Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Ком-Омбо, Асуан — Египет Январь 2023

30 января, понедельник. Комо-Омбо — Храм Собека, Бога-крокодила.

Проснулась я около 6, это для меня достаточно поздно — сказался час разницы во времени. Решила, что идти смотреть рассвет уже поздно, так как совершенно светло, и села за компьютер. И вдруг, около 7, вышло солнце — пришлось снять его через окно, не самое прозрачное — на палубу я уже не успела бы.

Кстати, на корабле нет лифтов. Я еще в описании читала, что корабль не приспособлен для лиц с ограниченными возможностями, но так отвыкла от этого, что здесь это в глаза бросается — ни лифтов, ни пандусов. У нас бы им работать не разрешили, как мне кажется.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Завтрак оказался не хуже ужина: обильный и разнообразный. Египетские официанты и повара сразу же живо заинтересовались: одна ли я (я на корабле почти самая молодая, что вызвало ажиотаж, на фоне немецких пенсионерок — просто девушка. Когда узнают, что русскоязычная — становятся еще активнее), пришлось всем показать своего грозного «хазбенда».

В 10.00. по плану была учеба на случай тревоги, загудела сирена, законопослушные немцы высыпали с жилетами из кают, на что невозмутимые уборщики объяснили, что все могут расслабиться, никакой тренировки не будет, сирена — это и есть тренировка! У нас не первый речной круиз, с дунайского даже фото остались — мы в жилетах тренируемся.

(В круизе по Дунаю).

После завтрака было свободное время, мы отправились на верхнюю палубу Нил рассматривать. Мы находимся довольно далеко от устья, но несмотря на это, Нил очень широкий — шире Суэцкого канала точно (всего два месяца прошло после его прохода, еще помним). Представляю, какой он в дельте!

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Удивительно, но на Ниле нет паромных переправ (там, где мы шли, во всяком случае), и почти нет мостов. Мы за сутки видели дважды. Собственно, они здесь без надобности, видимо, по берегам, несмотря на то, что все зеленое, совсем мало жилых районов — городки и деревни очень редкие.

Поскольку этот день был не очень загружен, только одна небольшая экскурсия после обеда, расскажу немного о Ниле, ведь он — главная цель нашей поездки. Нил — это главная водная артерия Египта, дающая жизнь всей стране. Удивительно, но еще до постройки великих пирамид, египтяне имели технологию, способную регулировать уровень воды на землях, затопленных Нилом на протяжении тысяч километров и превращать пустыни в земной рай. В те далекие времена египтяне опережали другие народы, только выходившие тогда из неолита, на 2000 лет!

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Нил, хоть и спорит с Амазонкой — чья водная система длиннее, но цифра впечатляет — почти 7000 км от озера Виктория (либо — от руандийской речушки) до Средиземного моря! И больше 3000 кв км — бассейн реки. На своем течении Нил пересекает 10 стран (как Дунай), не знаю, есть ли реки, текущие по большему количеству стран.

Название реки греческое (вспомним, сколько веков египтяне говорили на греческом), Нейлос. Хотя, некоторые ученые утверждают, что первоначально — от семитского «Nahal» — «Наал» — «х» не читается, что означало «долина». Есть версия, что название дали ливийские племена, от слова «лил» — «вода». В любом случае — это грандиозное творение природы, пусть и не столь яркое, как горы и водопады.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Сижу, любуюсь Нилом, и вдруг народ начал активно к бару приближаться. Какого было мое изумление, когда через час после окончания завтрака, на верхней палубе сервировали второй завтрак — с гамбургерами, картошкой — фри и прочими сырами-колбасами. Даже при «все включено» — мне казалось, что невозможно столько есть. Это мне только показалось, большая часть пассажиров со мной была не согласна!

Корабли и фелуки (о них позже) на Ниле ходят также, как автомобили — без правил! Я сидела и изумлялась — как они не сталкиваются? А вечером, на шикарном судне «Либерти» (каюты с балконами, единственное такое судно из тех, что мы на Ниле видели), снесли буквы «ЛИ», так что — еще как сталкиваются!

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Еще и обгоняют друг друга, протискиваясь в любую щель. Как водят корабли в Египте? Как машины, без правил!

Почему-то, по всему кораблю, чай дают в малюсеньких кофейных чашечках, из которых пить чай невозможно! Пришлось купить себе чашку. (Я заметила, что все покупки в поездках у меня вынужденные: мне стало холодно, нужна курточка, мне стало жарко, нужна футболка, мы неожиданно остались ночевать в другом городе, мне нужны джинсы, майка, белье и кроссовки — так было на Корсике, так что, чашечка — мелочь). Правда, к чашечке добавилась куча какой-то ерунды, но теперь я могла чаем наслаждаться.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Вот так провели время до обеда: на палубе, любуясь водами могучей реки, попивая чай и занимаясь написанием первой части отчета. Обед был гораздо скромнее завтрака и ужина, но вполне съедобно и есть из чего выбрать. Наконец, после обеда, мы пристали к берегу, чтобы посмотреть Храм в Ком Омбо.

На корабль зашел охранник с Калашниковым, кажется, ему было скучно.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Всех туристов разделили на группы, выдали по гиду. Названия групп — просто прелесть: Рамзес, Нефертити, Птолемей, Изис. Мы, естественно, оказались в группе под названием «Мозес», и я волновалась, не собирается ли наш гид водить нас 40 лет? Были прецеденты!

И вот, наконец, первая встреча с египетской древностью — первая в этой поезке, мы второй раз в стране, но прошло 23 года, а первый приезд был почти пляжный — только в Луксор ездили.

Здесь, в древнем городе Пер Собек, или Дом Собека, возвышающимся над зеленоватыми водами Нила, стоит храм Ком Омбо, известный как Дом Крокодила или Дом Сокола. Храм является уникальным для Египта, посвященным в равной степени двум Богам: Собеку — древнему Богу-Крокодилу и Харверу, Гору Старшему, Богу-Соколу.

Центральная панель из храма Сабека Среднего царства, на ней изображен крокодил на знамени, с двумя распростертыми лапами. Он окружен двумя стелами, изображающими Бога в его различных формах, которому поклоняются его преданные последователи, делающие ему подношения в обмен на его защиту и благословение.

Если сам храм был построен в эпоху династии Птолемеев, то все внешние пристройки, колонны, фасад — были дополнены в римские времена. На колоннах перед входом находятся рельефы римского императора Тиберия (14–37 гг).

Если посмотреть внимательно в пол, то можно заметить две узенькие канавки. Жак де Морган, который первым расчистил эту область в 1893 году, и сделал подробные описания, предположил, что они использовались в качестве опор для передвижения лестницы, которая использовалась чтобы добраться до платформы наверху, на которой ставились представления во время празднования поклонения Богам.

На многих рельефах, помимо изображений фараонов и сцен их жизни, можно заметить надписи, древний календарь, в котором фиксировалась дата начала сезона половодья. После начала, 30-ый день отмечался праздником сбора урожая «Шему». На следующий день праздновался «Ахет» — конец сезона половодья.

Одна из самых известных сцен храма — царь представляет хирургические и ритуальные инструменты. Многие из них совершенно узнаваемы: скальпели, щипцы, ножи, ящики, весы, губка.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Самое любопытное для меня место — изображение Птолемея Первого и его жены Клеопатры. Рядом, египетскими символами (каждый символ — одна буква) выложены их имена. Египтяне обожают продавать туристам сувениры с выложенными символами именами, объясняя значение каждого.

Храм разделен пополам, левая половина для Харвера, и правая половина для Собека. Каждая половина имеет свой вход, свои залы и свое святилище. Считается, что строительство храмов началось при Птолемее Пятом Эпифане, в 205–180 гг. до н. э., а большая часть украшений была завершена Птолемеем Двенадцатым Неосом Дионисом в 80–51 гг. до н. э. Свидетельства указывают на то, что здесь находился храм во времена Нового Царства (1550—1069 гг. до н. э.), а недавние раскопки обнаружили блок 18-й династии, повторно использованный в гораздо более позднем римском фундаменте внешней стены храма.

Два портала — два входа к каждому из Богов, а под ними расположены секретные туннели, которые вели в комнату, которая была «окном» оракулов. Пользовались они этим потому, что там была отличная акустика, и можно было «вещать».

Часть храма выстроена на холме, за которым находился древний город, а сегодня — только курган, который состоит из слоев древних построек. В 1913 году северную сторону храма раскопал Алессандро Барсанти, который удалил метры археологических останков до уровня, который виден сегодня. Во время раскопок Барсанти демонтировал памятники, а затем перестроил их ниже, на уровне нынешнего пола двора. Недавние раскопки показали, что здесь можно обнаружить гораздо больше. Группа археологов раскопала ряды стен и полов из сырцового кирпича, на 5 метров ниже сегодняшнего уровня.

Был найден колодец римских времен с винтовой лестницей, около 15 метров, туннелем соединенный с небольшим вторым колодцем через дренаж. Во время этих работ было найдено множество артефактов, в числе которых голова Марка Аврелия 2 века, алтари, римские лампы, колонны, человеческие кости. С обоими колодцами соединен бассейн, как предполагают, в нем жили крокодилы, как часть культа Собека.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Римские ворота были найдены намного выше, а позже были разобраны и собраны на этом месте. Также, как и дом коптов, первых христиан.

Колонна по предположению Брасанти, принадлежала коптской церкви, которая была переделана из Храма Собека, позже перепосвященная Императором Каракаллой (3 век).

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Справа от храма — кладбище Позднего Древнего Царства (Первого Промежуточного Периода). Тела простолюдинов не мумифицировали, а помещали в деревянный ящик, затем в гипс, а потом сжигали в навозных могильниках.

Удивительно, но когда-то храм был полихромным, очень ярким. Сегодня от полихрома остались лишь бледные следы на перекрытиях между колоннами.

Еще один интересный момент — двойные дырки в стене. Это для того, чтобы привязывать верблюдов, перекинув веревку через отверстие. Конечно, сделано это было уже в относительно недавнее время. Варварство.

Раскопки в храме продолжаются до сих пор. За последние несколько десятилетий многие памятники египетским Богам и фараонам начали разрушаться ускоренными темпами из-за повышения уровня грунтовых вод.

В Ком-Омбо грунтовые воды нанесли храму непоправимый ущерб. Благодаря капиллярному подъему, фундамент и нижняя часть стен храма поглощали воду. По мере испарения воды едкие соли концентрировались, вызывая разрушение фундаментов, стен, колонн и их сложных рельефов. В рамках проекта по спасению храма, США выделили деньги, и с 2017 по 2019 год были построены сооружения по снижению грунтовых вод в Ком-Омбо.

После длительного изучения храма — каждой скульптуры, барельефа и буковки — мы зашли в небольшой мини-музей мумифицированных крокодилов.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Древние египтяне верили, что Боги посылают на землю свои проявления в виде тотемных животных. Таким образом, в храмах Собек считалось, что живой крокодил, узнаваемый по особым отметинам, несет в себе искру Бога, и жрецы поклонялись ему и заботились о нем при его жизни. После его смерти дух Бога переселялся в тело другого крокодила, а мертвого крокодила мумифицировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. Паломники, которые приходили помолиться Собеку, также приносили вотивные подношения в виде маленьких мумифицированных крокодильчиков, либо их скульптурки.

Кладбище Собек обнаружено в 2 км от Ком-Омбо, оно очень большое — 42 акра, и на нем было найдено огромное количество мумий крокодилов. Оно использовалось со времен Среднего Царства и до греко-римского периода. Большинство гробниц было вырублено в твердой земле, а там, где почва была нестабильной, были добавлены опоры из сырцового кирпича. Гробницы были без украшений и без надстроек. В зависимости от размеров погребальная камера содержала один или несколько саркофагов, лежащих на полу или в нишах, вырубленных в стенах. В некоторых случаях над первым надстраивался второй уровень с дополнительными погребальными камерами. Большинство гробниц было разграблено, остались только мумии животных и людей, некоторые в одном саркофаге и гончарные изделия. Крокодилы, захороненные на кладбище, разных размеров — от яйца до взрослых особей, а также рыбы, собаки, ястребы, крупный рогатый скот и газели.

Льняными бинтами, пропитанные смолами и маслами, обматывали высушенных содой крокодилов, а пальмовые ребра служили для укрепления и поддержки мумий.

Связь яиц Собека с актом творения сделала мумифицированные крокодильи яйца и зародышей популярным подношением Богу по обету. Их хоронили на специальных кладбищах, посвященных Собеку. Крокодилы считались очень плодовитыми и мужественными существами. Древние египтяне восхищались самцами крокодилов за их сексуальную доблесть, а самками — за их плодовитость, они откладывают 25 до 80 яиц за раз. Кстати, они единственные из пресмыкающихся, которые являются отличными родителями, тщательно охраняя свои гнезда с яйцами, потом перетаскивая 30-сантиметровых детенышей в пасти в воду и охраняя их там.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Собек, или Сухос — египетский Бог-Крокодил, изображается или в виде крокодила, или в виде человека с головой крокодила (как в храме), в головном уборе из бараньих рогов, увенчанном солнечным диском и двумя высокими перьями.

Крокодилов почитали и боялись, поскольку у них было жестокое отношение к людям, и они считались необычайно могущественными существами. Древние египтяне молились Собеку о защите, силе и плодородии, а также считали его Богом-Творцом.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Собек вперые появился в Древнем Царстве (около 2500 года до н. э.), и ему поклонялись до конца римского периода (4 век н. э.). Его культ стновился все более важным во времена Среднего Царства (около 2000 года до н. э.), когда ему широко поклонялись не только в Ком-Омбо, но и в Фаюме.

Первоначально Собек только защищал своих верующих от крокодилов. Позже он стал известен как Властелин Вод, так как египтяне считали, что он создал Нил из своего пота и яйца, начав так процесс творения. Он также был повелителем Наводнений, возможно, потому, что крокодилы, как известно, предсказывают высоту наводнения, поскольку они всегда строят гнезда выше уровня наводнения.

Еще одно название Собека — Тот, кто сделал растения зелеными, что связано с плодородием.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Собека называли Собек-Ра, что ассоциировалось с Богом Солнца Ра, он был его воплощением и его хранителем. Крокодилы физически ассоциировались с солнцем, поскольку эти существа вылезают из темной воды, где они проводят ночь, чтобы нежиться на песчаной отмели в течении дня, только для того, чтобы снова вернуться в темные глубины в сумерках, отражая прохождение солнца через океан днем и исчезновение ночью.

Собек показан защищающим Бога Солнца Ра во время путешествия Бога по земле мертвых, помогая уничтожить и поглотить своего врага, великого Змея Апофиса и его сообщников, тем самым гарантируя, что солнце будет вставать каждый день. Т. о. Собек почитался как тот, кто восстанавливал чувства мертвых и защищал их от злых сил, которые нападали на них, когда они путешествовали по преисподней.

Часто в виде подношений по обету Собеку подносили стелы и устанавливали их в храме или на кладбищах, на которых хоронили священных крокодилов. На стелах вырезали изображение Бога и посвятителя, надписи с именем посвятителя, и краткую молитву Богу.

Новое Царство (1569-1081 гг. до н.э.) Известняк.

Эта бронзовая фигурка Собек-Ра когда-то была украшена инкрустацией и эмалью. На ней изображено мускулистое человеческое тело Бога с головой крокодила, в головном уборе из бараньих рогов, увенчанном солнечным диском и перьями. Это проявление Бога подчеркивает его связь с солнцем и плодородием.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Египтяне уважали и боялись силы крокодилов. Способность крокодила хватать и пожирать свою добычу считалась символом могущества фараона. Слово «государь» писалось двумя крокодилами, связывая крокодила с фараоном или царем. Считалось, что Собек давал царю силу и стойкость, чтобы он мог преодолевать все препятствия, как физически, так и магические. Собек был также связан с царем, как в мифе о боге Озирисе, правителе загробного мира, который был убит его братом Сетом. Собек благополучно перенес мертвое тело Озириса на берег Нила, что сделало Собека защитником божественных правителей. Царь Аменхотеп третий чувствовал особую связь с Собеком, и изображал себя именно с этим Богом.

На этом подношении жреца Небнефера изображена пара крокодилов, покоящихся на подставке, украшенной со всех четырех сторон. Предмет датируется правлением Аменхотепа Третьего (1410 - 1372 гг. до н.э.), фараона, преданного Собеку, и отождествляющегося здесь с этим Богом, а также с Богиней Хатор, его женой, и их ребенком Хонсу. Иероглифы на лицевой стороне написаны для фараона. На обороте изображены две жрицы с сисирой, а по бокам - Небнефер, восхваляющий Собека.

Музей небольшой, все осмотрев, отправляемся на корабль. Я расстроенная — вечная южная и восточная проблема — бездомные животные… слов нет. Если бы сегодня о собаках и кошках заботились, как раньше о крокодилах! Кстати, и собаки, и кошки, тоже были священными животными, не как сегодня.

Подоли к пристани. Наш кораблик был первый, но сфотографировала его только с кормы. На утюг похож.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

С борта корабля наблюдали светскую свадьбу, проходящую в ресторане на пристане. Интересно, почему они букеты в Храм не принесли, или, хотя бы, фотосессию там не устроили?

Вновь прожекторы не особо позволили снять что-либо в вечернем освещение, вот только мост красивый и ряд кораблей на причале.

При уборке каюты наши горничные — мужчины (вот как их назвать — горничный?) не особо заботятся об убоке как таковой, я вообще не понимаю, зачем они пылесосы за собой таскают, как следует они этого не сделали ни разу! Зато, выкладывать фигурки на кровати очень даже любят, почему-то.

Вверх по Нилу. По пути царей и фараонов. Часть 2 — Ком Омбо —Храм Собека

Вот так, без особой спешки и напряжения. прошел второй день круиза. Они нас постепенно вводили в экскурсионную программу, чтобы мы привыкали. Завтра нас ждал очень насыщенный день, выезд в 6.30, так что, довольно рано отправились спать. Спасибо за внимание, продолжение следует.