Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был 21 апреля 22:38
Лучший материал
недели

Калининград — Россия Апрель 2022
Дедушка Карл на Медовом мосту

Всякий, кто ещё не был в Калининграде, а только туда собирается, знает про хомлинов.

Хомлины — это маленькие сказочные персонажи, кочующие вдоль побережья Балтийского моря в поисках своего дома. Считается, что они — мастера по янтарному делу. А чем ещё заниматься в янтарном крае! А пока они разбрелись по разным уголкам Калининграда, и незаметно от нас занимаются своими делами.

Согласно легенде хомлины были известны ещё со времён Самбии — исторической области Пруссии, ныне полностью расположенной на территории Калининградской области. Хомлины — очень маленький и интересный народ с доброй душой и приятной наружностью. Имеют размеры чуть меньше ладони взрослого человека, а их организм состоит целиком из бронзы.

Про Хомлинов
Семья современных милых человечков — это: дедушка Карл, бабушка Марта, папа Лео, мама Варвара, маленький Витя, малышка Уля и самый юный малыш Антон. Семь хомлинов — это уже семья. «Хоум» значит дом. Найти всех семерых — долг любого туриста. «Если ты не видел всех хомлинов, значит, ты не видел Калининграда», — гласит местная поговорка.

Их поиски довольно простое и увлекательное занятие. Они настолько популярны в городе, что места их обитания даже нанесены на яндекс-карты. Поэтому найти их не составляет никакого труда.

Если задастся целью, то их всех можно обойти за два часа. Но если ещё попутно осмотреть те места и музеи, возле которых они расположены, то дня не хватит.

В наши планы входили поиски хомлинов, но только не системно, а хаотично, в разные дни, в зависимости от нашего местонахождения в городе. Ведь планирование путешествия начинается ещё дома, расписывается всё по минутам. Любое отклонение от заранее обдуманного маршрута во время путешествия или отставание во времени — расстрел на месте!

В этой же статье я для удобства предлагаю самый короткий и оптимальный маршрут поиска хомлинов, а заодно кратко опишу, что можно увидеть рядом. А уже вам решать в какой последовательности вы с ними будете знакомиться.

Начать прогулку лучше всего с музея Мирового океана. Здесь можно осмотреть научно-исследовательское судно «Витязь», то самое, что измерило глубину Марианской впадины. Корабль «Космонавт Виктор Пацаев» — один из бывших кораблей космической связи. Подводную лодку Б-413 — настоящую боевую подводную лодку, долгие годы служившую верой и правдой военно-морскому флоту. А также ряд экспонатов и музеев на берегу.

Здесь, на перилах пирса набережной Петра Великого, у музея-судна «Витязь» в «бумажном» кораблике в тельняшке и бескозырке сидит хомлин-морячок Витя и приглашает вас на Балтийское море. Свежий ветер, крики чаек, волны от прогулочных катеров. Витя наслушался рассказов бывалых моряков о дальних морских походах и кругосветных путешествиях, и готов уже сам выйти в море.

Почему Витя? Потому что ВИТЯзь! Имена всем хомлинам давали калининградцы путём голосования в интернете.

Про Хомлинов

Теперь переходим по эстакадному мосту на другой берег Преголи и делаем остановку на этом же мосту, не спускаясь вниз, напротив западного фасада Музея изобразительных искусств (бывшей Кёнигсбергской биржи).

Здесь нашёл своё место папа-хомлин Лео (или просто Лёва). Он человечек творческий, хорошо разбирающийся в живописи, поклонник творчества великого ЛЕОнардо да Винчи. Пока мы спали, он, видимо, посетил галерею и сейчас думает о чём-то возвышенном и неземном. Впереди у него много творческих идей и место он выбрал подходящее для их воплощения в жизнь. Вероятно, папу-хомлина назвали Лёвой в честь двух львов-щитодержателей, что стоят на страже у главного входа в музей.

Про Хомлинов

Здесь можно посетить Биржевой сквер с поющим фонтаном и сам музей. Из постоянных выставок стоит обратить внимание на выставки: «Калининград-Кёнигсберг: мост над временем» и «Город Гофмана. Тайны двух миров».

Возвращаемся по эстакадному мосту на остров Канта и идём к Медовому мосту.

Там на перилах моста, связывающего остров Канта с Рыбной деревней, сидит самый популярный персонаж, самый старший из семейства хомлин-дедушка Карл. Он первый хомлин, которого поселили в Калининграде авторы этого проекта. Это произошло 3 июня 2018 года.

Про Хомлинов

Его называют просто — Дедушка на мосту. Возле него всегда многолюдно. Он старается приносить всем счастье и удачу. Ему это, безусловно, удаётся, за что его все ласково гладят, а в холодную и ненастную погоду укутывают, чтобы он не замёрз. Продавщица из соседней палатки сказала, что она иногда наливает ему глинтвейн, поэтому дедушка Карл никогда не грустит.

В этом месте сконцентрировано много разных локаций, которые стоит посетить. Во-первых, сам остров Канта, могилу философа, множество скульптур. В Кафедральном соборе можно посетить музей Канта и послушать орган. Ходил, слушал — это мощно! Рядом Рыбная деревня с множеством кафешек, а также Маяк со смотровой площадкой.
Далее садимся на трамвай номер 5 и следуем до башни Дона. А можно просто пройти пешком, заглянув в Историко-художественный музей, где стоит посетить Панораму «Кёнигсберг-1945. Последний штурм». Название говорит само за себя.

В Башне Дона находится Музей янтаря. Рядом Росгартенские ворота. А ещё можно взять самокат или велосипед на прокат и объехать живописное Верхнее озеро по периметру.

В амбразуре у башни Дона обосновалась хомлин-бабушка Марта. Добрая, как и все бабушки, улыбающаяся с мешочком для янтаря. Она приглашает всех побольше узнать об этом солнечном камне, посетив музей. В руках бабушки Марты клевер, как символ здоровья, любви и богатства.
Про Хомлинов

От музея янтаря по улице Черняховского идём к башне Врангель. Аутентичная, выдержанная во времени, с отпечатком истории в каждом кирпиче.

Здесь в кордегардии башни находится мама-хомлин Варвара. Заботливая мама-хомлин шлёт всем прохожим свой воздушный поцелуй и желает счастья и любви.

Про Хомлинов

От Башни Врангеля следуем по пешеходной улице до площади Победы, где находится Собор Христа Спасителя, множество торговых центров и ресторанов.

Дальше следуем по проспекту Мира через сквер Шиллера мимо драматического театра и борющихся зубров до Зоопарка.
Калининградский зоопарк считается историческим, располагается на территории бывшего Кёнигсбергского зоопарка, который был основан Германом Клаасом, немецким предпринимателем в далёком 1896 году. Калининграду отошёл после капитуляции немецких войск в 1945 году.

Про Хомлинов

Здесь, на перилах ограды справа от входа в зоопарк, оседлала улитку и верхом на ней неспешно путешествует малышка-хомлин Уля. В зоопарк приходит много детей, поэтому она, потворствуя детскому озорству, показывает язык и весёлую гримасу. Вы ещё грустите? Уля покажет вам как надо проводить время и веселиться! Она сидит верхом на улитке, как символе дома, а мечта всех хомлинов — обрести свой дом.

Далее от зоопарка идём по проспекту Мира и поворачиваем на улицу Красную. Третий дом по левую руку будет Альтес Хаус. Это интереснейший музей, в котором вы совершите путешествие во времени и побываете в гостях у людей, живших более ста лет назад. Бывший хозяин квартиры — кёнигсбергский негоциант Густав Гроссманн. Сто лет тому назад он жил в этой квартире, а сам дом был построен в 1912 году. Воссоздан интерьер квартиры, много интереснейших старинных вещиц собрано. Все их можно подержать в руках.

При музее есть магазинчик и кофейня. Здесь варят лучший кофе в городе. А выйдя из музея, можно погулять по самому красивому району города — Амалиенау.
Здесь, на кирпичном парапете около музея-квартиры Альтес Хаус лёг передохнуть и помечтать самый маленький из семейства хомлинов малыш Антон. Беззаботный Антошка лежит на спине и разглядывает проплывающие над головами облака.

Про Хомлинов

Вот мы и нашли всех семерых хомлинов. Как видите, все хомлины расположены возле тех мест, которые раскрывают их характер и натуру. Теперь программа посещения Калининграда выполнена в полном объёме? Как бы не так!

Чтобы поставить в этой истории жирную точку следует ещё найти Мастерскую Хомлинов. Здесь я советую воспользоваться навигатором или даже такси, так как пешком от последнего хомлина надо будет идти насквозь через центральный парк культуры и отдыха порядка двух километров. Хотя, пешая прогулка по парку тоже доставит немало удовольствия. Вы сможете по дороге увидеть Кирху памяти королевы Луизы, в которой сейчас находится театр кукол, а также купить себе марципанов в Марципановом домике (популярная сеть кондитерских в Калининграде).

Про Хомлинов

Мастерская хомлинов находится в укромном месте по адресу: Гвардейский проспект, 22 «Астрономический бастион». Вход с северной стороны.

Автор идеи фигурок — калининградская предпринимательница Наталья Шевченко. Её мастерская Amber love входит в янтарный промышленный кластер региона. А изготавливает хомлинов Андрей Следков — скульптор памятника Александру Невскому на площади Василевского.

Здесь в Мастерской можно услышать невероятные небылицы про хомлинов, часть которых я уже рассказал в самом начале, историю создания весёлых человечков, а также приобрести хомлинов разной величины по самой низкой цене в городе. Также продаются изделия из янтаря и различные сувениры с хомлиновской символикой.

По поверью, хомлин приносит счастье и добро, а всем, кто их найдёт и хорошенько потрёт — удачу. Гуляя от одного хомлина к другому, как вы понимаете, можно попутно ознакомиться с городом и осмотреть самые знаковые его достопримечательности. Получается, что между фигурками хомлинов можно проложить собственный туристический маршрут.

Про Хомлинов
«Семейка хомлинов» уже стала новым символом и оберегом Калининграда.