Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 14 апреля 21:10
Признание
пользователей

Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Иордания Ноябрь 2019
78 76

Полагаю, у меня достаточно приличный опыт «забугорного» вождения на прокатных авто, но получен он весь на дорогах Европы и США, к нему еще можно добавить поездки на своих машинах, однако опять-таки — всё по тем же «европам», ну и России. В этом году я решил разбавить собственные ощущения переносом «театра водительских действий» на территорию Азии. Первой в списке стала Малайзия («…По Малайзии на машине») и несмотря на наличие там левостороннего движения, определенной водительской вольности на дорогах и улицах городов, особенностей климата и т. д., впечатления от собственного состояния за рулем остались достаточно позитивными и даже сказал бы благоприятными.

А теперь появился и навык вождения в Иордании, арабской стране. Прямо скажу, было посложнее. Впрочем обо всем по порядку…

Поехали!

3
Какой у нас следующий пункт?
Какой у нас следующий пункт?

Организация и общий план поездки.

Полет. Идея поездки именно в Иорданию окончательно сформировалась где-то в начале октября, максимум за полтора месяца до ставшей понятной даты отпуска: не ранее 20 ноября, но не позднее 5 декабря. Консультация с расписанием Райанэйр из Вильнюса или Варшавы, недолгий поиск и стало понятно — трудно придумать что-либо веселее чем вылет из Вильнюса в пятницу 22.11.19 с возвращением в понедельник 2.12.19 и ценой билетов чуть более 50 евро туда и обратно. Причем билеты были приобретены только 25.10.19.

4
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Визы. У нас на сайте уже больше 8 страниц отзывов туристеров об Иордании, хватает и рассказов, и просто дельных, толковых, советов. Желающие узнать о стране, что называется обрящут. Отдельное спасибо Элите Лопатинской за ценную информацию о Джордан Пасс (Jordan Pass), позволяющем приобрести визу и билет в Петру, что называется в «одном флаконе» за 70 иорданских динар (1 JOD=1,45 USD, т. е. примерно за 100 долларов США).

2
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Это недорого! Судите сами, билет в Петру на 1 день стоит 50 динар (75 долларов), стоимость визы в базовом варианте 40 динар (60 долларов), а по JP можно бесплатно посетить еще кучу музеев и исторических объектов. Кроме того, (на заметку!) бывалые люди рекомендуют сделать несколько распечаток Джордан Пасс. Всё просто — поскольку на них ставят иногда отметки о посещении, но не считывают QR-код, то те, кому мало одного дня в Петре, одного раза в Джараше или еще в каком-то другом месте, смогут легко попасть туда снова на следующий день по новому бланку:)))

Интересно, что официальной информации о визах в Иорданию я почему-то не нашел, пользовался сведениями различных сайтов, в основном турагентств, а вот Джордан Пасс легко открывается в любом поисковике — https://www.jordanpass.jo/, но…! В браузере Гугла (Chrom) мне оплатить его не удалось. И так, и эдак пытался, менял карты — выбрасывает и все. На пробу зашел в старый добрый интернет-эксплорер (это где голубенькая «е» Microsoft Edge) и получилось всё в миг. Такие дела!

6
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Деньги. В большинстве случаев где угодно не только в отелях или за прокат машины, но и в магазинах, ресторанах, на заправках, даже на рынке спокойно использовали карту, причем курс пересчета всегда был очень лояльный, главное не забыть попросить списывать со счета динары, а не доллары, иначе выйдет немного дороже. Тем не менее, наличные тоже были нужны, ну, например, в мелких магазинчиках где-то в отдаленных местах или бедуинам за экскурсию.

3
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Снимали и в банкоматах, меняли в обменниках, увы, с фиксированной комиссией за операцию, т. е. не важно сколько сдаешь 50 или 500, комиссия 4,5 — 5 динаров. Наличными брали с собой доллары, евро там не в чести. Без комиссии меняли один раз в обменнике на Южном рынке Акабы, здесь было выгоднее чем в любом другом месте Иордании. В конце поездки динары кончились, менять доллары не хотелось, а с собой специально брали и мелкие деньги, так спокойно расплачивались ими хоть в церкви Мадабы (в Джордан Пасс не входит, частное владение), хоть в кафе в Аммане из расчета 1 динар=1,5 доллара США. Так что напрягаться по этому вопросу не стоит.

3
Скорая под знаком Красного Полумесяца
Скорая под знаком Красного Полумесяца

Прокат авто. Бродил по разным сайтам, сравнивал цены и условия, в финале вновь остановился на EconomyCarRentals, которым пользовался не раз и не два в самых разных странах. Этот агрегатор часто (но не всегда!) достаточно эффективен. В данном случае он вывел меня на местную компанию Oamish и первое, что увидел о ней в поисковике — отрицательные отзывы на английском языке. Был готов уже отказаться от заказа. Потом внимательно их почитал и вдруг в памяти всплыло выражение приписываемое А. В. Суворову смысл которого в том, «что нашему хорошо, то им (зловредным иностранцам, знамо дело!) — худо», в общем не стал соскакивать, подумал на месте разберемся. Нас встретили в аэропорту с табличкой «Albert», подобрали еще компанию из трех литовцев, посадили всех в одну легковую машину (они свою девушку взяли на коленки) и как ни в чем не бывало, доставили на базу компании. Машин здесь стояло много, самого разного класса, вида и состояния. Нам подкатили поношенную Ниссан-Микра, бензин 1,4, 2015 года рождения и с пробегом почти 100 000. Конечно, виды она повидала, даже в темноте бросалось в глаза подмятое крыло, потертые бампера, но зато кожаный салон и коробка автомат:))) Почесал я затылок и отказываться не стал. К Микре отношусь уважительно, не раз брал ее напрокат, считаю ее в своем классе вполне достойным аппаратом, так что особо не переживал за внешний вид, мелочи жизни…

2
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Как всегда, тщательно ее осмотрел, сфотографировал все детальки — царапины, сколы, сиденье, пропаленное сигаретой, проверил соответствие с их бланком, сел и поехал. Не оценили, изверги, что не потребовал замены, депозит в 500 динар (750 долларов) всё-таки взяли, но с дополнительными страховками не надоедали, ужасными карами за это не угрожали. Возврат, по финалу, оказался простым и непритязательным. Мельком глянули, забрали ключи, поблагодарили и на ней же доставили в аэропорт, а залог вернулся в течение часа, это очень даже неплохо.

Справедливости ради скажу, что и движок у машины оказался бодрым, и подвеска живая, и потребление бензина в пределах 8л/100 км, учитывая движение по горам, рывки при обгонах, опять же компактность, позволяющая легко найти местечко для парковки и многое другое. Оценил коробку-автомат, полезную в условиях перепада высот не только на трассе, но и в городах.

Прокатные машины в Иордании на номерах имеют полосу зеленого цвета с первой цифрой 70, но кроме них зеленой полосой отмечен и общественный транспорт. На обычных легковых автомобилях местных жителей номер остается белым. Заметил еще красные полосы, в том числе с указанием о принадлежности дипломатам, похоже и у военных такого же цвета, кроме того видел и желтые полосы.

Пользовался навигатором Мапс.ме в телефоне, ни разу в Иордании он меня не подвел.

Отели. В вопросе с программой пребывания и бронированием отелей, основным критерием для нас было наличие бесплатной парковки и завтрак. Решилось всё как и с билетами удивительно легко и без напряжения. Прилет у нас в международный аэропорт имени королевы Алии, это примерно 30 км на юг от столицы Иордании Аммана, но и до Мертвого моря оттуда не более 70 км по дороге. Там и спланировали первый постой. Быстро заприметили приличный отель с собственным пляжем, соответствующими грязями и лечебными процедурами — Dead Sea Spa Hotel, о котором остались очень хорошие воспоминания!

3
Пляж на Мертвом море
Пляж на Мертвом море

Вот так, от стартовой точки и сложился основной маршрут передвижения по этой стране. Плясали, как говорится, от печки:))).

Базируясь у Мертвого моря сделали вылазку на север страны — в Джараш,

8
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

с его неповторимым римским городом, вполне сопоставимым с Помпеями. Пытались выкроить время для посещения места крещения Иисуса на реке Иордан, но не сложилось попасть туда по светлому времени суток. Следует помнить, что в зимнее время все исторические объекты принимают посетителей только до 16.00. Впрочем сильно не переживали, снова туда не возвращались, а что однозначно правильно сделали, как теперь четко понимаю, это поехали погреться на термальные источники Ма`ин. Расскажу еще об этом.

Расположенные неподалеку Мадабу с ее мозаиками, а также Гору Небо,

1 из 3

где по преданиям Моисей глянул последний раз на Землю обетованную

6
Вид на Землю обетованную
Вид на Землю обетованную

и покинул наш мир, оставили на последний день перед вечерним вылетом, тоже очень разумно, как оказалось впоследствии, по изначальному плану, планировали побывать там, в начале поездки. Грамотно на берегу легендарного Мертвого моря посвятили больше времени себе и поправке здоровья.

8
Южный берег Мертвого моря
Южный берег Мертвого моря

Дальше в планах была Петра, с заездом по пути в Карак — замок крестоносцев. Он много времени не требует, но побывать там было интересно.

3
Вид на крепость крестоносцев в Карнаке
Вид на крепость крестоносцев в Карнаке

В город Вади-Муса, в окрестностях которого собственно и расположена Петра, добрались уже затемно. По понедельникам, средам и пятницам в Петре проводятся еще и вечерние представления (night show), поэтому покорение столицы набатеев мы решили начать именно с этого действа. Было здорово и очень необычно.

6
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Понимая, что в номере отеля любого уровня мы проведем максимум 6–7 ночных часов (возвращение после вечернего шоу где-то в районе 23.00, а подъем для дневного похода в Петру не позднее 6.00), что отдаленность (в пределах разумного!) места, где ночуем, при наличии машины не имеет существенного значения, определились с простенькими апартаментами Panoramic View — дешево и сердито, коника есть где поставить, завтрак скромный, но вполне питательный.

А утром была Петра!!!

9
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

И весь день была замечательная Петра!!!

13
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

И очень хорошо, что она была!!!

13
На фоне византийского монастыря в Петре
На фоне византийского монастыря в Петре

И можно было бы и на второй день смело остаться, хотя ножки, честно отмотав 20 км вверх и вниз по её каменным тропам, просили уже пощады! Ну, тут на любителя, решайте сами. Мы выбрали Акабу и Красное море с песчаным пляжем, ласковым в конце ноября солнцем, рифами и рыбками:)))

Поселились в замечательном во всех отношениях отеле Bedouin Garden Village, примерно в 10 км южнее самой Акабы.

10
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Пусть и нет там рядом ни кафе-ресторанов, ни магазинчика, а в отеле, закономерно питаться подороже, но зато пляж с близкими от берега рифами буквально в 100 метрах. Здесь мы в обязательном порядке проводили все утренние и обеденные часы.

3
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

В 3–4 км южнее — Тала-Бей с комплексом дорогих отелей и апартаментов, а также возможностью покататься на кораблике со стеклянным дном, чтобы подивиться почти как дайверу затопленному танку, самолету, группе рифов, названных романтично «Японскими садами»… Красота, одним словом. В другую сторону Акаба, куда делали регулярные вылазки, в основном вечерние, там же ужинали, закупали продукты и подарки. В общем, оставили здесь половину своего отпуска, ни разу не пожалев об этом.

6
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Если присмотреться на фото, то левее с другой стороны залива Акабы, видна египетская Таба, в центральной части — израильский Эйлат. Акаба спряталась за выступом берегами, а за спиной, буквально в 10 км от отеля граница с Саудовской Аравией. Я как-то и не припомню, где еще можно найти такое место на нашей планете, чтобы в узком пространстве залива сходились 4 страны…

В отеле нам дали контакты бедуинской семьи, промышляющей экскурсиями для туристов по пустыне Вади-Рам. Связались, договорились и в один из дней устроили джип-сафари, чтобы испытать на себе красоты этого неповторимого места.

1 из 3
Марсианские хроники

Произвело очень сильное впечатление, ничего не скажешь, пусть даже и без ночевки в лагере бедуинов. Марсианские хроники — в полном объеме! Постараюсь еще об этом рассказать у нас…

7
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Как оказалось, нам повезло, катались мы под руководством самого отца этого семейства — исключительно интересного, живого собеседника, с весьма приличным английским. Не преминул запечатлеться с ним на фоне «Столпов мудрости»:)))

Увы, сказки имеют обыкновение завершаться… Пусть и не 1000 и одна ночь, а только 10 и одна ночь в Иордании всё-таки подошли к концу. Последним нашим пунктом был Амман, где мы решили остановиться в самом центре в непритязательном Concord Hotel. Зато какой вид из окна — прямо на римский амфитеатр!

11
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Мы неплохо прогулялись по этому суматошному городу вечером, побаловались кальяном, вкусно поужинали. С утра заглянули в амфитеатр, а потом добрались и до Цитадели.

7
Руины храма Геркулеса в Аммане
Руины храма Геркулеса в Аммане

Амман, конечно, гордо заявляет, что это один из стариннейших городов мира, но древностей здесь сохранилось не так уж и много, вот фактически две вышеперечисленных. Как те пострелы поспели везде, в том числе, как упомянул ранее, заглянули в Мадабу и на Гору Небо, вечером спокойно сдали машину и с запасом времени прибыли в аэропорт, чтобы успеть заглянуть в лондж, перед дальней дорогой.

Вильнюс и затем Минск встретили нас снегом, легкой метелью и температурой минус 5 (сюда бы тот смайлик со слезами вставить, было бы самое то). Сказка кончилась…

Дороги.

Если посмотреть на карту видно, что на юг, по направлению к Акабе ведут 3 дороги:

вдоль Мертвого моря и границы с Израилем № 65. Двухполоска, с вполне приличным покрытием,

4
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

широкой обочиной, не очень интенсивным попутным и встречным движением, небольшим количеством населенных пунктов, с видами на Израиль с одной стороны и на гористую пустыню с другой.

1 из 5

По комфорту езды понравилась больше всех. Именно по ней мы и возвращались в Амман в конце нашего путешествия;

— восточнее неё, от Мадабы через исторические Эль-Карак и Шобак прямо в Петру пролегает трасса № 35. Это так называемая «Королевская дорога» — один из древнейших караванных путей, ныне превратившийся в автомобильную дорогу.

4
Работают всё-таки люди, парников по всей стране хватает
Работают всё-таки люди, парников по всей стране хватает

Сейчас понимаю, что мы допустили небольшой промах — направляясь в Петру решили выйти на «Королевскую дорогу» от Мертвого моря, минуя термальные источники. Рельеф местности там уже вполне горный, дороги узковатые

6
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

и на фоне решительного подъема наверх, на высоту до 2000 м, серпантины порой очень даже «веселые»…

1 из 3
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))
14

Вот тут-то я искренне и порадовался нашей «Микре» с автоматом, вспоминая дорогу к Маске на Тенерифе, не очень-то сильный движок того Сеата «Ибица» да еще и с механической коробкой. «Микра» держалась очень уверенно, пусть и кряхтя и постанывая немного от своей старательности и моей ноги на педали газа, но тащила и тащила нас наверх через все повороты. На спусках надежно проявили себя еще и ее тормоза, правда, я все равно включал переодически и пониженную передачу,

4
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

строго как рекомендуется этой табличкой:))) Так что, если кто-то последует нашему примеру, будьте внимательны и готовы!

1 из 4

Зато, взобравшись на плато можно от всей души полюбоваться видами пустыни, согласитесь, есть в ней тоже своя суровая красота и необычность!

7
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Трасса тоже двухполосная, но дорожное полотно часто разбито, проходит через множество населенных пунктов,

2
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

причем насквозь, по самому центру, кипящему жизнью и бурной деятельностью местных водил и отчаянных пешеходов, уверенно опирающихся о твой капот или крыло при переходе улиц в любом, удобном для них месте.

К тому же там особенно много пресловутых «спящих полицейских», причем достаточно жирных, валяющихся поперек дороги в самых неожиданных местах и часто вообще без предупреждения, черт побери!

2
Очень часто предупреждающие знаки отсутствуют, по темноте можно догадаться по блёсткам катафотов
Очень часто предупреждающие знаки отсутствуют, по темноте можно догадаться по блёсткам катафотов

Нет, предупреждения об этом иногда встречаются, я вот даже успел их заснять в некоторых местах…

1 из 2

Однако, категорически заявляю — эти «искусственные неровности» (чтоб им пусто было!) раскиданы в Иордании где угодно и как угодно и могут повстречаться даже казалось бы на совсем уже скоростных участках или на любой улице населенных пунктов.

2
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Хорошо что машина чужая, да тормоза нормальные, поскольку чисто инстинктивно, увидев перед собой этого гада, ты как нормальный водитель принимаешь самые энергичные меры по защите подвески машины. Бдите люди и будем вам счастье!

Закономерно, что 35-я дорога утомила реально. Каких-то исторических пунктов типа старинных караван-сараев, древнеримских блокпостов на ней мы не заметили и после Карака, когда начало темнеть, я решительно свернул на третью дорогу в Акабу

- скоростное шоссе № 15, его еще называют «Шоссе пустыни».

Действительно это шоссе, с широкой разделительной, регулярным наличием приличных заправок, мест отдыха, но и с весьма интенсивным движением грузовиков и автобусов.

1 из 4

Езда по ней скучная и однообразная, как и по любому скоростному шоссе. Особых красот вокруг не увидишь, разве что пустыню

8
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Несомненно, передвигаться по ней значительно быстрее, а расстояние между Амманом и Акабой увеличивается незначительно. В темное время автобусы и даже грузовики прутся на дикой скорости, значительно превышающей разрешенные 110 кмч и подсвечивая в затылок отдельным несознательным, вовремя не устающим им левую полосу. Меня это, если честно, немного раздражает…

Обобщенно замечу, что в целом дорожная инфраструктура сделана добротно. Радуют развязки, в том числе и кольцевые, наличие полос разгона при выезде на дорогу, крепкие отбойники, отсутствие на полотне ям и выбоин в подавляющем большинстве случаев, защита горных дорог от обвалов и селей.

1 из 2

Пусть это всё несколько отличается по своему качеству от европейских стандартов, тем не менее вызывает доверие.

На дорогах в основном присутствует разметка, хотя иногда она очень малозаметная.

3
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

В городах же ее почти не видно.

2
В городе разметка не нужна
В городе разметка не нужна

Знаки и указатели тем не менее весьма разнообразны и достаточно информативны.

1 из 5

Надо отдать должное.

Ограничения скорости: в населенных пунктах 60, на многих участках 80, за городом 90 и на шоссе 110 кмч. Знаки на эту тему установлены заботливы и повсеместно.

2
Смысл ставить два знака рядом, когда можно всё изобразить на одном.
Смысл ставить два знака рядом, когда можно всё изобразить на одном.

Максимум пару раз и то в пригородах Аммана увидел дорожную камеру с предупреждающим, кстати, знаком. Уж и не знаю работали они или нет, поскольку местные не обращали на них абсолютно никакого внимания.

Цена на топливо фиксирована по всей стране. Я не церемонился и в «Микру» заливал 90-й бензин, разница с 95-м всё-таки чувствительная. Только один раз у меня настойчиво просили кэш на АЗС, в ответ я отъехал от колонки, встал рядом, демонстративно достал телефон и стал в навигаторе искать следующую заправку, минут через 5 работник вернулся ко мне с переносным терминальчиком. Во всех остальных случаях без проблем брали карту.

1 из 2
Хорошо видны цены на топливо

Заправок в общем-то хватает почти повсеместно, ну, разве что на горном участке между Мертвым морем и 35-й как-то их было не видно, но там максимум 50 км, в пределах этого расстояния и по собственным ощущениям, и по данным навигатора, всегда что-то найдется.

Добавлю для разнообразия еще несколько характерных картинок-зарисовок иорданских дорог

1 из 5

Еще скажу, что буквально очень угнетает огромное количество всевозможного мусора на обочинах (даже на пляжах!), в т. ч. в населенных пунктах. Такого я не видел нигде и никогда. Ни в Китае, ни в Таджикистане, ни в Малайзии. Это самое неприятное ощущение от страны!

Дорожная полиция заметна и присутствует на загородных участках в основном вот как на снимке ниже,

2
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

стоя на обочине и не особенно скрываясь, по темноте подсвечивая себя красно-синей «люстрой» на крыше. Как понимаю, в одних и тех же местах, порой оборудованных навесом (даже в городах на улицах видел подобные площадки). Часто с радаром в руках у старательного сотрудника. Как пишут в различных отзывах штрафы за превышение скорости в Иордании весьма серьезные, совсем не гуманные. Я в целом скоростного режима старался придерживаться, на себе данное обстоятельство не ощутил, поэтому простите, информации не имею и весьма рекомендую последовать моему примеру, на себе это положение не проверять.

3
Явно пограничный пост вблизи границы с Израилем...
Явно пограничный пост вблизи границы с Израилем...

В отдельных местах, особенно на административных границах провинций видны стационарные посты полиции (широко было распространено раньше и в наших краях). В большинстве случаев они уже демонтированы, однако кое-где, например, в районе туристического «хаба» Мертвого моря сохранились. На въезде же в особую экономическую зону «Акаба» эти сооружения вполне напоминают пункт пропуска через границу — несколько полос движения, отдельно для легковых и грузовых машин, через кабинки и шлагбаумы, легкий БТР в сторонке, проверка документов. Останавливали там и нас, но с одним и тем же вопросом: «What are You from?» (повсеместный, кстати, вопрос от местных жителей), услышав ответ, полицейский махал рукой, мол, счастливого пути. Документы не посмотрели ни разу.

Как-то ночью где-то в районе Аммана, полиция тормозила всех подряд и нас в том числе, полицейский подошел поближе, видимо, увидев не только номер с зеленой полосой, но и наши физиономии, тут же показал «проезжай». Заметно, что полиция старается создать минимум проблем для иностранных туристов.

Езда и ездоки. Местные водители на загородных трассах гоняют на своих «фермерских» Тойтах-Тундрах (этих и иных подобных там видимо-невидимо) как угорелые и часто сплошная линия разметки, хоть одинарная, хоть двойная, закрытый поворот или возвышение впереди перед обгоном и выходом на встречку, не вызывает у них никаких эмоций. В темное время суток в самые первые дни я всё удивлялся, вроде встречный на ближнем едет, но что ж он такой яркий? Обычный водительский навык подсказывает, что надо отвести взгляд на свою правую обочину, чтобы не слепить глаза, однако это толком не помогает. Похоже, что они ставят себе в фары галогенки не на привычные у нас 55 W, а помощнее. Кроме того, со спокойной совестью едут хоть на тебя, хоть за тобой на дальнем свете. Не люблю такой подход к вождению, обычно сам для таких включал дальний, визави переключались, но, откровенно говоря, не всегда.

2
Грязно повсеместно, что в городах, что за городом повсеместно кучи мусора
Грязно повсеместно, что в городах, что за городом повсеместно кучи мусора

Езда в городах, прежде всего в Аммане, расположенном на 7 холмах, тем более в центральной и восточной части с их переплетением узких, извилистых улиц и улочек, то поднимающихся вверх под немыслимым градусом, то опускающихся резко вниз, да еще и с закрытыми поворотами — это нечто! На счастье встречаются светофоры, к тому же работающие и на них даже обращают внимание! Разметка, как сообщал, практически отсутствует, да и нужды в ней явно никто не испытывает. Вообще, особенно по началу немного удивляет отношение водителей друг к другу, точнее очень напрягает. Дело в том, что в общении где угодно иорданцы, как и описывают все побывашие там, открыты, дружелюбны, обходительны, хоть несколько слов и фраз по-английски знают и наровят с тобой пообщаться. Вроде нет никаких проблем. Однако за рулем они становятся совсем другими. Глубоко наплевать на окружающих рядом, тут еду я — посторонись. Подрезать, уйти со второго ряда на первый у тебя под носом, остановиться посреди перекрестка так как ему удобнее, естественно перекрывая тебе возможность проезда, чтобы высадить кого-то или наоборот посадить к себе или перекинуться парой фраз со знакомым — это нормально и обыденно. Не включать поворотники — правило, не дать тебе возможности перестроиться или выехать с второстепенной даже направо — буднично и банально. Малазийские водители, которых сами местные ласково охарактиризовали термином «крейзи» :))) на этом фоне почти как немецкие для нас.

На счастье практически не видел мотоциклистов и велосипедистов, только машины, видимо для араба неприлично передвигаться на таких транспортных средствах. Иначе на улицах был бы полный хаос…

А ездить как-то надо. Тут, как мне кажется, 2 варианта поведения:

1) брать такси и завязывать себе глаза, на крайний случай смотреть только вправо на дома и тротуары и не поворачивать голову вообще;

2) быть за рулем как все. В смысле если поток преодолеть нельзя, надо в него влиться. Вот этот вариант я и выбрал. Правда, иногда по слабости характера поддавался привычке — кого-то пропускал при перестроениях или поворотах, просто где-то не мешал. Надо отдать должное, тем или иным способом (не короткой аварийкой, такого у них не заметил) мне всегда выражали благодарность. Женушка, конечно, часто охала, когда я решительно вклинивался в полуметровый разрыв между машинами или не оглядываясь выезжал на поворот, пришлось порекомендовать ей использовать вариант № 1.

В то же время, объективности ради скажу, что ни разу за всё это время нигде не видел даже следов ДТП, как это у них получается, не знаю, но факт остается фактом. Как ни удивительно машину сдали целой и невредимой. Уже когда ехали на ней в аэропорт разговорились с везущим нас менеджером рентной конторы, он рассказал пару историй про инциденты с их мащинами. Кто-то не успел выехать со площадки компании, на глазах всего офиса столкнулся, на счастье легонько с грузовичком. Кто-то уронил машину с высокого кювета. Еще рассказал, что недавно произошла трагедия с французской семьей, когда женщина за рулем ушла в лобовую, погибла сама, ее муж оказался в больнице с тяжелыми травмами, двое детей, на счастье, пострадали мало. Еще одна проблема, что местная полиция признала виновными в этой аварии обоих водителей. Будучи за рулем прокатного авто в чужой стране следует быть предельно внимательным, такое отношение полиции к иностранцам может иметь место где угодно и в Европе тоже, примеров хватает.

Завершая многобуквенный пламенный спич, хочу пожелать всем, кто сядет за руль прокатной машины в Иордании смотреть на жизнь веселей и со здоровой долей оптимизма. Заверяю, при таком подходе все трудности преодолимы! В этой стране много интересного и познавательного, а опыт — друг ошибок трудных, всегда полезен.

17
Крепче за баранку держись шофер. В Иордании это весьма актуально:)))

Крепче за баранку держись друг-шофер! Хороших путешествий, друзья.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии