Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была 9 мая 22:29

Петрозаводск — Россия Май 2022

А все так хорошо начиналось…

Победа скинула щедрое предложение: за 5200 рублей я купила билеты Москва — Петрозаводск — Москва с 20 по 22 мая. А все ради разрекламированной друзьями вкусной рыбки в Петрозаводске, карельской настойки, красивого заката, пойманного сетями скульптуры «Рыбаки» и мечты попасть на остров Кижи. Правда дальше все не заладилось, навигация из Петрозаводска в Кижи была под вопросом, весна поздняя, лед еще не сошел и официальное открытие должно было стартовать лишь 25 мая (хотя стартовала по факту раньше, как выяснилось позже). Гостиницу я выбрала «Спа-отель Карелия», предвкушала бассейн и, возможно, массаж какой-нибудь части тела. Печалило меня одно — вдруг не попаду на Кижи, но потом решила будь что будет, поеду на водопад Кивач, если что…

Но не ожидала я, что «если что» сюрприз преподнесет мне мой организм. В среду утром на работу приехала коллега и привезла сыр из Печорских и Латвийских краев, который мы с жадностью съели сразу, потом в обед в столовой я наелась холодных жирных оладьев со сметаной, а вечером (что не свойственно мне) обильно сдобрила всю еду лечо…в общем чем-то я отравилась, да так сильно, что три дня в полузабытье провалялась дома. Увы. Полететь я не смогла, билеты на самолет естественно пропали, а вот отель пошел на уступки и предложил перенести даты, либо вернуть стоимость лишь одного дня. Мне не пришло ничего умнее, как сдвинуть все на неделю, и дальше провалиться в сон.

Мне стало полегче спустя неделю, но силы не восстановились до конца. В четверг надо было решать… плюнуть на отель и мечту и уехать на дачу, или купить новый билет и полететь в Петрозаводск. Я мониторила погоду, но гисметео и прочие погодные сайты обещали дожди, правда и у нас в Подмосковье должны были быть ливни, смысла ехать косить траву на фазенде не было…что же делать?! Набраться наглости и позвонить в отель попросить перенести на июнь—июль?! Я посмотрела онлайн бронирование — а все комнаты на два месяца вперед разобраны. В итоге ровно в полночь с четверга на пятницу я решила лететь, купила новый билет на Победу и легла спать.

Утром в пятницу сбегала в поликлинику и закрыла больничный, подхватила сумку и поехала в аэропорт. Полет занял час пятнадцать, прилетели раньше времени. Меня поразил аэропорт, мы спустились по трапу и пешком дошли до здания. Удивительно))

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

А дальше дам вам совет, проверенный на своем опыте. Как только прилетите, сразу вызывайте такси.

Я вышла в зал ожидания и стала пытаться вызвать UBER, первая попытка не увенчалась успехом, вторая…и вот уже прошло минут 25–30, а машин нет. Причем и привычных зазывал не было вокруг. Солнышко светило в небе, и мне хотелось побыстрее оказаться на набережной, боясь пропустить закат, ведь завтра уже дожди…

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Народ постепенно уезжал, а я сиротливо стояла возле аэропорта. Автобусы отсюда (на сколько я поняла) тоже не ходят. Не скажу, что паника мной овладела, но сомнения закрались — вдруг Убер тут не работает. Рядом со мной стояла девушка и также отчаянно смотрела в свой смартфон. Я решила подойти к ней.

— «Подскажите, пожалуйста, а каким приложением вы вызываете такси? У меня UBER, и никто не хочет ехать».

— «У меня Яндекс, но проблема та же. Говорят такси в городе мало, не справляются, нужно ждать».

Через какое-то время она ко мне развернулась и сказала:

— «Ждите, у меня получилось, скоро и у вас получится!»

Я отошла в сторону, и вдруг шальная мысль пришла мне в голову. А может поехать вместе?! Такси завезет потом и меня. Я вновь пристала к девушке (ох, надеюсь моя навязчивость не сильно вызвала раздражение, но что делать, как известно «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»).

«А где вы живете? В каком отеле? Может такси сможет нас двоих забрать?!»

Оказалось, что живет она в отеле «Космос», что также расположен на набережной. Девушка кивнула головой, мы попробовали добавить точку на карте. Стоим-ждем. Но тут таксист пишет:

«Какого черта вы изменили маршрут? Отменяйте поездку, я согласился доставить только в одно место!»

Мы в замешательстве посмотрели друг на друга, ведь какая разница…ну сделать две точки, отели почти рядом. А мне стало еще жутко стыдно, что подставила девушку и 40 минут ожидания закончились фиаско. Попросила удалить мой отель, но водила опередил и отменил заказ. Я была готова провалиться под землю.

Отчаявшись, я позвонила в отель и попросила прислать трансфер и развезти нас обеих.

Да, цена за 15 км для Петрозаводска оказалась московской, но, если поделить пополам все равно дешевле, чем такси на одного человека. (Справочно: Убер стартовал от 430 рублей, последняя попытка была уже за 650–700 рублей (и на Яндексе тоже). А трансфер развез нас за 1200 рублей за две точки).

Ожидая такси, мы разговорились, оказалась девушка моя теска (тоже Маша), мы одного возраста, а завтра у нее день рождения, и она тоже психанула и купила билет в ночи, а еще взяла экскурсию на остров Кижи. В общем мы обменялись телефонами и решили завтра вечером погулять вместе и отметить ее юбилей.

Кстати, спустя 50 мин, стали уже сами таксисты приезжать и предлагать свои услуги, так что панику в сторону! Все доберутся до города!

Спа-отель «Карелия» очень понравился, рекомендую всем друзьям и знакомым. На мои даты стоимость проживания составляла 3100 рублей за одноместный номер в сутки.

На ресепшене встретили любезные девушки, быстро все оформили. Я заранее забронировала у них тур на Кижи (можно на сайте, а можно по телефону), отель предоставляет 10% скидки на кометы для проживающих в гостинице, в итоге проезд туда-обратно плюс входной билет с экскурсионной программой обошелся в 4200 руб вместо 4600 рублей как у других агентств. На ресепшене меня ждал ваучер, я его оплатила, забрала свой пластиковый ключ от номера и поторопилась заселиться.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Планировала кинуть вещи, взять фотоаппарат и побежать на набережную, но как не осмотреть номер, тем более, когда досталась комната на десятом этаже с балконом. Я быстро выбежала и ахнула.

Да, Онежское озеро не видно, жаль, зато открывается отличная панорама города: Александровский сквер, Французский пруд, вдали блестят на солнце золотые купола кафедрального собора Александра Невского.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Но мое внимание привлек шум…сразу вспомнилось течение реки Мзымта на Красной поляне… Внизу бурным потоком неслась бурая река Лососинка. С удовольствием поспала бы с открытым окном, но на улице было днем +10.+12 градусов, а ночью и думать не хотелось.

Часики тикали, а закат вот-вот настанет. Собралась и побежала.

Кратчайшая дорога до Онежской набережной проходит через небольшую преимущественно березовую рощу по аллее «Под Садом», мимо конного двора и аттракционов.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

И вновь пересеклась моя дорога с рекой Лососинка и перекинутым через нее мостом со звучным названием «Кипучка». Напористый поток реки меня сильно поразил, стояла и любовалась им.

Свое начало Лососинка берет в озере Лососинское, а устье впадает в Онежское озеро, протяженность реки составляет 25 километров. Высота истока — 186 метров над уровнем моря, а в районе устья 35 метров. Такой перепад высот (151 метр) в 1703 году вдохновил инженеров Петра I построить в устье реки Шуйский (с 1704 года Петровский) оружейный завод, используя силу лососинской воды. Для регулирования водосброса были построены плотины в черте города. Так, постепенно вокруг завода стал разрастаться город Петрозаводск.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

В августе 1800 года после сильных проливных дождей произошло самое масштабное наводнение за всю историю Петрозаводска. Кто бы мог подумать, что пересыхающий летом ручей мог превратиться в монстра и крушить все на своем пути. Мощные потоки Лососинки уничтожили городскую плотину и затопили склады и цеха Петровского завода.

Отель «Карелия» как раз находится на историческом месте расположения металлургического завода, где отливали пушки, с противоположной стороны работали домны Петровского завода.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Глядя на силу и стремление реки сейчас, и не скажешь, что летом превращается в ручей.

Наконец-то я дошла до Онежской набережной. Вечер был тихий и спокойной, водная гладь Онежского озера местами сливалась с горизонтом. Красота невероятная. И лишь крики чаек нарушали идиллию.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Набравшись первых впечатлений, двинулась в сторону порта, где пришвартованы кометы. Завтра утром мне предстоит на одной из них пролететь по зеркальной поверхности Онежского озера до острова Кижи.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Рядом находится новый сквер, возникший в 1978 году, в центре которого установлен памятник Петру I. Молодой, сильный тридцатилетний юноша стоит на пьедестале, напоминающем по форме корону Российской империи. На нем выбиты основные значимые даты для города: 1672 год — дата рождения Петра Великого, 1703 год — основание Петрозаводска, 1872 год — столетие со дня основания Александровского пушечно-литейного завода.

Сам же император, облаченный в парадный мундир и ботфорты, вытянутой рукой указывает то место, где должен быть заложен город.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

За сквером открывается шикарная смотровая площадка, с нее можно любоваться всей набережной и красивым закатом. Солнышко как раз начало садиться, играя перед сном своими лучиками с чайками, на душе стало так тепло: «Уфф, успела!». Со мной эту радость пришли разделить местные жители, удобно усевшись на ступеньках набережной, словно в кинозале. А на экране показывали экшен «Закат Петрозаводска».

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Но позволить себе просидеть тут я не могла. Нужно было еще успеть сделать кадр мечты.

Онежская набережная отделана карельскими камнями: гранитом, диабазом, шокшинским малиновым кварцитом, вдоль береговой линии установлена красивая ограда с парусами и якорями.

Вдоль набережной высажен необычный «Скульптурный сад» — это все подарки городов-побратимов разных стран. Их авторы лично приезжали для выбора места установки и контролировали процесс сборки и монтажа.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Смысл этих арт-объектов и внешний вид вызывает двойственные чувства, но собрать свою коллекцию безусловно интересно.

«Древо желаний» — подарок шведского города Умео. Необычный ствол с голыми ветвями выглядит немного мрачновато (хотя его и украсили мини скворечниками), но, как говорят, исполняет заветное желание, если шепнуть его в ухо и обойти вокруг (только не знаю по часовой стрелке или против).

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

В народе этот арт-объект называют «Дерево Хиросимы»: лысое, да ещё и ухо выросло.

Тюбингенское панно — многообразие металлических стержней. Наш смекалистый народ называет его еще как «Кошмар парашютиста», «Мечта взломщика» и «Мудрёный тростник». Забавно звучат версии, конечно.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Но мне же хотелось поймать кадр, как «Рыбаки» забрасывают сети в море и вылавливают солнышко. Очень благодарна судьбе, погоде, что вечер удался и мечта реализовалась. Строго не судите))

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Скульптуру «Рыбаки» городу Петрозаводск подарил город-побратим Дулут из штата Миннесота. Эта композиция стала первым украшением набережной в 1991 году и официально имеет статус визитной карточки.

Есть на набережной и своя «Спящая красавица», томно покачивающаяся на волнах (хотя понятие красоты у нас у всех разное, но пусть будет красавица). Этот шедевр — подарок французского города Ла-Рошель. Часто ее называют «карельской мадонной», ну, а в народе красавица известна как «мечта сантехника» (эх, богатая у нас фантазия или курим что-то).

Фото взято из интернета

Встречаются и менее замысловатые скульптуры «Единство», «Место встречи», «Волна дружбы», «Дерево дружбы». Хочешь-не хочешь, а миром правит мир, дружба, жвачка))

Стрелки часов неуловимо стремились к 22,

ресторан при отеле работал до 23, так что мне пришлось прервать прогулку возле «Ротонды» и поспешить, чтобы не мучиться от голода всю ночь. Как вы помните, накануне я отравилась и должна была придерживаться диеты, поэтому мною были заказаны котлеты из щучки с пюре и красной икрой, оздоровительный чай (на основе лесных ягод).

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Но комплимент от заведения в виде трех видов сладкой настойки (на морошке, клюкве и брусничке) внес отклонение. Конечно, можно было отказаться, но вспоминая настойку в царском вагоне-ресторане рускеальского экспресса, устоять не смогла. И правильно сделала, организм принял с удовольствием.

Мне так понравились настойки, что я спросила у девушки названия, надеясь прикупить в дьюти-фри на обратном пути. Оказалось, что они делают их сами. Эх!

Еще один приятный бонус — это 10% скидка на все меню ресторана для проживающих в отеле.

Кстати, в аэропорту Петрозаводска нет никаких сувенирных магазинов, кафе и дьютиков. Покупайте заранее то, что хотите привезти, и обязательно покушайте.

Вернувшись в свой номер, я еще немного насладилась открытым балконом и шумом реки, но спать так не решилась, все-таки ночью температура опускалась к нулю. Сытая и довольная моментально провалилась в сон.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Дальше с вашего позволения я пропущу часть дня, проведенного в Кижах, а переставлю стрелки часов на десять часов вечера и продолжу прогулку от Ротонды.

Вечер оказался вновь теплым, приятным. В Петрозаводске уже во всю чувствовались белые ночи.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Эту вечернюю прогулку я продолжила уже в компании Машули.

Мы вместе отпраздновали в ресторане ее юбилей и пошли растрясать калории перед сном. Наше внимание привлек молодой хор, расположившийся вокруг Ротонды. Пели они так красиво и славно, да и акустика купола удваивала эффект.

Хор в Ротонде Петрозаводска

Мы послушали несколько капелл и продолжили прогулку.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Такие пушки отливались на Петровском оружейном заводе.

К 300-летию Петрозаводска на специально выстроенном пирсе появилась гранитная пирамида.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Натертый до блеска «Кошелёк удачи» — подарок от города Риги с воодушевляющей надписью «Петрозаводчане! Будьте счастливы и богаты!» Присоединяюсь к пожеланиям.

Еще одна композиция (на сей раз подарок отечественного завода Ленинградской области) «Рождения Петрозаводска» или «Онега» олицетворяет юношу-воина с мечом и копьем, готовящегося сойти с лодки на берег. Скульптура символизирует зарождение города как оборонительного форпоста России.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Историческая кузница построена в 1906 году Вальтером, а сейчас в ней работает, не покладая рук, кузнец Николай Беляков. Новый хозяин отреставрировал дом и облагородил территорию вокруг, собрал сад деревянных скульптур.

Среди них нашлось место и для подарка из города Эчмиадзин Армении — деревянная композиция «Освобождение Солнца».

Во время строительства Онежской набережной кузницу должны были снести, но усилиями Николая ее отстояли, проект изменили, а береговую линию расширили и укрепили. Кузнец вспоминает:

— »Меня спрашивают: «Что ты здесь делаешь? Этот дом идет под снос». А я им отвечаю: «Работаю!» У меня здесь была активная жизнь: все стучало-гремело, народу очень нравилось. В итоге из-за кузницы этой решили изменить проект. Раньше у меня вода прямо под окнами плескалась, а тут сделали отсыпку метров на сорок в озеро, уплотнили и набережная теперь идет, огибая кузницу. И волки сыты, и овцам хорошо».

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Завершая свою коллекцию скульптур, украшающих набережную, вставлю слайд: «Карельское солнце»,

«Черный ангел»,

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

«Рыбак», хвастающийся размером своего улова, «Объятия», и мой фаворит «Онежские ФишКи» (напоминающие любимые лакомства петрозаводчан: окуней, ершей, щук, колюх).

Эти рыбки венчают северную часть новой прогулочной арт-набережной Карелии.

Моя попытка № 2. Петрозаводск. Онежская набережная

Вот так бывает — предвкушение VS реальность совпадают.

Этот восхитительный променад длиной в полтора километра вдоль берега Онежского озера с удовольствием совершают туристы и местные жители.