Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:37

Тбилиси — Грузия Апрель 2017

Утром погода опять радовала нас. Солнечно, тепло! И настроение подстать. Сегодня с утра нас ждет Цминда Самеба, тем более что идти до нее совсем ничего, немножко в горку по улице Эристави — и Цминда Самида уже видна впереди. Впрочем, ее можно увидеть практически с любой части города, ведь стоит она на холме, названном в честь Святого Ильи.

Продолжение прогулки по любимому городу

Собор находится в районе Авлабари, старом армянском районе, да и сам собор построен на месте бывшего армянского кладбища. Сразу с улицы заходим в нижний храм — Благовещения Пресвятой Богородицы. Это небольшой храм, теплый и уютный.

А дальше…дальше — Цминда Самеба. Мы уже видели собор издалека, но вблизи — это чудо! Благодаря своим величественным формам и грандиозной архитектуре собор поражает! Особенно, грандиозно он смотрится в сравнении со старым городом. Маленькие домики, уютные, как будто бы и не столица это, а маленький старинный городок. А тут — монументальность, красота, величие. Смотришь на величественный собор и не веришь, что собор — новострой. Заложен он был 23 ноября 1995 года. Первое богослужение в ещё строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён он был самим Католикосом — Патриархом Илией Вторым ровно через 9 лет после закладки — 23 ноября 2004 года, в день Святого Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии.

Строительство собора велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Но говорят, что большая часть средств на строительство собора была дарована одним олигархом. Да, бывают чудеса…

Продолжение прогулки по любимому городу

Внутри собор просторный, несмотря на то, что в соборе было много людей, переполненным он не выглядит, дышится здесь легко и свободно. Вокруг царит атмосфера умиротворения. Стены украшают многочисленные иконы, часть из которых рисовал сам Патриарх-Католикос Илия II. Под каждой иконой надпись с названием иконы и ее кратким описанием. Очень удобно. Пол устлан плиткой из мрамора. Сочетание различных оттенков коричневого с белым радует глаз.

В соборе хранится несколько очень ценных икон, одна из которых — «Надежда Грузии». Икона выполнена из золота и драгоценных камней. На изготовление иконы ушло 30 кг золота, а ее себестоимость составляет 27 млн $. На иконе изображено 432 святых Грузии.

Продолжение прогулки по любимому городу

Цминда Самеба признан главным кафедральным собором православной церкви в Грузии и второе его название — собор Пресвятой Троицы. Он является третьим по высоте православным храмом в мире. Подумать только: высота строения — 105 метров, размер — 65 на 77 метров, да еще и вниз идет два этажа с очень высокими потолками.

Цминда Самеба — не просто храм, а целый комплекс, включающий в себя резиденцию Патриарха, колокольню, монастырь, духовную семинарию и академию, а также девять часовен, пять из которых расположены под землей на глубине 13 метров.

Продолжение прогулки по любимому городу

Отдельным особняком стоит колокольня. Самый большой колокол весит более 8 тонн. С Соборной площади открывается красивая панорама на центр Тбилиси, священную гору Мтацминда.

Собор окружен парком, очень много зелени и цветов. И территория, занимаемая соборным комплексом, впечатляет: 11 га!

Продолжение прогулки по любимому городу

Спускаемя вниз, но так и тянет обернуться назад, собор не отпускает, хочется смотреть и смотреть на эту волшебную красоту. Собор как бы парит в водухе, и несмотря на свои немаленькие размеры, собор кажется легким и воздушным.

А на центральном входе (для нас — выходе) большой образ Пресвятой Богородицы, который написал Католикос-Патриарх Илия II.

Продолжение прогулки по любимому городу

Выйдя из собора, полные впечатлений от увиденного, решили, что самое время посетить священную гору Мтцминда. И захотелось нам там оказаться как можно быстрее. А как это сделать? Конечно, на фуникулере, а до фуникулера — на такси, точнее, на первой же остановившейся машине, водитель которой за 5 лари согласился нас подвезти до станции. Мы сразу положили на карточку лари за подъем до парка, находящегося на горе Мтцминда, с остановкой в Пантеоне и за спуск вниз. Если едешь сразу вверх — 2 лари, а если выходишь посредине, чтобы осмотреть Пантеон, все равно до Пантеона платишь 2 лари, а потом еще 2 и спуск вниз еще 2 лари, да еще 2 лари карточка. Вообщем, 14 лари на двоих. Для Тбилиси — не очень-то и дешево. Но оно того стоит.

Тбилисский фуникулер одни из самых крутых в мире, вагончики двигаются под углом 60 градусов и проходят расстояние около 500 метров. Строительство его было начато в 1903 года, он неоднократно перестраивался, а в 2013 году был капитально обновлен, теперь по рельсам бегают симпатичные вагончики австрийского производства.

Мы вышли на средней остановке фуникулера. Такая вот приятная дорога-тропинка ведет в Пантеон.

Продолжение прогулки по любимому городу

Перед нами церковь Иверской иконы Богоматери.

Рядом стоит храм Святого Отца Давида. Скалистая площадка, на которой сейчас располагается храм и Пантеон, возникла еще в давние времена в результате обрушения святой горы Давида.

Продолжение прогулки по любимому городу

Внизу в гроте из камня похоронены Грибоедов и его жена Нина. А. С. Грибоедова похоронили здесь в 1829 году. На момент гибели он занимал пост посла России в Персии. Тело поэта и дипломата доставили в Тбилиси (тогда город назывался Тифлис), а безутешная молодая жена Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник на горе с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». Нина, которая пережила любимого на много лет, похоронена рядом. Второй раз замуж она так и не вышла… Очень трогательная история любви и преданности.

Спустя столетие после похорон Грибоедова Пантеон открыли уже официально. На данный момент тут захоронены или перезахоронены Екатерина Геладзе (мать Сталина), грузинский поэт Николоз Бараташвили, первый президент страны Звияд Гамсахурдия, писатель Илья Чавчавадзе, Важа Пшавела, поэта Акакия Церетели, историк Симон Джанашия, в честь которого назван исторический музей Тбилиси, и многие другие выдающиеся деятели, чья жизнь и судьба так или иначе были связаны с Грузией.

Здесь похоронен великий писатель Нодар Думбадзе, еще в детстве я зачитывалась его романом «Я, бабушка, Илико и Илларион», и вот через столько лет стою у его могилы…

Здесь же можно отыскать своего рода символическую могилу грузинского художника Пиросмани. Точно не известно, где похоронен этот великий художник (о нем я уже рассказывала в предыдущем рассказе о Тбилиси), говорят, что на кладбище для бездомных, где не осталось и следа от его могилы. Но здесь в Пантеоне установлена плита с его именем и годами жизни: 1862 — 1918, и приходящие сюда поклоняются ему и его великому таланту.

Продолжение прогулки по любимому городу

Памятники в Пантеоне — настоящие произведения искусства. Вот посмотрите на памятник, установленный на могиле Ильи Чавчавадзе, он на заднем плане. А на переднем плане памятник Серго Закариадзе — прекрасному артисту, известному по таким фильмам, как «Отец солдата», «Георгий Саакадзе» и другие. Это место действительно умиротворяет, здесь тихо и спокойно…

И место для Пантеона выбрано очень удачно, с двух сторон — святая гора Мтацминда, с одной стороны — храм Давида, а внизу, как бы с центральной стороны, простирается Тбилиси…

Храм Святого Давида в том виде, в котором он стоит сейчас, был построен в середине XIX века. В более древние времена здесь якобы функционировал монастырь, который несколько раз разрушался — то от набегов, то от времени. Церковь является действующей. В часовне рядом с церковью есть источник воды, который по преданию существует на этом месте с момента зарождения православия на этих землях, а именно с 5 го века нашей эры.

Продолжение прогулки по любимому городу

В дореволюционные времена в храме Святого Давида хоронили многих видных деятелей своего времени. На полу церкви плиты, где выгравированы имена похороненных здесь.

Сам храм внутри небольшой, но очень уютный. Здесь много икон.

Продолжение прогулки по любимому городу

От Пантеона сверху можно полюбоваться на Тбилиси, виды чудесные!

Средняя станция фуникулера. Едем дальше, то есть выше…

Продолжение прогулки по любимому городу

В павильоне верхней станции фуникулера — ресторан «Фуникулер». Ранее это был самый шикарный ресторан Тбилиси, потом наступил период упадка, а в 2013 году заведение восстановили.

А это телебашня, которую видно отовсюду. Высота телебашни 275 метров. Построена в советские времена и по сей день выполняет функции телецентра — и по этой причине туристов в нее не пускают.

Продолжение прогулки по любимому городу

Обзорная площадка Мтацминды — самая высокая в городе. Виды с нее открываются шикарные. Весь Тбилиси, по крайней мере, его центральная часть перед нами как на ладони.

Высота горы — примерно 740 метров. Это на 240 метров выше проходящей у подножия улицы. Несмотря на то, что поднялись мы высоко, можно разглядеть великолепную Цминду Самебу, и дом Юстиции, и Куру, и парк Рике…

Продолжение прогулки по любимому городу

Парк Мтацминда — старейший и самый посещаемый парк Тбилиси. Уже одно то, что расположен он на горе Мтацминда, делает его привлекательным и удивительным. Относительно недавно это был парк Сталина, но несколько лет назад парк был реконструирован. И вот теперь это большой, полный атракционов и развлечений парк, очень зеленый.

Главная достопримечательность парка — колесо обозрения высотой в 62 метра. Видно его отовсюду. Кабинки полностью застеклены, так что кататься на нем сплошное удовольствие, да и виды оттуда, как можно легко догадаться, восхитительные, но, к сожалению, колесо обозрения не работало.

Продолжение прогулки по любимому городу

В парке много оригинальных скульптур, которые его украшают и делают похожим на сказочный город.

Спустившись вниз, мы решили пешочком добраться до Абанотубани, как нам объяснили местные жители, это не так уж далеко: вниз, вниз, налево, еще вниз, опять налево…и мы у цели. А по пути — глаза разбегаются: старинные домики, уютные тбилисские дворики, балкончики. Ах, как я люблю такой Тбилиси! Тут жизнь течет неспешно, как будто бы время остановилось, куда-то уходит суета, появляется размеренность и уверенность в том, что все успеется, что все будет хорошо.

Продолжение прогулки по любимому городу

Не спеша, наслаждаясь застывшими во времени улочками старого города, мы вышли к старому кварталу Абанотубани, где находятся знаменитые тифлисские серые бани — «банная улица»!

Продолжение прогулки по любимому городу

Все бани расположены под землей, с улицы видны только полукруглые купола. Кто и когда начал над источниками строить бани, точно неизвестно, но есть сведения, что уже в XIII веке количество серных бань в Тбилиси достигало 65. Многие из них затем были разрушены в результате нашествий, и в XV веке историки сообщали всего лишь о 6 действующих банях. Большинство сегодняшних банных зданий построено в XVII веке.

Тифлисские бани обеспечиваются горячей водой естественного происхождения. Здесь есть большое количество сернистых источников, которые берут свое начало на более чем трехкилометровой глубине. Из таких источников на поверхность и поступает горячая вода, которую даже не нужно дополнительно нагревать. Большая часть источников сосредоточена именно в районе Абанотубани.

Построенные в разное время в XVII–XIX веках, нынешние бани стоят на естественных сернистых источниках. Очень интересна персидская архитектура бань, построенных под землей, а сверху видны только низкие, полукруглые сводчатые купола.

Read more at: https://ge.igotoworld.com/ru/poi_object/15363_abanotubani.htm

Read more at: https://ge.igotoworld.com/ru/poi_object/15363_abanotubani.htm

Именно в районе серных бань — Абанотубани — зародился город Тбилиси. По легенде царь Вахтанг I охотился здесь с соколом на фазанов. Фазан упал в горячий серный источник. У дальнейших событий есть две версии: фазана не то упал в источник и сварился, не то он моментально исцелился от раны и улетел — но так или иначе, царю так понравилось это место, что он решил перенести туда столицу из Мцхеты. «Тбилиси» в переводе с грузинского означает «теплый источник». Героям легенды об охоте — соколу и фазану — установлена в сквере скульптура.

На заднем плане — самая знаменитая и красивая баня — Орбелиани, также известная как Голубая или Пестрая. Здание 1840 года стоит немного в стороне и скорее напоминает мечеть. Говорят, в третьем номере этой бани во время путешествия на Кавказ в 1829 году побывал Пушкин. В доказательство этого на стене здесь висит табличка со словами поэта: «Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань». Очень правильные слова!

Продолжение прогулки по любимому городу

Сероводород полезен для здоровья. Конечно, разовое посещение бани не вылечит недуги, если они есть, но для интереса посетить бани стоит, что мы и сделали, так сказать посещение познавательное. Для этой приятнейшей процедуры мы избрали баню Бахмаро, находится она в тупичке за Царской баней. Как нам сказали, баня недавно прошла реконструкцию, так что там чисто и как раз есть свободные номера.

Брали отдельный номер за 70 лари за час, один час — вполне достаточно. В самом номере 2 бассейна с серной водой — один с горячей водой, другой — с холодной, душевые тоже с серной водой, место для массажа, комната отдыха с раздевалкой, сауна, которая не очень-то и нужна при наличии басейна с сероводородным кипятком.

Продолжение прогулки по любимому городу

Да, в одном бассейне вода ну очень горячая, хотели попросить развести холодной, но потом передумали, решили, что раз налили такую горячую воду, значит так надо. И притерпелись. Зато разительный контраст с холодной водой! Честно сказать, на массаж не решились. К вопросу массажа отношусь ответственно, так что лучше в другом месте. А здесь главное, прочувствовать грузинский колорит. Ну мы его и прочувствовали в полной мере. Вообщем, понравилось. Только, когда будете идти в бани, берите свои тапочки. Простыни можно купить, они чистые, проглаженные, а вот тапочки лучше свои.

После баньки захотелось нам поесть, да и просто посидеть отдохнуть. Недалеко -открытое кафе, там мы и присели. Попили местного пива, которое тут же и варили, съели вкусные и дешевые хачапури и, главное, познакомились с уличным музыкантом Карло, который играл на гитаре и пел, для посетителей кафе и вообще для всех проходящих. Пел и на грузинском, и на русском. И мы расслабились… Эх, ну как все-таки хорошо в Тбилиси!

Продолжение прогулки по любимому городу

А потом — канатная дорога и путь вверх, на Нарикалу. Билет дешевый, 1 лари, нужно только иметь карту метро, и если даже она у вас пуста, здесь можно положить на нее требующуюся сумму. Вот такие виды открываются с кабинки канатной дороги.

Кабинки едут довольно быстро, 5 минут, и мы уже на вершине у крепостных стен. Если стоять спиной к городу, налево — Нарикала, а направо — дорога к статуе Мать-Грузия. Ну мы сначала налево — к Нарикала.

Продолжение прогулки по любимому городу

Датой постройки крепости называют приблизительно IV век н. э., то есть, фактически, крепость — ровесница самого города. В 1827 году крепость была сильно разрушена землетрясением, с тех пор полностью не восстанавливалась. Так что сейчас на горе сохранились лишь фрагменты крепости и некоторые из её башен….

Продолжение прогулки по любимому городу

Вдалеке виднеется современный Храм Преображения Господня под названием Табори, который находится на одноименной горе и виден практически из любой точки Тбилиси. Добраться до церкви можно только пешком. Мы не добрались, дело шло к вечеру, да и день был насыщенный.

А теперь прогуляемся к Матери Карли. Скульптура стоит на холму Сололаки, который утопает в зелени. Монумент высотой 20 метров. Его установка была приурочена к празднованию 1 500-летнего юбилея Тбилиси, в 1958 году. Изначально первая версия памятника была выполнена из дерева. Но позже, в 1963 году памятник был заменен на идентичный ему алюминиевый.

Продолжение прогулки по любимому городу
Вблизи Мать-Грузия — впечатляющий монумент. Мы видели его с разных мест города, но увидеть Мать-Грузию рядом — это совсем другое. Будете в Тбилиси, обязательно поднимитесь вверх и вы увидите, настолько прекрасна Мать-Грузия — символ грузинской столицы.

Со стен крепости открываются потрясающие виды на весь город.

Продолжение прогулки по любимому городу

А если посмотреть на другую сторону, то тут — зеленое буйство растительности!

Здесь самые красивые виды на Тбилиси. В Тбилиси несколько смотровых площадок, с которых возможно увидеть все и сразу, но по-моему, обзорная площадка с Сололакского холма — лучше всех. Если с Мтцминды город виден издали, с заоблачных высот, то отсюда основные достопримечательно столицы видны более четко и ярко. Город сказочно красив!

Продолжение прогулки по любимому городу

Вечереет. А мы все никак не можем распрощаться с этим чудесным местом. Вот еще два вида на город: проспект Руставели и колонна-памятник с золотистой статуей небесного покровителя Грузии — Святого Георгия на коне,

и Мать-Грузия на фоне горы Мтацминды. Такая красота, что даже дух захватывает!

Продолжение прогулки по любимому городу

День подошел к концу. Спускались вниз в сумерках. Уже в знакомом нам кафе Самикитно, кстати нам сегодня повезло, на открытой площадке оказался свободный столик, наслаждаясь великолепными купатами и вином, мы подвели итог сегодняшнему дню и сами себе удивились: до чего же мы многое успели! День оказался насыщенным и таким чудесным, впрочем, в Тбилиси по-другому и быть не могло!