Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был 27 марта 8:27

Светлогорск — Россия Апрель 2022
Проводы дня.

Целую неделю быть в Калининграде и не съездить в Светлогорск, было бы не правильно. Вот мы и запланировали в один из дней такую поездку. На самом деле, когда хороший запас по времени, можно сыграть в ту или иную сторону, сдвинуть поездку на удобное время, подгадав её как тебе удобно. У нас было два условия: первое — день должен быть солнечным, и второе — в этот день обязательно должен быть органный концерт в зале «Макаров». И такой день случился.

Город на дюне

Накануне решили, что сначала пройдём всю набережную от канатки до Панорамы, затем поднимемся в город и погуляем там. Потом спустимся к Тихому озеру, затем снова поднимемся и сходим в органный зал. А вечером снова спустимся к морю, внимательно посмотрим за горизонт, на заходящее солнце, проводим день и снова поднимемся наверх, чтобы на последней электричке вернуться в Калининград. Вверх — вниз, вверх — вниз…

Светлогорск от других приморских городов Калининградской области отличает очень интересный рельеф: он стоит на высокой (более 40 метров) лесистой дюне, круто обрывающейся с одной стороны к Тихому озеру, а с другой — к морю. Возможно, именно поэтому здесь возник в 1820 году второй после Кранца восточно-прусский курорт. Красивый рельеф, сосны, открытое море — Раушен с самого начала развивался быстрее своего соседа.

В 1840 году его посетил после коронации Фридрих Вильгельм IV — лучшую рекламу для курорта по тем временам и представить себе сложно. Впоследствии тут отдыхали барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (натуралист и путешественник, уж он то толк в красивых местах знал), писатель и лауреат Нобелевской премии Томас Манн, немецкая художница, график, скульптор Кете Кольвиц и большое количество богатых людей из Пруссии, Швеции, России…

Из-за сложного холмистого рельефа в городке две станции: сквозная Раушен-Орт (т. е. по-нашему Раушен-Город, 1900 г.) в нижней части и тупиковая Раушен-Дюна (1906 г.) в верхней, ныне соответственно Светлогорск-1 и Светлогорск-2.

Город на дюне

Приехав на верхний — современный, стильный и достаточно оживлённый вокзал, мы обошли его, и сразу вышли к канатной дороге. Запрыгнули в яркую жёлтую кабинку и где-то на полпути поняли, что мы сели в тринадцатую.

Я вроде не суеверный, но сразу же вспомнилось, как в дни чемпионата Европы по футболу я часа полтора болтался в тринадцатой кабинке харьковской канатки, и чуть было не опоздал на матч. Она обесточилась и мы ждали, когда её отремонтируют, находясь на довольно приличной высоте. Здесь же до земли было рукой подать, можно было спрыгнуть, если что, чтобы время не терять:). Но не пришлось, мы благополучно спустились вниз и оказались на берегу моря.

Город на дюне

Променад уходил вправо, а мы пошли влево, на песчаный берег, где сделали несколько удачных кадров.

Море подействовало гипнотически и мы как-то сразу потеряли время и решили, что, если больше ничего в городе не увидим — ничего страшного, уже хорошо, можно просто весь день ходить по этим столбикам.

Город на дюне

Набережная Светлогорска — одна из достопримечательностей города. Она была построена в 1908 году. Несколько лет назад кто-то додумался разобрать старые немецкие волноломы, а может они сами развалились от старости, и в 2012 году в результате сильнейшего зимнего шторма набережная была разрушена. Новый ремонт, благоустройство, а местами и капитальное строительство началось в 2012 году и продолжается до сих пор.

Город на дюне

«Нимфа» в советской мозаичной оправе. Скульптура была отлита из бронзы в Георгенсвальде (ныне пос. Отрадное), в мастерской — ателье Германа Брахерта, стоявшей на территории дома, в котором скульптор с семьёй жил с 1933 по 1944 год. Кстати, сейчас там музей, от ж/д вокзала всего-то два с половиной километра. Установили «Нимфу» на променаде в 1938 году. Скульптура пережила тяжесть военного времени, а после войны и до настоящего времени стала украшением променада курорта Светлогорск.

В конце «прогулочной палубы» — солнечные часы (1974 г.) с очень красивой мозаикой работы художников Николая Фролова, Олега Атрощенко и Альберта Шестакова, диаметром 10 метров с 12 делениями со знаками Зодиака, в центре которых стрелка, ориентированная на Полярную звезду и расположенная под углом 55 градусов (широта Светлогорска). Говорят, очень точные. Интересный факт (сейчас удивитесь!), солнечные часы установлены в городе, где по статистике в среднем только ~111 дней в году солнечные. Другая треть — облачные, остальные — пасмурные.

Город на дюне

За часами лестница в верхний город. Имеет 265 ступеней.

Но мы поднялись на панорамном лифте, который открыли год назад. Отсюда сверху хорошо виден масштаб оставшихся строительных работ на набережной.

Лифт доставляет практически к зданию театра эстрады «Янтарь-Холл». Его начали строить в 2008 году и он постепенно превратился в долгострой. Но после ввода санкций в 2014 году и сложностей при проведении конкурса «Новая Волна» в Юрмале, началось бурное строительство сцены для проведения конкурса в Светлогорске, и уже летом 2015 года он открылся. Здесь проходят записи передачи «Голосящий КиВиН». Посмотрел афишу — много концертов, цены московские.

Город на дюне

Где-то читал, что идея передачи «Что? Где? Когда?» Владимиру Ворошилову пришла в голову именно в Светлогорске. Но это так, к слову.

Обойдя театр эстрады, мы сразу же пошли в центр города, чтобы увидеть визитную карточку Светлогорска — водонапорную башню. В советское время основным курортным районом Балтики было литовское и латвийское взморье, но Светлогорску повезло: на гигантской военной базе, которую представляла собой Калининградская область, появился Светлогорский Центральный Военный Санаторий Министерства Обороны, удержавший старый курорт на плаву. Ему водонапорная башня с водогрязелечебницей и принадлежит.

Город на дюне

Это красивое здание морской водогрязелечебницы (нем. Wasserturm Rauschen) высотой 25 м было возведено в 1900—1908 гг. по проекту архитектора Отто Вальтера Куккука.

Постройка в стиле национального романтизма стала доминантой и организующим элементом застройки верхней, «дюнной» части Раушена. Башня служила для снабжения Раушена водой, бравшейся из источников у Мельничного пруда (ныне озеро Тихое).

Восхитительное по красоте здание, а живописные ивы только дополняют это великолепие. В тёплое время года водонапорная башня сплошь увита плющом, что наряду с красной черепичной крышей придаёт ей особенно колоритный вид.

Город на дюне

В 1978 году башню украсили солнечные часы работы светлогорского художника и скульптора-монументалиста H. П. Фролова (автора солнечных часов на променаде). Под шлемовидной крышей башни располагается смотровая площадка для обзора города и окрестностей, но сейчас не обозришь — туристов не пускают.

Рядом на Центральной площади новодел с бутиками и офисами в старонемецком стиле фахверковых домов. На мой взгляд, совершенно прекрасный новодел.

Посмотрев на «открыточный» Светлогорск, мы пошли по путаным дорогам и тропинкам верхнего города.

Город на дюне

Здесь не найти двух домов, стоящих вплотную, а весь центр засажен старыми соснами, под сенью которых уживаются немецкие виллы, советские санатории и новые отели. Где-то на три четверти Верхний Раушен всё ещё немецкий, причём бросается в глаза обилие югендстиля. В старом немецком стиле построено ещё несколько современных зданий. Некоторые сделаны настолько удачно, что сразу и не сообразишь, новострой это или отреставрированный оригинал времён Восточной Пруссии.

Возьмём, к примеру, этот дом в стиле модерн. Красиво же! Раньше был общественный туалет (!), теперь надстроили второй этаж и сделали кафе.

Город на дюне
От городской застройки буквально в лесу я в диком восторге! Пьянящий приторный аромат сосен преследует на каждом шагу. Воздух вдохнул, и выдыхать не хочется.
Светлогорск или Зеленоградск? Зеленоградск или Светлогорск? Я уверен, что все, кто побывал в обоих городах, невольно их сравнивал. Если Зеленоградск сейчас — это курорт, то Светлогорск — прям курорт-курорт (этакий Баден-Баден). И если копнуть в прошлое: Кранц сто лет назад был всё-таки ещё городком, то Раушен уже представлял собой курорт в чистом виде. В чём главное преимущество Светлогорска — так это настоянный на соснах воздух. В Зеленоградске (в центре) такого нет.
Вообще, мне кажется, что когда Rauschen переименовывали в Светлогорск, а Cranz в Зеленоградск — то названия перепутали. Светлогорск настолько зелёный, а Зеленоградск настолько светлый! В своё время немцы засадили песчаные дюны различными деревьями и кустарниками, и город стал выглядеть так зелено, будто бы был создан внутри лесного массива.
Есть такое мнение, что Зеленоградск более «старосветский»: если хотите покоя — отдыхайте в Зеленоградске, а если движухи — в Светлогорске. А вы как считаете?

Дом сказочника Гофмана. Территория гостевого дома оформлена как музей героев уроженца Восточной Пруссии писателя, композитора и художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

На этой же территории находится макет средневекового Кёнигсберга образца 1520 года. Размер — 9×12 м. На макете находится более 2000 зданий.
Памятник самому Гофману. Скульптор изобразил обе противоречивые сущности Гофмана — скучного чиновника и безумного сказочника.
Город на дюне

Мы спустились по Карла Маркса вниз до Калининградского проспекта — транзитной дороги, части Приморского кольца, связывающего Калининград, Зеленоградск, Светлогорск и Балтийск. По совместительству проспект служит набережной Тихого озера, которое представляет собой ни что иное, как Мельничный пруд, заполненный в середине XIII века.

Первое упоминание о Светлогорске связано с рыбацким посёлком Русемотер на южном берегу Мельничного озера и относится к 1258 году, когда на земли пруссов пришел Тевтонский Орден. Орденские братья задали жизни посёлка новое направление: они перегородили ручей Катценбах, впадающий в озеро с восточной стороны, и установили на ручье мельницу. С этих пор озеро стало называться Мюлен-тайх (Мельничный пруд), а мельничное дело стало основным для жителей посёлка.

Город на дюне

На протяжении длительного времени водяная мельница была крупнейшей в Восточной Пруссии, неоднократно возобновлялась и перестраивалась, и была остановлена только в 1920-е годы.

Озеро Тихое можно обойти по периметру. Это займёт примерно полчаса (2 км.) Что можно увидеть по дороге? С западной стороны — лодочная станция, катамараны к вашим услугам. На юге — амфитеатр, городская скульптура, качели, смотровые площадки.

За Тихим озером (к югу от него) раскинулся большой и довольно живописный парк, который параллельно Калининградскому проспекту пересекает Богатырская аллея, ведущая к вокзалу Светлогорск-1.

Город на дюне

N.B.! Каждый день (кроме понедельника и вторника) смотритель озера Тихое Андреас, колоритный дедушка с большой седой бородой (в миру Андрей Васильевич), проводит пешеходную экскурсию. Начало в 14:30. Экскурсия длится полтора часа, и она совершенно бесплатная. Место встречи — смотровая площадка на пересечении улицы К.Маркса и Калининградского проспекта. Недалеко от немецкого здания пожарной части (начало XX века).

Ну что ж, труба зовёт! Вернее — оргАн. Нам снова надо подняться в «дюнную» часть Светлогорска. Можно это сделать по улице Гагарина. Она как раз приводит в органный зал «Макаров». Заодно можно посмотреть на дом с необычной скульптурой рыбака.

Город на дюне

В живописном парке, где на высоком берегу вековые сосны вторят морским мелодиям, на месте старой католической капеллы «Девы Марии, Звезды моря» расположилось удивительное сооружение традиционной архитектуры с фахверковыми элементами — органный зал «Макаров».

Реконструкцию здания католической капеллы «Дева Мария, Звезда моря» осуществил на собственные средства заслуженный деятель искусств России композитор А. А. Макаров. В здании был установлен орган, изготовленный немецкой фирмой «Hugo Mayer Orgelbau GmbH» (г. Саарбрюкен). Один год и три месяца понадобилось литовской фирме «Клайпедос рестаураторюс» для того, чтобы возродить здание к новой жизни. На стенах органного зала представлены фотографии, сделанные в течение реставрационных работ.
Сейчас здесь можно послушать классическую органную музыку.

Концерты проводятся три-четыре раза в неделю. Начало в 16:00, длительность — один час. Стоимость — 1000 рублей.

Акустика, на мой взгляд, великолепная. Зал небольшой. Если вы хотите прочувствовать бархатные низы, садиться лучше в последние ряды — придавливает капитально!

В тот день была программа «Вселенная Баха». Исполнитель — лауреат международных конкурсов титулярный органист Артём Хачатуров. Прозвучало около десяти композиций. На десерт — токката и фуга ре минор. Роскошно!

После окончания концерта, погуляв ещё немного по городу и поужинав в кафе (рекомендую Königsbäcker), мы снова спустились к морю, чтобы проводить солнце за горизонт…