Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 9:13

Черняховск — Россия Апрель 2022
Рыночная площадь

Калининградская область — это не только курортные города на берегу Балтийского моря, но и россыпь интересных городов в континентальной части области к востоку от Калининграда. Мы побывали только в одном из них — в Черняховске (бывший Инстербург). Город чрезвычайно интересный и достойный посещения. В принципе, на его поверхностный осмотр без глубокого погружения достаточно одного полного дня. Автобусы до него ходят довольно часто, идут полтора часа. Помимо самого города можно осмотреть два замка — Инстербург и Георгенбург, которые находятся в непосредственной близости от города. До них можно добраться на такси.

Автобус прибывает на автостанцию (здесь, главное не задремать, т. к. он, как правило, идёт дальше в Гусев). Автостанция находится рядом с железнодорожным вокзалом на юге исторической части города. Собственно, отсюда сразу можно начинать прогулку, постепенно продвигаясь на север в сторону двух замков.

К сожалению, я не встречал никаких бумажных путеводителей или карт, облегчающих прогулку по городу. И в первоначальных планах он не стоял. Но планы пришлось изменить в сторону их улучшения. В Черняховск мы поехали на полной импровизации, наметив лишь увидеть самое-самое. Накануне узнали, что в городе есть свой информационно-туристический центр (ул. Пионерская, 2), но в воскресенье он не работал. Чтобы ознакомиться с городом в первом приближении мы воспользовались приложением izi.travel, которое предлагал сайт тур.центра…

… До 1946 года город носил название Инстербург. Он постепенно вырос вокруг одноимённого замка. А затем он был переименован в честь одного из самых талантливых, ярких, молодых военачальников Великой Отечественной — дважды героя Советского Союза, командующего 3-им Белорусским фронтом генерала армии И. Д. Черняховского, под командованием которого во время проведения Восточно-Прусской операции был взят город Инстербург. Его памятник — первое, что видят туристы, приезжающие в город на автобусе или поезде.

Под хвостом у Барклая

Рядом с ж.д. вокзалом стоит водонапорная башня. История подобных башен в Калининградской области — это отдельная интересная тема. У нас в Центральной России они, как правило, ничего из себя не представляют — огромные металлические ёмкости, поднятые на высоту. Пройдёшь — и не обратишь внимания. В Калининградской области — это произведение искусства, памятники эпохи. Все вы наверняка зрительно помните знаменитые водонапорные башни в Светлогорске и Зеленоградске. Там они просто являются лицом города, его визитной карточкой. В Черняховке я видел две такие башни. Эта относится к железнодорожному вокзалу и была построена в 1899 году. Имеет статус объекта культурного наследия.

Далее, пройдя по Железнодорожной улице, увидели старое здание веерного депо. Сейчас в здании авторемонтные мастерские. Оно построено в 1860-х годах.

Под хвостом у Барклая

Это красивое здание (1902 г.) — средняя школа. После войны она была железнодорожной профильной школой. Во время Первой мировой войны здесь располагался лазарет общества Красного Креста. Среди сестёр милосердия госпиталя были представительницы императорской семьи Мария Павловна Романова (младшая) и Елена Петровна Сербская. Об этом свидетельствует установленная на школе памятная доска.

Далее по улице — здание пожарной охраны (1903 г.)

Под хвостом у Барклая

И рядом с ним — жилой дом. В довоенное время в этом доме жили семьи пожарных из расположенной рядом пожарной части. Дом был телефонизирован, для экстренных вызовов.

Ещё одно старое здание на Туннельной улице. Сейчас здесь отель «У медведя».

Под хвостом у Барклая

Туннельная улица выводит к Свято-Михайловской церкви. По архитектуре понятно, что это бывшая Лютеранская кирха, переделанная в православный храм. Кирха имела орган с 45 звучащими тонами, часы, а также 4 колокола общим весом 35 центнеров. Благодаря превосходной архитектурной планировке, в кирхе — прекрасная акустика. И все это было разрушено и поругано.

После Великой Отечественной войны кирха сменила много хозяев. Был здесь и клуб, и склад и спортивный зал. В 1986 году это прекрасное здание было всеми заброшено. И наконец, пожар испепелил то немногое, что уцелело от первозданной красоты. Были уничтожены балконы, паркетный пол. В 1989 году в аварийном состоянии кирха была передана православной общине города Черняховска.

Под хвостом у Барклая

В переулке Суворова я не удержался и заглянул в открытый подъезд старого немецкого дома. Деревянные скрипучие полы с тех времён, такая же лестница. Затхлый запах. Возможно, лестницу меняли — на стене виден след от предыдущей.

Повстречавшаяся нам пожилая местная жительница, потомок первых переселенцев сказала, что в подъездах мы вряд ли найдём что-нибудь интересное: « — А вот на соседнем доме чудом сохранилась старая немецкая надпись. Её все фотографируют».

Под хвостом у Барклая

Мы вышли на Пионерскую улицу (ярко-красные, торчащие из земли гидранты, как и водонапорные башни, являются «фишкой» региона). Когда-то Пионерская улица называлась Хорст-Вессель-штрассе (понятно в честь кого), а перед этим Вильгельм-штрассе.

Под хвостом у Барклая

Здесь я хочу сделать маленькое отступление по поводу булыжных мостовых. В Калининграде есть несколько улиц с булыжными мостовыми. Пару-тройку можно также увидеть в Светлогорске, в Зеленоградске, и в других городах. Что же касается Черняховска, то здесь булыжные мостовые сохранились во всём историческом центре. При желании могу сейчас услышать шум трущихся о булыжник шин. Я вот слышу. Вы нет? Это потому что вы не были в Черняховске.

Город стал победителем всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды, получив грант на благоустройство. Во всём городе сейчас идёт комплексное благоустройство. С фасадов снимают броские вывески и назойливую рекламу, проезжую часть мостят брусчаткой, велодорожки выполнили из широкой гладкой плитки тёмного цвета, а для тротуаров выбрали шероховатую и светлых тонов. Также на дорогах обустроили ливнёвку с использованием довоенных колодцев и установили новые люки с гербом города.

К чему приводят все эти «победы» в конкурсах по созданию комфортной городской среды можно видеть на примерах часто посещаемых и удивительно изменившихся в лучшую сторону Зарайска или Рыбинска.

Не всем автолюбителям нравятся булыжные мостовые — больше сорока км/в час не разгонишься. Зато я ни разу не встретил там «лежачих» полицейских. Как впрочем, и стоячих. Одним словом, ещё пару лет и город будет как с иголочки.

В этом красивом историческом здании находится детская художественная школа имени М.Тенишевой. Бывшая вилла Oberbuergermeisters, построенная в 1912 году хозяином замковой мельницы.

Здание бывшего «Volksbank Insterburg» на бывшей Wilhelmstrasse.
Рядом музей бронетехники и музей истории. В музеи мы не заходили.

Под хвостом у Барклая

Музыкальная школа имени Чайковского. Бывшая вилла Чебулински, конец XIX в. Первым её владельцем был Герман Чибулински, торговец и издатель известных открыток с видами города Инстербурга.

Городская баня Черняховска, до войны — здание главпочтамта.

Затем мы свернули на улицу Калинина. Она является пешеходной.

Под хвостом у Барклая

Памятный камень в честь визита в город Петра Великого. Петр I посетил проездом Инстербург 14 мая 1697 года в составе «Великого посольства». А в ночь с 28 на 29 октября 1709 года гостил у инстербургского почтмейстера Девица. Вот это гостеприимство!

«…Утром, 14 мая 1697 года, „Великое посольство“ выехало из Жилинга, и в тот же день было встречено в городе Инстербурге: встречали городские власти с поздравлениями и приветствиями, по улицам стояли вооруженные бюргеры, били барабаны и играли на флейтах. После небольшой остановки в городе путь „Великого посольства“ лежал долиной реки Прегель в сторону Кёнигсберга.».

Под хвостом у Барклая

До войны, точнее до 1938 года, на этом месте находилась синагога. В 1938 году, в ночь с 9 на 10 ноября — в печально известную «хрустальную ночь», — она была сожжена.

Бывшее здание гимназии Инстербурга (1875 г.) Теперь здесь располагается администрация Черняховского района.

Под хвостом у Барклая

Мы вышли на рыночную площадь (немецкая «Marktplatz»). Сейчас на площади — большая платная автостоянка. А сам рынок к ней примыкает. Я её повторно сфотографировал в самом конце базарного дня, когда на ней не было ни одной машины. Прямо можно увидеть Дом офицеров (нем. Gesellschafthaus или Stadthalle). Построен в 1862 г.как «Дом гильдии стрелков».

Фонтан перед Домом офицеров.

Под хвостом у Барклая

Далее мы оказываемся в сквере Героев Отечественной войны 1812 года (официальное название). Сквер разбит в Черняховске в 2012 году при содействии Евросоюза вокруг памятника Барклаю де Толли по программе европейского инструмента соседства и партнерства «Литва — Польша — Россия 2007–2014». Сквер включает фонтан с цветной подсветкой, памятник воинам Русской императорской армии. Клумбы, фонари, скамейки. Всё симпатично и вполне гармонично.

Памятник представляет собой скульптурную композицию: бронзовую фигуру русского воина, сидящего на барабане (вылитый Михаил Боярский), и пирамиду, на лицевой стороне которой укреплена памятная доска с изображением скрещивающихся артиллерийских орудий и надписью: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги».

Под хвостом у Барклая

Есть здесь ещё памятное место, которое на картах обозначено как «Дом Наполеона». Он фасадом смотрит на сквер. Наполеон I Бонапарт посещал город в июне 1812 и останавливался на Генеральштрассе, 3. На самом деле этот дом построен то ли на месте того дома, в котором останавливался Наполеон, то ли рядом. О чём честно говорит мемориальная доска у входа в дом. В Восточной Пруссии были сосредоточены главные силы «Великой армии», которыми он командовал лично.

Этой группировке на восточном берегу Немана противостояла 1-я Западная армия фельдмаршала М. Б. Барклая де Толли. В начале сквера стоит первый и единственный конный памятник великому полководцу. Поэтому, когда назначают свидания, говорят просто — «под хвостом у Барклая».

Под хвостом у Барклая

Помимо исторически значимых мест в Черняховске интересно посмотреть просто на гражданскую архитектуру, где-то хорошо сохранившуюся, где-то не очень, местами неплохо отреставрированную.

И обязательно стоит пройтись по улице Ленина. Здесь же подскажу самые интересные в плане архитектуры улицы Черняховска. Это — Гагарина, Калинина, Госпитальная, Ленина, Пионерская, Садовая и Театральная.
Кстати, ещё раз о Ленине. Гуляя повторно по Черняховску после замков в ожидании автобуса, мы как-то неожиданно наткнулись на его голову. Она стоит на помпезном постаменте в тени деревьев сквера на пересечении улиц Пионерская и Калинина. Первое, что захотелось сказать этой голове, это: «Вас тут не стояло!». И действительно, порывшись в интернете, выяснил, что до головы на постаменте стоял памятник, посвященный объединению Германии и погибшим в войнах. Не этого объединения, что мы ещё помним, а того, что было во времена Бисмарка. Назывался он «Kriegerdenkmal», что в переводе означает «Памятник воинам». И стоял этот памятник совсем в другом месте.

Под хвостом у Барклая
Нашли в городе ещё одну старую немецкую водонапорную башню — один из символов города. В нише барельеф с гербом. Она находится на Спортивной улице. Это самая высокая точка в городе. Сейчас в ней располагается радио и телевизионная компания ВГТРК.
Ещё раз посмотрите на верхний снимок. Видите приземистое сооружение рядом с башней? Вам туда! Это таверна «Зелёная кошка». Это будет прекрасным окончанием вашего дня. Вам покажут старые фотографии Инстербурга, расскажут об истории города и накормят вкусно. Еда в трактире простая и сытная: колбаски гриль, картошка по-деревенски, пельмешки, овощи, соус барбекю. Ну, и пиво, конечно. Все вкусно, сытно и недорого.

Еще одна «фишка» таверны — медовый ликер с травами по рецепту прусских домохозяек. Это — беренфанг (Bärenfang с немецкого переводится как «медвежья ловушка»), который готовили еще в XV веке. Мёд использовали для того, чтобы выманить медведя из берлоги. Его смешивали с крепким алкоголем. Захмелевшего медведя было легче убить. Охотники тоже оценили напиток и стали его готовить не только для медведей, но и для себя.

Надо сказать, что это не новодел. Это — реально сохранившееся с 30-х годов здание немецкой пивной, просто переделанное по-современному. Отличное местечко, пропитано историей. Почему таверна называется «Зелёная кошка»? Это одна из городских легенд, которую вы узнаете, посетив это заведение. Сохраню интригу — не покажу ни одной фотографии.:)

Отдельный восторг вызывают настоящие хозяева таверны — котики. Они не зелёные, но очень таверные. Они снялись в фильме-сериале «По законам военного времени», съёмки которого проходили в здании по соседству. Это здание бывшей окружной больницы, которую в фильме обустроили под военную комендатуру.

Под хвостом у Барклая
И ещё один объект в Черняховске, который заслуживает внимания — католический храм Святого Бруно Кверфуртского. Но он бывает редко открыт. Вот и мы упёрлись в металлическую решётку двери и через неё сняли скромное убранство внутри костёла. Здесь не только служат мессы, но и проводят концерты камерного пения и органной музыки. Осенью кирха выступает одной из площадок областного католического органного фестиваля.
На этом, пожалуй, всё — можно заканчивать рассказ. И не рассказ вовсе, а скорее краткий путеводитель по центру города. Но это не значит, что в Черняховске больше нет достопримечательностей. Есть, и я знаю какие. Просто нам ещё надо было посетить два замка. Очень рассчитываю ещё раз побывать в этом городе.

Какой я могу сделать вывод? Черняховск — город, который обязательно стоит посетить. Куда не ступишь — везде исторические места, много старых хорошо сохранившихся зданий. Очевидно, город не так сильно пострадал во время войны, как центр Калининграда.

Зачем ехать в Черняховск? Это прекрасная возможность разглядеть в нём старинный Инстербург и приобщиться. Ведь:

— В 1697 году в Инстербурге проездом был царь Пётр Великий.

— Философ Иммануил Кант неоднократно посещал город в 18-м веке. Свидетельств нет, но очень хочется в это верить. :) Ведь в молодости он работал учителем в деревне по соседству.

— В 1812 году в городе побывал Наполеон Бонапарт перед своим походом на Москву.

— В 1818 году город посетил российский фельдмаршал Барклай де Толли, у которого рядом с городом была усадьба.

Теперь дело за Вами! Назначьте городу свидание под хвостом у Барклая!

… А про замки тогда в другой раз.