Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была 23 апреля 18:58

Рускеала — Россия Январь 2021

Карельская сказка должна была быть предновогодней, но по определенным обстоятельствам планы порушились, а мечта осталась. А, если очень хотеть, а в определенных местах зудеть и свербеть, то рождается новый план.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Как вы помните каждый год мы с мамой отмечаем наши дни рождения в каком-нибудь уголке России. Так пусть в 2021 он будет в сказочной мечте, точнее месте.

Как зарождается мечта? Да на нашем сайте. А вдохновила меня еще в 2019 году наша любимая Настенька Павлик своим рассказом «Карелия. Поймать зиму за хвост».

Фото зимнего Мраморного каньона, так сказочно подсвеченного, запало в мою душу и ждало своего времени. И вот час настал. Мой рассказ во многом пересечется с Настёнкиным, но вы, возможно, уже его подзабыли, а я напомню.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Как же попасть в сказку? Доброй феи у меня нет, чтобы превратить тыкву в карету, а крыс в упряжку лошадей, да и ковра-самолета тоже нет, но зато у меня есть самый лучший попутчик (моя мамочка), сайт РЖД и зарплатная карточка. Несколько кликов, волшебное заклинание и билеты Москва — Рускеала — Москва у меня в кармане, точнее на электронной почте (сейчас кстати при покупке туда-обратно действует скидка).

Тут сбывается еще одна мечта — прокатиться на ретро поезде «Рускеальский экспресс».

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Теперь чуть-чуть поподробнее о дороге.

Из Москвы в Рускеалу в 16–00 отправляется прямой беспересадочный поезд № 922, точнее один вагон № 12 и вагон-ресторан № 13 в составе поезда до Петрозаводска. В Сортавале рано утром вас отсоединяют, и вы сиротливо ожидаете воссоединение с ретро-поездом «Рускеальский экспресс». Стоимость билета туда-обратно на одного составляет примерно 3600 рублей.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Мы отправились в путь в самые сильные морозы, конечно, без приключений не обошлось. В нашем составе то и дело что-то ломалось, чайник проводник бегал греть в соседние вагоны, а в вагоне-ресторане, стилизованном под конец XIX века, отключилось электричество, и как следствие отопление, а значит поужинать в атмосфере прошлого века в вечернем платье не получилось.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Хорошо, что моя опытная и заботливая мамочка прихватила с собой по традиции бутерброды, сыр, яйца и сосиски, от голода мы не умерли.

В Сортавалу состав прибывает в 6–30 утра и стоит четыре часа в ожидании прибытия экспресса из Санкт-Петербурга «Ласточка». Пассажирам дается 10 минут, чтобы пересесть с нее в «Рускеальский экспресс».

Четырехчасовое ожидание можно скрасить сном, что я и сделала, а можно устроить небольшую экскурсию по городу Сортавала, но было темно, градусник термометра показывал -22 С, поэтому мы предпочли остаться в тепле.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Только в 9 утра я слезла со своей второй полки, оделась потеплее и пошла исследовать платформу.

Мне было интересно наблюдать как загружают уголь и присоединяют тепловоз к нашему составу — мир полон новых открытий.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Позавтракать нам все-таки удалось в нашем вагоне ресторане.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Ценовая политика такова: чай — 50 рублей, кофе от 120 рублей, блинчики со сгущенкой — 180 рублей, а с ветчиной и сыром уже 220 руб, есть карельские пирожки от 60 рублей. Выбрать есть из чего.

А теперь несколько слов о моей второй мечте.

С 1 июня 2019 года между двумя городами Карелии Сортавала и Рускеала начал курсировать ретро поезд на паровозной тяге «Рускеальский экспресс» со скоростью 40–60 км/ч. К слову, последний такой поезд следовал в конце 70-х годов XX века. Так что это уникальный проект в России. Стоимость проезда в купе, стилизованном под купе вагона первого класса конца XIX — начала XX веков, начинается от 350 рублей.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

В пути вы проведете всего 1 час.

Расписание поезда:

Туда: Сортавала 10:40 — 11:50 Горный парк Рускеала

Обратно: Горный парк Рускеала 17:30 — 18:30 Сортавала

Если вы хотите этот час провести незабываемо, то можно выкупить ВИП-купе за 5000 рублей на четверых в четвертом вагоне. В эту стоимость входит: приветственный напиток, фруктовая тарелка и сертификат номиналом 1000 рублей в вагоне-ресторане. Может за час и дороговато, но зато вы сможете почувствовать себя важной персоной, ведь в подобном купе ехал сам император Николай II, следуя из Санкт-Петербурга в Хельсинки.

Кроме того, во время движения поезда или его последующей стоянки можно устроить фотосессию в специальном фото-купе. Длительность нахождения в нем всего 5–10 минут. Это удовольствие обойдется вам в 250 рублей, забронировать время (!) и оплатить можно в терминалах, установленных в каждом вагоне.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Ну и изюминкой на торте, точнее в нашем случае поезде является вагон № 3 — ресторан в царском стиле. Здесь расположено фортепиано, мебель и фурнитура конца XIX — начала XX веков.

Как и следовало ожидать, как только тронулся поезд, все пассажиры стали перемещаться по составу, изучать исторические купе и вагоны-рестораны. Я прошлась до царского ресторана, поняла, что там и яблоку негде упасть, немного огорчилась, что не получилось сделать фотографии вагонов и вернулась обратно (в надежде исправить все на обратном пути). К слову, весь день состав стоит на платформе, а в вагон ресторан можно заглянуть с 12:30 до 16:00. Если повезет, то вы сможете оказаться в полном одиночестве (это маленький лайфхак, но к нему мы вернемся еще в конце путешествия).

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

На всем пути поезд издавал гудки, а в небо выбрасывались кубы пара, особенно эффектно дымящиеся в суровые морозы. За окном нас встречал волшебный заснеженный лес, и сказка становилась все ближе.

Мы, неспеша, вышли на платформу и направились покупать билеты на вход в парк. Входные билеты можно купить и внутри поезда в терминалах, кроме льготных, поэтому пришлось встать в очередь. Стоимость входного билета 350 рублей, льготный 150 рублей, для жителей Сортавалы — 50 рублей.

Но я вам не советую сразу бежать в парк. Стоит обязательно посмотреть один аттракцион: 26 декабря 2020 года построен паровозный круг, позволяющий развернуть паровоз. Это зрелище происходит практически сразу после прибытия и длится несколько минут. В сети интернета на официальном сайте «Горный парк Рускеала» ВКонтакте нашла видео разворота.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Многие туристы приезжают на поезде одним днем, приобретая билеты туда-обратно. В их распоряжении примерно пять-шесть часов. В принципе этого времени вполне достаточно, чтобы осмотреть весь парк. Быть может многие бы и хотели задержаться в Рускеала чуть дольше, но, увы, мест в отелях, гостевых домах всем желающим не хватит.

Но я вовремя подсуетилась и забронировала отель «Карел», расположенный аккурат за Горным парком. О его достоинствах я рассказала в отдельном рассказе, но немножко повторюсь.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Я через приложение Maps.me проложила путь к отелю, как оказалось надо пересечь весь горный парк и выйти через второе КПП. Имея билеты в руках, мы подошли к охраннику и спросили, сможем ли мы войти, выйти и потом снова войти по ним. Тут были весьма шокированы.

— «Нет. Повторно по билетам пройти нельзя, да и не выпустят вас на втором КПП».

— «А как нам попасть в отель?»

Охранник пожал плечами, показал в сторону стоянки и сказал:

— «Идите туда, может там такси какое-нибудь стоит. Автобусы сейчас не ходят. Или вокруг…»

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Выбора не осталось, поплелись по аккуратно утрамбованному снегу в сторону стоянки мимо заброшенного Рускеальского мраморно-известкового завода.

Я очень переживала, что не будет там машин, а, сделав такой большой путь, у мамы не останется уже сил на прогулку по парку. К тому же мне было непонятно как попасть в парк, неужели придется тоже идти в обход. Но ангел хранитель послал нам попутку, и мы минут за пять добрались до отеля.

Наш номер был готов, мы закинули вещи, подзаправились бутербродами и были готовы к новым открытиям. Михаил, хозяин отеля, проводил нас немного и объяснил, как можно пройти в парк, минуя КПП. Следуя его чётким инструкциям, мы дошли до забора (но видимо другого) и по протоптанной дорожке пробрались сквозь ели на территорию парка.

Вот сказка началась.

Как же здорово переместиться из Москвы с ее слякотью, ядовитыми реагентами под ногами и солевыми разводами на сапогах в заснеженный лес. Идешь по чистой дорожке, присыпанной мраморной крошкой, снег хрустит под каждым шагом, приятным звуком лелея ушки городских жителей. Вы сейчас тоже получили удовольствие, представив эту картину?!

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Вот они первые мраморные склоны, присыпанные белоснежным снежком. Наша тропинка привела нас на аллею скульптур, появившуюся в парке совсем недавно. Семь мастеров из России, Белоруссии, Монголии в рамках фестиваля «Искусство без границ» вырезали из белого полосчатого мрамора затейливые отдельно стоящие фигуры и «портреты» в скалах.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Мой фаворит — вот этот Суслик (мое произвольное название). Жаль возле скульптур нет табличек с описанием.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Думаю, это только начало… в будущем аллея на Белой горе превратится в большой музей под открытым небом.

Чуть дальше расположена долина под названием «Жизнь замечательных камней», сейчас спрятанная под снежную пелену. В теплое время года каждый желающий может соорудить свою пирамидку и обязательно загадать желание.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

На этой же полянке расположена каменоломная мастерская и небольшой домик, где вы можете согреться чаем, поучаствовать в мастер-классах, приобрести сувениры, а также домашнее варенье, джем, мед, мармелад и прочие сладости.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

А также посмотреть предметы быта карельского народа.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Но мы пока еще не замерзли, поэтому двигаемся дальше по маршруту.

Вот он — Большой каньон Мраморного карьера в горном парке Рускеала. И первый ВАУ эффект.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

После того, как добычу мрамора прекратили, грунтовые воды постепенно затопили шахты и образовалось Мраморное озеро. Летом по нему можно прокатиться на лодочках, ну, а зимой просто любоваться видами замерзшего озера.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Насладившись видами, сделав первые фото и селфи,

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

мы повернули направо и пошли по хорошо расчищенным тропинкам.

Вокруг оборудовано множество смотровых площадок.

Еще одна точка на нашем маршруте — вертикальная горная выработка (глубиной около 55 метров) Шахта № 2. Шахта была пробита финскими горняками в XIX веке, в ней добывали кальцитовый мрамор для производства извести. Всего было оборудовано три такие шахты, но в настоящее время доступна только шахта № 2, она наполовину затоплена грунтовыми водами.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Пока мы знакомимся с парком сверху, кто-то уже изучает его изнутри.

Обойти весь Мраморный большой карьер можно минут за тридцать, но, учитывая все фото стопы, маршрут сто процентов растянется по времени. Да и рельеф парка не пологий: вас постоянно будут ждать подъемы и спуски,

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

невероятной красоты мраморные скалы, мимо которых спокойно пройти не получится,

новые смотровые площадки со сказочными лесными далями.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

Каждый новый поворот и изгиб будет казаться уникальным и неповторимым снимком.

Перед вами будет вечная головоломка: пойти сейчас направо, прямо или налево. Ноги поведут вас сами, только доверьтесь им. А виды будут радовать и кружить голову.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

А мы вышли с вами к маршруту «Тайные тропы Земли KALEVALA». К сожалению, в зимнее время поближе познакомиться с героями карельского народно эпоса «Калевала» пока не получится, да и подняться на смотровую площадку самой высокой точки парка «мельницы Сампо» (откуда открывается вид на озеро Светлое) — тоже, но полюбоваться из-за забора можно. Но уже в следующий сезон обещают запуск эко-тропы с квестами и испытаниями: «Парк подразумевает не просто обзор скульптур, а интерактив — например, можно будет сыграть на кантеле Вяйнямёйнена и попробовать поймать дикого коня Хийси с помощью веревки подобно отважному охотнику Лемминкяйнену».

9 апреля 1802 года в небольшом поселении Самматти на юго-западе Финляндии в семье портного родился Элиас Лённрот. Жили они бедненько и часто не доедали. Элиас рано научился читать и писать. Во взрослой жизни он много путешествовал по Финляндии, Карелии, Мурманской и Архангельской областям, изучал народные традиции и языки карелов, вепсов, саамов. Этот опыт помог ему в написании книг, учебников, стал соавтором публикаций «История Финляндии» и «История России». Элиасу принадлежит авторство эпоса «Калевала» и многих народных карельских песен.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Вступление

За сказками и прибаутками дорога вывела нас с вами к Итальянскому карьеру, но, увы, лимит фотографий исчерпан, поэтому придется нам с вами ненадолго расстаться.