Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была 18 апреля 20:05

Нижний Новгород — Россия Май 2022

Находившись по кремлевским стенам на следующий день мы идем… снова в Кремль.

Нижний Новгород был основан в 1221 году и построен первый деревянный кремль. В 1515 году сооружен каменный кремль с 13 башнями, длина его стен 2 км, кремль окружал ров глубиной 4.5–5 метров. Нижегородский кремль второй по размерам после Московского кремля.

Внутри кремля было пять действующих церквей, в том числе Свято-Преображенский Кафедральный собор, который был основан в 1225 году, четыре раза перестраивался на том же месте.

Это был главный храм Нижегородских земель. В этом храме молился Иван Грозный перед походом на Казань, а также после победы. От стен Спасо-Преображенского собора в 1612 году с хоругвями пошло Нижегородское ополчение. Здание каменного собора, построенного в 1834 году взорвали в 1929, чтобы на его месте построить Дом Советов.

День и вечер в Нижегородском кремле

А в интернете можно найти изображение как выглядел Собор и колокольня.

Колокольню Спасо-Преображенского собора построили в 1716 году, только она была разобрана в 1929 году.

Колокольню в историческом виде на прежнем месте воссоздали к 800 -летию Нижнего Новгорода и открыли 12 июня 2021 года.

Иногда ее называют колокольней Дома Советов.

День и вечер в Нижегородском кремле

Грустно колокольне без Собора.

Высота колокольни 51,5 м, наверху восьмигранный шатер с главкой.

С четырех сторон установлены часы.

В современной колокольне есть лифт, который поднимает до пятого уровня.

День и вечер в Нижегородском кремле

Здесь можно посмотреть фотографии Нижнего Новгорода.

На колокольне 15 колоколов.

День и вечер в Нижегородском кремле

Самый большой подарил В. В. Путин к 800 -летию города.

Дальше подъем по винтовой лестнице на смотровую площадку.

День и вечер в Нижегородском кремле

Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Стрелку и Волгу.

День и вечер в Нижегородском кремле

Можно любоваться Дмитриевской башней. Даже страшно подумать, что в 1935 году был план эту часть кремля с Дмитриевской башней снести, чтобы перед Домом Советов создать большую площадь для митингов и демонстраций… А на месте Дмитриевкой башни должен был стоять памятник Свердлову!

Спуск с колокольни по ступенькам.

День и вечер в Нижегородском кремле

В 2005 году рядом с местом погибшего собора установили Поклонный крест.

Под крестом надпись: «Здесь находился главный храм Нижегородской земли- Кафедральный Спасо-Преображенский собор.

В 2012 году недалеко освятили Спасскую часовню.

День и вечер в Нижегородском кремле

Спасо-Преображенский собор был храмом-памятником Нижегородского ополчения 1612 года, здесь хранились останки Кузьмы Минина и копия знамени князя Пожарского. Об этом напоминает часовня.

Стены часовни расписаны местными мастерами.

День и вечер в Нижегородском кремле

В центре часовни самая чтимая икона Спасо-Преображенского собора — икона Спаса Нерукотворного.

Пол копирует пол утраченного собора.

День и вечер в Нижегородском кремле

Рядом с часовней надгробная плита с могилы Козьмы Минина, останки были перезахоронены после разрушения Спасо-Преображенского собора в Михайло-Архангельской церкви.

Плита была установлена в Спасо-Преображенском соборе в 1878 году на пожертвования купечества.

Скамейки на территории Кремля напоминают об ополчении.

Ближе установлен еще один поклонный крест в честь создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия.

День и вечер в Нижегородском кремле

Вверху креста Святая Троица, в центре -Бог отец, справа-Богоматерь, слева- Христос, а внизу в полный рост фигуры Кирилла и Мефодия.

Крест был открыт в День славянской письменности 24 мая 1994 года у храма Михаила Архангела, а в 2008 году перенесен в сквер у здания Администрации города. (Дом Советов).

Поразительными тюльпанами окружен поклонный крест.

Цветов в кремле и в городе очень много.

День и вечер в Нижегородском кремле

Познакомившись с центром Кремля мы идем в Нижегородский Художественный музей. На территории Кремля в трехэтажном Доме военного губернатора расположен раздел русской живописи XVIII–XX веков.

Коллекция русской живописи очень богатая и о ней расскажу отдельно.

Уставшие, мы спросили у работников музея, где можно пообедать и нам посоветовали пойти в столовую в Доме Советов.

День и вечер в Нижегородском кремле

В фойе здания посетителей встречает Максим Горький.

На верхние этажи здания Администрации города вход по пропускам, а вниз, в столовую можно пройти.

Заведение носит гордое название «Кремлевская столовая». Нам так понравились и еда, и цены, что мы стали ходить сюда каждый день. Жаль, что в выходные столовая не работала.

В этот день после трех этажей Художественного музея у нас уже не было сил продолжать знакомство с Кремлем. Кроме того, вечером нас ждал Нижегородский театр драмы. Через день мы решили войти в Кремль через другую башню.

Идем по улице Пожарского, с другой стороны проходим мимо глухой Кладовой башни. Круглых башен в стенах кремля восемь.

День и вечер в Нижегородском кремле

Внизу Зеленский съезд. В XV веке это был ров глубиной 5 метров.

Мы прошли по мосту, построенному в 80 годах над Зеленским съездом, к Никольской башне.

День и вечер в Нижегородском кремле

Отсюда хорошо смотрится улица Пожарского и Никольская часовня, построенная в 2013 году на месте утраченной Никольской церкви.

По Никольской церкви башня кремля и была названа Никольской.

C моста можно спуститься по лестнице к Кремлевскому бульвару. Интересно смотреть на стены кремля, в которых есть кирпич разного времени.

За Никольской проезжей башней, которых в Кремле 5, идет круглая Коромысловая башня.

День и вечер в Нижегородском кремле

Недалеко от Коромысловой башни установлена скульптура Девушка с коромыслом.

По одной из легенд девушку замуровали в стену, как жертву, для прочности строения. По другой легенде девушку с коромыслом похоронили у стен Коромысловой башни, после того, как она отбилась от врагов, придя на реку за водой для защитников крепости. Мне вторая легенда больше понравилась, но скульптура скорее иллюстрирует первую легенду…

За Коромысловой башней начинается спуск.

День и вечер в Нижегородском кремле

Вернувшись проходим через ворота Никольской башни. В проемах кремлевских стен развешана информация о восстановлении Кремля.

После того как Кремль потерял оборонное значения, башни стали использоваться для хозяйственных нужд. Без ремонта стены и башни стали ветшать, нижнюю часть затапливало. Очень пострадал кремль во время Великой Отечественной войны.

Спас кремль от разрушения и сноса нижегородский архитектор Святослав Леонидович Агафонов (1911–2002). В самые трудные для памятников архитектуры годы, когда русское наследие считалось символом самодержавия, Агафонов сумел доказать, что кремль придает городу индивидуальность. Всю свою жизнь потомственный архитектор посвятил восстановлению Нижегородского кремля, дело продолжила его дочь.

После лихих для архитектурного наследия 30-х годов в 1948 году принято постановление об охране памятников. В 1949 году принято решение о восстановлении Нижегородского кремля.

За семь лет было восстановлено половина кремля, а основная реставрация стен и 12 башен была закончена в 1965 году.

В 2012 году восстановлена Зачатьевская башня, тринадцатая башня кремля.

По территории кремля доходим до административных зданий, которые мы видели накануне с кремлевской стены.

В этих зданиях резиденции Представителя президента в Нижегородской области и резиденция Губернатора.

Детская площадка на территории кремля тоже с башнями.

День и вечер в Нижегородском кремле

У кремлевской стены создан мемориал «Горьковчане-фронту».

Сумерки сгущаются.

День и вечер в Нижегородском кремле

Вечер в Нижегородском кремле прекрасен!

Возвышается обелиск посвященный Минину и Пожарскому, горит вечный огонь и красное солнце медленно опускается за Волгой.

День и вечер в Нижегородском кремле

Красиво подсвечена церковь Симеона Столпника.

Этот храм воссоздан в 2021 году, каменная церковь постройки 1743 года была разобрана на стройматериалы в 1928 году.

Нижегородский кремль популярное место, многие пришли полюбоваться закатом.

День и вечер в Нижегородском кремле

Выходим через Дмитровскую башню.

На площади приветствует Минин.

День и вечер в Нижегородском кремле

Разными цветами переливается фонтан.

Светится огнями начало нашей улицы Большой Покровской.

День и вечер в Нижегородском кремле

Как хорошо, что у нас все рядом, и мы каждый день можем гулять по Кремлю и красивой улице- Большой Покровской.