Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Вверх по Нилу. Дорогой фараонов и царей. Часть 3 — Асуан, фелука, Рынок Специй, фабрика ароматерапии, Нубийская деревня и островной Храм Изид

Асуан — Египет Январь 2023

31 января, вторник. Асуан, Нубийская деревня, остров Филе и Храм Исиды, фелука, фабрика ароматерапии, рынок специй, День рождения.

Сегодняшний день стал, по сути, первым насыщенным днем после двух дней «раскачки» (пишу и самой смешно, как-будто мы не в отпуске, а на работу приехали). Выезд был достаточно ранним, в 6.30., завтрак с 5.30. Все хихикали: «Ах, как рано для отпуска!», еще не подозревая, что нас завтра ждет!

Асуан.

С утра мы должны были осматривать храм на острове, но подъехав туда, наш гид сказал, что много народу в очередь на кораблик, и мы вначале отправляемся к Асуанской плотине — не все же древности туристам показывать. Плотина носит название близлежащего города, когда-то называвшегося Сиене. Здесь заканчивается Долина Нила с типичным мягким пейзажем и начинается Нубия. О городе расскажу чуть позже, а сейчас — только о плотине.

Это было некое разочарование, я ожидала увидеть ГЭС, и что-то грандиозно — техногенное. Вот, как в интернете:

Нет, не увидела. Собственно, плотин две — старая английская, и новая, построенная в 60-х годах с помощью Советского Союза, по проекту советских инженеров. Сооружение помогло решить многие экономические проблемы Египта, но при этом были затоплены многие зоны с еще не раскопанными древностями, теперь уже мы не сможем их увидеть никогда. В экстренном порядке, археологи спасали, раскапывали и переносили то, что успели. Из СССР тоже работала команда, которой руководил Б. Пиотровский.

Почти все фото было возможно сделать только из автобуса, так как выйти можно только в одном месте: предпринимаются беспрецедентные меры безопасности, ведь если произойдет теракт и взрыв, то просто пол Египта смоет в Средиземное море. В будках сидят пулеметчики, рядом БТРы и прочая техника.

Благодаря этой плотине, Египет смог орошать земли круглый год, вне зависимости от сезонности воды в Ниле, судоходство по реке стало круглогодичным, окрестности перестали страдать от наводнений, и страна получила свою электроэнергию. Из минусов: до строительства плотины ил сам распределялся по полям, удобряя землю, а теперь он весь остается выше дамбы; людей из затопленных территорий пришлось переселять в другие районы; снизился улов рыбы; появилась эрозия почв в нижнем течении; перенеся 24 памятника Древнего Египта, часть осталась затопленной навсегда. Дамба в 4 км длиной и 40 м шириной, что безусловно, впечатляет. При строительстве этой гигантши в её основание было засыпано 430 млн кубометров грунта, и мой мозг «объять» это цифру не в состоянии. Пропускная способность плотины составляет 16 тысяч кубометров воды в секунду!

Уже в 11 веке египтяне начали работать над проектом по регулированию воды Нила, но тогда не было ни технической, ни интеллектуальной возможности для осуществления столь грандиозного проекта. Даже первую английскую постройку 1902 года, дважды наращивали. Сегодня английская дамба называется Нижней. В 1946 году, когда стало понятно, что вода практически достигла верхней части плотины, а наращивать бесконечно невозможно, возникла необходимость второй дамбы, выше по течению. И после революции, в 1952 году, началось создание проекта. Но, завершить его помешали неспокойные времена и отсутствие денег. А в 1958 году на Египет свалилась удача в виде борьбы СССР за влияние на страны «третьего мира», всего лишь в обмен на лояльность был предложен царский подарок. Получившееся в результате озеро было названо озером Насера, и, учитывая его размеры — 550 км на 35 км, его и морем можно назвать. Плотина называется Верхней или Высокой.

Вот, там где выпустили, мы остановились на 15 минут, и предварительно купив билеты, прошли на дамбу. Поскольку я сегодня была именинницей, то не могла не продемонстрировать «миру» подарок мужа и младшего сына: к 55 годам я дожилась до Тиффани (при том, что к украшениям, как и к брендам, отношусь совершенно индифферентно, но это оказалось очень красивым!).

Вдоль дамбы установлены щиты со старыми фотографиями и схемами, где показано, как строилось это грандиозное сооружение, правда, в не очень хорошем состоянии, с трудом удалось рассмотреть.

Чуть дальше, но видимый с плотины, высится Памятник о строителях Высокой Плотины, или, как его называют: памятник советско-египетской дружбы. Он напоминает цветок лотоса.

Без бездомных собак в Египте не обходится и 100 метров прогулки. Очень грустно.

Наш гид сообщил, во сколько после фото на дамбе мы собираемся в автобусе, но не сообщил, как опознать свой автобус из десятков других. В принципе, можно было обойти все, и тот, который без таблички — наш, у всех остальных подписанные. Но, я же опытная, во-первых делаю фото автобуса, во вторых, фиксирую геолокацию. В итоге, я стала Моисеем для растерянных немцев, причем, уложилась менее, чем в 40 лет (напомню, наша группа называлась Мозес, и это реальное имя нашего гида. Поэтому, я держала ухо востро, а то может, собирается нас по пустыне водить).

Остров Филе и храм Исиды.

Мы уезжаем с плотины и едем на остров Филе, который стоит посреди совершенно чарующей гранитных скал. Точнее, едем к месту, откуда отправляемся к острову на кораблике.

Пока наш кораблик шел к священному острову, мы любовались красотой вокруг.

Филе (Филэ, или Филы) был самым крупным среди трех островов, которые на юге завершали скальную гряду, формировавшую первый порог. Длина острова 400 метров, а ширина 135 метров. Особенность географического положения Филе отображено в его названии: в древних текстах он назывался Пилак, что означает «Угловой остров», или — «Последний остров». На самом деле, изначально Филе находился на восточном берегу Нила, в углу маленькой бухты, а вместе с тем — на южной границе первого порога. Из двух других островков Биге (сегодня частично затонувший) считался особенно священным, так как был местом вечного сна Осириса, и поэтому запретным для любой человеческой деятельности. Лишь жрецам дозволялось приплывать сюда на лодках с Филе: они совершали здесь священные ритуалы на 360 столах с дарами, символизировавшими место захоронения Осириса.

Его супруге Исиде, которая силой своей любви воссоединила рассеянные по земле части тела своего супруга и воскресила его, были посвящены храмы, воздвигнутые на Филе. Культ Богини на этом острове восходит к древнейшим временам, и было традицией, по крайней мере, раз в году совершать паломничество на священный остров. Жрецы, служившие этому культу, удалились отсюда лишь в 535 году н. э., во время правления Юстиниана.

Третий островок — Аджилкия: именно здесь до сих пор можно любоваться комплексом храмов, изначально находившихся на Филе, на расстоянии в полкилометра отсюда.

Подходя на лодочке к острову, любуемся окрестностями. И совершенно непонятно, если не знать, где мы: на озере или море? Неужели это река?

Причаливание была настоящая аттракция: швартовка без правил! Мы просто распихивали окружающие лодки и протискивались к берегу. Кто причалил первый — тот и молодец! Борта лодок обложены шинами.

Храм на Филе — один из трех наиболее сохранившихся птолемеевских храмов. Священный остров Филе, действительно, возвышался над водой вплоть до 1898 года. Но с постройкой Старой плотины (англичане возвели), он оставался затопленным водой искусственного озера в течении большей части года, и только в августе и сентябре, когда для сброса избыточного давления воды открывались шлюзы плотины, остров вновь поднимался из воды и становился доступным для посещения.

Постройка Большой Асуанской Плотины (которую СССР строил) создала для Филе большую проблему: священный остров должен был быть включен в полностью затопляюмую зону, уровень воды в которой предполагался не более 20 метров, как раньше, а около 4 метров, но это создало бы непрерывный прилив и отлив с годами неминуемо разъевший бы фундаменты храмов, что, рано или поздно, разрушило бы их окончательно.

Поэтому в 1972–1980-х годах, храмы были разобраны и вновь собраны на островке Аджилкия, где была точно воссоздана топография Филе, значительно выше уровня искусственного озера. Уникальная операция, которую провели в Египте не единожды, спасая бесценные артефакты. В операции переноса участвовали множество стран, это был международный проект.

По специально перекинутым мосткам с корабликов народ переходит на сам островок.

Храмовый комплекс включает в себя павильон Нектанебо, монументальный храм Исиды, с прилегающими постройками, грациозный павильон Траяна, и небольшой храм Хатор.

Большей частью ансамбль Филе следует традиционным священным сюжетам и сохраняет все атрибуты Богов. Однако один из его компонентов выделяется своей оригинальностью и необычностью представленного сюжета. Речь идет о римской эдикуле, расположенной в западном крыле врат, или бастиона Адриана, одной из построек храма Исиды, на одном уровне со вторым пилоном.

Это элегантное сооружение, расположенное к востоку от Храма Великой Исиды — Храм императора Траяна, самое культовое сооружение на острове Филе. Прямоугольная конструкция состоит из 14 столбов, соединенных перегородками.

Считается, что он был построен в начале правления Августа (30 г. до н. э. — 14 г.), первого римского императора. Вполне вероятно, что это сооружение служило часовней для барков — усыпальниц во время храмовых процессий, но, к сожалению, оно так не было закончено.

Имхотеп, чей храм тоже сохранился, был высокопоставленным чиновником во времена Третьей Династии, служивший царю Джосеру (ок. 2686 — 2667 гг. до н. э.), и именно ему приписывается строительство ступенчатой пирамиды Джосера в Сахаре. К периоду Птолемеев Имхотепу поклонялись как Богу. Греки восхищались его репутацией врача, что побудило их отождествить его с Асклепиосом, который был Богом — лекарем.

Считается, что Птолемей (204–180 гг. до н. э.) возможно, посвятил этот храм Имхотепу в знак благодарности за рождение его сына, будущего Птолемея. На его стенах изображен царь, преподносящий подношения Имхотепу. Другая сцена показывает царя, предлагающего пищу Богам триады Элефантина: Хнум, его жена Сатет и их дочь Анукет.

Храм Инхотепа.

Самый главный храм острова, конечно, Храм Исиды, главного божества острова. Самые ранние его постройки относятся к птолемеевскому периоду, около 305–300 годам до н. э., самые новые — к римской эпохе начала 4 века.

На северной стене храма Исиды демонстрируется древнеегипетские представления об истоках Нила. Здесь представлен Хапи — антропоморфный гермофродит, божественное олицетворение Верхнего и Нижнего Нила. Бог изображен внутри пещеры, охраняемой змеей, он держит в руке две вазы, из которых изливается вода. Египтяне в самом деле верили, что источник Нила находится в районе первого порога, рядом с горой, называемой Му-Хапи, т. е. «вода Хапи», ведь Хапи — древнее название Нила. Ежегодные ритуалы в честь Бога проводились самим фараоном и начинались в середине июня, когда звезда Сотис отмечала начало разлива реки.

Не засунуть руку и не загадать желание просто невозможно. По принципу: «Не знаю, сбудется ли, но хуже точно не будет!»

Филе представляет собой прекрасный синтез цивилизаций: египетский, греческой и римской, здесь средства архитектуры и рисунка, переплетаясь, взаимно обогащаются, и достинают наивысшего расцвета.

Раньше, до того, как разлились воды Старого Водохранилища, все колонны были расписаны яркими красками, храм был полихромным! Сверкали голубая, красная, желтая, зеленая, как свидетельствуют об этом записки путешественников, видевших Филе до того, как храм погрузился в воды искусственного Асуанского озера. Но, несмотря на утрату изначальной палитры красок, Филе остается тем шедевром «изящества и очарования», как назвала его Амелия Эдвардс, или «тем восхитительным примером утонченности и шарма, жемчужиной Египта», по словам Пьера Лоти.

Кстати, величественные пропорции этого храма, так же, как Луксорского и Карнакского, послужили источником вдохновения при строительстве самой известной в России постройки в египетском стиле — Египетских Ворот в Царском Селе архитектором Менелаом в 1829 году. Точно изображенные на них древнеегипетские иероглифы были сымитированы скульптором Демут-Малиновсим.

А вот кошки здесь — красавицы, настоящие египетские Богини.

Кстати, в этих краях останавливаются и туристы, вот этот комплекс на берегу, который мы повстречали на обратном пути — отельно-ресторанный.

Фабрика ароматерапи.

Затем нас повезли в «обязательный заезд туда, где мы получим деньги за то, что вы что-то купите». Мне, как правило, в таких местах ничего не надо, но вот это было исключение. Нубийская фабрика ароматерапии меня удивила. Когда каплю (одну!) чего-то капают в чашку с горячей водой, дают понюхать, не поднося близко и прося закрыть глаза, и нос прошибает до макушки, то ты понимаешь, что при простуде, пожалуй, это подойдет! А это всего лишь мята. Пришлось взять себе и подруге. А еще две баночки против стресса и для хорошего сна, вдруг, буду просыпатьсмя не в 5, а в 6! И еще парочку — для десен и для кожи. Кстати, оказалось очень дорогим удовольствием, надеюсь, не зря «разорились». А в подарок получили «лампу» для ароматизаторов, которую прямо при нас выдул мастер.

Вот, немного смогла снять видео об изготовлении сосудов для ароматерапевтических масел:

Фелука.

Следующим пунктом «Мерлезонского балета» было катание на фелуке. Это такой небольшой парусник, с треуголными парусами, поднимающимися на двух реях. Такие суда появились у эллинов, их пираты обожали, в виду их быстроходности. Позже фелуки использовались и в торговых флотах, и, даже в венных. Наш рулевой (после того, как меня от руля отогнал) управлял своим парусником очень ловко.

Вдруг, разбушевался ветер, фелуку кидало, захлестывало водой, фотографировать было невозможно и пассажиры прыгали от борта к борту. В итоге, пристать к нашему кораблю, как планировалось, мы не смогли, и нас вернули в исходную точку, и пересадили на моторку, доставив на борт, на быстрый обед.

Нубийская деревня.

И, после обеда нас везут в Потемкинскую Нубийскую деревню. Немного расскажу о месте, в котором мы находимся.

Мы на юге Египта, в древней Нубии. Здесь, в Нубии, изменилось все, относительно более северных берегов Нила: по берегам километры песка, Нил уже не так спокоен, он бурлит среди скал. Начиная с третьего тысячелетия, Нубия была местом торговых обменов, отсюда и название — «нуб» — от слова «золото». Это всегда была земля раздоров, вожделенной добычей захватчиков. Нубию можно назвать «дверью», которая ведет из Черной Африки, по единственной дороге, соединяющей море с сердцем континента. Нубия давала фараонам не только золото, но также и лучших воинов, дефицитное дерево, ценную слоновую кость, ароматнейшие специи, самые красивые страусиные перья. Из ее бесчисленных красивейших и богатейших карьеров поставлялся розовый гранит, широко используемый в религиозном египетском строительстве для сооружения обелисков, ваяния колоссов, строительства храмов. Заброшенные ныне карьеры были так богаты, что их использовали еще в римскую эпоху.

Кроме того, Сиене был важным местом для осуществления контроля речного движения и караванных путей из пустыни, для чего фараоны всегда держали здесь военный гарнизон, а затем сделали его и столицей первого нома Верхнего Египта.

Интересная особенность изменения нашей планеты: первоначально над Асуаном проходил Тропик Рака, сместившийся сегодня немного к югу, подтверждением чего является колодец, прямые стены которого освещались солнечными лучами, не давая тени только в день летнего солнцестояния. С его помощью греческий ученый Эратосфен вычислил с минимальной погрешностью длину земного меридиана и пришел к заключению, что земля круглая.

(обратьите внимание на слайд — шоу, Нил очень резко меняет цвет, от синего к зеленому, желтому. Второй момент: домики из картона и соломки по берегам. Надеюсь, в них не живут люди).

В раннем Средневековье город пострадал во-первых, от вторжения кочевников «блемми» из Эфиопии, и, во-вторых, от эпидемий чумы. Постепенно оставляемый жителями, он возродился только с завоеванием Египта турками. Его современное название Асуан происходит от древнеегипетского «свенет», что означает «торг, рынок», трансформированное в коптское «суан», а затем в Асуан.

(некоторые виды этих валунов почкму-то вызвали в голове слово: Валаам. И замечательные гнездовья птиц).

Но мы едем не в столицу Нубии, а в маленькую деревушку. По пути увидели какие-то руины на вершине, я уже обрадовалась, в надежде, что туда полезем, муж расстроился, но в итоге, мы ехали совершенно в другое место, а вот тот храм, который на самом верху, точнее — его остатки, это, если верить местным жителям, самый старый храм Нубии.

Нубийцы — один из самых древних народов на планете, их история начинается примерно за 5000 лет до н. э. В тот момент Египет был разделен на два царства — Северное и Южное. А в 8 веке до н. э. нубийцы даже смогли завоевать Египет, основав 25-ю династию, и продержались у власти около 100 лет. И этот народ — переход от египтян к Черной Африке, их деревни в Египте расположены почти на границе с Суданом. Деревни нубийцев очень яркие, что видно уже на подходе, домики выкрашены яркими голубыми, желтыми и белыми красками, часто расписанными.

(на трех последних фото — жители деревни вышли на молитву).

Главная улица деревни — это ряды сувенирных лавочек, с предметами, созданными местными народными умельцами. Деревня современная, построенная для туристов, и при этом, к сожалению, грязь повсюду. Но, мы старались не обращать внимание на это. Над некоторыми домами можно увидеть высушенные тушки крокодилов, нубийцы до сих пор почитают их, несмотря на тьо, что исповедуют ислам.

После небольшой прогулки мы зашли внутрь Потемкинского дома, где нас угостили чаем, желающим нарисовали хной узоры (я не рисовала, мне не понравились картинки, в Эмиратах было гораздо красивее), показали несчастного крокодила в загоне, где он струдом мог развернуться. А вот росписи очень милые, даже ступеньки веселенькие. Ужаснуло, как проходит стройка: все в ручную, никакой техники, успела сфотографировать строителя, несущего на плече три огромных камня.

На обратном пути, проходя мимо деревень и Асуана, увидеои отель, в котором жила Агата Кристи. Я думаю, что при упоминании фразы «Круиз по Нилу», мы все вспоминаем ее детектив. Кстати, номер, в котором жила Агата Кристи, стоит сегодня более 500 евро за ночь.

Рынок специй.

Но на этом длинный день не закончился, перед ужином желающих повезли на рынок, точнее, на его часть, где продают специи и чай. Я не люблю рынки, устаю от них, но муж — кулинар пропустить такое не смог. Времени было в обрез, и, пожалуй, тот формат, который к нам применили, был оптимальным. Группу посадили в одной из лавок, и осчастливленный нашим приходом продавец (или хозяин) показывал нам товар, и, что возможно, давал пробовать или нюхать. С учетом, что специями мы затарились недавно, в этот раз больше по чаю «ударили», действительно, вкусные!

День рождения.

Наши очумельцы сегодня порадовали (во всяком случае — постарались) нас дважды: днем был слоник, а вечером — торт для меня, светящийся. Тут уж речь об удвоенных чаевых!

Во время ужина меня поздравили наши немецкие и австрийские соседи по столу, я получила духи, а в финале ужина произошел «вынос торта». Так забавно, но за нашим столом из 10 человек оказалось сегодня два именинника! И назавтра и послезавтра по одному, так что торты мы получали ежедневно! А уже идя с ужина, меня пригласил хозяин ювелирного магазина и подарил серебрянную подвеску — Нефертити. Умный ход, так как я сразу купила к ней цепочку, несмотря на довольно высокие цены, но он тут же поменял подвеску на побольше и с бирюзовыми вставками. А поскольку бизнес есть бизнес, то все фото оформили ф альбомчик и успешно назавтра мне его продали.

После ужина нас ждал этнический нубийский вечер. Вообще, нам дважды показывали шоу — это и позже танцы живота, и, что-то, меня совсем не впечатлила эта художественная самодеятельность, слишком большая, просто огромная разница с теми профессиональными постановками, которые делают на океанских лайнерах.

Уже перед сном «случился» главный подарок, позвонил старший сын, внучки (3,3 и 5,5 лет) дружно прокричали: «Баба Клава, с днем рождения», и мне были показаны билеты — 12 февраля они едут к нам, и мои родители приедут тоже! Вот оно, счастье!

На этом совершенно безумный день, с огромным количеством посещенных мест, закончился, и, посмотрев на расписание на завтра, я поняла, что сегодняшний выезд в 6.30., это совершеннейшая ерунда, потому как завтра мы пьем кофе в 3.40, и в 4.20. выезжаем. Ужвсно, но зато куда! В вымечтанный с детства Абу-Симбел!