Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 7:23

Нижний Новгород — Россия Май 2022

В один из дней в Нижнем Новгороде мы поехали кататься на кольцевом трамвае, который пересекает Большую Покровскую. Вагон трамвая тоже история.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Рассматривая в окно мелькающие здания я увидела храм из красного кирпича, который был скрыт домами. На следующий день идем искать этот храм. Доехав до оперного театра мы выходим.

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина основан в 1935 году как Горьковский театр оперы и балета. Первым спектаклем была опера Бородина «Князь Игорь».

Разместился театр в реконструированном бывшем здании Народного дома, который был построен при содействии М. Горького и Ф. Шаляпина в 1903 году по проекту архитектора П. Малиновского(1869–1943).

Памятник Пушкину, имя которого носит театр, установлен в 1995 году. Нижегородский скульптор Т. Г. Холуева (1936–2022) изобразила поэта в минуты вдохновения.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Познакомившись со зданием театра, набираю в Яндекс-картах «церковь». По указанному пути мы пришли к храму.

Этот храм находится на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, открытого в 1997 году.

Первоначальный храм был построен по проекту архитектора Н. И. Ужумедского-Грицевича (1822–1877) и освящен в 1860 году в честь московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы.

В советское время в здании храма было общежитие, реставрационные работы начались в 1998 году. Новое освящение церкви в честь московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена состоялось в июне 2004 года.

Внутри храм росписан заново, площадь росписей 1000 кв м.

Заповедное в Нижнем Новгороде

В обиходе храм по-прежнему называют «церковь Трех Святителей»

В последние несколько лет это центр квартала, получивший название «Квартал церкви Трех Святителей».

В Нижнем Новгороде создано сообщество людей, которые возрождают историческую среду и называется «Заповедные кварталы». Одним из таких заповедных кварталов и является квартал церкви Трех Святителей, куда мы попали.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Не эту церковь я видела из трамвая, но мы случайно попали в очень интересное место.

Рядом с церковью самый знаменитый в квартале дом.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Мемориальная табличка гласит: " В этом доме в 1900 -1901 годах жил Алексей Максимович Горький».

В этом доме, второй этаж которого Алексей Максимович снимал у архитектора и автора проекта этого дома В. М. Лемке (1857–1920), Горький написал «Песню о соколе», «Песню о буревестнике», пьесу «Мещане». Здесь был центр культурной жизни Нижнего Новгорода, дом помнит А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, художника Нестерова, режиссера Немировича-Данченко.

В гости к Горькому приезжал Федор Шаляпин и выйдя на балкон он пел просто для собственного удовольствия, вызывая восторг окружающих.

Рядом на заборе веселые рисунки.

Заповедное в Нижнем Новгороде

По соседству находится дом, в котором с 1885 по 1895 годы жил писатель В. Г. Короленко и это был самый плодотворный период его творчества.

Пока мы шли по улице Короленко, которая раньше называлась Канатная (здесь были канатные заводы), на зданиях были мемориальные таблички.

Мы увидели еще один дом, связанны с Горьким, где с 1872 по 1876 год жил Алеша Пешков, и именно об этом периоде рассказывается в повести «Детство». .

Заповедное в Нижнем Новгороде

Интересный дом под номером 18 есть на этой улице.

На стене такая надпись: «Выявленный объект культурного наследия Дом вдовы титулярного советника Авдотьи Скворцовой. Построен в 1891 году. Отремонтирован в рамках фестиваля восстановления исторической среды „Том Сойер Фест“ силами волонтеров и горожан в 2018 году»

Заповедное в Нижнем Новгороде

Фестиваль «Том Сойер Фест» родился в Самаре, придумал его математик Андрей Чернов, а назвал так, вспомнив как герой Марка Твена организовал покраску заборов.

В 2016 к движению присоединились Казань и Бузулук, а в 2017 еще 11 городов. В 2019 году фестиваль прошел в 36 населенных пунктах. В 2021 году в Нижнем Новгороде прошел всероссийский съезд «Том Сойер Фест».

Сейчас в доме по Короленко, 18 размещается цент движения «Заповедные кварталы».

Заповедное в Нижнем Новгороде

Окна домов специально оформляются.

Еще несколько домов на это улице.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Старый Нижний Новгород мы видели накануне на улице Грузинской, которой уже 250 лет, она на 70 лет старше улицы Короленко. Улица, названная по усадьбе проживавшего в ней князя Георгия Александровича Грузинского, расположена в самом центре города, мы попали на нее пройдя через арку от государственного Банка.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Дома на этой улице ждут реставраторов. Удивительно что в центре города сохранились эти дома.

Кажется, что здесь тоже что-то начали делать по восстановлению окружающей среды. Вот только эта надпись меня смущает.

План застройки Еврейского общинного центра. Рядом находится синагога, построенная в 1883 году.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Как бы при этой застройке не пострадали окружающие деревянные строения, которые защищает фестиваль «Том Сойер Фест».

А сегодня мы, познакомившись с интересной улицей Короленко, снова выходим на Белинского и идем по направлению к Волге. Здесь не так красиво и чисто, как в центре. А вот и купола той церкви, что увидели из трамвая.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Храм Всемилостивого Спаса заложили в 1899 году в честь чудесного спасения императора Александра III в. 1888 году при катастрофе поезда, через 9 лет после события. Ко времени закладки храма Александра III уже не было в живых, поэтому храм строился и для увековечивания его памяти. Строительство велось на пожертвования.

В проведенном конкурсе победил проект академика архитекторы Кочетова Александра Мстиславовича (1861–1912). Храм построен в древнерусском стиле XVII века.

Главный вход в церковь выходит на улицу Максима Горького, поэтому храм плохо видно из трамвая, идущего по улице Белинского. Но и когда подошли поближе очень трудно увидеть церковь полностью.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Обхожу вокруг и снимаю с разных сторон, еще и солнце против меня.

Заповедное в Нижнем Новгороде

Храм был освящен в 1903 году, а полностью расписан в 1912 году. С 1937 года здесь был склад швейной фабрики, а в 1992 году церковь возвращена верующим.

Посмотрев много интересного по дороге к храму, полюбовались и на краснокирпичного красавца.