Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:22

Кахетия — Грузия Сентябрь 2022

Если вы уже познакомились с Тбилиси, погуляли по его улочкам, прокатились на фуникулере, полюбовались городом с высоты, побывали в Сиони и Цминда Самеба, то можно поехать куда-нибудь за пределы города. И для однодневной поездки как нельзя лучше подходит Кахетия — недалеко от Тбилиси, много достопримечательностей, потрясающая природа.

Что мы знали о Кахетии, так это прежде всего то, что Кахетия — край виноделия, Саперави, Хванчкара и, конечно, «Алазанская долина», это полусладкое вино раньше у нас везде продавали и цена была ну очень приятной, хотя, говорят в самой Грузии его недолюбливали

Но, как оказалось, не только винами интересна Кахетия: здесь есть древнейшие монастыри, крепости, горы, Алазанская долина (звучит, как песня!) и еще много всего…

Утром выезжаем из Тбилиси и движемся на восток.

В Грузии множество святых мест, в каждом уголке страны можно увидеть храмы, монастыри, и многие из них ведут свою историю с далекого прошлого. Это, как правило, тихие, умиротворенные места, связанные с историей Грузии.

И Кахетия не исключение.

Недалеко от трассы возле села Сагареджо видим развалины древнего строения. Ну мы, конечно, готовились к поездке и знали, что это собор Ниноцминда — весьма древний грузинский храм. Приблизительное время постройки храма — вторая половина 6-го века, когда здесь правили персы. Он даже старше Джвари, который построен вроде бы по тому же принципу, что и Ниномцинда. Почему — «вроде бы», да потому что, есть мнения, что Ниномцинда — это отдельная история, и откуда пошел этот тип храмов не совсем ясно.

К сожалению, храм не сохранился. Храм много раз перестраивался, и как говорят, именно непродуманные действия при перестройке привели к его обрушению. И это случилось еще в первой половине 19 века, а последующее землетрясение еще больше разрушило его, и сейчас от него остались руины, живописные, величественные, но все же руины. Но и по руинам можно судить, что некогда это был большой по размерам и важный по значению храм. И даже руины поражают воображение, старина, история, размах!

Недалеко от храма находится кирпичная колокольня, которая появилась позже, в 16 веке. Сохранилась она совсем неплохо, конечно, ее реставрировали, приводили в порядок, но в любом случае это пошло ей на пользу. Колокольня четырехэтажная, она одна из первых по величине в Грузии.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Недалеко от руин храма находится Дворец епископа, построенный в конце 18 века, на дворец он не очень-то похож, но название этого строения сохранилось до настоящего времени. Сейчас там находится резиденция епископа и кафедра епархии Сагареджо — Ниноцминда и действующий женский монастырь Святой Нины. Зайти внутрь просто так не получится, нужно разрешение, которое получить не просто.

Территория монастыря окружена мощной каменной стеной. Стены не просто хорошо сохранились, но и выглядят до сих пор внушающе, они больше похожи на крепостные стены, призванные защищать от врагов, чем на стены храма.

Место тихое, спокойное, и в то же время источает особую энергетику, еще бы, старина-то какая, даже страшно представить, сколько лет стенам, к которым можно запросто прикоснуться.

Ну, а мы едем дальше.

И на нашем пути Бодбийский монастырь. За этими воротами расположен огромный монастырский комплекс, на территории которого находится ряд достопримечательностей.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Монастырь Бодве — знаковый для всей Грузии монастырь.

А знаковый потому, что там покоятся мощи святой Нины, умершей там в 347 году. Святая Нино очень почитаема в Грузии, именно она принесла на землю Грузии христианство, и было это в 4 веке, более чем за шесть с половиной веков до того, как крестилась Русь.

Здесь возле небольшого села Бодбе святая Нина прожила в уединении последние годы своей жизни. Существует такая легенда: когда Нина умерла, ее хотели похоронить в столице Грузии на тот момент — Мцхете, но гроб с телом не смогли поднять и 200 человек. И тогда царь Миран, посчитав это знаком, приказал похоронить святую Нину здесь. А над ее могилой был построен храм, освященный в честь родственника Нино — Святого Георгия.

Возле собора возник монастырь, расцвет которого пришелся на 15 век. Кахетинские цари даже выбрали его как место для коронации, но потом персы храм полностью разрушили.

В 17 веке царь Кахетии Теймураз дал монастырю вторую жизнь, восстановив его из руин. Но постепенно монастырь пришел в упадок. И третью жизнь ему дал Александр III, посетивший его в 1889 году. По его повелению началось восстановление храма, храму вернули прежние земли, была открыта школа живописи, вскоре тут поселились и первые насельницы. Жизнь кипела, количество сестер достигло 300. Но в годы советской власти монастырь закрыли, некоторое время тут была больница, но содержанием сооружения никто не занимался, оно ветшало и разрушалось.

И лишь в 1991 году все-таки нашлись средства для восстановления монастыря. Сейчас монастырь имеет большое значение в православном мире, это одна из важнейших мировых святынь, место паломничества христиан. И спустя многие столетия в нем по-прежнему хранятся мощи святой Нины.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Храм очень старинный, его почтенный возраст вызывает уважение. Внешне очень простой, но зато богатый на историческое прошлое и на бесценные святыни, находящиеся внутри.

Вход в монастырь свободный. Главная святыня для Грузии — усыпальница святой Нины расположена справа от алтаря. Говорят, что она исцеляет многие недуги. Именно ради возможности поклониться могиле этой святой сюда и едут многочисленные паломники.

Фотографировать в монастыре запрещено. Да вот честно сказать и не хотелось этого делать, уж по-настоящему это святое место.

Надо сказать, от монастыря, сооруженного в 4 веке, ничего не осталось, но зато от монастыря 9 века в какой-то мере сохранились стены, и на них фрагменты фресок того времени. И даже после многочисленных реставраций и перестроек, монастырь сохранил до наших дней свою святость, намоленность.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Рядом возвышается колокольня 19 века, в три этажа, и хотя ее архитектура не совсем грузинская, с окружающими постройками она очень гармонирует.

На территории монастыря есть еще один собор — Святой Нины. Это большой и красивый собор.

Хоть собор и новодел, но не зная этого, так о нем и не скажешь. Он производит впечатление достаточно древнего храма.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

На самом деле начали его строить где-то в 2010 году и стройка затянулась на годы. Вроде бы он был открыт в 2019 году, но до сих пор интерьеры его до конца не оформлены.

Внутри храм светлый и просторный, находиться в нем радостно и приятно.

Кроме храмов и колокольни на территории монастыря много других построек — хозяйственных и жилых. На хозяйственной части монахини занимаются разведением птиц, коров.

На монастырской территории можно увидеть и ухоженные виноградники. А как иначе, ведь это Кахетия — края виноградарства и виноделия.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Монастырь Бодбе находится в невероятном по красоте месте — роскошный парк, цветочные клумбы, газоны. И эта красота тоже заслуга монахинь, видно, что немало труда вкладывается в то, чтобы это место было уютным, приятным для посещения.

Сразу за парком располагается смотровая площадка, откуда открываются головокружительные виды на Алазанскую долину и комплекс Кавказких гор.

А главное здесь — атмосфера! Умиротворение, тишина и покой… И такой простор! Трудно описать чувства, которые испытываешь после посещения монастыря, но то, что уезжаешь отсюда обновленным — это точно.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Ну, а дальше был Сигнахи — очаровательный городок, расположенный на холме с видом на Алазанскую долину, тщательно отреставрированный.

От монастыря Бодве до Сигнахи чуть более 2-х километров, так что можно и пешком дойти. Мы же поехали на машине. Но по пути остановились возле кафе с террасой, откуда открывались великолепные виды на Алазанскую долину и как раз на Сигнахи.

Город расположен на горе, над теряющейся в дымке Алазанской долиной. Это, наверное, самый лучший вид на город.

Сигнахи — романтичный городок, его позиционируют как город любви.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Почему город любви? Тут называют две версии, одна связана с легендой о миллионе алых роз, подаренных Пиросмани артистке. Кто говорит, что это произошло здесь, а кто-то говорит, что история с миллионом алых роз случилась в Тбилиси. Но как бы то ни было, деревня, где родился и жил Пиросмани — да, она недалеко от Сигнахи.

Вторая причина, по которой Сигнахи назвают городом любви — здесь имеется очень популярный ЗАГС, работающий ежедневно и круглосуточно, без выходных и перерыва, к тому же здесь могут расписаться не только местные жители, но и иностранцы, и брак будет считаться законным. Ну о ЗАГСе я расскажу дальше.

Сигнахи — город романтичный, а старинные извилистые мощеные улицы придают ему еще больше романтичности и очарования. И эти живописные улочки созданы для того, чтобы по ним прогуливались влюбленные. Вот еще поэтому город называют городом любви.

А еще Сигнахи в Грузии называют грузинским Сан-Марино. Конечно, это немного преувеличено, но некоторое сходство все же имеется, прежде всего в расположении — на вершине горного хребта, а также в видах, открывающихся со смотровых площадок города. Ну, а легкое ощущение, что мы не на Кавказе, а где-то в Европе, в Италии, например, не раз возникает при прогулке по городу.

Первое, что надо сделать при знакомстве с Сигнахи, это посетить его крепостные стены.

В крепость ведут несколько ворот. Через одни из них мы прошли на территорию крепости. За воротами находится лестница, которая ведет на самый верх крепостной стены.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Крепостная стена — главная достопримечательность Сигнахи. Побывать тут нужно обязательно! Сигнахская стена старинная, как говорят, она старше самого города, возвели ее примерно в 17 веке.

Для прогулок открыт небольшой участок стены, где предусмотрен пешеходный маршрут от одной башни к другой. Это единственное место, где можно пройти по самому верху стены.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Прогулочная дорожка оборудована специальными ограждениями, все сделано для безопасной прогулки.

Всего-то сохранилось 28 башен, расположенных через каждые 20–30 метров. Башни не похожи друг на друга. Ко многим башням невозможно пройти, а вот некоторые можно увидеть вблизи. Вот две из них мы и увидели, прикоснулись с старинным стенам башен и даже зашли внутрь одной башни. Правда, ничего интересного там нет, темно, какие-то камни…

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Что интересно, стены сохранилась в первозданном виде практически полностью, как говорят, это одна из самых протяженных крепостных стен в Европе, около 4 километров ее длина. К сожалению, увидеть ее полностью трудно из-за масштабов.

Крепостные стены, точнее три ее стороны, расположены на склонах гор, в некоторых местах поднимаясь, а в некоторых спускаясь вниз, при этом повторяя контуры гор, и лишь одна сторона, северная, спускается в глубокое ущелье. А виды с крепостной стены просто потрясающие! Алазанская долина, лежащая внизу, во всей красе, а на горизонте — горы — заснеженный Кавказский хребет.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

За крепостными стенами находится один-единственный городской квартал, располагающийся внутри крепостных стен — старый город, а весь город Сигнахи находится вне периметра крепостных стен, с южной стороны.

Улица Горгосали — единственная улица, расположенная внутри периметра крепости Сигнахи.

В начале улицы у крепостных стен находится самый большой храм города — храм Святого Георгия. Возведен был храм в конце 18 века. Изначально это была армянская церковь, а сейчас она принадлежит Грузинской православной церкви.

Храм Святого Георгия — символ Сигнахи.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Поднявшись по ступенькам, можно подойти к храму поближе. Храм представляет собой базилику из светлого кирпича, практически вплотную прилегающую к сигнахской стене. А колокольня возведена прямо на крепостной стене, на одной из башен крепости.

Место для храма выбрано идеальное, это одна из самых высоких точек города.

Храм старинный, и когда находишься рядом с этим зданием, это ясно ощущается. Очень волнительно прикоснуться к стенам старинного сооружения, уж они точно помнят многие события, случившиеся здесь.

Покидаем старый город через Главные ворота — ворота Магаро. Они сохранили свой первозданный вид и смотрятся величественно и грандиозно.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Храм виден и за пределами крепостной стены.

Более того, его можно заметить из любой точки города. И отовсюду храм выглядит впечатляюще и грациозно.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

По колоритной улице идем в центр Сигнахи.

Мощеные чистые улицы, симпатичные домики под черепичными крышами с балкончиками и верандами — приятно прогуляться по Сигнахи. К тому же, город зеленый, с потрясающими пейзажами, чистейшим воздухом…

До 2005 года это был обычный провинциальный городок. А потом в городе была проведена масштабная реконструкция. Конечно, средства были потрачены колоссальные, но результат превзошел все ожидания. Появился вот такой уютный и красивый город, наполненный жизнью, романтикой, город, в который приезжают тысячи туристов.

Везде на улицах города идет бойкая торговля колоритными товарами. И надо сказать, это не напрягает, а гармонично вписывается в романтический облик города.

Вот смотрите, какие симпатичные шарфики. И знаете, чье изображение на одном из них? Французской актрисы, певицы и танцовщицы Маргариты де Севр, более известной как безответная любовь Нико Пиросмани, той, которой он дарил миллион алых роз.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

И вот мы на площади Давида Строителя, одной из центральных площадей города. На этой площади находится красивое здание мэрии, построенное в начале 20 века. Рядом стоит драматический театр, между прочим работающий с конца 19 века.

По одной из легенд, именно эту площадь Пиросмани усыпал цветами, но хотя это скорей всегот всего лишь легенда, все равно это придает этой площади еще больше романтичности.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

И еще одна центральная площадь города — площадь Ираклия Второго.

Самое главное здание на этой площади — местный ЗАГС, как я уже говорила, работающий круглосуточно.

Здесь можно зарегистрировать брак в любое время дня и ночи, без проволочек и всяких там формальностей. Как говорят, подать документы можно за час до желаемого времени, и желающих стать мужем и женой зарегистрируют, правда, без церемонии, но зато быстро и наверняка. Да, еще нужно иметь двух свидетелей, но это не проблема, свиделей можно найти и на улице. А если вы хотите торжественную процедуру бракосочетания, то тут придется подождать денек-другой, а может повезет, и получится в тот же день.

Правда, по приезду в Россию нужно внести зарегистрированный брак в единый Реестр, для чего нужно сделать перевод свидетельства о регистрации и заверить его нотариально. А потом пойти в местный ЗАГС с переводом документа и с паспортами. Регистратор внесет данные в российский Реестр, и все, брак действительный, законный.

Ну, а если вдруг ну не сошлись характерами и т. д., то тут все делается согласно Российскому законодательству, в местных ЗАГСах. Но лучше пусть будет брак, зарегистрированный в прекрасном Сигнахе, долгим и счастливым!

Перед ЗАГСом трогательная скульптура — девочка готовится подарить свой букет счастливым молодоженам.

Кстати, ЗАГС находится на втором этаже, там, где резные балкончики.

В центре площади — фонтан с изображением оленя. Это увеличенная копия древней скульптуры, найденной археологами в окрестностях города. Рядом с фонтаном часы.

От площади начинается улица Бараташвили, дальше она спускается вниз, а затем опять поднимается в гору.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Спускаемся вниз. У террасы над Алазанской долиной стоит интересный памятник, связанный с именем Пиросмани. Это скульптурное повторение сюжета одной из картин художника — «Доктор на ослике».

С террасы открываются замечательные виды на Алазанскую долину.

И даже с другого конца города собор Святого Георгия отлично виден!

Еда в Грузии — отдельная тема, вкусно очень, порции большие и все совсем не дорого. Вот в этом ресторане мы пообедали. Так приятно завершилась прогулка по романтичному, потрясающе красивому городу!

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Как я уже говорила, именно в Кахетии растет виноград, именно здесь производится знаменитое грузинское вино: Хванчкара, Саперави, Киндзмараули, Цинандали. Да, и в других регионах Грузии занимаются производством вина, но именно в Кахетии виноделие — это история, легенды, оригинальные рецепты производства вина, предаваемые из поколения в поколение, именно Кахетия — сокровищница грузинского вина, известного далеко за пределами страны.

Мало того, что здесь много крупных предприятий по производству вина, так тут в каждом доме своя семейная винодельня и свой винный погреб!

Многие туристы едут в Кахетию, чтобы совершить винное путешествие, продегустировать различные вина и купить домой не одну бутылочку замечательного вина! Побывать в Кахетии и не попробовать вина — это не правильно!

Ну, а мы едем в Кварели, к винзаводу «Винодельня Хареба».

Это крупный винзавод. На сам винзавод экскурсии не проводятся. Зато мы попали на экскурсию в винный тоннель «Хареба». Этот тоннель был вырублен в горе в конце 50-х годов прошлого века, вроде как для военных целей. Ну, а сейчас тут размещается склад с тысячами бутылок вина. Тут же в тоннеле дегустационный зал и музейная экспозиция.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Встречают посетителей грузинские певцы, которые исполняют песни на грузинском языке. В этой поездке мы слышали много грузинских песен. Грузинское многоголосье очаровывает! Даже если не знаешь грузинского языка, слушая чудесные грузинские песни, как будто понимаешь о чем они, так чувственно и душевно они звучат.

Говорят, длина тоннеля где-то около 10 километров, но для посетителей открыты лишь два небольших участка, один прямой, длиной около 700 метров, и отходящий в сторону, боковой, длиной около 500 метров.

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

Посетители могут увидеть, как хранятся вина самого высоко качества, тут более 25 тысяч бутылок. Температура в тоннеле колеблется в пределах 12–15 градусов, такая температура идеальна для выдержки и хранения вина. Так как на улице было жарко и мы, конечно, были одеты легко, для того, чтобы не замерзнуть на экскурсии, выдаются пледы.

Небольшая экспозиция рассказывает об истории виноделия. Интересно, но не так, чтобы очень.

А потом была дегустация. Стоимость этого мероприятия 15 лари. Что сказать, попробовали разные сорта вин. Все вина замечательное, какое больше понравилось, даже не могу сказать…

А на входе магазин, где можно прикупить понравившееся вино домой.

Перед заводом благоустроенная территория, цветочки, инсталяции…

Кахетия. Горы, долины, вино и любовь...

А потом был путь в Тбилиси.

Очень нам понравилась Кахетия, такая разнообразная и такая душевная! Если вы будете в Тбилиси, обязательно найдите время и съездите в Кахетию. Уверяю вас, не пожалеете!