Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был 17 апреля 23:10

Балтийск — Россия Апрель 2022
Западный форт

С сегодняшнего дня ввожу по всей территории России новое географическое понятие — Дальний Запад. Ну, если есть Дальний Восток, почему бы не быть и Дальнему Западу? Это для нас, жителей центральной России, всё, что далеко на востоке — Дальний Восток. А для жителей Владивостока Калининградская область очень даже Дальний Запад.

… От Калининграда до Балтийска 1 час 22 минуты пути. Ни больше, ни меньше. Автобусы ходят едва ли не каждые полчаса и допоздна, и добрую половину времени продираются через Калининградские пробки. Тем не менее, это самый удобный способ добраться до самого западного города России городским транспортом. Обратно мы ехали на маршрутке с очень неудобными сиденьями. Так что, автобус лучше. Раньше Балтийск был закрытым городом, затем стали пускать по предъявлении паспорта, а теперь уже и вовсе свободно.

Дальний Запад

Я могу ошибаться, могут быть и другие мнения, но моим ощущениям город достаточно запущенный и неблагоустроенный. Но нам там не жить, а посмотреть есть на что. В приоритете — крепость Пиллау, Балтийская коса и остатки немецкой архитектуры.

Первым делом я поинтересовался расписанием парома на косу и возможностью попасть в цитадель Пиллау, так как посетить её можно только в составе экскурсии. Она по прежнему принадлежит военной части, но сейчас какой-то переходный период по передаче её военно-морскому музею. Именно этот музей организовывает экскурсии, которые бывают в определённое время (в послеобеденный «тихий час»), но не каждый день. Требуется наличие российского паспорта. Его надо предъявить на входе дежурному.

Дальний Запад

В тот день все желающие смогли посетить крепость — были организованы две большие группы и выделено два экскурсовода. Нам досталась симпатичная, темпераментная и по хорошему боевая женщина по имени Юлия де Гроот, и это сразу подняло настроение — слушать её было интересно, смотреть на неё было приятно.

Она провела нас практически по всей территории (кроме казармы, где военные после обеда отдыхали), спустила в подземные помещения и подняла на стены крепости.

Стены крепости в плане имеют форму звезды, а если быть точнее, то звезды, отбрасывающей тень на рассвете, то бишь на северо-запад. Между пятью бастионами находятся ещё и шесть равелинов, но лишь три из них, обращённых к морю, имеют собственный ров, который и выглядит «тенью звезды». Но это если смотреть на него с высоты птичьего полёта. Но мы не птицы, а прямоходящие и разумные, поэтому, находясь внутри крепости, этого не ощутили.

Именно цитадель Пиллау является прообразом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, идею которой Пётр Первый подсмотрел во время своего Великого Посольства.

А заложили и построили эту крепость шведы. В результате прусско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией. В 1626 году король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с моря и вошёл в город. Город был захвачен за три часа. Скоро этой крепости будет 400 лет. Она имеет длинную историю. Что касается российской истории, то русские войска брали её дважды. В 1812 году французы успели занять цитадель в ходе Отечественной войны. Но через полгода подошли русские войска, и французы сдали крепость без боя. Не смотря на гарнизон в 2000 человек и множество орудий. За это русские генералы позволили уйти французам по льду.

К началу XX века форт хотя и был отреставрирован, но значительно устарел в военном отношении. И в стенах форта были построены казармы. После того, как крепость была перестроена и обрела свой нынешний облик, многие властители в разные времена использовали её не только как цитадель, но и в качестве денежного хранилища.

В конце второй мировой войны крепость была последним опорным пунктом гитлеровцев в Пруссии. Бои за крепость продолжались шесть дней. И, не смотря на ожесточённое сопротивление, бойцы 11-ой гвардейской армии водрузили красное знамя над немецкой цитаделью 26 апреля 1945 года. После войны крепость заняли две части красной армии: часть радиоэлектронного подавления и учебный центр подготовки военных водолазов. А также военные склады.

Про подземелья цитадели ходит очень много баек. И главная байка в том, что именно в цитадели начинается подземный ход до Балтийской косы. По другой байке в цитадели пять (или семь?) подземных этажей. Вот почему-то так. Пять или семь. Другие варианты не рассматриваются. Но входы в них замурованы, и их никто никогда не видел.

Дальний Запад

… Экскурсия начиналась в 13: 30, а мы приехали в начале одиннадцатого, и нам надо было чем-то себя занять. Решили сразу сходить по Морскому бульвару к северному молу.

Сначала увидели жанровую скульптуру «Жена моряка». Смотрит на море и всегда ждёт возвращение из похода кораблей. Рядом ДОТ (долговременная огневая точка) надёжно «врыта» в землю. Память о войне и победе советских людей. И таких сооружений несколько по всей береговой линии.

Дальний Запад

Чуть поодаль дальномерный пост для наведения береговой артиллерии. Фортификационных объектов в Балтийске много. Все поражают продуманностью и настроем на оборону от неприятеля, а также наплевательским отношение властей к подобному роду объектам. Сооружения с интересной военной историей, но все они разрушаются, вокруг них мусор. От того то и ощущается запущенность и не благоустроенность, вокруг всё замызганное и обветшалое. Это просто бьёт по глазам.

И совсем непонятно кто этим должен заниматься, то ли гражданские власти города, то ли военные, которые здесь на каждой улице, то ли ещё кто-то. Все же, и местные, и приезжие видят, что не так всё здесь должно быть. Разве, если прибраться в городе и провести мероприятия по благоустройству, обороноспособность страны пострадает?

Но не будем о грустном, а подойдём лучше к Елизаветинскому форту, где стоит памятник Елизавете Петровне в честь побед России. Эти земли были Прусской губернией Российской империи с 1758 по 1762 год. Но взошедший на престол после смерти Елизаветы придурочный Пётр III вернул все завоевания своему кумиру королю Пруссии Фридриху II. Вот и нет ему памятника. Вид на Балтику, на насыпной мол, ветер, крики чаек — что ещё нужно…

Дальний Запад

Мы всё-таки дошли до крайней точки северного мола. Весь мол был облеплен рыбаками. Я понаблюдал за одним. Он доставал одну рыбу за другой. То есть закидывал удочку и тут же вытаскивал её обратно с пойманной рыбой. Никакого ожидания подёргивания поплавка. Закинул — достал, закинул — достал. Вёдра быстро наполнялись. Через какое-то время жена принесла пустые вёдра, забрав полные. Рыбаков много не только на берегу, но и в море. Плохо разбираюсь в рыбе, но по разговорам понял, что в основном идёт салака. Теперь, когда я открываю банку со шпротами, почему-то вспоминаю этих рыбаков.

Вернулись обратно, к музею Балтийского флота, где продают билеты в крепость Пиллау и формируют группы. Сам музей, говорят, очень интересный, но нам не хватило на него времени. Рядом Кафедральный собор Балтийского флота. Находится в здании старой немецкой кирхи. Кирха была построена в городе Пиллау Восточной Пруссии в 1866 году.

Дальний Запад

Затем через площадь Балтийской Славы, которая в Пиллау называлась «Гроссер Маркт» (Большая торговая площадь), а с 1933 года была переименована в Адольф-Гитлер-Плац, и представляет собой большой плац для проведения парадов и торжественных мероприятий, мы вышли к Крепостному каналу, соединяющему аванпорт с крепостью Пиллау. Здесь же начинается Внутренняя гавань Балтийска, которая, как я понимаю, является закрытой для туристов территорией.

В аванпорту тоже можно увидеть множество различных судов: противолодочные корабли, катеры-торпедоловы, танкеры, суда размагничивания, буксиры, судна для контроля физических полей, самоходные нефтемусоросборщики, морские тральщики и множество других непонятного назначения.

Симпатичные кораблики. Суровые, но симпатичные. Даже можно сказать изящные и впечатляющие. Судя по внешнему виду, подавляющее большинство кораблей ещё советской постройки. Видели и боевой крейсер, который шустро проследовал мимо нас и скрылся в неизвестном направлении.

И среди всей этой мощи мирно плавают лебеди.

Дальний Запад

Отовсюду виден похожий на минарет Балтийский маяк. Свет маяка виден на расстоянии 16 морских миль. На маяке находится геодезическая марка с отметкой 2,855 метров над уровнем моря (как известно, у нас принята Балтийская система высот, но отсчёт ведётся от нуля Кронштадтского футштока).

Дальний Запад

Рядом находится памятник Петру I, который был воздвигнут в честь 300-летия Балтийского флота. Пётр Великий посещал Пиллау трижды и называл его «мой маленький Амстердам».

Здесь же гостиница «Золотой якорь». Иосиф Бродский оставил о ней отзыв в стихотворной форме:

В ганзейской гостинице «Якорь»,
где мухи садятся на сахар,
где боком в канале глубоком
эсминцы плывут мимо окон,

Я сиживал в обществе кружки,
глазея на мачты и пушки
и совесть свою от укора
спасая бутылкой Кагора.

Музыка гремела на танцах,
солдаты всходили на транспорт,
сгибая суконные бедра.
Маяк им подмигивал бодро.

И часто до боли в затылке
о сходстве его и бутылки
я думал, лишенный режимом
знакомства с его содержимым.

В восточную Пруссию въехав,
твой образ, в приспущенных веках,
из наших балтических топей
я ввез контрабандой, как опий.

И вечером, с миной печальной,
спускался я к стенке причальной
в компании мыслей проворных,
и ты выступала на волнах…

Это неоконченное стихотворение связано с поездкой автора в Балтийск, в командировку от журнала «Костёр», незадолго до начала преследований. В 1972 году автор дал название стихотворению — «Отрывок», поставил в конце многоточие и датировал по памяти: Пиллау, 1963.

Дальний Запад

В мае 2005 года в Балтийске на фасаде гостиницы «Золотой якорь» установлена памятная доска из белого мрамора, на которой высечено: «В этой гостинице в 1963 году останавливался будущий лауреат Нобелевской премии, поэт Иосиф Бродский».

В здании гостиницы имеется кафе «Жемчужина», где мы в полном одиночестве отужинали после посещение Балтийской косы…

…У Калининградской области, как у озорной девчонки Пеппилотты Виктуалии Рульгардины Крисминты Эфраимсдоттер Длинныйчулок, две длинные рыжие косички, растопыренные в разные стороны. Одна — Куршская, другая — Балтийская. Первую область делит с Литвой, вторую — с Польшей. Глядя на карту, складывается впечатление, будто бы задиристые Польша с Литвой дёргают за эти косички.

На Балтийскую косичку можно попасть на пароме. Что мы и сделали после прогулки по городу.

Дальний Запад

Паром ходит каждые два часа. Наш отходил в 16 часов. Мы посчитали, что четыре часа на Балтийской косе — это слишком долго, нам хватит и двух. Но, чтобы уложиться в эти пару часов и больше увидеть, мы всё-таки взяли в прокате велосипеды (от парома направо метров 100).

Первым делом поехали на Южный мол. Дорожка прекрасна и длинна (около километра). Отсюда хороший вид на побережье и косу.

Вернувшись обратно, сделали остановку у Западного Форта. Вернее, у того, что от него осталось. Величественно погибающее фортификационное сооружение, омываемое волнующейся Балтикой! Форт, побитый временем и забытый людьми.

Конечно же, мы доехали до бывшего германского военного аэродрома Нойтиф (Neutief). Он представлял собой комбинированную авиабазу для наземных и морских самолётов.

Дальний Запад

Всё что от него осталось — это ангары для стоянки и ремонта самолётов немецкой армии, а также две взлётно-посадочные полосы, расположенные под углом 45 градусов друг к другу.

А в гидрогавани Нойтиф, которая входила, как составная часть, в аэродромный комплекс, нашли останки катера, два «мёртвых» военных судна и остатки временного понтонного причала.

Покатавшись по косе в течение двух часов, возникло ощущение, что поучаствовали в съёмках очередного фильма Звягинцева.

Дальний Запад

И всё-таки. Балтийская коса — место атмосферное. Балтийская коса не для всех. Немного депрессивная, в ней нет курортного лоска. Она такая, как есть — всеми забытая, потерянная во времени. Ангары, взлётная полоса, ржавые корабли, море, чайки, дюны…