Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 14 апреля 21:10

Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Албания Октябрь 2022
33 54

Албания возникала в планах может уже лет 5 как, но всё никак не получалось. Потом проклятая зараза, какие-то иные места поездок и хотя 2022 год выдался достаточно сумбурным с самого начала, в какой-то момент на удачу все сложилось как надо. Летим в Тирану в конце сентября.

4
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Обязательно отмечу, что у нас на сайте очень немало ценной информации об этой во многом необычной стране, хватает замечательных отзывов весьма замечательных и уважаемых мною авторов, которыми мы пользовались при подготовке поездки. Поэтому, как обычно, я уйду от познавательно-просветительских сентенций, от всей души рекомендуя припасть к первоисточникам и постараюсь собрать воедино свои впечатления о моментах, связанных с автомобильным путешествием по маленькой вроде бы как, но такой разнообразной Албании.

На полном серьёзе прорабатывал маршрут выдвижения до Албании на собственной машине, но, увы, как всегда дефицит времени на отдых, проще и быстрее все-таки добираться самолетом. Плюс страна достаточно небольшая, международный аэропорт один, в Тиране, расположенной примерно в центре, так что общий план поездки вырисовался естественным образом: пару-тройку дней на севере, потом 5–6 дней на юге, где и море потеплее, и природных красот побольше.

Связь и навигация

В аэропорту первым делом приобрел местную симку с интернетом. В отзывах писали, что в Албании действуют 3 оператора и Водафон (Vodafon) обладает лучшим покрытием, причем даже в самых отдаленных «медвежьих уголках». Подтверждаю, проблем со связью не было нигде, надо отдать должное. Разве что минимальный пакет у них стоит 17 евро и включает аж 35 Гб, хоть ты сериалы смотри часами. На короткий по времени вояж многовато, конечно, будет, мы и трети не потратили, на пару гуляя по всемирной паутине по своим делам. Понятное дело, что основной задачей наличия интернета для нас было иметь тесный контакт с навигатором, поскольку изначально предполагали активные передвижения по стране.

В последние пару лет у меня почему-то не получается взаимопонимание с maps.me. Пользовался им раньше часто — удобно, что он не требовал постоянного интернета, главное закачать карты заранее. И в Малайзии, и в Иордании не было особых проблем, но сейчас там что-то поправили и не могу никак с экрана убрать вспомогательную информацию, которая занимает в нем чуть ли не три четверти места. Дорогу практически не видно, как-то стало неудобно. Подтверждение известного тезиса: «Лучшее — враг хорошего!»

Много передвигаясь по Европе на машине в прошлом и этом году закачал себе навигатор Waze. Очень доволен, к тому же он легко может беседовать с тобой разными голосами, причем не только на русском языке, но даже на беларускай мове))) Прикольно у него получается, как считают дети и внуки. Согласен. В Албании, к сожалению, кое-где он путался в показаниях и мог (пусть и ненадолго) задумчиво уйти в себя, а потом непринужденно заявить, что нам надо развернуться. Ага, на узкой односторонней горной дороге!

Выручал старый добрый ГуглМапс. В парочке рассказов про поездки по Албании его нещадно критиковали, но в целом я каких-то разочарований от общения с ним не почувствовал.

Повторюсь вновь и вновь — доверяя навигатору, бди, дорогой коллега водитель, посматривай на указатели, проявляй смекалку и наблюдательность. Помни — люди тысячелетия обходились без него в своих путешествиях и как-то умудрялись добираться до цели!

Прокат авто

Много лет пользуюсь для проката авто в самых разных странах агрегатором economycarrentals, не скажу, что только им, однако в целом он как-то нравится мне больше. Замечу, что искал и местные прокатные конторы, ковырялся на сайтах известных интернациональных компаний, может и не очень долго и напряженно, тем не менее заказал там и вышел на SicilyByCar. Планировалась Фиат Панда, бензин (на такой мы катались по Мадейре и с большего тогда остались ей довольны). Ценник за 9 дней выдался 212 евро, включая услуги агрегатора, понятная политика со страховками, никаких скрытых дополнительных платежей, чего я так не люблю в Европах, но категорически залог в 500 евро. Причем не с дебетовой карты, а обязательно с кредитной, это сразу прописано в условиях проката. Без франшизы в 800 евро тоже не обошлось, тут уж ничего не поделаешь.

Не смотря на позднее время прилета, встретили нас приветливо, оформили документы, как водится прибрали наши денежки, скопировали паспорт и права, дали подписать бумагу на согласие выдачи персональных данных. И вместо трепетной маленькой Пандочки и ворот офиса неожиданно появился собранный, ладно скроенный Опель Мокка.

1 из 3

1,6 дизель, пусть и механика, меня это мало смущает, правда, пробег уже 130 тыщ, но состояние очень хорошее. К тому же полноприводный, это я очень люблю))) В условиях предполагаемых к покорению горных дорог незаменимая вещь. Да, это существенный апгрейд заказа авто, надо прямо сказать. По финалу аппарат мне очень понравился. А реальный расход топлива по общим результатам поездки — 5,7 л на 100 км. Это весьма неплохо!

Тут приключился небольшой казус, если можно так выразиться. Ну, сами понимаете, опыт приемки, а главное, сдачи прокатного авто у меня весьма разнообразный и занимательный. Кипр, например, когда явно система приемки была настроена на то, чтобы пользуясь дефицитом времени перед отлетом твоего рейса, сотрудники проката крайне старательно искали любые возможности развести тебя на дополнительных пару копеек (точнее пару-тройку сотен евро!), когда в Португалии мне устроили тщательнейший осмотр с фонарями (было уже темно, когда сдавал машину), дабы обнаружить любые царапинки или сколы на кузове и тоже ради того же… В общем, я всегда при приемке машины делаю фото и видео машины, фиксирую всё, что потом может вызвать вопросы. Это нормально, всяко ведь бывает. Но в Албании сотрудник компании, с которым мы очень мило беседовали и, который, собственно говоря, сам решил какую машину мне дать (реально молодец, спасибо ему!) увидев мою тщательность в осмотре машины, контроль за соответствием того, что он отмечает в бумагах, вдруг несколько оскорбился, что ли. Говорит, мол, я же тебе сказал, с ней всё в порядке, не сомневайся. Тут немного смутился и я, говорю, ты ж понимаешь, у каждого свой разнообразный опыт, порой весьма далекий от позитивного. Доверяй, но проверяй… Короче, расстались с некой неловкостью. Зато когда возвращал машину, на счастье был он же, я сразу начал разговор с того, что буквально восхищен страной, бесконечно рад характеристикам авто и безмерно счастлив, что для нас он выбрал именно ее. Радостно, с чувством собственного достоинства и полного взаимопонимания мы пожали друг другу руки, сердечно попрощались, а он даже мельком не глянул на состояние машины и не стал загибая пальцы высчитывать уровень топлива в баке. Общайтесь с окружающими добрыми словами и будем всем радость!

Таким образом, начало поездки, как говорится, прошло на мажорной ноте.

Общая информация

Для белорусов и россиян виза в Албанию не нужна в период туристического сезона, с 15 мая до 1 ноября. Однако находится в стране можно не более 90 дней в полугодие, соответственно максимум 180 дней в году. Вместе с тем, при наличии Шенгена, можно въехать в страну круглый год, но опять же в рамках тех же 90 дней пребывания за полгода, затем не ранее чем через 3 месяца для следующих 90 дней. В случае посещения страны не с целями туризма, необходимо получение визы. Отмечу, что нам никакой отметки в паспорт о въезде/выезде не поставили. Не готов сказать насколько это системно.

3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

В поездке пользовались как картами, так и наличными. Средний курс евро и доллара к местному леку колебался в пределах 115–118. Где-то в обменниках, как и во всем мире в октябре 2022 доллар был чуть дороже евро, а где-то и дешевле. Страна тесно связана с Европой, евро куда более в почете. Топливо стоило от 215 до 229 лек за дизель и от 165 до 185 за бензин. На заправках можно было платить как картой, так и наличными евро, доллары у нас в одном месте не приняли. Но с точки зрения небольшой экономии, конечно правильно платить в леках. Примерно такая же картина в отелях, магазинах, ресторанах и кафе.

Короче, карты, деньги, а вместо двух стволов два любознательных туриста))))

Правила и дороги

Первым делом нас ждал город Шенгин (Shёngjin) в северной части страны, немалое расстояние по албанским меркам, целых 50 км!

Ехали в темноте, но сразу же с уважением я отметил качество покрытия дорожного полотна. Нет вертикального покачивания! Очень мало следов ямочного ремонта. Покрытие ровное, пусть порой и узкое, но весьма и весьма приятное. Кстати, светофоров в стране крайне мало, разве что в нескольких местах крупных городов. Развилки-перекрестки кольцевые, развязки приличные, длинные полосы разгона, дополнительные левые полосы там, где необходимо и главное, сразу чувствуется забота о безопасности движения.

Разрешенная скорость в населенных пунктах 50 км/ч, за городом 80 км/ч, на шоссе 110 км/ч. Стиль вождения местных жителей в целом достаточно спокойный. Да, могут вообще не обращать внимания на разметку, пойти на обгон и через сплошную, порой, даже двойную, но это не системно и очень важно не агрессивно. Мотоциклистов и велосипедистов даже в городах и селах не так уж и много, проблем они не создают. Хотя всякое бывает. Увидели вот такую картинку:

3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Жизнь есть жизнь.

Реально много мерседесов. Как и пишут, машины этой марки куда более предпочтительны албанцам чем многие другие. Мерины были разных годов и типов, от новейших красавцев, вплоть до раритетных. От седанов, до кроссоверов и бусов. Зато Мерс! Где-то увидел информацию, что чуть ли не 30–40% автопарка именно этого производителя, зрительно вполне соглашусь с таким мнением.

Платных дорог в стране нет. Их обозначение начинается с букв SH. Помним ведь, что Албания это название для мира, а для аборигенов это Шкиперия (Shqiperia), страна орлов! Цифра номера дороги до 10 обозначает улучшенную, двузначная как правило попроще и однополосная. Трехзначных номеров дорог не видел, в том числе и на картах, но наверное они есть и это явно грунтовки.

Дорога Тирана — Эльбасан, Тирана — Дуррес и далее на Влеру вполне современные, по 2–3 полосы в одном направлении. Вновь замечу, покрытие повсеместно, в том числе на горных участках, пусть и узких, в массе своей очень добротное, сделанное на совесть, как видно на снимках, с бортиком защиты от падения камней со склонов. Надо отдать должное, это вызывает уважение.

1 из 5

Дорожной полиции хватает, часто и в городах. Порой тормозят всех подряд, заглядывают в салон. Нас тоже останавливали, но мгновенно вычислив туристов тут же отправляли по своим делам. Документы не проверили ни разу. А в Шкодере колоритный такой полицейский, строгий и важный, уже по виду явно лет около 50-ти, все-таки остановил нас на кольце и спросил: «Дойч, итальяно?» Говорю — Беларусь. О — отвечает с улыбкой — привьет, как дела? И продолжил на русском — «Больше ньичего не понимаю». Посмеялись с ним. Потом я спросил где найти обменник, так он тут же остановил движение по кольцу, провел нас по встречке и показал обменник, который был в 50 м. Я дисциплинированно под его жезлом пересек двойную сплошную, чтобы удобнее припарковаться прямо напротив нужного здания. После этого он запустил движение в обычном порядке. Вот и такое было)))

Автоматических радаров видел не более 2–3 раз, в районе Тираны. Видел несколько раз таблички с предупреждением о их наличии, но местные вообще на них не реагировали, ну и я вместе с ним, хотя когда впереди никого не было, на всякий случай не торопился. Вообще, как рассказывают, превышение даже в 1 кмч в Албании считается нарушением и может подпасть под штраф от 500 до 2000 лек. Это до 10 кмч. До 20 кмч — уже до 4000 лек, а уж свыше 20 кмч до 10 000 лек и даже лишение прав на срок до 3 месяцев. Не представляю даже, что будет за 30, 50, 70 кмч превышения.

Уже возвращаясь в аэропорт, между Тираной и Дурресом, хорошее двухполосное шоссе, где разрешенная скорость 110 кмч, на каком-то участке плавно завершалось, переходя в обычную загородную трассу, здесь скорость уже не более 80 кмч. Я снизил скорость, а долгое время идущая рядом БМВ как шла так и шла. Обычно я придерживаюсь правила пропустить вперед сапера, а потом, если что не отставать от него на культурной дистанции, но в этот раз, что-то сбавил газ и удерживал скорость в пределах 80. Он ушел в отрыв, однако через пару минут я увидел его в придорожном кармане в общении с полицей, у которой стояла треножка с радаром. Это был единственный случай, когда я увидел радар у полицейских.

Как всегда, ни разу не призываю нарушать правила на дороге, особенно, что касается скоростного режима, но честно признаюсь, быть примером в этом вопросе мне как-то не удается…

Да, еще замечу, что не увидел ни разу ни одного ДТП. Хотя конечно же они случаются.

1
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Кто-то вот не вписался. По обочинам горных, да и не только горных, дорог достаточно много скорбных памятников водительских ошибок и последующих трагедий.

Общий план

Вообще, тема взаимоотношений Албании с СССР после Второй Мировой войны своеобразна и поучительна. После Победы в странах Восточной Европы в присутствии советских воинских контингентов естественно, достаточно быстро произошли перемены с установлением порядков свойственных стране победившего социализма. Мини-Сталины с разной степенью амбиций и кровожадности появились везде, вместе с национализацией, колхозами, плановой экономикой и прочими сопутствующими элементами счастливой жизни трудящихся. В Албании в 1945 году у кормила власти встал Энвер Ходжа, руководитель партизанского движения против итальянских и немецких оккупантов. Сталин был его кумиром, контакты с СССР были установлены очень быстро и вскоре в Албании в большом количестве появились советские военные и гражданские специалисты. Наша страна оказала большую помощь, в том числе и безвозмездную, не только в военной сфере, но и в создании промышленности, электрификации, гражданском строительстве.

2
Это все-таки типичная хрущевка.
Это все-таки типичная хрущевка.

Кстати, в аэропорту Тираны можно легко увидеть советские МиГ-17, трудягу Ан-2, а в порту Саранды я увидел мирно стоящую на приколе «Комету», хотя, кто знает, может она еще вполне и трудоспособная.

4
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Это славный аппарат, когда-то очень серьезно опередивший свое время. Мне довелось в молодости не раз покататься на таком, как и на его речном собрате «Ракете».

Тогда, в 50-е были построены военно-морская база в районе бухты Влера, новые заводы, даже автомобильные, ГЭС,

6
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

создана сеть автодорог, пробиты тоннели и многое, многое другое.

Ой, еще увидел на дороге этого красавца!

1 из 4

ГАЗ-69, выпущенный в Ульяновске.

Много доброго связано в детстве с этой непритязательной машинкой…

Вождь албанского народа тем временем укреплял железной рукой свою власть, расправлялся с оппонентами и потенциальными конкурентами, боролся с капитализмом, в т. ч. и на селе, объявил страну «атеистическим государством» одинаково преследуя и мусульман, и христиан. Как-то даже запретил мужчинам бороды.

В разговоре как-то спросил у албанца, а как сейчас в современной Албании с религиозным вопросом? Он, улыбнулся, ответил, что его предки мусульмане, жена христианка и таких семей много. Мы, говорит, албанцы, это и есть наша общая религия. А хорошо ведь сказал!

Но в 1960 году дружба с СССР закончилась. Никита Сергеевич развенчал культ кумира Энвера Ходжи, Албания сохранила отношения только с Китаем и Румынией, взяв курс на изоляцию и опору на собственные силы, а в 1968 в знак протеста против ввода войск Варшавского Договора в ЧССР окончально вышла из всех военных и экономических интеграционных проектов социалистических стран. Видимо Э.Ходжа примерил на себя подобный вариант развития событий в случае противостоянии генеральной линии КПСС и на всякий случай стал активно готовится к обороне страны. Si vis pacem, para bellum, как говорится. Вот тогда-то и выросли по всей Албании чудные бункеры — «грибочки»

1
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Их реально много в самых разных частях страны, порой в неожиданных местах, одиночные и групповые, большие и маленькие, видел даже на склоне горы, на пару метров выше уровня дороги))) Надо отдать должное — подошли албанцы к этому делу вполне креативно.

Так или иначе, вплоть до смерти албанского Великого Вождя в 1985 году, а потом еще какое-то время Албания варилась в собственном соку. Ну, а дальше всё было по привычному сюжету: снятие пут и ограничений подняло наверх прежде всего пену разного вида и плотности. Вот тогда-то в 90-х и заговорили об албанской мафии, внутренних органах сербов из Косово на продажу, наркотиках и проституции. Не готов уверенно и однозначно сказать где и в чем здесь правда. Сегодня еще видно, что Албания бедная страна на фоне большей части остальной Европы, но, доложу я вам, чисто эмпирически, пусть и в результате короткой поездки, немногочисленных встреч и разговоров с албанцами, интуитивно может быть, мне кажется, что страна движется в правильном направлении к развитию и прогрессу.

Добавлю, что страна просится в ЕС и переговоры находятся в финальной стадии, а в 2009 году стала членом НАТО.

Что позитивного бросилось в глаза в этой стране? Судите сами:

— излюбленное место отдыха, особенно для итальянцев.

Многие албанцы очень хорошо владеют итальянским языком. А с английским не сомневайтесь, если перед вами люди в пределах 30 лет они точно ответят вам на этом языке. Туристическая индустрия развивается очень приличными темпами. Особенно это бросилось в глаза в Шенгине, на севере. Там мы останавливась в отеле Domus Hotel & Apartments.

1 из 3

Конец сезона, отель почти пустой, сотрудник при заселении предложить выбрать номер на свой вкус вплоть до люкса. И говорит — тут, где мы сейчас, это уже старый корпус, ему уже 3(!) года, а напротив, новый корпус, построен в этом году. Во как!

Постройки на набережной при пляже все очень новые:

3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

везде видны следы строительства. Рядом жилые кварталы, возведенные в последние 2–3 года. Здесь, сказал он же, еще 4–5 лет назад был просто пустырь. До ковида ценник за 1 квм был 200–300 евро, сейчас до 800, через пару лет будет 1500, не сомневаюсь. Инвестиционный климат значит позволяет вкладываться…

По дороге на юг, обратили внимание вот на такой отель

1 из 2

Это совсем не морское побережье. Вокруг только горы. Похоже люди останавливаются здесь ради трекинга, нетронутой природы, чудесного чистого воздуха.

Тут увидели картинку:

5
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

козлик сначала стоял на кресле, не успел его снять)))

А рядом продавец кукурузы подогревает ее феном!

2
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Посмеялись!

 — повсеместное строительство дорог и инфраструктуры

1 из 7

— рост собственного производства как сельхозпродукции, так и в промышленности

— законодательные меры, направленные на максимальное упрощение процедур при открытии бизнеса, облегчения и упрощения налоговой системы, независимые суды, прозрачность действий местных властей и выборной системы, борьба с коррупцией.

«Мечта пиита», короче говоря, можно сказать.)))

Между прочим узнал, что у албанцев безвиз по всей Европе и еще в сотне стран, а получить там паспорт можно в результате несложных процедур в течение пары лет. Не проверял, не могу утверждать уверенно, но вот такое услышал…

Впрочем вернемся к теме туризма.

Маршруты поездки

Север.

12
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Когда мы прилетели в Тирану по всей «огромной» стране шел проливной дождь, купаться на севере было не комильфо, так что мы закономерно решили внимательнее присмотреться к окрестностям. Была поездка в Шкодер с непременным посещением руин крепости Розафа

1 из 2

По легенде, в крепостной стене была живьем замурована жена одного из братьев-создателей этого сооружения для того, чтобы скрепить жертвоприношением его стены. На самом деле, крепость была заложена еще в III веке до нашей эры, просуществовало и поныне.

Заглянули на водохранилище одной из крупнейших ГЭС Албании на реке Дрин. Точнее это комплекс электростанций, соответственно и водохранилищ, виды которых реально впечатляют.

7
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Вот тут-то впервые и столкнулись с албанскими горными дорогами, пусть и извилистыми, узкими, но с весьма добротным покрытием.

Заглянули в Краево, родину легендарного албанского богатыря Скандербега,

3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

борца за независимость страны от Османской империи.

Город расположен на склоне горы, здесь большие перепады высот, извилистые дороги,

6
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

а непосредственно перед музеем народного героя надо проявить определенную смекалку, чтобы найти место парковки для вашего коника. Каюсь, я смекалку проявлять не стал, заехал максимально близко к воротам и беспринципно въехал в частный дворик с надписью «Castle parking», отлично понимая, что расстаться с кровными всё-таки придется. 600 лек, минимум места, максимум сноровки, чтобы развернуться и выехать, все-таки рядом мирно пристроился чей-то крутейший мерс, задевать его совсем не хотелось. Все получилось на славу. И музей, и башня Скандербея, и торговая улочка с сувенирами, милая едальня, отличные виды и просветление от просвещения…

Полюбовались на чудеса рукотворные, вроде венецианских мостов, возведенных в неведомые времена, да и на некоторые вполне современные:

1 из 3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг
11

Зато вечером в Шенгине нас ждал замечательный ресторан с видом на море:

10
Крепче за баранку... Албания с севера на юг
6
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Точнее не только на море, а прежде всего на закат! Он в числе последних завершал свои трудовые будни вместе с завершившимся в этих краях туристическим сезоном. Кстати, рекомендую в Албании графинчик (а то и не один) домашнего вина, которое подается практически везде. Хоть белое, хоть красное — вкус мягкий и приятный, крепость для здоровья утром пользительная, настроение при приеме в организм — благостное!

Так и пролетели 3 дня в туристических трудах и заботах. Нас ждал переезд на юг, в Саранду.

Обратите внимание — 310 км, причем 6 с лишним часов движения! Для Албании это большое расстояние. Мы сознательно взяли курс на Берат, от Тираны в Эльбасан ведет приличное шоссе А3, далее до Берата, исторического города, ведущего свою историю с IV века до нашей эры (может таки будет от меня рассказ), затем приличная дорога SH4 на Гирокастру, но не доезжая до этого города, поворот направо, через тоннель к побережью и вот оно вечернее море в районе Саранды

8
Крепче за баранку... Албания с севера на юг
6
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Мы остановились в небольшой вилле Siro Kerma Private Beach Villa,

4
Крепче за баранку... Албания с севера на юг
4
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

чему оказались несказанно рады.

Свой уютный балкон с видом на остров Корфу

7
Вид на о.Корфу
Вид на о.Корфу

и синее, синее море. К тому же с задумчивой полной луной по вечерам…

6
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Заверяю вас, мы только загорали на маленьком частном пляже! Первым делом обозрели (без оборзения, право слово!) окрестности.

Начали с Саранды, благо она под боком. Небольшой, уютный город,

1 из 4

напичканный отелями, отельчиками и просто гостевыми домами. Правда здесь все-таки живут и местные жители, не всё отдано на откуп многочисленным туристам.

Дорожное движение в городе, расположенном на склоне организовано достаточно грамотно и серьезных проблем для водителя не представляет.

Круговые развязки без светофоров,

3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

характерные для всей Албании. Многочисленные бесплатные парковки повсеместно:

4
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

И общая какая-то уютная, спокойная атмосфера вокруг. Честно, понравилось!

Прогулялись по пляжам Ксамель, это буквально пару километров от Саранды, абсолютно туристическое предместье с отличными пляжами, добротными отелями, островками и прочим, прочим, прочим крайне необходимым для полноценного релакса и отключения мозгов от текущих проблем в родных краях…

Только это как-то не для нас.

Прокатились от Ксамеля чуть дальше, к раскопанному древнему городу Бутринт (Butrint). Между прочим, поселение берет свое начало чуть ли не в VIII веке до н. э.! Это вам не шуточки. Достославный герой Одиссей, в гимнах великого слепого Гомера вполне мог там и побывать.

1 из 3

Билет туда стоил 1000 лек (10 евро) и это пожалуй самая высокая цена на подобного рода объекты для Албании. Однако, оно того стоит. В смысле правильно прикоснуться и к седой совсем истории страны, в которой оказался.

А между Ксамелем и Сарандой есть вот такой залив, ну или лиман:

8
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Ага, по фото легко догадаться, что там выращивают мидий, а также и устриц

1 из 2

Вся эта красота, вместе с прочими морепродуктами подается в хорошеньком ресторане The Mussle House. Мимо него проехать-то можно, но заметив его вывеску, не заглянуть туда сложно. Так что мы заехали. От устриц отказались — полдюжины за 40 евро, как-то вспоминая Канкаль, во французской Бретани, с его 5–7 евро за дюжину, нам дружно так показалось, что устрицы здесь всё-таки не так уж и благотворно влияют на организм измученный нарзаном. Зато мидии и всё такое были на высоте. Вдобавок еще и виды вокруг на загляденье.

На достигнутом мы не остановились и в один из дней, сразу после недолгих солнечных, воздушных и естественно морских ванн направили свои стопы колеса в сторону Гирокастры, родины Великого Вождя Албании, попутно не преминув оценить природное чудо — Голубой Глаз. Вот по такому маршруту:

Поверьте, Голубой Глаз (Siri i Kaltёr) стоит того, чтобы прокатиться пару часов по горным непростым дорогам и потом пройтись пешком (поскольку машины близко к нему не пускают) может с километр под палящим солнцем. Это карстовый источник, из которого под большим давлением, с неизвестной толком глубины бьет вода небесного цвета

1 из 4
Голубой глаз

Нереально красиво! Вокруг дубы-колдуны, лопухи с метр квадратный размером, благодать да и только. Пункт категически обязательный к посещению для всех неравнодушных к природным красотам туристам!

Полюбовались и собрались дальше — осваивать Гирокастру, город-музей, между прочим. Славен он тем, что здесь сохранились образцы турецкого османского домостроительства, в центре стоит грозная когда-то цитадель

1 из 4

И конечно прогулка по старому городу, хоть и навевает мысли о бренности бытия, тем не менее и вдохновляет на процесс познания непознанного (простите за тавтологию, само собой получилось!). Впрочем, я сугубо о водительском прежде всего расскажу.

Как мы намечаем свой маршрут в свете невиданных успехов в развитии спутниковой навигации? Правильно — пальчиком выводишь на экранчике устройства название места, куда планируешь добраться, увидел его в списке, клацнул «ок» и полностью ему доверившись помчался выполнять его указания. Ведь так? Ну и я точно также сделал на парковке возле Голубого Глаза. И поехал, куда тот навигатор меня повел. Вот уже и указатель, точно впереди та Гирокастра, вроде как и окраины начались. Тут он уверенным голосом ведет меня налево, любой поймет, что дорога тут более короткая. Навигатор врать не будет! Едем вверх. Петляем среди домов. Улица превращается в улочку. Улочка петляет. Но мы едем. Навигатор дело ведь свое знает. Поднимаемся неведомо куда, причем развернуться тут шансов нет, заборы и деревья чуть не задевают бока коника… И вот возле развалин какого-то строения, наше чудо техники торжественно заверяет нас, что мы благополучно прибыли на место! Не буду вам приводить содержание разговора с женой, ни полслова не замечу о тональности справедливых заявлений и рекомендаций, что мне сделать и куда потом идти. Сами понимаете, это личное…

Однако, вспоминая киножурнал «Хочу всё знать», там где говорится, что мы не привыкли отступать, я решил поехать вперед. Благо на альтернативной программе маршрутопрокладки выискал ту самую цитадель. Ага! Значит туда можно проехать! К тому же и развернуться на этом пяточке было негде. Справа без всякого бортика всего-то лишь пропасть, а слева те самые руины. Жена замолчала, чем я сразу и воспользовался, мы поехали дальше. Улочка начала спускаться вниз. Все круче и круче. Женушка сначала перекрестилась, ну, это когда попутно идущие с нами местные женщины в страхе вжались в стену забора, что пропустить нас, затем всплакнула, когда мне надо было повернуть практически назад и вниз с уклоном градусов наверное в 35, примерно так:

3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

а затем подозрительно ласково, даже нежно попросила выйти. Я таки умудрился найти место, где можно было открыть для нее дверь. Договорились встретиться внизу…

Было весело, что и говорить. Я понял, что Амман в Иордании за рулем — это цветочки, не сомневайтесь. Однако, все завершилось благополучно, жену внизу я нашел!

Уфф… Что-то «многа букфф» получается от избытка впечатлений. Кратенько буду уже завершать, честное пионерское!

Завернули мы еще в сторону термальных истоников в Бенье (Bёnjё), координаты — 40.244034, 20.43249. Не сказать, что они очень уж термально теплые, но вполне себе сероводородные, бесплатные и природа вокруг красивая:

1 из 6

Мест там хватит на всех, а любителям походов по склонам гор очень даже полезные. Опять же мост старинный стоит, очень впечатляющий.

3
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Сделал вот такое фото. Смысл понятен? А то дети, посмотрев на него, не сразу заценили художественный замысел)))

Дальше там будет дорога SH75, которую почти единодушно все отзывы относят к самой красивой в Албании.

Ох, зацепила она своими видами!

5
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

Ехал, кружил по серпантинам, смотрел на речку и берег напротив, улыбался, радовался, что… снова увидел родные Памирские пейзажи. Почти сбылась «Мечта идиота…» Нет, все-таки, ностальгии надо иногда поддаваться! Светлее на душе будет, поверьте.

Вечером нас ждал чудесный ужин, приготовленный хозяйкой виллы, последний закат над островом Корфу,

5
Крепче за баранку... Албания с севера на юг

такой душевный семейный междусобойчик на тему: «Как хорошо, что мы поехали именно в Албанию» (были и другие варианты поездки), а утром нас был обратный путь.

Сознательно захотелось проехаться вдоль моря, хотя дорога там сложнее, с подъемами и серпантинами, соответственно дольше по времени, но весьма и весьма красивая!

1 из 5

Вот так мы и накатали в этой маленькой стране, протяженностью с севера на юг примерно в 370 км, 2000 км с маленьким хвостиком.

«Хорошо, что есть на свете, это счастье — путь домой!» (с.)

Вот эти слова я напевать тогда не стал. С радостью вернусь в Албанию, если жизни хватит…

Хороших дорог, дорогие друзья. Ну и крепче за баранку держись, шофер! И за шоферку тоже!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии