Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была 30 апреля 19:31

Тбилиси — Грузия Сентябрь 2022

Приглашаю вас продолжить прогулку по солнечному, теплому Тбилиси.

Итак, мы вышли на проспект Бараташвили, проходящий по границе Старого города.

Старый город закончился, а дальше начинается Мтацминда — район более поздней застройки. Тоже очень интересный район, прошлый раз мы по нем отлично прогулялись. Но сейчас на него времени совсем не было. И мы, повернув направо, пошли по направлению к Куре.

Перед нами еще одна скульптурная композиция — Берикаоба. Берикаоба — это древний дохристианский праздник изобилия, в этот праздник люди наряжались, танцевали и веселились от души. И вот этот жизнерадостный праздник и изобразил скульптор. Любой может «принять участие» в этом празднике, нужно лишь стать между танцующими и «веселое настроение не покинет больше вас», и не забудьте обязательно сфотографироваться на память!

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

А дальше проспект выведет вас прямо к мосту Бараташвили.

Мост через Куру построен в 60-х годах 20 века на месте старого моста, который назывался Мухранский, впрочем как и улица, которую уже позже переименовали в проспект Бараташвили. Так что все логично, улица Мухранская — мост Мухранский, проспект Бараташвили — мост Бараташвили. С советских времен мост практически не изменился, может что-то там и реставрировали, но в целом он выглядит так же, как и при постройке. Кроме одного — в 2008 году на мосту появились скульптуры, которые сразу привлекают внимание. Скульптурная композиция «Молодость» — так называется группа скульптур, находящихся на мосту. Динамично, задорно, грациозно! Такой и должна быть молодость!

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Интересная задумка автора — установить симпатичные скульптуры прямо на мосту! И место необычное, и позы интересные! Вот стройная фигурка девушки, дальше — фотограф, а вот прыгающий в Куру юноша, думаю, ничего плохого он не задумал, скорей всего он просто хочет спрыгнуть с моста, поразив своим смелым поступком девушку… Скульптуры выполнены настолько искусно, что кажется они вот-вот оживут!

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Ну, а еще мост интересен тем, что с него открываются потрясающие виды — Кура, мост Мира, гора Мтцминда, Старый город…

Один из самых живописных районов Тбилиси — Авлабари, располагается на левом берегу Куры. И перейдя по мосту Бараташвили, мы попадаем в этот район.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

А вот и парк Рике. Мы утром отсюда уезжали на канатной дороге на гору Мтцминда. А теперь немного прогуляемся здесь.

Парк Рике — самый молодой парк города, заложен он не так давно. Но и местные жители, и туристы любят его.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Много невысоких декоративных деревьев, парк новый, и деревья просто не успели вырасти. А вообще-то парк — очень уютное местечко, тут можно и отдохнуть, сидя на удобных скамейках, и не спеша прогуляться, любуясь различными скульптурами, арт-объектами.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Никто не проходит мимо очень интересного арт-объекта — медное дерево, символизирующее Тбилиси. Его ветви расходятся от ствола, как улочки старого Тбилиси, уходя от главной площади к вершине холма.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Украшением парка и в то же время увлекательным аттракционом является вот этот масштабный воздушный шар. Говорят, корзина-гондола шара вмещает до 30 человек. Поднявшись на шаре, можно с высоты птичьего полета любоваться красотами города, и это безусловно впечатляющее зрелище. В тот день, когда мы были в Тбилиси, аттракцион не работал. Как нам сказали, все зависит от силы ветра, и только в безветренную погоду на нем можно подняться вверх.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Ну и главные объекты парка Рике — две гигантские трубы и мост Мира.

Суперсовременный мост Мира, построенный в 2010 году, удивляет и в то же время восхищает своей экстравагантностью, неординарностью. И вблизи, и издали он выглядит очень эффектно.

А ночью, с подсветкой, это вообще что-то сногсшибательное. Освещение сделано не только для красоты, а еще и со смыслом — каждый час лампочки не просто мигают, а передают в виде азбуки Морзе сообщение, в котором зашифрованы названия элементов таблицы Менделеева, имеющиеся в теле человека, каждого, кто живет в этом мире, независимо от национальности и цвета кожи. Поэтому мост так и называется — мост Мира.

Говорят, тбилисцы вначале негативно восприняли этот мост, мол, нарушает гармонию старого города и совсем не соответствует концепции классического Тбилиси. Но это скорей всего было поначалу, а сейчас тбилисцы даже гордятся им, и вот такой факт — в выходной день тут не пройти из-за свадебных фотосессий, ясно, что это местные жители — уже сам по себе говорит о том, что мост тбилисцы полюбили, ну, а туристам он нравился всегда. Ну красиво же, правда?

И мало того, что мост необычный и очень красивый, он еще и выполняет практическую функцию, соединя парк Рике со Старым городом. С его постройкой упростился переход через Куру из одной части города в другую.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

А вот с трубами немного по-другому, что только не планировли здесь разместить, и театр, и выставочный зал, но все проекты остались нереализованными и дальнейшая судьба этих, вообще-то очень даже интересных, труб неизвестна. И сейчас они уже прижились в парке, к ним привыкли, без них уже и парк нельзя представить.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

С южной стороны к парку Рике примыкает площадь Европы. Собственно, она представляет собой дорожное кольцо, в центре которого располагается клумба. И если в Старом городе мы познакомились с древней грузинской столицей, то здесь Тбилиси предстает современным городом.

Ну, а теперь поднимемся на Метехскую скалу.

Небольшой подъем в гору по выложенной брусчаткой колоритной улочке с яркими разноцветными домиками, напоминающими итальянские постройки — и мы на Метехской скале.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Эту скалу и находящуюся на ней церковь Метехской Божьей Матери, а также памятник царю Вахтанга мы уже видели со Старого города. И вблизи, также, как и издали, все это поразило нас до глубины души. Вот только мы были в современном парке, любовались хай-тековским мостом, и уже через 10 минут мы здесь, где стоит древнейший храм, хранящий воспоминания из далекого прошлого. Вот такой Тбилиси, где прошлое соприкасается с современностью, и при этом гармонично уживается…

Первый собор на месте нынешнего храма Метехи, как предполагают ученые, был возведен в период царствования одного из основателей страны Вахтанга Горгасали, то есть примерно в 5 веке. Но это предположение, ничем не доказанное, тем более ничего от той церкви не осталось. А вот первые упоминания о церкви в летописях относятся к 12 веку. Вот это время и принято считать датой постройки церкви, хотя как таковой точной даты нет.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Обязательно нужно зайти в саму церковь. Внутри храма просто, скромно, но в то же время привлекают внимание старинные иконы — настоящие произведения искусства. Вот ради этих икон нужно обязательно заглянуть в церковь. В храме тихо, спокойно, кажется время здесь остановилось, никуда не хочется бежать, спешить…

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

На протяжении многовековой истории церковь не раз разрушалась чуть ли не до основания, но каждый грузинский правитель считал своим долгом ее восстановить.

После присоединения Грузии к России в начале 19 века на скале была построена тюрьма, так что церковь оказалась на тюремной территории. И долгое время она оставалась тюремным храмом, а с 1921 года здесь даже была тюрьма НКВД. На стенах храма остались надписи тех дней.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Последние тюремные здания возле Метехи исчезли в 1958 году. В 1966 территорию вокруг храма начали активно благоустраивать.

А в 1970 году, у края отвесной скалы, прямо возле храма, власти установили величественный конный памятник Вахтангу Горгасали. Церковь и памятник смотрятся очень гармонично, и хоть памятник советских времен, а церковь древнейшая, вместе они составляют величественный ансамбль.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

А еще скала Метехи — замечательная смотровая площадка с видом на Старый город, на Куру, откуда открываются такие виды, что дух захватывает.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

День уже подходил к вечеру, но мы не могли уехать из Тбилиси, не посетив собор Цминда Самеба, тем более он недалеко от отеля, где мы остановились. Утром мы уже видели этот собор со смотровой площадки, находящейся на крыше нашего отеля, и оттуда смогли полюбоваться его величием и красотой.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

И вообще, к слову сказать, смотровая на крыше — это еще один плюс нашего отеля. Виды оттуда потрясающие!

Цминда Самеба или собор Святой Троицы — самый большой православный собор Тбилиси. Величественный храм поднимается на высоту более 100 метров, а его золотой купол видно из любого места в городе.

Собор возвышается в Авлабари среди малоэтажных домов, и контраст между величественным собором и окружающими постройками разительный, и это придает собору еще больше значимости. От его мощи и величия просто захватывает дух!

Когда впервые видишь этот собор, можно принять его за старинную постройку, уж очень он напоминает древние храмы Грузии, но нет, это новодел, построенный в 2004 году.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Цминда Самеба — не просто храм, это целый комплекс, здесь есть резиденция Патриарха, мужской монастырь, духовная семинария, а также комплекс из девяти часовен, пять из которых расположены под землей, парк.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Прилегающая территория впечатляет, везде чисто, ухоженно, много скамеек для отдыха, симпатичные фонари, фонтанчики. Вокруг собора зеленые насаждения, цветы, оливковые деревья, кипарисы. Собор утопает в зелени!

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

С главного входа попадаешь на широкую аллею, украшенную с обеих сторон колоннами с крестами. К храму ведет длинная лестница. Преодолев ее, оказываешься перед центральным, парадным, входом.

Но мы зашли с другого входа, с того, с которого обычно заходят те, кто идет от метро Авлабари, ну и те, кто живет в районе Авлабари к югу от собора. И если вы будете идти именно этим путем, то советую подниматься по улице Гонашвили, именно она приведет именно к собору.

И с этого, вроде бы не центрального входа, собор смотрится величественно и грандиозно.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Если есть время, по территории можно гулять и час, и два. А после нужно обязательно зайти в сам храм.

Внутри храм огромный, одновременно в нем может находиться до 15 тысяч человек! Интерьер собора роскошный, скорее всего это напоминает музей. Стены украшают фрески, красивые иконы, есть даже инкрустированные драгоценными камнями. Возле икон таблички с названием иконы и краткая информация о ней. Полы выложены мрамором и украшены мозаикой. Мраморные колонны уходят ввысь, под самый купол.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Ну и завершим наш день, насыщенный и полный впечатлений, в кафе «Воды Лагидзе». Это маленькое кафе находится во внутреннем дворе главного храма Цминда Самеба.

«Воды Лагидзе» — это не простое кафе, это кафе с историей. И если в советское время такие кафе были во многих грузинских городах, то сейчас их осталось совсем немного: три в Тбилиси, и одно в Батуми.

«Воды Лагидзе» в 1887 году основал аптекарь Митрофан Лагидзе. Он производил прохладительные напитки на основе минеральных вод Грузии и натурального сырья — сиропов и эссенций.

Напитки создавались Лагидзе в результате долгих экспериментов, но оно того стоило — лимонады на основе сиропов из натуральных ягод, фруктов и трав, произрастающих на территории Грузии, получались уникального вкуса. Лимонады Лагидзе — это большое количество разных вкусов. Они стали популярными не только в Грузии, и во всей Российской империи, а позже и по всей России.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Митрофана Лагидзе не стало в 1960 году, но дело всей его жизни продолжается. Сегодня в старом районе Тбилиси на крупном предприятии «Воды Лагидзе» продолжается производство натуральных сиропов для лимонадов. Благодаря этим сиропам, без химических консервантов, качество лимонадов Лагидзе и сейчас превосходное, и как утверждают эксперты, такие лимонады полезны для здоровья. Хочется верить, что это именно так и не иначе.

В кафе в стекляных конусах, точно из таких у нас раньше наливали соки, находятся натуральные сиропы: тархун, груша, виноградный, лимонный, шоколадный, сливочный. Сироп наливают в стакан и добавляют газированную минералку. Можно налить лимонад в бутылку и взять с собой, но это не приветствуется, через некоторое время появится осадок, сироп-то натуральный. Так что пить здесь и сколько влезет! Я осилила только два лимонада: сливочный и лимонный.

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

А еще здесь отличная выписка, хачапури по-аджарски выше всяких похвал.

Очень советую посетить это кафе. Выпить лимонад и съесть хачапури можно не только в помещении, но и на площадке около кафе. И если погода позволяет, конечно, лучше всего посидеть на свежем воздухе, рядом собор, зелень, цветы…

Тбилиси из тебя не уезжает, когда тебя в дорогу провожает...

Вот так прошел наш день в Тбилиси. Более 30 тысяч шагов, масса впечатлений, голова идет кругом от обилия старинных построек, атмосферных улиц, симпатичных скульптур. Такое ощущение, что весь город состоит из достопримечательностей! Куда не пойдешь, везде что-то интересное, необычное. За день мы многое увидели, но далеко не все. И это вполне нормально, ведь невозможно объять необъятное за столь короткий срок. Ну значит, будет повод приехать еще раз!

И в конце хочется сказать, что в Грузии по-прежнему живут гостеприимные, дружелюбные люди. Всегда ответят на вопросы, подскажут, помогут. А уж если скажешь, что ты из Ростова, то тут же найдется брат, сват, кум, который живет или жил там, да и многие добавят, я там был, учился, вообщем, мы чуть ли не земляки. И так везде, и в Тбилиси, и в Батуми, и в Кахетии, и в Аджарии… В Батуми так вообще кажется, что большинство живуших здесь русские, везде и всюду слышна русская речь. Ну да, мы были в Грузии почти год назад, но настолько я знаю, за это время ничего не изменилось. И если появится возможность, я обязательно поеду в Грузию еще раз, ведь там можно найти все, что все мы любим: интересную архитектуру, старинные храмы, живописные горы, теплое море, вкусную еду и, самое главное, неповторимую атмосферу, свойственную только Грузии!