилась местным воронам.

И сейчас многие жители аляскинского Петербурга имеют скандинавские корни, а город известен своими сильными норвежскими традициями. Из-за этого он даже получил прозвище «Малая Норвегия». В мае Петербург ежегодно празднует День Конституции Норвегии — с парадом, танцами, национальными костюмами.

Здание «Сыны Норвегии» на пирсе - место социальной активности в Петербурге.

Вечером местные дети выступили в кают-компании на нашем корабле с национальными норвежскими танцами.

По другую сторону пролива Врангеля, напротив Петербурга, находятся острова Купреянова и Воеводский. Остров Купреянова (Kupreanof Island) назван в честь вице-адмирала Ивана Антоновича Купреянова (1794–1857), губернатора Русской Америки с 1836 по 1840 год. Именем Купреянова также названа бухта на Алеутских островах, есть полуостров Купреянова, пролив и вершина его имени на островах Александровского архипелага, а также гора Купреянова на острове Кадьяк. Степан Васильевич Воеводский (1854–1859) — русский адмирал, управляющий Русско-американской компанией в 1854–1859 годы. Его именем названа Воеводская гавань, остров и озеро в архипелаге Александра.

Петербург — процветающий рыболовецкий поселок, с одним из самых больших рыболовецких флотов на Аляске. Уровень жизни в этом месте — и по статистике, и чисто визуально — выше, чем в других поселениях, которые мы посетили в ходе круиза. В Петербурге есть своя больница, в отличие от Хейнса и Хуны.

Аляска: Круиз, часть 2

Сладкому сну помогает неумение читать:). На табличке написано, что эта платформа - только для гидросамолетов.

Рыбная ловля и переработка рыбы и морепродуктов — основа экономического процветания поселка. В Петербурге успешно работают целых 4 консервных завода, и их история — гордость местных жителей. Туризм тоже играет определенную роль в экономике поселка, хотя океанские лайнеры туда не могут заходить.

Консервные предприятия Петербурга. Их там целых четыре штуки.

Вот так оформили в Петербурге мусорные контейнеры - наклейками рыбных консервов, которые производили раньше и производят в городе сейчас.

Архитектурой поселок не блещет, но выглядит вполне достойно.

На улицах Петербурга.

Местная природная достопримечательность — ледник Леконт (LeConte Glacier), куда мы слетали на гидросамолете. Погода — слабое место этого поселка. Хотя климат здесь и мягкий, но осадков выпадает очень много — в среднем 3 м ежегодно. Была опасность, что тур к леднику могут отменить из-за плохой видимости, но пронесло.

Хотя погода в этот день была и не идеальная, но открывшиеся нам пейзажи вызвали непередаваемый восторг.

Аляска: Круиз, часть 2

Виды с борта гидросамолета по пути к леднику.

Ледник Леконт находится в 35 км от Петербурга и является самым южным приливным ледником Северного полушария. Приливными называют ледники, которые располагаются на суше, но при этом спускаются в море. От таких ледников часто откалываются айсберги.

Аляска: Круиз, часть 2

С момента своего открытия в 1887 году этот ледник отступил почти на 4 км, хотя сегодня считается, что с 2002 года он находится в более-менее стабильном состоянии.

Течет ледниковая река.
Течет ледниковая "река".

На приливные ледники, помимо изменений температуры воздуха, влияет и то, что происходит с морем-океаном, поскольку значительная часть каждого из таких ледников находится в воде. По недавним исследованиям, подтаивание подводной части ледника Леконт происходит сейчас гораздо быстрее, чем считалось раньше. Так что, видимо, текущая стабильность Леконта может быть вскоре нарушена.

Аляска: Круиз, часть 2

После Петербурга маршрут круиза идет на север, в сторону Джуно. Но по пути у нас еще одна местная достопримечательность — фьорд Трейси-Арм (Tracy Arm). Погода над нами сжалилась, и день выдался неплохой, без дождя.

Фьорд Трейси-Арм.

На картах этот фьорд выглядит тоненькой вьющейся ниточкой, как и положено фьорду. На самом деле, это ответвление, или рукав, не кажется таким уж узким (наш капитан вряд ли согласился бы с этим утверждением). Но он очень живописен!

Аляска: Круиз, часть 2

По обе стороны — высокие отвесные скалы, которые, кажется, вырастают прямо из воды. И какие по этим неприступным каменным стенам струятся водопады!

Аляска: Круиз, часть 2

Отвесные скалы и водопады.

От входа во фьорд до его конца — 48 километров, но айсберги начинают попадаться очень быстро, разных форм и размеров. И чем дальше, тем их становится все больше и больше — верный признак приближения к леднику.

Аляска: Круиз, часть 2

Наша конечная цель во фьорде — двойня ледников под общим именем Сойер (Twin Sawyer Glacier): Северный Сойер и Южный Сойер, расположенные в самом конце рукава Трейси.

Аляска: Круиз, часть 2

Ледник Сойер стал самым эпичным впечатлением в этот день. Точнее, Северный Сойер. Капитан корабля медленно развернул наше судно вокруг его оси, наверно раз 7, чтобы у всех была возможность налюбоваться ледником и сфотографировать его тысячу раз.

Аляска: Круиз, часть 2

Сославшись на сложную обстановку с айсбергами возле Южного Сойера, капитан наш корабль туда не повел. Так что мы увидели этот ледник только на удалении. Путеводители также обещали разнообразную живность во фьорде, но увы, и с этим не сложилось в этот раз…

Ледник Южный Сойер.

От Трэйси-Арм до Джуно — уже всего 72 км, и к вечеру мы — в порту. По программе круиза, эта ночь — последняя на корабле, а утром нас начинают развозить кого в аэропорт, кого в город. В заключение скажем, что в целом мы круизом остались довольны: и комфортом, и сервисом, и тем, что удалось увидеть. Погоду бы получше…

Вторая часть нашего путешествия по Аляске была автомобильной. Но поскольку Джуно (столица штата), где закончился наш круиз, с другими частями Аляски автодорогами не связан (!), нам пришлось оттуда сначала перелететь в Анкоридж. Там мы взяли в аренду машину и отправились в поездку. Наш самолет в Анкоридж был только вечером в день завершения круиза. Так что у нас оказалось в распоряжении несколько часов на дополнительный смотр столицы Аляски. Про наши впечатления о Джуно мы уже рассказали.

Ну, а дальше — про автомобильную часть нашей аляскинской поездки.