Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 9:26
Мы будем путешествовать!

Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Порт Саид, Суэц — Египет Ноябрь 2022
30 51

19 ноября 2022. «Кино про море».

Ничего не могу поделать, память ассоциативна, кроме как «Кино про море», ничего не приходит в голову в те дни, когда корабль в море. У меня они проходят достаточно плотодотворно — на балконе с компьютером, в описаниях итальянской и греческой части путешествий.

А к вечеру мы подошли к кульминационной части нашего путешествия, хотя еще не финальной. К той, ради которой выбирался именно этот маршрут. Ведь поездка была подарочная, день рождения мужа, а он давно мечтал о проходе по Суэцкому Каналу. Да и я не против была.

4
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Вечер, на рейде у Порт-Саида.

К закату стало понятно, что цель близка, мы встали в очередь, состоящей из огромной вереницы кораблей. Правда, видны были только огни. Я, было, забеспокоилась, что пройдем канал в ночи и ничего не увидим, но муж утешил, что, с учетом скорости прохождения по каналу, точно все посмотрим завтра, с тем и отправилась спать.

1 из 12

20 ноября 2022. Суэцкий канал.


Но, что-то свербило, спалось плохо, и к рассвету, я уже, как штык, была на балконе. Поняв, что самое время, понеслась на верхнюю палубу. Какого было мое удивление, что я не одинока — обычно поднималась первая, а сегодня еле-еле нашла место у борта, куда можно было приткнуться. Самые любопытные пассажиры, к которым я и примкнула, наблюдали одновременно два прекрасных зрелища: рассвет, и то, как нас заводят в канал.
1 из 8

Подошли лоцманские лодки. Они будут сопровождать нас почти весь проход.


Видимо, наш лайнер испускал какие-то флюиды, потому что даже мой муж — «сова», любящий уснуть ближе к двум, и поспать утром, подтянулся на просмотр этого «шоу». Удивило количество лодок — вместо обычной одной, подошли шесть — три впереди (две из них по бокам), и три сзади — целый эскорт. И они вели нас почти через весь канал.
1 из 5

Расскажу немного о самом канале, строительство которого позволило сократить путь из Атлантики в Индийский океан на 15 тысяч километров! Канал соединяет Средиземное и Красное моря. Именно он является границей между двумя огромными континентами — Африкой и Азией.

1 из 8

Вход в канал расположен возле египетского города Порт-Саид. Здесь, под руководством опытных лоцманов, корабли проходят в эту «трубу».

1 из 5

19 век явился веком постройки, но идея витала давно. И не только идея, но ее частичная реализация. Еще в Античные времена рукав реки Нил соединили с Красным морем. Это происходило во времена Среднего царства, и реализатором был фиванский фараон Нехо Второй.

1
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

(карта из интернета).

Мало того, что построили, еще и несколько раз расширяли и модернизировали. Усовершенствование первой постройки производились неоднократно: первый раз персидский царь Дарий, воин и завоеватель, захватив Египет, расширил канал, потом Птолемей, в первой половине 3 века до н. э. еще раз перестроил. Но, с завершением эпохи фараонов, эпоха канала тоже завершилась — он пришел в полный упадок.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Прошли века. В середине 7 века Египет завоевывают арабы, и на 100 лет восстановили канал. А потом поняли, что сделали экономическую глупость, что торговля должна идти через халифат, и канал засыпали, решив не рубить сук, на котором сидят.

3
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Шанс на восстановление канала появился в 16 веке. Именно тогда османский визирь Мехмед Соколл пришел к этой мысли, но планы так и остались планами — не до канала было.

1
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Во время наполеоновской экспедиции в Египет вновь мелькнула надежда на постройку канала, такой план у французов был в 1798–1801 годах. Но, вновь планы остались планами, Наполеона заинтересовали другие идеи.

Все изменилось в 19 веке. Это времена, когда происходит колониальный передел мира, а Африка, во всяком случае — ее северная часть — необычайно близка к Европе географически. И тогда колониальные Франция, Испания, Великобритания, Италия и Германия необычайно заинтересовались Северной Африкой. Франция и Великобритания начали соперничество за Египет.

4
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

И, уже можно было начинать строить, новые технологии вполне позволяют, но главным противником канала стала, как ни странно, Великобритания. Именно ее флот, на тот момент самый мощный в мире, контролировал путь в Индию. Разумеется, через Мыс Доброй Надежды. А если построят канал, то «всякие там» голландцы, немцы и прочие смогут отправлять свои небольшие суденышки через него, и составят конкуренцию Британии.

6
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

И все же, в 1854 году, Фердинанд Мари Лессепс, предприниматель и дипломат из Франции, воспользовался моментом, когда влияние Франции в Египте значительно усилилось (надо сказать, что и его личные связи в правительстве Египта сыграли роль), и он сумел получить концессию на строительство Суэцкого Канала. Условия были необыкновенно льготные, видимо, египтяне предвидели будущие выгоды от реализации проекта.

4
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Лессепс создал компанию «Всеобщая компания Суэцкого Канала» и возглавил ее. Египет, точнее — его правительство, сразу получил 44% акций, 3% достались разным странам, а Франция стала держателем контрольного пакета — 53%. Прибыль предполалось разделить следующим образом: держателям акций 71%, основателям компании 10%, и «барские» 15% Египту.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

В апреле 1859 года приступили к осуществлению грандиозного проекта. Строительство длилось более 10 лет. И это было ужасно: ежемесячно египтяне пригоняли на работы по 60 тысяч человек, принудительно. Антисанитария, недоедание, эпидемии, непосильный труд — люди массово умирали. Практически — рабский труд.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Но, к 1868 году стройка шла к концу, и начали готовить грандиозные празднования по случаю открытия канала. Заодно, достроили Каирский театр. И хедив Египта предложил, ни много ни мало, Джузеппе Верди написать оперу о Египте! Верди, как и следовало ожидать, отказался. А через два года увидел текст «Аиды», и передумал — согласился! В 1971 году, 24 декабря, состоялась премьера.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

(из интернета).

«Аида» — не единственное произведение искусства, связанное с каналом. Есть еще одно, очень известное. И, как ни странно, это Статуя свободы. Бартольди работал в Египте, и планировал установить свою гигантшу именно здесь. Она должна была называться «Свобода, несущая свет в Европу», или — «Свет Азии». Но египтяне посчитали стоимость перевозки и установки подарка и отказались, а зря. Вот и украшает теперь вход в Гудзон:

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

(моя старая фотография).

На открытие канала прибыли знаменитые гости со всего мира: император Австро-Венгрии Франц-Иосиф Первый, министр — президент Венгрии Андраши, императрица Франции Евгения — жена Наполеона Третьего, прусские и голландские принцы, художник и дипломат Айвазовский. Обошлись недельные празднования в 28 миллионов золотых франков.

Англо-французская противостояние в Египте еще больше обострилось после открытия канала. А деньги, потраченные на строительство, очень ощутимо сказались на экономический крах Египта. В этот момент Франция проиграла Пруссии в войне, и первенство в делах Египта захватывает Британия, заодно выкупив контрольный пакет акций Суэцкого Канала.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Правда, в 1876 году, установили общий, англо-французский контроль над финансами Египта, но через пять лет случается Египетский Кризис, в стране начинается подъем патриотического движения под руководством Араби-Паши, и Британия «под шумок» выходит вперед, отодвинув Францию. В 1882 году Великобритания оккупирует Египет, и он становится оплотом британского присутствия на Ближнем Востоке и в Африке.

1
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

В Стамбуле, в 1882 году была принята международная Конвенция о свободном проходе через Суэцкий Канал, которая регулирует правила судоходства и сегодня. В начале ПМВ Британия установила Египетский протекторат, но он продержался недолго и через 7 лет был упразднен, Египет стал независимым королевством.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Стал, но только формально, де-юре. А-де-факто в стране находились британские войска, вся экономика контролировалась англичанами, и политика — и внешняя и внутренняя — диктовалась ими же. Только в середине 20 века группа «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Насером, совершила переворот и изгнала короля. Египет стал Республикой в 1953 году, спустя 3 года английские войска покинули страну, а Суэцкий Канал был национализирован.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Это послужило поводом для Суэцкого Кризиса, после которого все участники считали себя победителями: безусловно, Франция и Англия одержали военную победу, безусловно Израиль получил свободу судоходства по Тиранскому проливу, который египтяне закрыли для Израиля в 1950 году, и безусловно, Египет сохранил контроль над каналом.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

В 1967 году — опять война, между Израилем с одной стороны, и Египтом, Ираком, Иорданией и Сирией — с другой. Началось с повторного закрытия Тиранского пролива и блокады израильского судоходства в заливе Акаба. Война закончилась победой Израиля очень быстро — за 6 дней, и Суэцкий канал в этой войне, по сути, стал линией фронта.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

А вот в следующей войне — Судного Дня, канал стал местом активных боевых действий. Тогда египтяне пересекли Суэцкий канал и двинулись на Синай. Они были отброшены и канал пересекла израильская армия, подойдя к Суэцу. К счастью, перемирие было достигнуто, и сразу после войны Египет начал восстановление и реконструкцию Суэцкого канала. В июне 1975 года канал в очередной раз открыли для судоходства.

1
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Но вскоре стало понятно, что необходимы изменения и расширение. К 1981 году первая часть реконструкции и расширения была закончена, по нему стало возможно проводить танкеры, вмещающие 150 тысяч тонн полезного груза (это называется дедвейт), а сухогрузы вообще по 350 тысяч тонн. Когда завершили вторую очередь, то цифры увеличились до 250 и 370 тысяч тонн.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

До 2005 года все оставалось как есть. Но товарооборот растет, вместе с количеством перевозимых грузов. И начинается очередная реконструкция, на этот раз, еще и фарватер углубляют. К 2010 году канал был в состоянии пропустить 90% судов всего торгового флота мира. К 2010 году по нему пошли супертанкеры до 360 тысяч тонн.

1
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

При длине в 160 километров, а с морскими входами — 190 километров, его глубина колеблется от 11 до 22 метров (в фарватере). Ширина — в среднем 200 метров, но в сужениях — около 60 метров. И вновь — слишком узко и слишком мелко. И, наконец, на сегодняшний день канал вновь углубляют и расширяют. Удивительный факт: по Суэцкому Каналу проходит около 12% мирового товарооборота, это огромная цифра!

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Руководит движением по каналу и его содержанием египетская администрация во главе с Усамой Раби. Стоимость прохода столь высока, что, например, японцы, везущие в Европу автомобили, выгружают их в Эйлате, перевозят через Израиль по суше и вновь грузят на корабли в Средиземноморских портах Израиля, рассчитываясь за перевоз и дважды погрузку — разгрузку автомобилями. И им это обходится дешевле и быстрее одного прохода по Суэцу.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

В некоторых местах канал сужался до невозможности и именно там стало понятно, как могла произойти прошлогодняя история, когда сухогруз «Эвер Гивен» застрял в канале, создав жуткую пробку! Контейнеровоз был шириной 59 метров, длиной 400 метров. 23 марта 2021 года, что-то случилось (руль заклинило?) и корабль буквально «воткнулся» в берег, встав в узком месте по диагонали и перекрыв прозод сотням судов!

1 из 6

Во время подъема воды его каким-то чудесным образом сняли и вывели в Большое Горькое озеро (о нем позже), где и оставили до выплаты компенсации под арестом. Принадлежал контейнеровоз Японской компании «Shoei Kisen», и «попала» она на 900 миллионов долларов США. И это только египтянам — компенсация за моральный ущерб, потери за время простоя канала, а это около недели, и траты на работы по снятию с мели «Эвер Гивена». Думаю, что будут еще траты на покрытие компенсаций за не во-время доставленные грузы. А вот те суда, которые неделю стояли, наверное, будут предъявлять иски к руководству канала, а они новые — к японцам. В Германии такие дела называются «Крысиный хвост». Фото сверху из интернета, как в канале случилась «пробка»:

1 из 5

По сегодняшним правилам, пользоваться каналом могут любые страны, не находящиеся в состоянии войны с Египтом. А, еще запрещен вход кораблям с атомными установками. Пропускная способность канала невелика — около 50 судов в день, поэтому и очередь на вход собирается. Примерно 15 часов занимает весь проход, так что, примерно, по 10 км/ч двигались. Со стороны Синая канал огораживает какая-то огромная «китайская» стена.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

В какой-то момент, после прохождения города Эль-Кантар, вся любопытствующая часть корабля высыпала на полубу — посмотреть красивый вантовый автомобильный мост Египетско-Японской Дружбы. Раньше он назывался Мост Хосни Мубарака, или Мост 25 января. Его построили 20 лет назад, и он стал знаковым — соединяющим Африку и Азию. Мост довольно длинный, около 4 километров, узкий — 10 метров, и высокий — около 150 метров, что делает его похожим на стрелу. После введения в эксплуатацию, это был самый высокий вантовый мост в мире, но французский виадук Мийо побил этот рекорд. Высота над водой всего 70 метров и мы прошли прямо под ним. Вот только пользоваться этим чудом могут не все, а только военные, полиция и спец. службы. Только по особому разрешению. Боятся, что если случится теракт, и мост рухнет, то движение в канале будет остановлено и страна будет нести невосполнимые убытки.

1 из 15

Вантовый мост не единственный, есть еще железнодорожный поворотный мост Эль-Фердан, неподалеку от Исмаила. Он небольшой, длиной 340 метров, при этом — самый длинный поворотный мост в мире, построенный вместо старого, разрушенного в 1967 году во время Шестидневной Войны. В 2020 году началась его реконструкция, и мост, соединяющий Синай и восточный берег канала временно не работает.

1 из 2

Кстати, возле города Суэц есть еще одна возможность пересечь канал — по автомобильному туннелю. Он соединяет Синай с Африканским континентом под дном канала.

Есть еще и понтонный мост, который тоже поворачивается. Но, когда проходит такая махина, как наша «Сплендида», они прижаты к берегам — нам самим тесно!

1 из 3

Есть еще один активно используемый способ пересечения канала поперек — паромами. Он используется очень активно, мы видели многократно — как только проходит корабль — начинают сновать паромы.

1 из 2

Что поразило — рыбацкие лодочки! Какие бесстрашные, они подходили вплотную к нашему гиганту, смотрелись сверху как скорлупочки, но сновали совершенно безбоязненно!

1 из 2

Периодически мы проходили мимо совершенно зеленых зон — оазисов.

3
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Но, и городов, стоящих вдоль канала, немало. Это уже упомянутые Порт-Саид, Суэц, есть и Порт-Фуад, стоящий напротив Порт-Саида, Порт-Ибрахим, расположенный напртив Суэца, и самый крупный — Исмаил.

1 из 16

Интересно смотрятся мечеть и христианский храм совсем рядом друг с другом — могут, когда хотят!

4
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Берега совсем не однообразны, периодически встречаются надписи, сделанные вязью.

1 из 9

Иногда — портреты людей. Я только опознать (точнее — прочитать) смогла одного — Нобелевский лауреат. Кстати, у Египта их четыре.

1 из 6

А это памятник малознакомой страницы для русскоязычных людей -память о ПМВ на Ближнем Востоке. Точнее — памятник защитникам Суэцкого канала в ПМВ. Здесь, на Суэце, встретились британские и турецкие войска, в феврале 1915 года. Британцы турок разбили, и те были вынуждены отступить. В 1930 году память об этих событиях была увековечена 40-метровым мемориалом. Интересно, что памятник победившим британцам создали французские скульптор и архитектор: Раймонд Деламарре (он сам был участником ПМВ) и Мишель Ру-Шпитц. Это камертон, состоящий из двух пилонов с гранитной облицовкой. Проход между пилонами символизирует Суэцкий канал. Перед входом в «канал» — две серо-розовые гранитные скульптуры — с факелом, символизирующая Светлый Разум и без факела, символизирующая твердость, мужество и силу. Виден монумент издалека, несмотря на то, что стоит в 300 метрах от канала, но он сам достаточно велик, еще установлен на 30-метровой горе Джебель Мириам.

1 из 2

Суэцкий Канал разделен на две части, водораздел — Большое Горькое озеро. Интересный факт, мне непонятный: к югу от озера течение в канале меняется, оно зависит от приливов и отливов. А вот на севере оно зависит от сезона — летом из Средиземного моря к озеру, а зимой наоборот — из озера в Средиземное море.

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

С Большим Горьким Озером связана история, когда в нем оказалась заперта Желтая Флотилия. Это 14 кораблей, застрявших в озере в 1967 году, во время Шестидневной Войны, которые сумели выйти только в 1975 году. Это были два немецких, два шведских, четыре британских, норвежский, болгарский, польский, американский и чешский корабли. Египтяне затопили несколько кораблей в Суэцком канале, и поставили морские мины, заблокировав его, и эти 14 судов оказались запертыми. Все капитаны кораблей, собрались на борту британского корабля и провели совет в Филях сиздали «Ассоциацию Большого Горького Озера». Это были уникальные 8 лет, в течении которых экипажи делились друг с другом тем, что было на борту, проводили совместные спортивные соревнования, празднования Рождества, помогали друг другу в поддержании состояния судна, смотрели фильмы. У немцев было огромное количество винограда из Австралии, болгары гнали из него ракию для всех, у шведов был отличный бассейн и спортзал, которые были отданы в общее пользование, они даже яхт-клуб организовали. В 1968 году, во время проведения Олимпиады в Мехико, на Горьком Озере провели мини-олимпиаду (тройка призеров: поляки, немцы, англичане). Один из кораблей вез алкоголь, а немцы — пиво, все это тоже пригодилось. Когда блокада была снята, из 14 кораблей тольео два смогли вернуться в порт своим ходом. Не удивлена, это были два немецких корабля. В мае 1975 года их встречали больше 30 тысяч жителей Гамбурга. Случай беспрецедентный. А «Желтой флотилией» их назвали из-за цвета песка, затягивающего корабли.

1 из 9

Вот так озеро выглядит из космоса, а марка — мечта любого филателиста, ее выпускали прямо на корабле (фото из интернета, конечно).

1 из 2

И в Большом Горьком Озере встречные суда ждут прохода.

1 из 13

Выход в Красное море находится возле египетского города Суэц, тезка канала, мы подошли к нему ближе к вечеру.

1 из 3

Закат встречали уже в Красном море.

1 из 5

Вот, такой канал и такой день прохода по нему. Сегодня канал приносит Египту огромное количество денег, это главный бюджетный доход, в год около 6 миллиардов долларов. Главная проблема нашего времени — пираты Сомали, но с ней (проблемой) успешно справились с помощью военных патрулей европейских стран.

1 из 4

Что характерно, мы прошли Суэцкий Канал почти в его день рождения: он был открыт 17 ноября 1869 года. С днем рождения!

2
Первый послепандемийный круиз — Суэцкий Канал

Продолжение рассказов о круизе следует, спасибо за внимание!

Теги: Круиз, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Египет: полезная информация
Комментарии