Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 22:01

Нижний Новгород — Россия Май 2022

Большую часть времени в Нижнем Новгороде мы провели в Верхней части города, и только один день мы погуляли по левому берегу Оки и по набережной у речного вокзала. Сначала решили поехать к зданию Нижегородской ярмарки, по пути заехали на речной вокзал.

Там, где Ока впадает в Волгу

Здание речного вокзала построено в 1964 году по проекту архитектора М. И. Чурилина. Сейчас по Волге не ходят рейсовые пассажирские теплоходы междугороднего речного сообщения. Вокзал не функционирует. А вот именно сюда прибыли мы в прошлом веке на теплоходе из Саратова. Сейчас здесь пристают только экскурсионные теплоходы.

Несколько веков назад тут кипела и бурлила жизнь. На этом месте издревле шел обмен товарами между Европой и Азией.

В настоящее время в здании вокзала располагается администрация ОАО «Судоходной компании «Волжское пароходство» и офис туристической компании «Водоход». Вот именно последний меня и интересовал. Прочитала, что по Оке есть водная экскурсия до Павлово. Однако, в офисе нас огорчили. На ближайшее время нет никуда никаких экскурсий.

Немного прогулялись по набережной.

Там, где Ока впадает в Волгу

Кремль в Нижнем Новгороде расположен на Дятловой горе, а здесь внизу был Нижний посад.

На тот берег Оки ведет Канавинский мост, построенный 1933 году и претерпевший несколько реконструкций.

Там, где Ока впадает в Волгу

В XIX веке на левом берегу Оки в июле- августе шумела крупнейшая в России Нижегородская ярмарка, это был целый город с 30 улицами.

Волга всегда была удобным транспортным путем России, в конце XVI века большая русская ярмарка создается в 90 км от Нижнего Новгорода у Макарьевского монастыря.

После пожара на Макарьевской ярмарке ее переносят в Нижний Новгород. В 1822 на левом берегу Оки создается комплекс ярмарки с каменным гостиным двором.

В 80-е годы XIX века взамен устаревшего и обветшавшего Гостиного двора понадобился новый Главный ярмарочный дом, который и был построен. На автобусе мы доезжаем до Главного ярмарочного дома Нижегородской ярмарки.

Там, где Ока впадает в Волгу

На проект Ярмарочного дома был объявлен конкурс. После окончания конкурса архитектор Николай Павлович Иванов (1858–1895) объединил в одно три проекта- победителя. В проекте фасада победил проект в древнерусском стиле архитектора Карла Васильевича Треймана (годы жизни неизв.), который дорабатывали московские архитекторы Александр Иванович фон Гоген (1856–1914) и Алексей Георгиевич Трамбицкий (1860–1922).

Руководил строительством архитектор К. В. Трейман, молодой 31-летний Н. П. Иванов был вторым лицом.

Трагична судьба архитектора Н. П. Иванова, который покончил жизнь самоубийством в 37 лет после необоснованный обвинений в его адрес из-за рухнувшей стены павильона ярмарки.

Здание было построено в 1890 году. Это было не только красивое здание, но оснащенное по последнему слову техники. Помещение освещали 500 электрических лампочек и 15 фонарей. Электрической станцией Ярмарки с 1889 по 1899 год заведовал выдающийся русский ученый, изобретатель радио, Александр Степанович Попов (1859–1906).

В здании ярмарки были телефон, водопровод, канализация. Фонтан был установлен в 1867 году.

Здесь в 1896 году проходила грандиозная промышленная выставка, которая сыграла большую роль в развитии Нижнего Новгорода.

В начале XX века была проведена реконструкция Главного ярмарочного дома. Последняя реконструкция была в 2017 году.

Мы приехали в 10 часов. Здесь все тихо, работает только чайная. Попили чаю, походили вокруг.

Там, где Ока впадает в Волгу

Здание Ярмарки используется как выставочный центр.

Очень хорошо Главный ярмарочный дом смотрится со стороны площади Ленина.

Там, где Ока впадает в Волгу

На площади Ленина вдохновляющий памятник вождю, за которым идут рабочий и красноармейцы.

Погуляв на месте бывшей ярмарки мы возвращаемся на правый берег. Наш путь лежит в Благовещенский монастырь.

На противоположном берегу остаются место бывшей ярмарки и далекий Сормовский район, где «на Волге широкой, на Стрелке далекой в рабочем поселке подруга живет».

Там, где Ока впадает в Волгу

Самый древний монастырь красиво смотрится с Канавинского моста.

Основан монастырь в 1221 году князем владимирским Юрием Всеволодовичем (1188 -1238), сыном князя Всеволода Большое Гнездо, внуком Юрия Долгорукова и правнуком Владимира Мономаха.

Чтобы укрепить свою власть на этой территории после подписания мирного договора с Волжской Булгарией, он основывает Нижний Новгород, и отстраивает несколько соборов и храмов.

С 1226 года Юрий Всеволодович начал длительную борьбу с Мордвой за территории вокруг Нижнего Новгорода. Князь погиб в битве с ханом Батыем в 1238 году. За отношение к церкви и милосердие был канонизирован.

Участие в создании обители принимал архиепископ владимирский святитель Симон (д.р.- неиз.- 1226).

Монастырь стал новым форпостом Руси для охраны границ от набегов мордвы. Но в 1229 году мордовский князь Пургас сжег монастырь.

Возрождению монастыря помог дипломат и государственный деятель, митрополит Московский, Святитель Московский и всея Руси Алексий (ранее 1305- 1378). Он остановился у подножия холма, где был родник «Гремячий ключ», по дороге в Золотую Орду в 1357 году, куда ехал по вызову хана Джанибека. На холме он увидел разрушенный монастырь, и дал обет, что если вернется невредимым, то восстановит обитель. Алексий благополучно вернулся из Орды, вылечив жену хана, и выполнил свой обет. В 1371 году монастырь был возрожден. На месте, где останавливался Святитель Алексий, у святого источника установлена часовня. В 1725 году здесь была построена каменная часовня, но, к сожалению, ее разобрали в 1830 году, когда прокладывали дорогу Похвалинского съезда. Новая деревянная часовня стояла до 1917 года, но тоже была разрушена. В 2005 году монахи совершили крестный ход к источнику, отслужили молебен и поставили Поклонный крест на месте утраченной часовни. Святому источнику, который здесь был много столетий и имел историческую ценность, угрожало закрытие. На месте ночевки Алексия позднее поставили маленькую часовню святителя Алексия.

Там, где Ока впадает в Волгу

В 2007 году у источника поставлена деревянная часовня.

Часовня у Святого источника

На том месте где видел Алексий разрушенный монастырь, теперь возвышается храм, в честь него построенный.

Там, где Ока впадает в Волгу

С холма у монастыря хорошо видно впадение Оки в Волгу.

В монатыре расположена Духовная семинария, которая открыта в этом здании после реконструкции в 1997 году.

Духовная семинария

Рядом с семинарией памятник митрополиту нижегородскому и арзамасскому Николаю (1924–2001).

Идем к монастырю.

Отсюда хорошо видна Алексеевская церковь, построенная в 1834 году.

Церковь Алексия, митрополита Московского

Заходим в монастырь.

Там, где Ока впадает в Волгу

На территории монастыря пять храмов. Каменный Благовещенский собор, который был построен в 1371 году, пришел в ветхость и на его месте по его подобию в 1649 году был построен новый храм. Внизу храма были склады, которые сдавались многочисленным купцам в аренду. В советское время в Благовещенском монастыре были склады и мастерские, в Братском корпусе и Больничном корпусе были коммуналки. Повторно собор освящен в 1991 году.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. 1649 год

Справа от собора церковь Сергея Радонежского, который был в Нижнем новгороде в 1365 году. Церковь была построена в 1690 году, восстановлена и вновь освящена в 2011 году.

Там, где Ока впадает в Волгу

За собором церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Рядом с Успенской церковью сохранилась колокольня XVII, трапезная, церковь Андрей Первозванного. Напротив Собора, перед церковью Андрея Первозванного, построенной в 1690 году и восстановленной в 2007 году, в 2021 году установлен памятник святителю Алексию, которому монастырь был обязан своим возрождением.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, колокольня, монастырская трапезная, церковь Андрея Первозванного и памятник Святителю Алексию.

Зайти можно было только в Алексеевскую церковь. В этой церкви служат преподаватели семинарии и ее выпускники.

В 2007 году в церкви установлен фарфоровый иконостас.

Там, где Ока впадает в Волгу

Иконостас изготовлен на Урале в Свердловской области, в городе Сысерть, на предприятии «Фарфор Сысерти».

Там, где Ока впадает в Волгу

Убраство и интерьеры церкви очень хороши.

Там, где Ока впадает в Волгу

На стенах нежные росписи.

Там, где Ока впадает в Волгу

Кроме храмов на территории монастыря есть больничный корпус, построенный в XVII веке и отреставрированный в 1981 году.

Там, где Ока впадает в Волгу

. Аллею, образованную Новым монастырским корпусом и больничным корпусом с одной стороны, а с другой стороны корпусом семинарии, красиво завершает Алексеевская церковь.

Там, где Ока впадает в Волгу

На территории монастыря в 2013 году установлен памятник Александру III, как написано на памятнике, царю -миротворцу.

За тринадцать лет правления Александра III Россия не участвовала ни в одной войне.

Там, где Ока впадает в Волгу

Служительница в храме сказала нам, что можно попить чаю в монастырской трапезной. Нам эта идея понравилась. В трапезной очень уютно и можно перекусить.

Возвращаясь из монастыря немного прошли по Нижне-Волжской набережной.

Там, где Ока впадает в Волгу

Необычное здание в готическом стиле построено в 1912 году по проекту нижегородского архитектора Н. М. Вешнякова (ок.1880 — после 1917) для Городской больницы-амбулатории для судорабочих. Сейчас в этом памятнике архитектуры размещается ресторан

Здание бывшей городской больницы-амбулатории для судорабочих.

Напротив торговый дом XIX века, на первом этаже которого размещались лавки купца Макария Блинова.

Там, где Ока впадает в Волгу

В этом старом историческом районе был деловой и торговый центр Нижнего Новгорода. В здании Нижегородской биржи, решалась судьба цен на русские товары.

Здание биржи построено в 1896 году по проекту архитектора К. В. Треймана, автора фасада Главного дома нижегородской ярмарки.

Нижне — Волжская набережная — самая длинная улица в Нижнем Новгороде, ее длина больше трех километров. Впервые мы познакомились с Нижне-Волжской набережной в первый день, когда спустились от кремля и она привела нас к Чкаловской лестнице.

По старинной улице мы дошли до речного вокзала, где сели на автобус и отправились из Нижнего посада в исторический Верхний посад, расположенный к югу от кремля.