Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 12:29

Джвари — Грузия Апрель 2017

Решено, в воскресенье едем по Грузии. Вначале планировались Джвари и Мцхета, с местным таксистом, а потом проходя мимо турбюро, мы, неожиданно, даже для себя, зашли в него. И купили тур Джвари-Мцхета-Гори-Уплесцихе. И, знаете, это было как знамение свыше: зайдите в это турбюро, купите здесь путевку, путешествие будет замечательным! Иначе как это назвать, если за 5 минут наши планы поменялись, и в воскресенье утром в составе небольшой группы мы уже отъезжали в сторону Джвари. Что самое интересное, русских в группе было четверо, мы с подругой и еще парень с девушкой, остальные были иностранцы и экскурсия велась практически на английском. Но не это главное, главное то, что в конце экускурсии мы все передружились. И подружил нас, как не странно, дождь, который хлестал в Уплесцихе, со страшным ветром впридачу. Мы все очень и очень замерзли, а войдя в кафе, в тепло, расслабились, обрадовавшись, что дождь и холод позади. И тут началось знакомство: Италия, Эквадор, Германия, Венесуэла, Канада и, конечно, Россия. Такими теплыми получились обед и беседа во время и после него. Рассказывали о своих городах, звали друг друга в гости, обменивались телефонами. И все так получилось потому, что были мы в Грузии, где благодаря душевности страны и его жителей повсюду создается благоприятный климат общения. Поездка останется в нашей памяти надолго, и из-за красоты и величественности посещенных мест, и из-за таких вот теплых встреч, когда незнакомые раньше люди становятся добрыми друзьями. Такое возможно только в Грузии!

Первый пункт нашего маленького путешествия — Джвари. От Тбилиси до Джвари совсем недалеко — чуть больше 20 км. Так что наш путь не занял много времени. И спустя некоторое время после отъезда из Тбилиси мы были у монастыря.

Увидев старинный, нет, точнее древнейший монастырь Джвари, стоящий на крутом утесе, на самом краю скалы, просто поражаешься его величественности, простоте, строгости. Монастырь очень гармонирует с окружающими видами.

Точной даты постройки монастыря нет, это было где-то между 590 и 605 годами. И воздвигнут он был на том месте, где в начале 4-го века Святая Нино установила большой деревянный крест. Вначале здесь была маленькая церковь, но она разрушилась и на ее месте и вырос монастырь, который до наших дней сохранился практически в первоначальном виде. Монастырь не поражает масштабностью, но энергетика здесь потрясающая. Многовековая история наделила его силой и величием, которую ощущаешь, приблизившись к его древним стенам.

Немного Грузии...

Название «Джвари» означает «Крест», и сам храм построен в виде огромного креста. Сооружение настолько монументальное, что, кажется, и не было веков, пронесшихся над ним. А все потому, что строили его даже не на века, а на тысячелетия: при его строительстве использовалась техника «ключевой архитектуры», когда один камень оказывается «сидящим» в другом — чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция. И можно без преувеличения сказать: это бессмертный памятник древней грузинской архитектуры.

Храм построили на высокой горе, поэтому его видно из города Мцхета, расположенного неподалеку. Такой выбор места для храма необычен для Грузии. Существует предположение, что храм поставили на месте одного из крестов, которые установила святая Нина Каппадокийская. По одной из легенд, иберийский царь Миран III видел видение — четыре падающие звезды. И святая равноапостольная Нина отправилась к местам падения звезд, чтобы установить там кресты из виноградной лозы, связанные ее волосами. На месте одного из крестов и построили монастырь Джвари.
Источник: http://v-georgia.com/showplaces/pamyatnik-drevnej-gruzinskoj-istorii-monastyr-dzhvari/
Немного Грузии...

История храма Джвари длинная, здесь факты перемешаны с легендами и уже точно невозможно сказать, как же все происходило на самом деле. Но Нина, по мнению историков, была, как и крест, который она здесь поставила. Ну, а то, что Грузия — третья страна в мира принявшая христианство — в 337 году — это уж точно исторический факт.

Развалины древнего Малого храма Креста, который был возведен уже в 545 году. К сожалению, он не сохранился.

Немного Грузии...

Монастырь Джвари действующий, здесь проходят службы, венчания, крестины. Здесь всегда много людей, и не только туристы, но и местные приходят сюда, чтобы поклониться древнему памятнику православия.

Факт того, что ты входишь в храм, которому почти 1500 лет, впечатляет.

Внутри все очень просто, нет ни росписей, ни богатой позолоты. Стены ничем не украшены, нет даже штукатурки. Но сами грубые на вид камни столько впитали в себя за всю историю существования, что просто не возможно не почувствовать всю силу и энергетику, которая исходит от них. Не обязательно быть религиозным человеком, чтобы поверить в силу древнего монастыря. Просто прикоснитесь к древним стенам и их сила поможет обрести вам веру в будущее и осилить любые преграды.

Немного Грузии...

В храме всегда стоит полумрак. Но вверху под куполом разливается свет. Свет проникает в храм от небольших окошек. И это производит потрясающее впечатление.

В центре храма можно увидеть основание, в котором закреплен Святой крест. Крест уходит под самый купол храма. В некоторых источниках упоминается, что каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось чуть ли не с времен Святой Нино.

Вид на слияние рек Арагви и Куры захватывает дух

Со скалы, на которой стоит монастырь, открывается просто необыкновенный вид: мутная Кура сливается с лазурной Арагви. Вид на слияние рек Арагвы и Куры захватывает дух. Когда видишь эту красоту, невольно начинаешь шептать именно эти строки:

Вид на слияние рек Арагви и Куры захватывает

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…

Немного Грузии...

Кура, приняв Арагви, устремляется к древнему Тбилиси. Наверное, устремляется, сильно сказано, скорей всего, степенно течет. Это раньше течение рек было бурным и быстрым, а в 20 столетии все изменилось. С завершением строительства Земо-Авчальской ГЭС уровень Куры и Арагви поднялся на несколько метров. Под водой исчезли мцхетские скалы и мост Помпея. И не шумят больше две сестры — Арагви и Кура, а Мцхета находится на берегу реки, а не на скалах.

А внизу, как будто у ног древнего храма, раскинулась Мцхета — древняя столица, которую иногда сравнивают с древним Иерусалимом. Шикарный вид! Виден и собор Светицховели, и домики под черепичными крышами. А на окраине, на месте засыпанной поймы реки Арагви — зеленое подковообразное здание, это новая постройка и находится в нем полиция.

Немного Грузии...

Тонкой змейкой вьется шоссе, связывающее Тбилиси с западной частью Грузии и дальше с Турцией.

Цветущий ковер из маков на склоне горы так и приглашает присесть, хоть на короткое время. Маки — символ памяти, и их цветение здесь символично — современное поколение помнит и чтит свою историю!

Немного Грузии...

Вторая точка нашего путешествия Мцхета и прежде всего — храм Светицховели. С первого взгляда кажется, что таких храмов в Грузии много, но это не так, этот храм особенный. Это святое, очень намоленное место, и имя у него очень светлое — Светицховели.

Собор был возведен в ХI веке. На протяжении тысячи лет этот храм является главным собором всей Грузии. Светицховели — в переводе с грузинского означает Животворящий столп. Храм построен в честь 12 великих апостолов, а место его выбрано неслучайно. Сама история происхождения храма очень интересная и косвенно связана с Христом.

Легенда легендой, но исторические факты следующие: первый храм на этом месте был деревянным, и строили его в 4 м веке, однако он долго не простоял. Затем на этом же месте Вахтанг Горгасал в 5 м веке построил первый каменный храм. А нынешний Светицхевели построен на том же месте уже в 11 м веке.
Источник: http://v-georgia.com/tajna-sveticxoveli/
Немного Грузии...

В соборе хранится хитон Иисуса Христа, хитон — это одежда без швов. Согласно преданию, много-премного лет назад житель Мцхеты Элиозе попал в Иерусалим и как раз присутствовал при распятии Христа. Как-то удалось ему завладеть ризой Христа и, конечно же, он привез ее домой в Мцхету, куда ж еще, как не в родной город. Сестра Элиоза Сидония только прикоснулась к хитону и сразу же умерла. И похоронили ее, завернутую в хитон. Вскоре на могиле Сидонии выросло дерево — ливанский кедр. Царь Мариан решил соорудить храм на том месте, где был захоронен хитон. Дерево срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви, шесть колонн установили, а вот седьмая повисла в воздух и никак не хотела становиться на место, ей предназначенное. Крестительница Грузии Святая Нина молилась всю ночь и лишь тогда столб встал на место и замироточил. И на этом месте стали происходить чудеса, больные, приходя сюда, излечивались от тяжелых недугов. Отсюда и пошло название Светицховели — «Животворящий Столп».

Светициховели считается самым большим архитектурным памятником Грузии, полностью сохранившимся с давних времен. На протяжении своей истории собор был местом коронования царского рода Багратионов, а также их усыпальницей. А в 2007 года в Светицховели был отпет первый грузинский президент Звиад Гамсахурдиа.

Немного Грузии...

В Собор мы попали в большой религиозный праздник — Вербное воскресенье. Людей в храме было не просто много, а очень много, просто не пройти. Поэтому, к сожалению, сфотографировать практически ничего не удалось.

Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II.

Прихрамовая территория обширная. В день Вербного воскресенья везде продавали букетики самшита. У нас в России в этот день в церковь несут вербу, а здесь идут в собор с веточками самшита.

Немного Грузии...

Колокольня, встроенная в крепостную стену.

А мы идем гулять по Мцхете. В этом маленьком городке есть что-то особенное, чего не передать словами. Мцхета — очень древний город. В свое время Мцхета была столицей Грузии, здесь жила в IV веке Святая Нина. Именно в этом месте в 337 году Грузия приняла христианство. Представляете, сколько видел этот город, какие события происходили на его улочках в древние времена?!!!

Немного Грузии...

Мцхета была городом в полном смысле слова до 736 года, когда была разрушена арабской армией Мервана. После разрушения она превратилась в деревню и только в 1956 году к ней вернулся статус города. Но какой бы статус не был у Мцхеты, она всегда имела для всего Кавказа огромное культурное значение. И по сей день она остается штабом Грузинской Православной Церкви.

В 2010 году здесь был проведен ремонт дорог, фасадов, крыш и сейчас все в Мцхете выглядит стилизованным под старину, но все же это смотрится красиво и очень уютно. Мхцета и ее окрестности входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Немного Грузии...

Очень приятно гулять по городу. Узкие улочки, аккуратные домики… И вот он — монастырь Джвари! Вот так запросто, гуляя по Мцхете, можно увидеть древнейший монастырь!

Всюду панорамы гор, лабиринты игрушечных улочек и туристы, туристы, туристы…

Немного Грузии...

Но можно найти и такие полупустынные улочки, где царит покой, и жизнь маленького городка течет плавно и размеренно…

А дальше — Гори. Гори ассоциируется с человеком, родившимся здесь и жившим некоторое время — Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Главная достопримечательность городка — это Дом-музей Сталина

Город Гори, расположенный в 80 км к западу от Тбилиси, сейчас прочно ассоциируется с одним человеком — Иосифом Сталиным. именно здесь родился и жил какое-то время будущий вождь СССР. Самая главная достопримечательности Гори — музей Сталина в центре города, довольно интересное для посещения место.

Источник: http://tuda-suda.net/2017/01/peshchernyy-gorod-uplistsihe-gori-gruziya/ Блог о самостоятельных путешествиях Стаса и Ани © tuda-suda.net

Немного Грузии...

со скульптурой Сталина перед ним, одной из немногих, сохранившихся в мире.

В музее есть небольшой сувенирный ларек, там множество сувенирной продукции и все связано со Сталиным.

Собственно экспозиция расположена на втором этаже.
Поэтому сразу по такой вот лестнице поднимаемся на второй этаж.

Немного Грузии...

В музее — документы, фотокарточки, письма и личные вещи вождя народов. На Туристере писали об этом музее, даже разгорались дискусии на тему Сталина и его роли в истории нашей страны. Хочу сказать, что в музее экускурсовод вроде бы и много рассказывает, но все как-то поверхностно, практически ни о чем — родился, жил, учился, участвовал, работал. Мало вниманию уделено военному времени, практически ничего не рассказано о послевоенном периоде. Вышла из музея с чувством неудовлетворенности, что надеялась услышать, не услышала, что надеялась увидеть, не увидела. Но все равно, и с экскурсией, и без экскурсии, отрицать масштаб личности Сталина нет смысла, Сталин был Личностью.

В музее представлена мебель из рабочего кабинета Сталина, да, красивая, но главное, удобная, добротная и при этом роскошью не поражающая. Привезли ее из Кремля.

Немного Грузии...

Вторая часть музейной экспозиции — дом, где родился и жил некоторое время Сталин. «Здесь родился 21 декабря 1879 г. и провел своё детство до 1883 года И. В. Сталин» — такие слова написаны на стене этого дома. Впрочем, в последнее время, слышала, ведутся споры по поводу даты его рождения и историки склоняются к тому, что это 19 декабря 1878 года. Но для нас это не важно.

Сам дом представляет собой маленькое одноэтажное строение с одной комнаткой, в которой ютилась вся семья будущего вождя. Дом накрыт мраморным саркофагом, чтобы дождь и другие природные катаклизмы не разрушали его. Не знаю, с какого времени стоит саркофаг, но дом сохранился очень даже неплохо.

В этой комнате жила семья Джугашвили. Всего первые 4 года жизни провел Сталин в этом домике. Но здесь будущий вождь родился, и грузины, уважающие своего земляка, сохранили этот домик и поддерживают его в хорошем состоянии.

Немного Грузии...

В музейный комплекс входит и вагон, в котором путешествовал Сталин, говорят, на нем «отец народов» ездил по всему бывшему СССР, начиная с 1941 года. Вагон бронированный и поэтому весит в два раза больше обычного. Все необходимое для вполне комфортного пребывания здесь есть. После того, как Сталина не стало, вагон долго стоял на Северо-Кавказской железной дороге, под Ростовом. В 1985 году вагон перегнали сюда, тут он и остался стоять.

А главным экспонатом в музее является железнодорожный вагон вождя — личный, в котором практически все предметы интерьера представлены мебелью ручного изготовления, а также венецианскими зеркалами;
Читайте подробности на Грейт-Тревел: http://great-travel.ru/goroda-2/1625-gori.html
Немного Грузии...

Конечно, услышав про город Гори, все сразу вспоминают Сталина, но было бы несправедливым считать, что Гори интересен только музеем «отца народов», Гори — это еще и старинный город, который был построен царем Давидом Агмашенебели в 1089–1125 году. Над городом возвышаются развалины средневековой крепости Горисцихи.

А под ее подножием располагается Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Было здесь еще несколько старинных церквей, но к сожалению, они были разрушены еще в 1920 году во время землятресения.

И последний пункт нашего путешествия — пещерный город Уплесцихе.

Немного Грузии...

Очень древнее место. Здесь был построен город около 3000 лет назад!

После монголов, что приходили сюда в 13–14 веках, город стал угасать, монголы не только нанесли урон городу, но и сожгли леса, которые окружали Уплисцихе. Позже здесь местные жители укрывались от врагов, благо скрыться здесь было где. В начале 20 века постройки пострадали от сильного землетрясения. После этого здесь больше никто не селился.

Уплесцихе был оплотом язычества и даже Святая Нино, говорят, не решилась посетить Уплесцихе. Но с 337 года, когда Грузией было принято христианство, между Мхцетой и Уплесцихой началась война, на жрецов и жителей языческого города начались гонения. Постепенно город из культурно-религиозного центра превратился в обыкновенную крепость.

Окно из прошлого в настоящее…

Немного Грузии...

Площадь руин древнего города огромна, за день не обойти их, но центральную часть можно обойти часа за два, столько мы примерно и потратили на прогулку по Уплесцихе. Правда погода совсем испортилась, пошел дождь, подул очень сильный ветер, просто валящий с ног, это без преувеличения. Но город был такой необыкновенный, что уходить отсюда не хотелось, несмотря на все природные катаклизмы. И мы все ходили-бродили среди этого удивительного древнейшего города. Это уже потом мы почувствовали, как мы промокли и замерзли.

Археологические раскопки в Уплесцихе начались в 1957 году и до настоящего времени раскопано около 150 пещер, а предполагается, что во времена расцвета города их было около 700. Да и жило здесь в лучшие для города времена — в 9 — 10 веках — около 20 тыс. человек. И Уплесцихе в это время фактически являлась главным городом царства Карли. Вот такой был могущественный город.

Немного Грузии...

Город похож на муравейник — многочисленные гроты, углубления, извилистые тропы… Просто удивительно, как в нем жили люди. Но много-много лет назад здесь бурлила жизнь. Город состоял из величественных храмов, общественных зданий и домов жителей. А какая работа была проведена древними мастерами, чтобы создать сооружения внутри каменной скалы!

На территории скального города расположена церковь Уплисцули, время ее постройки — примерно 10–11 век. Церковь прекрасно сохранилась. Под церковью еще один храм, так называемый Длинный храм. В городе было много храмов, изначально все они были языческими, а потом они были разрушены или перестроенные в христианские, и только Уплисцули всегда была христианской церковью.

Немного Грузии...

Церковь действующая, и это очень удивляет, город — мертвый, пустой, а церковь действует, любой желающий может зайти сюда.

Виды с города потрясающие.

Такой простор!

Рядом с Уплесцихе протекает Кура. Вид на долину Куры впечатляет!

А это кафе, где мы обедали. Потрясающее место, рядом скалы, которые видели и расцвет, и упадок Уплесцихе, были свидетелями многих событий, а через дорогу — современная постройка. Можешь заниматься приятнейшим делом — поглощением пищи, и одновременно любоваться древними скалами. Мы, правда, обедали в закрытом помещении, погода не позволила так красиво посидеть…

Немного Грузии...

К вечеру микроавтобус привез нас в Тбилиси и не поверите, Тбилиси встретил нас тихой, безветренной и теплой погодой, как будто говоря нам: «А не надо было уезжать отсюда…». В Тбилиси всегда тепло, солнечно, уютно! Тбилиси — это… Тбилиси!!!