Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был сегодня 0:28
Лучший материал
месяца
недели

Калининград — Россия Апрель 2022
Остров Канта

«Здесь Петра Великого впервые одолела мечта о Санкт-Петербурге»

Калининград — это город двух миров, двух разных эпох. Всю свою жизнь он был немецким: жил немецкими традициями и законами. Всё изменилось, когда после Второй Мировой войны, согласно разделу территорий, он стал русским городом. И кёнигсбергская самобытность приобрела русский окрас. Поехали…

…Это была необычная поездка из всех поездок по стране. Необычность заключалась в том, что я на недельную поездку забронировал три разных отеля в трёх разных районах города. Если приводить старые названия (а мне в Калининграде хочется разглядеть и Кёнигсберг тоже), то это — Ластади, Хаберберг и Хуфен. Весьма важно будет подметить на полях этого рассказа, что мои наблюдения за людьми в интернет-сообществах Калининграда подтвердили мои догадки, что калининградцы делятся на «патриотов», которые не приемлют старые немецкие названия категорически, и на адекватных, которые понимают, что история этих мест начинается не в 1945 году. Вторых значительно больше.

Первый упомянутый мной район — это Музей мирового океана, кораблики, близость острова Канта. Второй — это тот же остров Канта, Рыбная деревня и близость железнодорожного и автовокзала (машину мы в прокат не брали, т. к. мне надо было везде дегустировать местное пиво). Третий — это близость к району Амалиенау и к интересующим нас двум музеям. В принципе такой подход оправдал себя — мы меньше тратили время на всевозможные переезды до нужного места и больше имели возможность изучать город пешком.

Königград

Но путешествие, как водится, началось ещё в Москве, когда вдруг об окончании своей деятельности в России заявил Booking.com, а Евросоюз закрыл небо. В итоге с жильём мы передоговаривались напрямую, получив при этом скидку 15%. А самолёты авиакомпании перенаправили через нейтральные воды, оставив цены на перелёт прежними. Это даже было интереснее — самолёт летит до Ленинградской области, затем сворачивает на запад и летит над морем между Скандинавией и Прибалтикой. Потом поворачивает на юг и, пролетев над Куршской косой, садится в Храброво. Этот полёт можно считать бонусом ко всей поездке!

Königград

Итак, прибыв в аэропорт, мы взяли такси и уже минут через сорок были на месте. Нашим первым пристанищем стал корабль «Витязь», каюты которого сдаются туристам. Это необычный аттракцион — не скажу, что это есть очень хорошо. Пользуясь молодёжным сленгом — просто по приколу. Комфорта минимум: кровать неудобная из-за высоких бортиков (хотя матрасы неплохие), маленькая площадь каюты (около 6 кв.м.), гальюн по коридору (хотя и чистый), душевая тоже отдельно на этаже, тесный камбуз имеется (с телевизором и холодильником). Всё это усугубляло то, что наверху циклевали палубу (было шумно, а переборки на корабле, знаете ли, совсем тонкие) и к началу сезона красили всё металлическое (вонь стояла по всей округе).

Для детей место превосходное, а для тех, кому 60+ как-то не очень.

Что даёт возможность заселения на корабль «Витязь»? Это — бесплатное посещение корабельного музея (кроме понедельника), возможность уходить и приходить на корабль в любое время суток (по звонку вахтёр всегда впустит) и возможность заходить на открытые пространства там, где висит табличка «Посторонним вход воспрещён» (только в то время, когда доступ посетителям по билетам закрыт). Чем мы и не преминули воспользоваться.

Königград

Ещё порадовала сакура, которая распустилась точно к нашему приезду. По данным моей разведки сакура в Калининграде растёт в четырёх местах: у «Витязя», в Ботаническом саду, в сквере у Южного вокзала и возле гостиницы «Radisson». Цветёт в конце апреля — начале мая.

К слову о весне. Калининград — цветущий город. Я не знаю другого подобного города в России. Весна — это хорошее время для визита в Калининград. За погодой перед поездкой я следил. В этом году в конце марта в отдельные дни было уже до +20. Но в начале апреля атлантический циклон принёс непогоду, шторма и похолодание до +7 и притормозил весну. Мы приехали к набухшим почкам, а когда уезжали — на деревьях появились первые листочки. Некоторые кустарники уже цвели. Но если сравнивать, например, с Москвой, то в этом году весна пришла в Калининград раньше недели на две-три.

На другой день мы заселились в апартаменты в районе Хаберберг. Если они будут предлагаться на каком-нибудь сайте, то, скорее всего, могут называться — «Квартира в самом узком доме» (Большая Песочная ул., дом 3). Узкое место в этом доме — это один из торцов (метра полтора шириной). Если смотреть на него сверху, то дом имеет форму утюга. Хорошее добротное немецкое здание начала XX века с деревянными полами и деревянной же лестницей в подъезде. Сама квартира просторная и уютная, на кухне есть кофемашина.

Этот дом находится рядом с Домиком Смотрителя (ул. Багратиона, 4). Крошечный и волшебный замок. Туда мы сразу и пошли. Домик Смотрителя был построен для обслуживания подъемных механизмов Высокого моста и служил как техническое сооружение.

Königград

Сейчас это милейшее и уютнейшее место с душевной атмосферой. Влюбляет в себя с первого взгляда, как снаружи, так и внутри. Хочется просто притормозить, посидеть в уютном креслице, полакомиться марципановыми вкусняшками и выпить чашечку кофе, который здесь варят просто изумительный. В этом домике разместилась прекрасная экспозиция частной коллекции открыток Старого Кёнигсберга, принадлежащая собственнику здания — Михаилу Попову, по совместительству генеральному директору марципановой фабрики (если хотите — наоборот).

Старый Кёнигсберг прекрасен! Рассматривать его на открытках сплошное удовольствие! Открытки представлены как на стендах, так и в лежащих рядом альбомах. Собраны они из частных коллекций, найдены на чердаках, приобретены на рынках и аукционах.

Königград

Приятно, что можно купить понравившуюся открытку (из современных, стилизованных под ретро) и отправить на любой адрес. Это я и сделал, написав и отправив открытку самому себе.

Königград

От нашего нового места проживания до острова Канта 15–20 минут неспешным шагом. При этом можно пройти или только через Эстакадный мост, второй вариант — через Высокий и Медовый мосты, третий — через Юбилейный и Медовый. Это я к чему? Когда-то средневековые города Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф (объединившиеся потом в единый Кёнигсберг) соединялись между собой семью мостами. Жители терпеть не могли зря топтать свои башмаки и задались вопросом — можно ли пройти по всем мостам не проходя ни по одному из них дважды и вернуться в исходную точку? На помощь жителям пришёл великий математик Леонард Эйлер, создав целое направление в науке — комбинаторику. Эйлер получил отрицательный ответ из-за нечётности мостов и количества областей, куда они ведут. Война по-своему решила задачу Эйлера, уничтожив из семи мостов четыре.

Уничтожила она и всю застройку на острове Канта, оставив нам только Кафедральный собор. Да и тот мог бы быть уничтожен. Собор не снесли только потому, что у его стен в сооружении, выполненном в виде открытого колонного зала, пристроенного к собору, был похоронен Иммануил Кант. Внутри зала стоит каменный гроб, который, по сути дела, является кенотафом.

Königград

Никаких сомнений — Кант является самым известнейшим человеком когда-либо родившимся в Кёнигсберге. Кант — автор «Критики чистого разума», фундаментальной философской работы, оказавшей влияние на дальнейшее развитие мировой философии. Много в его работах непонятного и трудно постижимого. Начинаешь его читать, с надеждой раздвинуть стены собственного сознания, и понимаешь, что они несущие. Но многие слышали его изречения о жизни и нравственности, даже не осознавая их авторства:

«Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает»

«В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям»

«Женщины даже мужской пол делают более утончённым»

«Счастье есть идеал не разума, а воображения»

«Чем больше привычек, тем меньше свободы»

Кант интересен не только как философ, а просто как человек. Интересна его биография и образ жизни. Он удивительным образом построил свою жизнь и прославился своей пунктуальностью на весь Кёнигсберг. По нему жители города сверяли свои часы. Кант обладал талантом собирать вокруг себя талантливых и увлечённых людей. Кант никогда не обедал в одиночестве, он приглашал гостей из разных слоёв общества, чтобы исключить односторонности взглядов на различные аспекты жизни.

Königград

В историю вошли так называемые «обеды у Канта». В репертуаре московского театра имени В. В. Маяковского есть спектакль под названием «Кант», где весь сюжет построен на таком «обеде». Если посмотреть спектакль перед поездкой, то «встреча с Кантом» в Кёнигсберге-Калининграде пройдёт в тёплой дружественной атмосфере. Он будет более понятен.

В Кафедральном соборе находится музей Канта, довольно интересный. Сейчас идёт подготовка к 300-летнему юбилею философа, который будет отмечаться в апреле 2024 года. Уже сейчас с ним можно пообщаться на его любимые темы. В музее при помощи искусственного интеллекта Кант представлен в образе виртуального собеседника. Разработчики программы планируют «расширить кругозор» мыслителя.

А на кроне дерева со стороны Медового моста в тёмное время суток проецируют световую инсталляцию в виде головы Канта (каждый день на десять минут в 21:00, 22:00 и 23:00).

Благодарю Олега Букина (г. Калининград) за фотографию.

Другой важной достопримечательностью Кафедрального собора является его орган. Можно просто придти только на органный или симфонический концерт. А можно взять экскурсию по Кафедральному собору, которая тоже заканчивается часовым концертом. Экскурсия хороша тем, что на ней есть возможность посетить заалтарную часть, которая обычно закрыта для посетителей. Там хоронили самых именитых представителей власти.

Königград

Органный комплекс Кафедрального собора состоит из двух органов, соединённых между собой оптоволокном. У органиста есть возможность, сидя за одним органом, при помощи современных технологий использовать второй одновременно (!). Как это осуществляется я, честно говоря, не понял.

Большой орган

Экскурсовод сказал мне «по секрету», что для лучшего восприятия надо садиться так, чтобы расстояние до Большого органа было в три раза больше, чем до Малого. Я сначала подумал, что это шутка. Но нет, иногда к звукам основного органа «приходил» второстепенный звук со стороны алтаря. Словом, это было волшебно! На видео этого не понять, но звучит это примерно так (за органом титулярный органист собора Евгений Авраменко).

Орган Кафедрального собора в Калининграде

Остров Канта, как мы видим его на старых открытках, был очень плотно застроен. Не мудрено, что при ковровой бомбардировке от него ничего не должно было остаться. Сейчас на нём из строений только восстановленный Кафедральный собор. А остальная территория засажена деревьями, в основном каштанами, которые и не думали к нашему приезду обзавестись первыми листочками. Здесь же парк скульптур, где наряду с безобидными животными на пьедесталах стоят также безобидные люди разных профессий, как известные, так и не очень. Особенно интересно ходить между ними в ночи — некоторые порой выглядят таинственно и даже зловеще (уберите маленьких детей от экранов). Они подсвечены и отбрасывают длинные жуткие тени. Тень будет и от вас, что будет придавать налёт таинственности и тревоги. Погуляйте там поздним вечером перед сном в одиночестве. Вам понравится!

Также на острове Канта повсеместно стоят стенды с фотографиями и сопроводительным текстом, которые указывают на то, что было в этих местах, когда Калининград был ещё Кёнигсбергом.

Königград

Вплоть до апреля 1945 года на острове были живы стены дома, где во время посещения Великого Русского посольства в 1697 году в доме купца Нагеляйна останавливался царь Пётр Великий.

«Пётр и Меньшиков вылезли из дормеза, разминая ноги.
— А что, Алексашка, заведём когда-нибудь у себя такую жизнь?
— Не знаю, мин херц, — не скоро, пожалуй…
— Милая жизнь… Слышь, и собаки здесь лают без ярости… Парадиз… Вспомню Москву, — так бы сжёг её…
— Хлев, это верно.
— Сидят на старине, — жопа сгнила… Землю за тысячу лет пахать не научились. К Балтийскому морю нам надо пробиваться, вот что… И там бы город построить новый — истинный парадиз…" (Алексей Толстой. «Пётр Первый»)

Если верить Толстому, плотно работавшему с историческими источниками, именно здесь в Кёнигсберге Петра Великого впервые одолела мечта о Санкт-Петербурге.

Вернувшись с острова через Медовый мост, зашли в Рыбную деревню. Ну и что, что это новодел?! Смотрится со всех точек зрения великолепно! Безусловно, «деревня» стала местом притяжения туристов: здесь и на веранде ресторанчика можно посидеть, и выпить глинтвейна на скамеечке, отсюда отходят прогулочные катера по Преголе.

Königград

Мы же поднялись на смотровую площадку Маяка, откуда открывается прекрасный вид на Калининград, остров Канта и Кафедральный собор. Говорят, наверх ведут 222 ступени. Но я не считал — поверил на слово, цифра больно красивая.

Königград

На смотровой площадке — скульптура чайки, сидящей на яйце. Иногда верящие в приметы туристы оставляют монетки возле неё. У меня нет ни маечки туристеровской, ни флага. Зато я взял с собой, на удачу, ту самую прусскую монетку чеканки 1772 года, которую я неожиданно нашёл несколько лет тому назад в земле на своём садовом участке в Подмосковье. Об этом я уже рассказывал в своём блоге в статье «Нашёл MONETу» . Монетка вернулась на свою историческую Родину, немного погостить…

Königград

Чем ещё было удачным местоположение наших апартаментов, так это тем, что можно было встречать рассветы и провожать закаты в самом красивом малозастроенном районе Калининграда — на острове Канта. Тут ещё и подняться повыше можно — на Эстакадный мост. Но однажды, выйдя в пять утра на улицу, я солнца не обнаружил. Был сильнейший туман, который позволил мне сделать самые любимые мною фотографии из этой поездки.

Königград

Проживая в районе Хаберберг и пользуясь близостью Южного железнодорожного вокзала и автовокзала, мы осуществили однодневные выезды в Балтийск, Зеленоградск, Светлогорск и Черняховск, а также посетили два замка — Инстербург и Георгенбург.

Königград

Конечно, полюбовались там Балтийскими закатами. Они прекрасны и романтичны. Это целый театр, который достоин аплодисментов. Люди на берегу даже хлопали в ладоши, как тогда на горе Моисея в Египте.

Закат над Балтикой

Königград

Закаты не признают суеты. Они мудры и спокойны...

… А затем мы переехали в Хуфен, в Гостевой дом «Старый Дворик» (Советский пр-т, дом 63). Этот уютный двухэтажный мини-отель на девять номеров стилизован под рыцарский замок. В цокольном этаже имеется общая кухня и гостиная.

Комната большая, а ванная до безобразия большая!

Бронировал напрямую, по телефону, без предоплаты. И нам неслыханно повезло — в эти трое суток, что мы там жили, у нас не было соседей. По такому случаю администраторы, полностью доверяя нам, на ночь уходили, оставляя нам ключ от входной двери. Мы были совершенно одни, и все общественные зоны были в нашем полном распоряжении! Гуляй, братва!

И мы гуляли…

Нашли всех Хомлинов!

Königград

Прошлись по главной улице Хуфена — Аллее Луизы (ныне Комсомольская улица).

Посетили областной драматический театр.

Нагулялись по Амалиенау.

Прокатились на Пятёрочке. Это единственно оставшийся маршрут в городе, проходит через главные достопримечательности. Поговаривают, что хотят теперь и Троечку вернуть.

Увидели ночной город.

И, конечно же, посетили два необычных музея: «Альтес Хаус» и «Дом китобоя». Они обязательно должны войти в программу посещения для того, чтобы лучше понять атмосферу Калининграда.

Музей-квартира Альтес Хаус (Altes Haus) (ул. Красная, 11) пользуется неслыханной популярностью, и билеты туда я покупал ещё в Москве накануне вылета на фиксированное время.

Königград

Экскурсии проводятся каждый час. Группы собираются на месте. в ожидании своего сеанса можно посидеть в кафе «Gustav Grossman» при музее.

Краеведческие исследования показали, что в квартире, которую сейчас занимает музей, более ста лет тому назад жил немецкий торговец Густав Гроссман. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры и всё пространство квартиры (а она совсем небольшая) наполнено подлинными предметами той эпохи, найденными на старых чердаках, купленные на блошиных рынках и европейских аукционах.

Königград

Девушка-экскурсовод, одетая в соответствии с той эпохой (только антиковидная маска на её лице возвращала нас в реальность), провела нас по всем помещениям квартиры. Сначала мы оказались в гостинной, объединённой с кабинетом хозяина дома. Массивная антикварная мебель, посуда со столовыми приборами, картины и прочие предметы украшения интерьера.

В «мужской половине»: рабочий стол, диван, кофейный столик.

Затем переходим в спальню: женский гардероб, косметика и прочие женские штучки.

На кухне большое количество различной кухонной утвари: кастрюли, сковородки, кофеварка, посуда и прочие мелочи.

Заглянули и в уборную. Здесь всё как в современных квартирах: ванная, унитаз и умывальник. За сто лет мало что изменились.

Königград

Самое интересное и приятное, что все вещи можно брать в руки и крутить-вертеть ими с целью изучения. Дело в том, что о назначении некоторых вещиц сразу сложно догадаться (только с помощью экскурсовода). Собственно, вещи и подобраны таким образом, что посетителю приходится изрядно поломать голову, чтобы догадаться для чего это надо. Как рассказала экскурсовод — утраты бывают, некоторые нечестные туристы «забывают» вернуть вещицу на место и оставляют себе на память. А некоторые, наоборот, дарят их музею.

Музей «Дом китобоя» (просп. Мира 9/11) другого рода — здесь погружаешься в атмосферу молодого советского города Калининграда.

Представлена коммунальная квартира 60-х гг. прошлого века, где проживали две семьи, в одной из которых жил капитан китобойного судна. В то время профессия китобоя в Калининграде, была самой романтичной и загадочной. Ну, и героической, конечно. А его сосед по коммуналке был… фарцовщиком — «рыцарем запрещёнки». Комнаты коммуналки с избытком наполнены вещами той эпохи.

Но, самое интересное — это как технически всё это обыграно. Женщина-экскурсовод только заводит в первую комнату и «проводит инструктаж» на тему — «как всем этим пользоваться». Затем она уходит, и вы остаётесь с эпохой один на один. В каждой комнате, в момент, когда вы туда заходите, начинает работать аудиогид (только это не наушники, а «голос за кадром», раздающийся по всей комнате). Сосед-фарцовщик рассказывает свою историю, а вы в это время можете повертеть в руках диск запрещённой в СССР рок-группы или подержать в руках бутылку заморского напитка, о котором тогда и не слыхивали. Затем капитан-китобой ведёт свой рассказ, а вы рассматриваете вещи, привезённые им из-за границы. Потом, дело доходит до рассказа детей, которые не выделялись особо на фоне остальных, но имели доступ к жвачке и настоящим джинсам. Но самый интересный и трогательный фильм показывают на экране в последней комнате — это воспоминания жены капитана-китобоя.

Музей по своему интересный, аналогов ему (имею ввиду техническую сторону дела) я не знаю. Надо отметить то, что оба эти музея «Альтес Хаус» и ««Дом китобоя» входят в состав калининградского «Музея городской жизни». Объединённые общей идеей, они каждый по своему исследуют разные аспекты истории и культуры 39-го региона (или как его ещё называют — «тридевятого царства»). В «Доме китобоя» туристов ждёт необычный аудиоспектакль, основанный на воспоминаниях горожан о советской эпохе, а в «Музее-квартире Altes Haus» — знакомство с убранством квартиры XIX века.

Браво организаторам выставок за идею и воплощение! Браво!

Мой рассказ был бы неполным, если бы я не рассказал о калининградских специалитетах. Открываю меню — глаза разбегаются, и уходит рассудок! Это же всё попробовать надо! Позволю себе перечислить. А вдруг кому-то тоже пригодится? Может отменный гастротур получиться!

Königград

В первую очередь, это — мясные клопсы. Если верить историкам — любимое блюдо Имаануила Канта. Вкус блюда в ресторане значительно отличается от общепитовского.

Кёнигсбергский флек. Флек — это горячее блюдо, которое варится на основе говяжьего рубца с добавлением большого количества специй.

Журек, бигос, свиная шейка по-польски и многое другое из польской кухни.

Литовский борщ и цеппелины — картофельные клёцки с творожной или мясной начинкой. Соседство с Литвой повлияло на кулинарные предпочтения калининградцев не меньше, чем польские блюда.

Оленина. Такой деликатес, как мясо оленя, для Калининграда — очередное кулинарное достояние.

Немецкие колбаски. Так как длительное время территория нынешней Калининградской области находилась во владении Германии, не удивительно, что в основе кулинарных традиций обосновалась именно немецкая кухня.

Сыры. Особенно ценен сыр тильзитер, который начали производить в одноименном городе (ныне — г. Советск).

Пиво. Современным пивоварам удалось сохранить рецептуры настоящего немецкого пива, попробовать которое можно в многочисленных пивных барах, кафе и ресторанах.

Копченый угорь, жареная корюшка, вяленый лещ, строганина из пеламиды, колбаски и многое другое — все это идеально дополняет бокал холодного солодового напитка.

Три самых топовых (на мой взгляд) ресторана, где можно всё это отведать:

— Хмель пл. Победы 10

— Kaiser Wurst Гвардейский пр-т, за Администрацией округа

— Штайндамм 99 Житомирская ул. 22

Естественно, возникает вопрос — а что привезти в подарок себе и друзьям? Мы привезли шоколадные конфеты, марципан и бижутерию из янтаря.

Königград

Какой вывод я сделал из этой поездки? Калининградская область — интереснейший регион для собственных открытий. Он необычен и кардинально отличается от остальной Большой России. Его интересно исследовать. Достаточно найти какую-нибудь богом забытую кирху в глухом лесу, как возникает непреодолимое желание что-то узнать о ней. И это затягивает как в водоворот. Хочется увидеть больше и хочется узнать больше.

Многие спорят — Кёнигсберг или Калининград? Или может быть, вообще, Кантбург, как я предположил в одном из своих рассказов? Видимо, этот спор на долгие времена. Известно, что нынешнее нелепое название город получил отчасти случайно. И трудно себе даже представить, чтобы в преддверии 300-летия официального объединения трёх прусских городов Лёбенихт, Альтштадт и Кнайпхоф в единый Кёнигсберг обсуждалось бы возвращение городу исторического названия. Об этом недавно, упреждая всякие разговоры на эту тему, заявил молодой губернатор области. Всё-таки времена нынче сложные, противоречивые и неоднозначные.

Но чёрт дёрнул некоторые уважаемые организации провести масштабную акцию «Великие имена России» и присвоить сорока пяти аэропортам имена знаменитых соотечественников. В Калининграде борьба за новое имя получилась особенно острой и упорной. И даже скандальной! Кант сразу же захватил лидерство и ушёл в большой отрыв (всё-таки на сегодня это самый популярный «калининградец»). В середине голосования это заметили в Большой России. Депутат Госдумы от Татарстана, прикрываясь мнением ветеранов, заявил, что Кант, мол, не наш соотечественник, поэтому аэропорт его именем называться не может. Дискуссий не было, вы же сами помните. Было просто интернет-голосование. Мнение депутата распространили в интернете. Кто говорит, что в интернете не может быть пропаганды и манипуляций, она, мол, только в телевизоре? В результате победу одержала «весёлая императрица» Елизавета Петровна!

Königград

Кёнигсберг или Калининград? Я долго ломал голову в зале ожидания аэропорта — как бы мог называться рассказ, если бы у меня до него руки дошли? Подсказка сидела напротив: молодой человек расстегнул куртку и под ней показалась чёрная майка с большими белыми буквами — Königград

P. S.

Вернувшись домой, первым делом заглянул в почтовый ящик — а там меня уже ждала открытка, посланная мною же самому себе.

А вообще — приезжайте на кёнигсберщину! Народ — гостеприимный, история края — обалдеть не встать, расскажут и покажут ещё и не такое!

Это заключительный рассказ из нашего Янтарного Путешествия. Остальные можно найти здесь:

1. Про Хомлинов Хомлины — очень маленький и интересный народ с доброй душой и приятной наружностью.

2. Прогулка по Луизеналлее Прогулка по центральной улице Хуфена с архитектурным словариком в руках.

3. Город на дюне Один день в Светлогорске

4. Дальний Запад Балтийск. Дальний Запад, который не такой уж и дальний.

5. Под хвостом у Барклая Черняховск. Город, ждущий туристов.

6. Про замки Обзорно о замках Инстербург и Георгенбург. И не только…