Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 19:31

Тбилиси — Грузия Сентябрь 2022

Тбилиси — город, в который можно влюбиться с первого взгляда. Так и было со мной, когда я приехала сюда в первый раз — любовь с первой минуты, с первого взгляда и, как оказалось, навсегда.

И вот мы решили еще раз приехать в Грузию, правда, на этот раз у нас были несколько иные планы — проехаться по Грузии, побывать в Батуми, Кутаиси, и хоть на один день, но все равно заехать в Тбилиси, не посетить Тбилиси мы просто не могли. Пусть один день, но он должен быть.

Я была в Тбилиси пять лет назад, и все эти годы я вспоминала Тбилиси с огромной теплотой и мечтала еще раз побывать в нем. Колоритный, многогранный, неповторимый по духу — таким город запомнился мне, и таким мы его увидели и в этот раз.

И забегая вперед скажу, этот день еще раз подтвердил, что Тбилиси — это тот город, в который всегда хочется возвращаться, и каждый раз он будет поражать вас своей душевностью, необыкновенной архитектурой, величием храмов. В этот приезд, несмотря на то, что многое нам уже было знакомо, все равно целый день мы то и дело охали и ахали от очередных сногсшибательных видов, от самой атмосферы, царящей в городе. И эти чудесные моменты останутся с нами навсегда.

Приехали мы в Тбилиси вечером, и заселившись в гостиницу, сразу пошли гулять. Жили мы опять в Авлабари, практически рядом с тем отелем, в котором мы останавливались в прошлый раз. По-моему, лучшее место для проживания в Тбилиси трудно придумать.

Вечерний город поразил нас — россыпь огней, невероятная подсветка, потрясающий вид на крепость!

И в прошлый раз, и сейчас наше знакомство с Тбилиси начиналось ночью, и я считаю, что это правильно. Ночью Тбилиси особенно прекрасен.

Шикарный вид, который открывается с левого берега Куры, с района Метехи, на Нарикалу, подсвеченную желтыми огнями, очень впечатляет. Кажется крепость парит над землей. Все как в сказке.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

И улицы Тбилиси ночью обретают особое очарование. В вечернем освещении все ощущается иначе — загадочнее, романтичнее. Гулять по ночному Тбилиси — одно удовольствие!

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Так как мы целый день были в пути, то ночная прогулка получилась непродолжительной. Ну, а следующий день мы с утра до вечера гуляли по Тбилиси. Конечно, одного дня для Тбилиси мало, но в прошлый раз у нас на Тбилиси было почти пять дней. Мы тогда довольно-таки основательно познакомились с городом, так что в этот раз мы просто прогулялись по городу, наслаждаясь самой атмосферой, любуясь знакомыми достопримечательностями и в то же время находя новые места, мимо которых почему-то прошли в прошлый раз.

Утро у нас началось с парка Рике, где находится нижняя станция канатной дороги. Вот на этой самой канатке мы и поднялись наверх, к крепости Нарикале.

Длина канатки 600 метров. Кабинок немного, всего-навсего семь, но они непрерывно снуют туда-сюда, и даже, если очередь на посадку, то переживать не надо — это ненадолго.

Несколько минут полета над парком Рике, над Курой и Старым городом, и мы на верхней станции канатной дороги.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Отсюда открывается потрясающий вид на черепичные крыши старинных кварталов Тбилиси, на купола храмов, на современные постройки в футуристическом стиле, на Куру. Тбилиси, его туристические районы — Старый город, Авлабар, как на ладони. Виды с высоты завораживают.

Верхняя станция расположена как раз посредине между крепостью Нарикала и монументальной скульптурой Матерью Грузии. Вот если вы смотрите на город, то скульптура — слева, а крепость — справа. Когда уже налюбуетесь видами, можно двинуться дальше. Сначала по горной дорожке лучше пройти до памятника Матери Грузии, восхититься ее величием. 20-метровый памятник видно практически с любого уголка Тбилиси, но вблизи увидеть ее нужно обязательно.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

А затем можно вернуться назад, и передвигаясь вдоль крепостных стен, направиться в саму крепость. И на протяжении всего пути стоит только посмотреть вниз — потрясающие виды.

Крепость находится на вершине одного из отрогов горы Мтацминда, с одной стороны которого расположен Ботанический сад, а с другой раскинут центр города.

А вот и сама крепость, которая долгое время играла оборонительную роль, защищая город от врагов. Удачное расположение позволяло защитникам крепости отражать атаки нападающих. Ни разу крепость ни была взята приступом, хотя набеги не прошли даром, церковь постепенно разрушалась, а в начале 19 века случилось сильное землетрясение, в результате которого крепость была сильно разрушена. И так как она уже не служила в качестве оборонительного сооружения, ее и не стали восстанавливать.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

В 90-х годах прошлого крепостные стены отреставрировали, укрепили древние стены и башни. И вот в таком виде она встречает каждого приходящего сюда.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

В крепости сохранились фрагменты старинных построек, причем, как утверждают, некоторые их них относятся к 4 веку, значит в это время крепость уже существовала. Так что здесь можно прикоснуться к многовековой истории в полном смысле этого слова.

В крепости побывать нужно обязательно, она и символ Тбилиси, и его душа, и сердце, как говорят сами грузины.

Церковь святого Николая в крепости Нарикала была построена в 17 веке на месте более старинной церкви Святого Георгия Победоносца 12 века. В начале 19 века она использовалась как пороховой склад и во время землетрясения была сильно повреждена.

И лишь в 60-х годах 20 века во время раскопок удалось обнаружить фундамент храма. И вот в конце прошлого столетия удалось построить новое здание, причем старый фундамент сохранен, на нем церковь и стоит. Тогда же было восстановлено и внутреннее убранство. В настоящее время храм действующий.

И еще, с крепости открываются фантастические виды на город, причем город отсюда можно увидеть в несколько ином ракурсе. И даже воды Куры приобретают невероятный оттенок зеленоватого цвета. Дух захватывает от такой красоты.

Ну, а мы спускаемся вниз в Старый город по улице Орбири. Дорога наша проходит по живописным старым кварталам. В некоторых местах есть небольшие смотровые площадки, откуда опять открываются красивые виды.
Практически на протяжении всего спуска хорошо видна церковь Святого Георгия — старейшая армянская церковь, основанная в 13 веке и сохранившаяся до наших дней. Ее бирюзовый купол виден из многих точек города, а среди домов старого города церковь смотрится особенно атмосферно.

В Старом городе много исторических зданий, есть совсем старинные, но большая часть домов из 18–19 веков.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Узкие улочки, уютные балкончики, изящная архитектура, дворики, приглашающие зайти в гости — все это можно увидеть в Старом городе.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Если будете в Тбилиси, советую вам повторить наш маршрут, то есть подняться по канатной дороге, а спуститься вниз пешком. По мне, так это вот самый оптимальный маршрут. И на канатке прокатитесь, и крепость посмотрите, и по Старому городу прогуляетесь, и к тому же, если спустившись вниз повернуть налево, еще можно посетить симпатичную прогулочную зону, проходящую по каньону.

Это Инжировое ущелье, когда-то здесь росли инжировые деревья, сейчас, правда, этих деревьев нет, но название ущелья осталось.

Ущелье облагорожено — скамейки, ажурные мостики, фонари. Посреди каньона протекает река, шумная, но по всей видимости, мелкая. С двух сторон от реки проложены пешеходные дорожки. Вот по этим дорожкам мы и прогулялись вглубь каньона, правда протяженность каньона всего около 300 метров, но зато здесь можно прекрасно отдохнуть от суеты большого города — журчит река, веет прохладой, а с двух сторон высокие скалы!

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Над ущельем нависают дома с яркими резными тбилисскими балкончиками и винтовыми лестницами, ведущими в каньон. Эти домики как будто вырастают из скалы. Как в сказке! Диву даешься, как они удерживаются там, кажется, что держатся на «честном слове», но нет, они стоят здесь крепко-накрепко, и стоят давно, так что на своем веку точно повидали немало.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

А в конце ущелья — водопад, не искусственный, настоящий, природный, шумный и красивый. Удивительно видеть настоящий водопад в центре оживленного города!

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Прогулявшись по удивительному ущелью, идем в район Абанотубани — уникальный район серных бань в центре Тбилиси. Сейчас их около десятка и все вместе они составляют целый банный квартал.

В прошлый свой приезд мы посетили эти легендарные бани и получили массу удовольствия. В этот раз пойти туда не получилось, но погулять по банному кварталу — это обязательно!

Тбилисские бани — это низкие, приземистые здания, закрытые полукруглыми куполами. Вот эти купола, находящиеся практически на уровне земли, смотрятся очень красиво и колоритно.

Самая красивая баня — Орбелиановская, с минаретами по бокам и с красивейшим стрельчатым фасадом, отделанным голубыми изразцами. Ее еще так и называют — Голубая. Очень красивое сооружение, нарядное, как из восточной сказки!

«Отроду не встречал я ничего роскошнее Тифлисских бань» — Пушкин написал эти слова, посетив Голубую баню.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Что интересно, вода для бань поступает из горячих серных источников, проходящих под городом, вот из-за этих теплых вод город и получил свое название — «тбили»- теплая вода.

Рядом с банями, недалеко от входа в ущелье, памятник с соколом, держащим в своих когтях фазана. Это наглядная иллюстрация старой легенды, главными героями которой были Вахтанг Горгасали, фазан и теплые серные источники. Именно благодаря фазану, сварившемуся во время царской охоты в одном из местных термальных источников, эти теплые источники и были обнаружены, и на месте этих источников и был основан Тбилиси.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Недалеко от серных бань есть красивый, зеленый сквер, который носит имя Гейдара Алиева. Скверик совсем небольшой, но ухоженный, тут приятно прогуляться, к тому же удобные лавочки прямо приглашают присесть и отдохнуть.

Отдохнув в скверике, идем дальше.

Переходим чудесный мостик с цветными замочками на перилах. Очень романтичный мостик, и виды с него замечательные!

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

По красивым улочкам идем к самой старой площади города — Мейдану.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Привлекает внимание недавно восстановленный монастырь Сорока Себастийских мучеников. Это здание современное, но стоит оно на месте одноименной древней церкви. И территория вокруг этого монастыря интересно обустроена, на первый взгляд вроде всего много, но присмотревшись понимаешь, что все здесь гармонично.

С правого берега Куры открывается прекрасный вид на церковь Метехи на Метехской скале. Церковь как будто вырастает из скалы. Вот этот вид церкви со стоящей рядом конной статуей царя Вахтанга — один из символов Тбилиси, который можно видеть на открытках, в путеводителях. А мы туда, на скалу, к церкви, обязательно поднимемся, но чуть позже.

А вот и самая старая площадь Тбилиси — площадь Вахтанга Горгасала, или как ее называют — Мейдан. Раньше через эту площадь проходили караванные дороги, и сейчас от площади расходятся в разные стороны колоритные улицы с разнообразными кафе и ресторанами на любой вкус и кошелек. Площадь очень атмосферная, вот прямо все тут дышит историей. Это одно из тех мест, без которых невозможно представить Тбилиси, отсюда не хочется уходить.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Но у нас всего один день в Тбилиси, задерживаться нельзя, впереди еще нас ждет много интересного и мы идем дальше. Недалеко от площади Мейдан еще одна совсем небольшая площадь, где стоит бронзовая статуя Тамада. Хотя на самом деле это вовсе и не тамада. Маленькую бронзовую фигурку обнаружили при раскопках археологи, та фигурка была совсем крохотная, в несколько сантиметров, и археологи не смогли определить, к какой культуре она относится. Зато она понравилась городским властям, увидевшим в ней тамаду. И тогда-то и было принято решение сделать увеличенную копию этой фигурки и установить ее вот на этой площади. Вот так и появился здесь Тамада. Скульптура видимо очень популярна, так как она чуть ли не вся блестит от прикосновения рук туристов.

Ну, а теперь надо решать куда идти. Налево от Тамады — знаменитая Шардени, если пойти прямо, выйдем на улицу Хлопковую или как ее еще называют — Ватную. Ну, а можно свернуть направо в сторону древнейшего храма Сиони.

Мы решили вначале прогуляться по пешеходной улице Шардени, названной так по имени французского путешественника 17 века, который написал книгу о том, как он путешествовал в Пруссию через Колхиду и Грузию. Таким образом, благодаря ему, Европа узнала о Грузии.

Улица очень красивая и колоритная. Тут множество ресторанов, кафе, баров. Шардени — улица-праздник, но надо заметить, праздник дорогой, ну это и понятно, это одно из самых популярных тусовочных мест Тбилиси. В ночные здесь не протолкнуться, веселятся и туристы, и местные.

А рядом с Шардени улица Хлопковая или Ватная, вместе эти две улицы образуют самый шикарный квартал Тбилиси, где всегда кипит жизнь.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Ну, а теперь пройдем на Сионскую улицу к храму Сиони.

Как бы ни было у вас мало времени, отведенного на пребывание в Тбилиси, этот храм вы просто обязаны посетить. Мы были в нем в прошлый раз, и уже тогда этот храм поразил нас своей атмосферой, душевностью.

Назван он в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. До недавнего времени, а точнее до постройки Цминда Самеба, Сиони являлся Кафедральным собором Тбилиси, но и теперь он считается одним из главных храмов Грузии и особо почитаемым среди местного населения.

Первый храм был построен еще в 6 веке, за всю историю существования его не раз разрушали, но потом всегда восстанавливали, при этом достраивая, дополняя, изменяя. И вот сейчас собор предстает перед нами в таком вот виде.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Архитектура храма неброская, он не может похвастаться большим количеством различной резьбы и росписей с украшениями, но эта вот неброская и строгая красота и поражает. Эта красота и величественность из глубины веков. И амосфера в соборе особенная, умиротворяющая, благодатная.

Место намоленное, еще бы, столько веков собор существует. Да к тому же здесь хранится самая большая реликвия для грузинских христиан — древний крест святой Нино, свитый из веточек виноградной лозы и волос, крест подлинный, его грузины на протяжении многих веков сохраняли и сохранили, несмотря ни на что. А еще храм знаменит тем, что в этом соборе Александр Грибоедов венчался с княжной Нино Чавчавадзе.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Буквально в нескольких шагах от собора Сиони находится очень уютная улочка Ираклия II.

С этой улицы можно зайти на мост Мира и пройти по нем в район Авлабар. Но Старый город не отпускает, и мы продолжим прогулку по улицам старого Тбилиси. А дальше улица Шавтели, такая же колоритная, как и другие улицы в Старом городе.

Чем знаменита эта улица, так это прежде всего тем, что на ней находится самая старая церковь Тбилиси — Анчисхати, а официальное название храма — церковь Рождества Девы Марии.

Как мне кажется, название Анчисхати подходит больше для такого таинственного, уникального в своем роде храма.

Церковь Анчисхати — одна из древнейших христианских построек, такая древняя, что даже не верится, что такая старинная постройка может сохраниться до наших дней и что к такой древности можно прикоснуться. Только подумать, почти полторы тысячи лет стоит эта церковь здесь и до сих пор церковь открыта, любой может зайти, полюбоваться старинным интерьером и иконами.

Конечно, в храме проводились реставрационные работы, но первоначальный облик храма сохранен и то, что храм древний, видно сразу.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Раньше было три входа в храм, сейчас войти внутрь можно только через старинную кирпичную арку, увенчанную колокольней.

В самой церкви все просто и аскетично, и это как раз и впечатляет. Чувствуется вековая намоленность!

Улица Шавтели — это еще и улица художников. В Тбилиси древность и современность сочетаются самым непостижимым образом. Это можно видеть в разных местах, и здесь вот такая древность и рядом яркие современные картины.

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

Совсем недалеко от церкви Театр марионеток, основанный в 80-х годах 20 века Резо Габриадзе. Театр совсем небольшой, и билетов на спектакли не достать, если только не заказать их заранее через интернет.

Перед зданием старинная «танцующая» башня (а еще «падающая», а еще «пьяная», как только ее не называют) с городскими часами. Маленький ангел на часах в начале каждого часа отбивает соответствующее время. А в 12 и 19 часов на верху башни открывается окошко и происходит настоящее кукольное представление.

Всю эту красоту спроектировал руководитель театра Резо Габриадзе, очень талантливый режиссер, скульптор и художник, к большому сожалению, его уже нет в живых.

Кто первый раз видит башню, может подумать, что с башней что-то не так, но такова задумка автора, и надо сказать, задумка очень интересная и оригинальная.

Обязательно обратите внимание на изразцы, которыми Резо Габриадзе украсил свою башню. Что удивительно, здесь нет ни одного повторяющегося рисунка.

Шавтели — красивая улица, по которой приятно пройтись не спеша — симпатичные кафе, изящные и ажурные балкончики, старинная брусчатка, симпатичные скульптуры…

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

В Тбилиси много интересных скульптур, добрых, трогательных, и вот в конце улицы Шатвели мы как раз таки и встретим такие скульптуры. Возле них хочется задержаться, с ними хочется сфотографироваться.

Вот «Двое друзей», между ними фотографируются туристы, причем фотографируются все и всегда. Я даже не могла дождаться, когда же «друзья» останутся вдвоем, нет, все время кто-то был с ними рядом. Поэтому вот такая фотография (молодой человек посредине — совершенно посторонний).

Кто уезжал, тот знает непреложно, уехать из Тбилиси невозможно...

А в самом конце улицы скульптура «Дворник на Шавтели» — это дворник, который приютил Пиросмани. Скульптура выполнена с картины Пиросмани «Дворник», один к одному. Ну про Пиросмани и про «Миллион алых роз» все знают, да и про дворника тоже. Значит просто полюбуемся этим трогательным памятником добру, умению сочувствовать и помогать.

Ну, а Старый город заканчивается и мы выходим на проспект Бараташвили — один из центральных проспектов Тбилиси, являющийся границей между Старым городом и районом Мтацминда.

А наша прогулка не заканчивается. Вот такой он, этот Тбилиси, вроде бы и один день, но впечатлений столько, что все сразу и невозможно рассказать. И нас еще ждет прогулка по парку Рике, по Метехи и Авлабари… И об этом я расскажу, но чуть позже.