Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 6:55

Нижний Новгород — Россия Май 2022

В прошлом году при короткой встрече с Нижним Новгородом во время круиза по Волге город нас очаровал, но многое не удалось увидеть. Кремль был закрыт, там велись реставрационные работы. Решив в этом году поближе познакомится с городом, мы поселились на неделю в отеле недалеко от кремля на улице Большая Покровская.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Наш поезд пришел рано утром, а заселение в гостиницу только в четырнадцать. Поэтому оставив вещи, мы отправились к одной из главных достопримечательностей города- Чкаловской лестнице, которую в прошлом году видели только из окна автобуса.

Чкаловская лестница начинается от площадки у памятника Чкалову.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Памятник Валерию Чкалову установлен в 1940 году, во вторую годовщину гибели летчика. Скульптором был друг Чкалова Меделевич И.А., с которым знаменитый летчик когда-то здесь гулял и советовал это место для памятника Максиму Горькому.

После открытия памятника на Верхневолжской набережной возникла необходимость обустроить спуск к Волге.

Первый проект лестницы был разработан местным архитектором Александром Яковлевым, однако в объявленном конкурсе победил проект москвичей Льва Руднева и Владимира Мунца.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Александр Яковлев вел авторский надзор и доработки на местности для строительства. Лестница посвящена Сталинградской битве и первые ее названия Сталинградская, а затем Волжская.

Два кольца лестницы символизируют окружение Сталинграда, а нижняя часть- прорыв.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

С лестницы открывается прекрасный вид на Стрелку и Волгу.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

На лестнице 560 ступеней.

Внизу у Волги установлен катер «Герой», отреставрированный в 2017 году. Этот катер принимал участие в Гражданской войне и в боях под Сталинградом в Великую Отечественную войну.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

От катера ступеньки ведут к Волге.

Обратно по лестнице подниматься было труднее, чем идти вниз, поэтому мы свернули вправо в обход, на дорожки к Александровскому саду, где путь был длиннее, но зато ступеньки более низкие.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

В своем путешествии по лестнице, от катера к Волге и в обход лестницы туда и обратно, мы прошли больше тысячи ступеней, но мы их не считали. Впереди в этот день нас ждало еще много ступенек.

Налюбовавшись лестницей и видами на Волгу мы идем в Кремль.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Покупаем билет на обход Кремлевской стены на половину маршрута.

Начинается путешествие с Дмитриевской башни, в которой размещена экспозиция о всех кремлях России.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

В России было больше четырехсот кремлей, вокруг которых вырастали города. Назывались они детинец, кром, крепостица, кремль, но это всегда был самый центр древнего поселения, обнесенный мощной стеной с башнями и бойницами. К XVIII веку деревянные кремли заменили на каменные крепости.

Сейчас в России двадцать кремлей.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Высота стен Новгородского кремля 13–15 м, но в некоторых местах кремль ушел под землю. У площади Минина и Пожарского кремль осел на 4 м.

От Дмитровской башни идем к Кладовой башне.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Со стены можно посмотреть на территорию Кремля.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Кладовая башня построена в 1500 году, использовалась под склады, толщина ее стен 4,6 м. Башня в XVI называлась Тверской, в XVII–XVIII — Алексеевской (по близлежащей церкви), в XIX веке- Цейхгаузной. Входа в башню нет.

Следующая башня Никольская, здесь выставки расположены на двух этажах, поднимаемся по высоким ступенькам.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

На 3 этаже археологическая выставка из артефактов, найденных на территории кремля и датируемых XIII–XVI веками.

Свисток "Уточка" XVIII век и игрушка "Медведь" XV-XVI век

На 4 этаже выставка из истории XIII- XVII веков. Здесь представлены реконструкции жителей Нижнего Новгорода.

Купец XIII- XIV вв
Знатная нижегородка за работой XIII- XIV вв
Воевода XIII век

Можно посмотреть макет первого деревянного кремля.

Следующий переход до Коромысловой башни.

На территории Кремля видна детская площадка и административные здания.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Дом правительства Нижегородской области построен в 2008 году.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Если посмотреть через окна-бойницы в сторону города, то виден Ров нижегородского кремля.

Ров Нижегородского кремля шел от Георгиевской башни (у памятника Чкалову) до Коромысловой башни, его глубина составляла 2,5- 4 м, стены кремля начинались со дна рва.

Следующая башня на кремлевской стене Тайницкая. От нее виден памятник Дмитрию Донскому с женой и Манеж.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Со стороны города здесь проходит Почаинский овраг, названный по реке Почайне, которую в 1839 году поместили в коллектор.

Следующие башни Северная и Часовая, ступени ведут круто вниз.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Со стены открывается прекрасный вид на город.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Видны башни Ивановская и Белая.

На территории Кремля виден Мининский сад и филармония.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

На однои из этажей Ивановской башни показаны тюрьмы Ивана Грозного.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Из 13 башен кремля Ивановская башня считается одной из первых построенных. Отсюда вышло ополчение Минина и Пожарского.

Об этом напоминает памятная доска на башне.

На первом этаже башни музей " Подвиг народного единства».

В 1611 году нижегородский купец Кузьма Минин был избран посадским старостой. Когда народу зачитали письмо от патриарха Гермогена с просьбой поднять сопротивление польским интервентам, Минин произносит воззвание к нижегородцам отдать треть своего имущества для сбора ополчения.

Кузьма Минин

Минин организовывает ополчение из 3000 человек и собирает средства для него. Князя Пожарского попросили возглавить ополчение.

Князь Дмитрий Пожарский

Вся хозяйственная часть была на Минине.

В начале марта 1612 года ополчение вышло из Ивановской башни в путь на Москву через Кострому и Ярославль, где его ряды пополнялись.

Реконструкция. Дворянин ополченец и гусар войска Гетмана Ходкевича

Мы выходим из Ивановской башни и решили обойти кремль с другой стороны.

Мы прошли Белую башню и дошли до Зачатской башни.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Памятник Петру I установлен здесь в 2014 году, скульптор А.Щитов. Петр смотрит на Волгу.

Но далее проход был закрыт, велись ремонтные работы, которые проходят по всей волжской стороне кремля.

Впереди видна Борисоглебская башня.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

По Нижневолжской набережной мы доходим до Чкаловской лестницы! И проходим еще раз совсем лишние сегодня 560 ступенек…

Хорошо, что недалеко от Ивановской башни мы удачно зашли в кафе и взяли по бизнес-ланчу!

Уставшие, но все-таки довольные, пошли заселяться в гостиницу. Прошли мимо Пороховой башни.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Все тринадцать башен мы сегодня видели, а в некоторых и побывали.

Рядом с кремлем находится площадь Минина и Пожарского, на ней установлен памятник Кузьме Минину.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Новгородцы зовут ее просто площадь Минина, так же написано на автобусах. Простой человек Минин, мне кажется, им ближе, чем князь Пожарский.

Отдохнув в номере пошли прогуляться и купили билеты в Учебный театр на «Грозу» Островского.

Учебный театр при Нижегородском театральном училище открыт в 1996 году на улице Большая Покровская, 4, А и носит имя Евгения Евстигнеева.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Евгений Евстигнеев закончил Нижегородское театральной училище, оно находится на улице Варварской, 3, А и мы шли около него утром.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

Кроме Евстигнеева здесь учились Людмила Хитяева, Александр Панкратов-Черный, Екатерина Вилкова.

Зал театра совсем маленький, всего восемь рядов.

Тысячи ступенек по Нижнему Новгороду

В спектакле участвовали студенты четвертого курса.