Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 20:35

Грузия Сентябрь 2022

В Тбилиси я уже была, вроде бы это было недавно, но с того посещения прошло уже более пяти лет. И надо сказать, в город мы тогда влюбились с первого взгляда! Все нам тогда понравилось, и главное, невероятная, особая атмосфера царила везде, атмосфера дружелюбности, доброжелательности, радушия.

В тот раз мы прилетели в Тбилиси самолетом, и практически пять дней провели в Тбилиси. Лишь в один из дней съездили в Мцхету и Гори.

Встреча с Тбилиси — это как встреча со старым и любимым другом. Тбилиси за прошедшие пять лет практически не изменился, остался таким же душевным, колоритным.

Оказывается, я ничего не забыла и помню до мелочей все улочки-переулочки, по которым мы гуляли в ту поездку, потрясающие виды с горы Мцатминда, крепость Нарикала, мост Мира… Забыть Тбилиси невозможно!

В этот раз все было несколько по-другому, да, в Тбилиси мы тоже были, но всего 1,5 дня, а потом 9 дней путешествовали по Грузии. Столько новых мест мы увидели, столько впечатлений получили! И полюбили не только Тбилиси, но и всю Грузию, полюбили всем сердцем и навсегда!

Кроме Тбилиси мы побывали в Кахетии и в прекрасном Сигнахи — городе любви.

По пути в Батуми заехали в монастырь Джвари

и в Мхцету. Мцхета, как и Тбилиси, практически не изменилась, все знакомо, все узнаваемо, как будто только вчера я здесь побывала.

Гамарджоба, Грузия!

Ну, а дальше все было впервые — дорога по Грузии до Батуми и сам Батуми.

Батуми — красивейший город, солнечный, яркий. Нам повезло с погодой, все время светило яркое солнце, и хотя была вторая половина сентября, температура воздуха ниже 25 градусов не опускалась. Но Батуми такой город, что кажется здесь по-другому быть и не может, дождь, слякоть — это не о нем…

Гамарджоба, Грузия!

Потрясает старый город, старинные кварталы, мощеные мостовые, небольшие уютные скверы и практически на каждом шагу небольшие уютные кафе и рестораны с грузинской кухней, вкуснее которой трудно что-либо придумать.

И рядом ультрасовременные здания, невероятные небоскребы, необычные архитектурные решения… Батуми сравнивают с Дубаи или Сингапуром, и действительно Батуми динамично развивается, и небоскребы растут, как грибы.

И, конечно, прекрасный символ Батуми — удивительный памятник влюбленным «Али и Нино». Сюда мы приходили не один раз, потрясающее зрелище. Эффектно и волнительно!

Гамарджоба, Грузия!

В Батуми еще множество достопримечательностей — Ботанический сад, дельфинарий, канатная дорога, колесо обозрения… Но что самое чуть ли не главное — это море! В Батуми прекрасная восьмикилометровая набережная, по которой можно гулять часами, любуясь бескрайним морем, слушая гомон чаек и наслаждаясь неистребимым ароматом крепкого кофе, который витает в Батуми везде, а на набережной особенно, и не выпить чашечку-другую ароматного кофе, находясь в Батуми, просто невозможно. А еще здесь — широкие пляжи, на которых, как нам показалось, всегда всем есть место.

Рядом с Батуми находится крепость Гонио — старейшая каменная постройка во всей Грузии. На первый взгляд может показаться, что здесь сплошные руины, но это не так. Здесь создан уникальный исторический комплекс, посвященный античному и средневековому периоду. Крепость со всех сторон окружают крепостные стены, мощные и крепкие. В те давние времена внутри стен находился настоящий город, к сожалению, до наших дней ни одна из построек не дошла.

А еще была прекрасная Аджария, куда нам все-таки удалось выбраться на денек — горные хребты, круглый год зеленые буйные леса, шумные водопады, бурные реки! И в дополнение к этому великолепию — исторические памятники, связанные с далеким прошлым этого места, древние арочные мосты, аутентичные деревни…

Гамарджоба, Грузия!

А после Батуми мы заехали на денек в Кутаиси.

Конечно, самая главная достопримечательность Кутаиси — храм Баграта. Он находится на горе, откуда открывается великолепная панорама Кутаиси.

О каждом посещенном месте можно рассказывать бесконечно, и я обязательно расскажу все-все о прекрасной Грузии, но чуть позже. А сейчас я хочу рассказать о том, как начиналось наше путешествие, о поездке по Военно-грузинской дороге, ибо без этого рассказ о Грузии будет неполным.

Самолеты в Грузию от нас сейчас не летают, но до Грузии с нашего города можно доехать на машине. До Верхнего Ларса, единственной сухопутной границы между Россией и Грузией, мы доехали часов за 10.

Граница между Россией и Грузией находится в живописном месте в Дарьяльском ущелье. К сожалению, фотографий этого места нет, граница все-таки…

Границу, и российскую, и грузинскую, прошли быстро, хотя тут такие случаются заторы, что можно простоять ох как долго. Забегу вперед: когда мы ехали уже из Грузии, пробки были ужасающие, почти 10-ти километровая очередь автомобилей, но это было все в связи с известными всем событиями, случившимися в сентябре. А так, конечно, если и бывают очереди, то гораздо меньше.

Как я уже сказала, нам повезло, обе границы прошли практически за полчаса. Да, проверяли загранпаспорта, документы на машину. Вообще через КПП пешком пройти нельзя, только на машине, автобусе, маршрутке, или уж в крайнем случае, на велосипеде, скутере, но мы таких видов транспорта не видели, хотя говорили, что иногда и таким способом пересекают границу. А вот, как я слышала, в сентябре, что бы как-то ускорить переход границы, было разрешено переходить через КПП даже пешком.

Перешли через грузинский КПП, и все — мы в Грузии!

Дальше наш путь проходил по Военно-грузинской дороге, впрочем мы уже ехали по ней с Владикавказа, ибо именно в столице Северной Осетии — Владикавказе эта дорога начинается, а заканчивается она в Тбилиси. Протяженность Военно-Грузинской дороги чуть более 200 километров.

Военно-грузинская дорога имеет богатую историю. Ее строительство было начато во второй половине 18 века. Строили ее военным ведомством, на всем ее протяжении возводились военные укрепления, на армию были возложена охрана дороги от набегов, поэтому она и получила такое название — Военно-Грузинская.

Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году. Однако проезд по ней был трудным и небезопасным, обвалы, камнепады, глубокие ущелья, зимой — заносы, да и просто плохое дорожное покрытие. В 20 столетии были проведены работы по расширению полотна дороги, построены мосты, тоннели, железобетонные галереи, спрямлялись повороты. Но и сейчас проезд по дороге сопряжен с определенными трудностями, крутые повороты, резкие наборы высоты, а зимой еще и снежные завалы, скатывающиеся лавины, часто даже приходится закрывать дорогу.

Военно-Грузинская дорога — это не просто дорога, а дорога, соединяющая два государства, и еще это удивительное по своей красоте место. И как везде пишут, это одна из самых живописных автомобильных дорог не только на Кавказе, но и в мире. И я думаю, это так и есть.

Дорога вначале проходит по горному перевалу вдоль долины реки Терек, дальше — по Дарьяльскому ущелью, потом едем по красивой гористой местности, через Крестовый перевал преодолеваем Главный Кавказский хребет, спускаемся в долину реки Белая Арагви, и уже к концу пути по берегу реки Куры подъезжаем к Тбилиси.

Но все по порядку.

До Тбилиси от границы около 160 километров, около 3-х часов езды, но это, если ехать не останавливаясь, а не останавливаться просто невозможно. И это остановки не на пять минут, а на полчаса, не меньше, потому что со всех сторон завораживающие виды и оторваться от созерцания этой красоты просто невозможно.

Дорога непростая, бесконечные серпантины, подъемы, спуски, резкие повороты, но все это компенсируется открывающимися с обеих сторон прекрасными пейзажами. Проезжая по этой дороге можно прочувствовать весь колорит горной Грузии.

Останавливаемся буквально на пять минут, чтобы полюбоваться красивейшим видом на долину Терека. На небольшом скалистом выступе установлен крест. А вокруг такие горы!

Гамарджоба, Грузия!

Вдали виднеется небольшой храм. Место для храма выбрано потрясающее, храм стоит на горе, а за ним еще более высокие горы. И на фоне величественных гор храм выглядит сказочно красиво!

А следующая остановка более продолжительная. Прямо у дороги склон ярко-рыжего цвета. Это травертины — одно из природных чудес. Травертины образуются достаточно долгое время. По склону струятся потоки минеральной воды, которая тонкой пленкой покрывает поверхность склона. А так как минеральная вода с содержанием железа, поэтому склон и окрашен вот в такой жизнерадостный оранжевый цвет.

Можно, конечно, взобраться по склону, чтобы запечатлеть себя на фоне этого природного чуда, но делать это нужно аккуратно, чтобы не поскользнуться.

Здесь очень много народа, кажется, тут останавливаются все, кто проезжает мимо. И это понятно, уж очень необычно выглядят эти травентины.

По другой стороне дороги — оборудованный минеральный источник, хотя, оборудованный — громко сказано, но набрать воды здесь можно, и чтобы сразу попить, и с собой взять, хотя все-таки ее лучше пить сразу, в бутылке она быстро окисляется и теряет свои полезные свойства.

На парковке — ларьки, палатки с фруктами. Если есть желание, можно что-нибудь прикупить. Но у нас впереди еще столько таких торговых точек будет, так что здесь мы покупать ничего не стали.

Ну, а мы едем дальше. Дорога серпантином поднимается вверх к Крестовому перевалу. Горные вершины, зеленые склоны — такие виды просто ошеломляют. Даже смотря в окно, поражаешься окружающим красотам и понимаешь, что путешествие в Грузию на автомобиле — это совсем другой формат путешествия в отличии от прибытия в страну на самолета.

Это самый сложный участок всей Военно-Грузинской дороги. Тоннели, противообвальные галереи здесь встречаются чаще, чем на других участках дороги. Зимой именно здесь чаще всего спускаются лавины и нередко дорогу заваливает снегом, и тогда дорогу закрывают на неопределенное время.

Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, его высота 2739 метров. Что интересно, перевал делит на части сам Кавказ, к северу расположен Северный Кавказ, к югу — Южный.

Почему первал называется Крестовым? Все просто, в 1824 году на перевале установили для обозначения наивысшей точки перевала большой каменный крест, который и дал название этому месту. К слову, это не единственный крест, установленный рядом с Военно-Грузинской дорогой. Мы видели уже один, чуть раньше.

Надо сказать, что по мере подъема вверх становится гораздо прохладнее, пронизывающий ветер чуть ли не сбивает с ног. Так что если будете ехать на Крестовый перевал, обязательно берите теплые вещи. Тут и летом прохладно.

Гамарджоба, Грузия!

На Крестовом перевале, примерно в километре от самой его высокой точки находится одна из популярных достопримечательностей Военно-Грузинской дороги — Арка Дружбы Народов.

Не заметить Арку невозможно, она хорошо видна с дороги, да и на скопление машин, автобусов нельзя не обратить внимания. Когда мы подъехали к парковке, вся она была забита машинами, и говорят, в теплое время года всегда так. Но парковка большая, так что место для нашей машины нашлось. Тут же торговые ряды с сувенирами и продуктами питания.

Гамарджоба, Грузия!

Арка Дружбы была построена в 1983 году в знак дружбы грузинского и российского народов. Проект Арки разработал Зураб Церетели, он создал также еще несколько композиций на тему русско-грузинской дружбы, но не все уцелели, и эту в сложном 1991 чуть не уничтожили, но все-таки она чудом сохранилась. Правда, долгое время никто не следил за ее состоянием и постепенно Арка разрушалась. Все же не очень давно, в 2017 году, ее отреставрировали, и вот сейчас она в таком вот виде радует всех проезжающих по Военно-Грузинской дороге.

Арка стоит на высоте 2384 метра. Высота памятника примерно 10 метров. Уже издали эта величественная арка очень впечатляет.

Гамарджоба, Грузия!

Арка Дружбы представляет собой большое полукруглое сооружение в виде подковы. Внутри мозаикой выложены сцены из грузинской и русской истории. Тут и царица Тамара, и святой Георгий, и храбрые джигиты, а с другой стороны — русские богатыри, герои русских сказок. В центре — красивые слова Шота Руставели на русском и грузинском языках: «Другу верный друг поможет, не страшит его беда. Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда».

Площадка, над которой укреплена Арка, прямо нависает над обрывом. Внизу пропасть глубиной более 2-х километров. Это реально впечатляет. Чтобы никто не свалился вниз, на площадке установлены перила.

Гамарджоба, Грузия!

Виды отсюда просто головокружительные. Можно бесконечно любоваться величием и красотой гор, окружающих площадку со всех сторон.

А еще где-то там внизу на самом дне ущелья виднеется небольшое искусственное озерцо с изумительным цветом воды — бирюзовым. Оно очень украшает горный пейзаж. Говорят, что вроде бы озеро принадлежит рыбному хозяйству.

С площадки можно увидеть и протекающую по долине реку Белая Арагви. Но так как до нее более двух километров, то и река кажется похожей на мирно текущий ручеек, хотя на самом деле она бурная и шумная, как и подобает горной реке.

От величия возвышающихся гор и глубины пропасти захватывает дух. Восхитительные виды горных пейзажей очаровывают.

Гамарджоба, Грузия!

Справа от арки убегает тропинка, немного спустившись по которой можно пройти к каменному выступу. Виды отсюда потрясающие, кажется, ты паришь над горами, горы слева, справа, впереди… Только нужно быть максимально осторожным, чтобы не оступиться.

Гамарджоба, Грузия!

Тут есть и прокат лошадей. Наверное, кто-то катается на них, но это не для нас, зато мы полюбовались красивыми лошадками, а на фоне величественных гор смотрятся они просто потрясающе.

После арки дорога идет по галерее над обрывом. А затем по серпатину едем через Гудаури — горнолыжный курорт. Строить его начали еще в советское время, в 70-е годы. Конечно, сентябрь — не сезон, поэтому везде пусто, но зато жилье в это время здесь недорогое, к тому же здесь свежий воздух, рядом зеленые горные массивы, так что остановиться на денек можно. Ну, а зимой здесь очевидно жизнь кипит.

Но красоты красотами, а поесть-то хочется, поэтому следующая остановка у придорожного ресторана в селении Пасанаури.

Пасанаури является частью исторической области в горной Восточной Грузии — Мтиулети, которая считается родиной хинкали. Ну, а из-за своего расположения прямо на Военно-Грузинской дороге Пасанури стало самым популярным из всех мтиулетских селений, главным хинкальным селением Грузии. Говорят, что хинкали в Пасанаури — самые лучшие, самые правильные. Действительно, вкус у хинкали здесь особенный, и они действительнот очень вкусные.

Ну, а хинкали это самое популярное блюдо в Грузии И если вы приехали в Грузию, обязательно попробуйте это блюдо. Да у вас и не получится не попробовать его, в каждом кафе, ресторане хинкали обязательно есть в меню. И начинка может быть не мясной, есть хинкали с картофелем, грибами, сыром, но с мясом — это классика!

Едят хинкали горячими, сразу после приготовления и самое главное правило: хинкали едят руками. Нужно взять хинкали за хвостик, надкусить и сначала выпить ароматный бульон, при этом не пролив на тарелку ни капли. Хвостики не едят, просто оставьте их на тарелке.

Мы остановились у придорожного ресторана Чабарухи, который находится при въезде в Пасанаури. Так он называется в честь деревушки, которая расположена выше дороги. В этой деревушке сами жители выращивают коров, свиней. Мясо, из которого делают начинку для хинкали, именно оттуда, и поэтому хинкали здесь такие вкусные. Кстати, и харчо — самый знаменитый грузинский суп — здесь тоже очень вкусный, можно сказать, один из самых вкусных, что мы пробовали в Грузии, а ели мы этот суп не раз в самых разных местах Грузии.

Через дорогу протекает Белая Арагви. Река протекает по известнякам, которые и придают воде беловатый оттенок. А в конце поселка Белая Арагви сливается с Черной, вода в которой гораздо темнее, так как река течет через сланцы. Некоторое время вода образует две полосы — светлую и темную, ну, а потом дальше река называется просто Арагви.

К сожалению, мы проскочили место слияния двух рек, но зато полюбовались Белой Арагви.

А дальше — по-настоящему необыкновенное по своей красоте место — зеленые горы, изумрудная вода, голубое небо. Это Жинвальское водохранилище.

Жинвальское водохранилище создано искусственным путем. Плотина на реке Арагви была построена в 1985 году.

Раскинувшееся между горных вершин водохранилище очень живописно. Несмотря на свое искусственное происхождение, оно очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж.

Мало того, что это водное пространство потрясающе красиво, так еще это водохранилище имеет значимую роль в экономике страны. Являясь частью Жинвальской ГЭС, водоем выполняет важную функцию — обеспечивает водой Тбилиси, Мцхету и другие близлежащие селения.

В долине, где сейчас находится водохранилище, было расположено несколько сел, а также ряд исторических объектов: базилики, замки, башни. При строительстве ГЭС жителей сел переселили в близлежащие селения, а вот история, увы, скрылась под водой…

Рядом с водохранилищем проходит Военно-Грузинская дорога и практически с любого места трассы открываются потрясающие виды на водохранилище.

На берегу Жинвальского водохранилища расположена средневековая крепость Анаури. Крепость очень древняя, 16 век! И при этом хорошо сохранилась. Когда-то она преграждала путь врагам и считалась серьезным оборонительным сооружением. А теперь это тихое и умиротворенное место.

Надо сказать, что крепость хорошо сохранилась и по-прежнему впечатляет своей мощью и величием. Высота стен крепости около 10 метров.

Над всей крепостью доминирует высокая квадратная башня. Рядом с ней возвышается круглая каменная башня. Но как я читала, она тоже была раньше квадратной, а потом ее перестроили в круглую.

На территории крепости расположены три церкви, колокольня и башни.

Гамарджоба, Грузия!

По-моему самое интересное в Анаури — это Успенский храм. Говорят, что это редчайший с исторической точки зрения храм, он является одним из первых религиозных сооружений на территории страны. Необычно еще то, что храм сложен из камня, а не из кирпича, хотя в 17 веке в Грузии уже ничего и не строили из камня. Таких храмов на всю страну всего три, так что можно сказать, нам повезло побывать в таком месте.

Большой Успенский храм имеет два этажа. Наверх ведет встроенная в стены лестница.

Внизу храм уютный, атмосфера тут очень душевная. На стенах сохранились фрагменты старинных фресок, колонны тоже расписаны фресками, конечно, фрески не очень четкие, но все же можно рассмотреть библейские сюжеты.

А вот каменная резьба на фасаде храма прекрасно сохранилась — фигуры людей, птиц, животных, гроздья винограда.

К западу от Успенского храма находится еще один храм — храм Девы Марии или Спасский храм. Но он закрыт, снаружи вроде бы выглядит вполне нормально, но как нам сказали, внутренний ремонт помещения не производился.

Гамарджоба, Грузия!

Внутри крепостных стен есть колокольня, построенная одновременно с Успенским храмом. От нее открывается потрясающий вид на Жинвальское водохранилище.

Это место поистине уникальное, древняя архитектура и природа рядом! А еще обязательно нужно обратить внимание на Анаурский мост. Он, конечно, не такой древний, как крепость, но возраст у него довольно-таки почтенный, ему больше 90 лет. И на фоне бирюзовых вод водохранилища и зеленых холмов он смотрится восхитительно.

От Жинвальского водохранилища до Тбилиси совсем недалеко, около 40 километров. Уже близился вечер, и мы решили дальше ехать без остановок. Конечно, любовались видами из окон автомобиля. Вот честно, на протяжении всего пути виды просто очаровывают, настоящие открыточные виды. А достопримечательности Военно-Грузинской дороги произвели на нас самое сильное впечатление! Хотя за один день все увидеть невозможно, осталось много мест, куда мы просто не успели заехать, так что, думаю, мы еще раз повторим этот маршрут.

И если у вас в планах посещение солнечной Грузии, я очень вам советую проехать по Военно-Грузинской дороге, только не зимой, зимой лучше не рисковать, хотя виды зимой будут не хуже, может даже лучше. Уверена, после такой поездки вы влюбитесь в Грузию раз и навсегда!