Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 10:18
Мы будем путешествовать!

Вниз по Нилу. Дорогой царей и фараонов. Эсна, на лошадке по вечернему Луксору. Часть 5.

Эсна, Луксор, Эдфу — Египет Февраль 2023

2 февраля 2023. Эсна — храм Хнум, шлюз, вечерний Луксор.

Эдфу.

Утро мы встретили в Эдфу, где даже не выходили. Очень сильно похолодало, и при этом висела плотная дымка. Вообще, пылевая завеса была постоянная, даже на фото видно, что все цвета приглушены пеленой. Не хамсин, конечно, но близость Сахары очевидна.

Не могу сказать, зачем мы здесь стояли с ночи и до рассвета, пассажиров на берег не выпускали. От древней столицы нома, которую греки называли Аполлинополь Магна (Великий), остался храм, посвященный Гору, наиболее хорошо сохранившийся из всех египетских храмов. Видимо, у составителей круиза закралась мвсль, что многовато нам храмов и этот можно пропустить, а жаль. Мы только какую-то промзону на берегу увидели.

Эсну.

К 12.00. причалили к цели, в Эсну. Наконец удалось снять наш кораблик «с носа». Он не новый, 2002 года, но лет пять назад его полностью реставрировали. Но, сделали это, как-то, очень незаметно, выглядит он старичком.

Современный город Эсна вырос на развалинах античного Латополя. От древнего города сохранились лишь часть храма Хнум с практически нетронутым гипостильным залом. Это одно из лучших сохранившихся строений греко-римской культуры в Египте.

Зал очень интересен историкам, в нем сохранились тексты и росписи на стенах. Например, культовые сцены, которые изображают египетских правителей Птолемея Шестого и Клеопатру Вторую, при которых и был перестроен храм времен Псамметиха Первого. Эти тексты считаются сложнейшими среди иероглифических, в них много новых иероглифов, пришедших из иератического письма. Плюс, специалисты нашли множество орфографических ошибок, что тоже не добавляет простоты при расшивровке. Местами встречается тайнопись, что совсем запутывает работу ученых.

На потолке — украшения из астрономических изображений, вперемежку с храмовыми текстами. Вот там и сохранилось описание праздника «Гончарного круга», который имитировал создание людей Богом Хнумом.

Главный зал представляет собой переделку эпохи Птолемеев древнего храма 18 Династии. Гипостильный зал, размерами 13 на 18 метров, тиеет 24 колонны высотой 13,5 метров, с чудесными композициями на капителях.

Храм посвящен Богу Хнум, Богу — Творцу в человеческом обличье с головой барана. В Асуане его считают Богом — Защитником истоков Нила. На изрбражениях его часто можно увидеть, сидящим за гончарным кругом, на котором он создает Человечество.

Интересно, что помимо Богов и фараонов, на росписях встречаются и императоры Клавдий, Веспасиан, Траян и Адриан, которые в одежде египетских фараонов приносят жертвы египетским Богам. Последний из правителей Египта, Деций, приносит жертву покровителю Храма — Хнуму. Римляне таким образом добивались лояльности египтян. Очень умный ход.

Вот этот колодец до нашего времени был полностью скрыт нечистотами, уровень которых виден на стене храма. Счастье, что мы уже можем любоваться этими грандиозными постройками!

Недоумение вызвал охранник: с автоматом, но при этом, в остроносых лаковых туфлях. Модник, однако.

И, несмотря на то, что четвертый день мы любуемся древними египетскими потрясающими храмами, этот — ничуть не меркнет на фоне более знаменитых собратьев.

Мы возвращаемся на корабль и выдвигаемся в Луксор, до которого всего 50 км на север.

В какой-то момент все пассажиры высыпали на палубу, я тоже полюбопытствовала, услышав необычайное оживление на корабле. Оказалось, мы подходим к шлюзу. С учетом, что в отличии от океанских лайнеров, на речном судне не так много развлечений, это стало настоящим шоу — аттракцией (удивляюсь, как организаторы еще не берут за это деньги!).

Собственно, плотины здесь две. Одна, издали напоминающая обыкновенный мост, была построена еще англичанами, в начале 20 века. С ее помощью регулировался уровень воды в Ниле в районе Эсны.

Поразили торговцы: они подходили вплотную к кораблю, рекламируя свои товары, исхитряясь даже забрасывать их на борт! Я в тот момент не поняла — а платить покупатели будут также, сбрасывая деньги в лодку?

Оказалось — вот как: когда мы зашли в шлюз, уровень палубы сравнялся сначала с лодками, а потом с набережной.

Шлюз — часть второй плотины, которую построили итальянцы в конце 20 века (я вообще поняла, что египетские постройки заслуживают внимания, только если они древние, в современном Египте все серьезные сооружения строили иностранцы). Эта плотина — часть электростанции, отсюда и название, данное местными — «Электрический мост».

Наш корабль завели в центр камеры, он удерживался тросами, и таким образом мы двигались вместе с уровнем воды. В очереди за нами стоял только один корабль.

Вот здесь особо видно то, что мне совершенно не понять: бесконечная грязь. Я понимаю, что бедность не располагает к особой ухоженности, но выбрасываемый просто себе под ноги мусор — это же не от бедности?

До Луксора шли спокойно, рассматривая берега.

Вечерний Луксор.

После ужина всех повезли кататься по вечернему городу на лошадках. Я не очень люблю такие «развлечения» и мы собирались это время прогуляться пешочком. Но только выйдя из автобуса, увидели толпу извозчиков, чуть ли не дерущихся за отдыхающих. Что-то дрогнуло и мы взгромоздились в коляску. И вот интересно, из всех пассажиров корабля, я оказалась единственной, кого пересадили на козлы и позволили управлять лошадкой.

И мне даже понравилось! Ее звали Моника, и она отлично знает маршрут — почти все сама делала.

Луксор! Как из детства, великий город Фивы, который на протяжении веков был столицей Египта. Город, прославленный на весь мир и называемый греками «Стовратные Фивы». В 672 году до н. э. начался его упадок, после многочисленных набегов Ашурбанапала, великого Ассирийского царя.

В 84 году до н. э. он практически полностью был разрушен Птолемееями, новыми владыками Египта, когда они пытались погасить недовольства, возникшие из-за переноса столицы в Александрию.

Ко временам Римской Империи Фивы стали уже грудой развалин, сплошными руинами.

В первые века новой эры среди руин начали появляться христианские церкви коптов, и небольшие поселения.

Чуть позже — мечети и арабские деревни.

Так, на останках древней столицы, разделенной каналом, на юге вырос Луксор, на севере — небольшой поселок Карнак. Но два главных шедевра Луксора и Карнака ждали нас завтра — храмы.

А на корабле после ужина «показывали» танец живота, и это была художественная самодеятельность, причем — слабенькая!

Наши корабельные «скульпторы» сегодня разродились крокодилом. Ночную рубашку я, благоразумно, спрятала, так что, она в инсталляции не участвовала!

На следующие два дня нас ждали яркие впечатления: полет на воздушном шаре, Луксорский и Карнакский храмы и Долина Царей.

Спасибо за внимание, продолжение следует.