Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:42
Мы будем путешествовать!

Эль-Гиза, Каир — Египет Февраль 2023

5 февраля 2023 года. Каир, пирамиды Гиза, Сфинкс.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

В два часа ночи, в состоянии «облегченных зомби» мы выдвинулись в Каир, покинув наши гостеприимные апартаменты (без стёба, несмотря на их спартанский вид, отзыв здесь. Машина за нами пришла минута в минуту, нарушая стереотип о «египетском времени». Я исхитряюсь вполне комфортно спать в любом движущемся транспорте, за исключением двух случаев: если я за рулем или с микрофоном. Здесь у меня был другой случай и я вполне комфортно продрыхла часть дороги. Изумляют посты на дорогах: полиция ставит пост, останавливаются все машины, частично их проверяют (иногда фраза «русские туристы» спасает от проверки. Как нам объяснили, такие тотальные проверки и посты появились по требованию российской стороны, как главное условие обеспечения безопасности, для возвращения российских туристов после взрыва самолета). Потом, когда машин и автобусов накапливается достаточное количество, колонну выпускают, т. е. машины не едут поодиночке ночью). Вот на одной такой паузе, любуяст на красивый рассвет через полицейское ограждение, получилось выпить кофе, что слегка взбодрило.

Мы заказали машину с водителем, с двумя целями: у меня было запланировано свидание с маской Тутанхамона в Каирском музее, и гордо показать мужу пирамиды (как будто это моя собственность), так как он их не видел. У компании, в которой мы заказывали, к этим двум «мечтАм» добавлялся гид — сопровождающий, Сфинкс, и обед. Из хорошего — Сфинкс, из совершенно ненужного и расстроившего — «гид» и обед.

Наше встречающее разочарование проявило себя сразу, пока шли через толпу в Каирский музей, я спросила про минареты мечетей — почему их разное количество, он радостно сообщил, что «это очень хороший вопрос», и начал рассказывать ро величии правителей, строивших мечети. Про количество он ничего не знал. Ну и ладно, подумала я, у меня в Каире сегодня одна цель — музей. Величественное здание в Мидан-эль-Тахир, было построено по проекту французского архитектора Марселя Дурньона, который победил в международном конкурсе (про это наш «гид» не рассказал, французский архитектор плохо вязался со взглядами гида). Здесь собрана самая представительная в мире коллекция египетского искусства, о которой я расскажу отдельным отчетом. Хочу только рассказать один удивительный факт: во время «Арабской весны», когда начались беспорядки и толпа громила все вокруг, нашлись настоящие герои, которые встали вокруг музея цепью, не пропустив погромщиков, спася бесценные сокровища!

Наш гид (редкий случай, я не запомнила его имя, настолько он был для меня неприятен) планировал пронестись по музею «минут за 30», о чем он мне и сообщил. Пришлось объяснить ему, что я планирую ходить в музее гораздо дольше, а он может подождать нас во дворе. В итоге, он понуро плелся, и тогда я еще не понимала — почему это его опечалило. Понятно стало позже. Когда мы вышли, он сообщил, что времени еще много, обед заказан в определенное время (врал, что для него вообще было характерно), и он повезет нас прокатиться на кораблике по Нилу. Мы объяснили, что «катались на кораблике по Нилу» ровно неделю, и нам вполне достаточно. Он обещал показать что-то необыкновенное. И в результате, мы 30 минут просто катались, оглядывая совершенно ненужные мне берега и слушая про победу Египта в войне с Израилем (при том, что все было в точности до «наоборот»). Я еще здесь не поняла, зачем надо было тащить нас на этот кораблик, куда мы не хотели, но решила, что, видимо, он входит в программу, а гид не может отступать от нее. Наивная. На выходе мы поинтересовались оплатой рулевого, нам сказали — дайте чаевые, что мы и сделали.

После чего нам предложили зайти на какие-то фабрики (все предыдущие части были с упоминанием посещений мест из серии «Несите ваши денежки»). Тут мое ангельское терпение лопнуло, я сообщила, что мы сию секунду идем обедать, а потом едем к пирамидам и Сфинксу. Не знаю, что его больше впечатлило — мой суровый взгляд или насмешливый взгляд моего супруга (он плотоядно представил, что гнев доброй жены падет на кого-то другого). Но, подействовало, поехали на обед, который совершенно не впечатлил. Отзыв о ресторане

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

И, вот они, пирамиды! Несмотря на то, что в моем личном египетском рейтинге они занимают третье место по уровню впечатлений, но ведь призеры! Постараюсь рассказать о них «коротенько, минут на сорок». Свыше 80 пирамид составляют непрерывную цепь, которая тянется на 50 км с севера на юг, от Мемфиса. Но, доминируют над всей этой грядой, монументальные пирамиды Гизы.

Самые первые гробницы фараонов были похожи на дворцы — замки (первая династия), потом начали строить ступенчатые пирамиды, и, наконец — пирамиды с гладкими сторонами. Переход от ступенчатых пирамид к пирамиде с гладкими стенами — шаг довольно решительный, гладкая пирамида полностью оторвана от реальности мира, и такое строительство продолжалось около 500 лет (в отличии от ступенчатых, которые строили около ста лет).

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Вряд ли кто-то сегодня может сказать точно, какая серьезная причина подвигла Хеопса на реализацию этого «архитектурного абсурда», очень дорого строящегося предприятия, на пределе человеческих возможностей — строительство гигантской пирамиды, еще более далекой от людей и от действительности, чем была в свое время ступенчатая пирамида Джосера. Эта неординарная модель никогда и нигде не применялась в повседневной жизни египтян, так что, ответ на вопрос «Зачем», видимо, следует искать в потустороннем мире религии.

Красивое объяснение про солнечные лучи, растекающиеся от Бога — светила и обнимающие все человечество, с желанием вернуть его в рай.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Схема пирамиды с гладкими гранями развивается в восточном направлении своими тремя компонентами: «поминальным храмом» в ее основании; «храмом в долине» — на берегу канала и длинным «тротуаром — галереей», соединяющим оба храма. Комплекс пирамиды Хефрена, в основном, сохранился, а Хеопса — почти полностью разрушен. Комплекс Микерина расположен строго по оси пирамиды; ось комплекса Хефрена смещена на юг, проходя за Сфинксом, а Хеопса — на север.

Со смертью фараона, долгий обряд его бальзамирования и подготовки слияния с Богами, заканчивался дорогой в подземную камеру. Запломбированный драгоценный саркофаг устанавливался среди сокровищ, после чего жрецы и рабочие возвращались назад, камеру закрывали мраморными плитами и заваливали камнями каждый проход таким образом, чтобы никто не мог потревожить фараона, ожидающего окончательного восхождения к Солнцу. Последним тайным обрядом было помещение статуи фараона в сердаб, замурованную нишу в центре погребального храма, откуда образ фараона мог бы вечно наблюдать церемонии и жертвоприношения в его честь.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Вот на эти сооружения мы и едем смотреть. Гиза — это современное название, данное гигантскому некрополю древнего Латополя, современного Каира. Он находится на плоскогорье, занимая площадь 2000 кв.м. Юго-восточный склон спускается примерно на 40 метров ниже, к подножию плато, где одно время проходил канал Нила, отделявший пустыню от плодородной земли.

Великие Пирамиды — это единственное чудо света, оставшееся от семи, воспетых греками во 2 веке до н. э. Пирамиды Хеопса и Хефрена стоят строго по диагонали с северо-востока на юго-запад, таким образом, что ни одна из них не заслоняет солнце от других. Вершины первых двух находятся практически на одной высоте, так как пирамида Хефрена, меньшая по размерам, находится на более высокой части плато.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Погребальные камеры всех трех пирамид выдолблены в скалах, фактически в центре конструкции. Пирамиды Хеопса и Микерина имеют и другие помещения, расположенные выше.

Пирамида Хефрена, облицованная известняковыми плитами из карьеров в Турахе, сохранила свое величие почти нетронутым. Две великие пирамиды не имеют большой разницы в размерах, хотя первоначально пирамида Хеопса была на 9 метров выше. Но при этом они весьма разнятся во внутреннем устройстве.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Пирамида Хефрена задумана как гигантский курган, могильный холм над погребальной камерой, а пирамида Хеопса сооружена для сохранения псевдомонумента, встроенного в сердце пирамиды. Этот монумент, находящийся на высоте 40 метров от основании пирамиды, и достигающий 20 метров высоты, состоит из «камеры царя», связанной галереей огромных размеров с погребальной камерой, выдолбленной в скале, и «камеры царицы» — в нескольких метрах от основания. Я, естественно, захотела залезть внутрь, мой муж — клаустрофоб остался наверху. И правильно сделал, не представляю, как он, совсем не маленьких размеров, полз бы вниз и вверх, скрюченный в три погибели.

Если смотреть на Пирамиду Хеопса снизу, то создается впечатление гигантской лестницы, ведущей в бесконечность. Это впечатление, порождающее восхищение и благоговение, подчеркивается почти полным отсутствием внешней облицовки, что оставляет открытыми внутренние блоки, составляющие как бы грандиозные ступени. Изначально ее высота достигала 146 метров, сегодня — 137 метров, а на вершине находится маленькая площадочка, всего 10 кв.м.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Пирамида Хефрена. На макушке остались бетонные блоки, которыми она была облицована. Этот уцелевший фрагмент обшивки напоминает капюшон. Основание пирамиды было обшито розовым гранитом. Гробница, как и остальные, была вскрыта в 1200-х годах сыном султана Саладина, Али Мухаммедом.

Пирамида Микерина значительно меньше двух остальных, ее высота 66 метров. Еще в 16 веке ее облицовка сохранялась, сейчас не осталось почти ничего. Саркофаг из этой пирамиды утонул в море во время транспортировке его, а Англию. Комплексу Микерина, фараону «справедливому и благочестивому» не сопутствовала удача: совершенный в своей конструкции, он был завершен в спешке так, что некоторые ее части были выложены из кирпича-сырца и довольно быстро разрушились.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

И вот, наш «гид» вспомнил, что он здесь находится с вполне определенной целью. И заявил нам, что подъехать к точке, откуда видны все три (а это я туда попросилась, точно зная — где она), можно только на верблюде или коляске. Мы сопротивлялись, объясняя, что очень много времени провели в машине, назад ехать опять долго, а потом еще лететь далеко, и что мы хотим походить. Но он очень убедительно сообщил, что пешком сейчас не пройти, там реконструкция. На верблюда мы не согласились, поплелись на коляску.

И уже делая круг, я просто кипела в бешенстве, стало понятно, что он просто врал, как и два предыдущих дня его земляки. Именно в этот момент я поняла, что приготовленные мной 50 евро чаевых остаются у меня.

Ладно, пирамидами в кучке — всеми тремя — полюбовались:

А мы продолжаем общаться с духом царя Хефрена — точнее, с его скакральным образом — Сфинксом Абу эль-Хол — Отцом Ужаса. Это гигантский лев с человеческим лицом, высеченный из скалы, достигает высоты 21 метр, и длины около 73 метров. По мнению Геродота, под Сфинксом находится Храм, тоже скальный, длинным тоннелем соединенный с озером и островом с саркофагом, спрятанным внутри скалы, на которой стоит пирамида Хеопса.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Монумент был не раз реставрирован, но песок снова скрывал его, иногда — по самое горло. Самая знаменитая реставрация была предпринята Тутмосом Четвертым, которого, во время его отдыха в тени колосса после охоты на газелей, посетил во сне Бог Сфинкса Хорем Ахет, или «Гор горизонта»., повелевший ему совершить это благочестивое дело.

После расчистки Сфинкса Тутмос, как и было обещано во сне, получил египетский трон. Об этой мстории напоминает стела между львиными лапами. Реставрация каменных блоков была произведена уже в период Птолемеев. Римляне также предпринимали меры по освобождению его от песка и воздвигли алтарь у великого монумента. Последняя расчистка от песка была начата в 1926 году и продолжается до сих пор.

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

Сфинкс обезображен скорее людьми, нежели временем: его голова, плывущая над песками, использовалась мамлюками даже в качестве мишени для их артиллерии. Лик сфинкса высотой 5 метров и максимальной шириной 4,2 метра, с обрубком носа в почти 2 метра продолжает восхищать всех, кто его видит.

Храм Сфинкса Третьего тысячелетия до н. э. существенно отличается от храмов Четвертой и последующих династий. Храм Сфинкса симметричен по отношению к центру, и не имеет монолитных стен. Кстройство этого храма было ближе к царским мастабам первых династий. Изучая строительный материал и технологию строительства, можно предположить, что этот храм имеет более древнее происхождение, чем храм Хефрена. Реконструкция, которая продолжается, дает представление как храм мог выглядеть после рестоврации, проведенной Тутмосом Четвертым (1505 — 1450 гг. до н. э.). Меня потрясли гладно обработанные гранитные камни — технологии древних впечатляют!

В момент моих восторгов по поводу Сфинкса, я заметила, что наш сопровождающий совсем загрустил: оказывается, он вновь пытался убедить мужа съездить на какую-нибудь фабрику, видимо, разглядев в нем «слабое звено». Но Сергей только с виду податливый, держался — кремень! Пошли в кафе — кофе выпить. И тут наш «гид» нам сообщает: «Вы мне должны 80 евро, за кораблик, колесницу и вход в гробницу». Уточнили — за что сколько. Он озвучил. Открываю интернет: стоимость билета в гробницу увеличина «всего» в 4 раза! Отдала ровно за билет, объяснила ему, что он лишился ровно того, что мог получить, если бы вел себя корректно, а не врал и не вымогал деньги, напомнила, что совершенно не планировала ни кораблика, ни колесницы. Написала в компанию, ему сразу же позвонили и отдали команду утихомириться. Вот просто омерзительно: я, которая очень толерантна, всегда ругаюсь, когда слышу что-то плохое про целую нацию, могу сказать, что этот круиз и поездка к пирамидам оставила у меня отвратительное впечатление о людях, с которыми я имела дело. Хотя, наш водитель, который вез нас с корабля в Хургаду и в Каир и назад — замечательный, и не вымогатель, и чаевые получил вполне заслуженно!

А зато на лестнице кафе висели изумительные фотографии разных лет:

И чудесная мебель на площадках (кофе мы пили на крыше, глядя на сфинкса).

И, впечатления от увиденного мне никто не испортил! Я окончательно составила свой собственный рейтинг впечатлений от древнеегипетских построек: 1. Луксор с Карнаком. 2. Абу-Симбел. 3. Пирамиды. И все остальные храмы, Коссы, Сфинкс — все волшебно. И полет на воздушном шаре запомнится надолго!

Восхождение в Вечность — пирамиды Гизы и Сфинкс

В аэропорт мы приехали рано, около 21.00., самолет только в 3 часа ночи. Я, «рыдая» о часах, которые могла бы провести в музее, порадовалась, что нас запустили в аэропорт. Оказывается, долгое время после взрыва российского самолета, пускали в здание только за три часа. Правда, держали в одном «отсеке», без еды и питья, со сломанным автоматом с напитками. Хорошо, что «у нас с собой было». Я тряслась, как лист осиновый, так как в Стамбуле были снегопады и метель и половину рейсов поотменяли. Рейс перед нашим, «Пегасом» не полетел, пассажиров увезли в отель, а наш, «Туркишами», не отменили. Уже проходя проверку, поступили новости: в Турции землетрясения, и все висело на волоске, но просидев час в самолете, мы, все же, улетели в Стамбул. Проверка нас «убила». Помимо сканирования всего багажа, у нас дважды проверили ручную кладь на ленте и вручную! У всех тотально! Народ не просто разували, и не просто куртки снимали, заставили снять даже джемперы и кофты — до футболок. Потом заставили всех записаться в какой-то список с указанием номеров паспортов и адресом (причем, никто нге сверял — что в реалии и что я написала).

К моменту, когда мы зашли в дьюти-фри, нас уже типало от всего, и на ногах мы были ровно сутки. Изумила продажа абсента, мы решили ограничится вином, но оно было ужасное, а абсент приобрели другу в подарок.

Вести из Турции приходили все тревожнее, и, глядя на табло, я всерьез задумалась, не полететь ли через ТА. Но стоимость билетов, которые пропали бы и новых, все же остановила. Еще сидя в самолете получили сообщение: наш рейс на Базель, который должен был лететь через пару часов после прилета, отменен, полетим вечером. Турки молодцы: за день в аэропорту дважды кормили, поили без ограничения (минералкой), предложили вариант отеля, но тогда пришлось бы вновь проходить проверку, а у нас бутылка абсента в подарок куплена, остались в транзитной зоне и не пожалели: я сходила на выставку портретов из мусора и в отличный музей (о нем пишу отдельно).

К вечеру, уставшие, измученные, но при этом — отдохнувшие, прилетели домой. А это — египетские покупки (ваза еще жива, ее судьбу в предыдущем рассказе описала).

В общем, эта отпускная зима прошла под знаком «Египет»: в ноябре я осуществила мечту мужа, подарив ему круиз с проходом через Суэцкий канал к его дню рождения, а в январе — феврале я опять осуществила мечту мужа (к своему дню рождения) — увидеть Абу-Симбел и Асуан (ну ладно, Абу-Симбел я тоже хотела увидеть, а еще хотела вновь встретиться с Луксором, еще кучей храмов, пирамидами и Каирским музеем, а воздушный шар — бонусом). Всем спасибо за внимание, и я закончила цикл отчетов, подтверждающий, что Египет — это не только и не столько пляжи, море и отели «все включено»!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия