Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 9:30

Рускеала — Россия Январь 2021

В прошлый раз (начало рассказа тут) дорожка вывела нас к Итальянскому мраморному карьеру.

Выработка горной породы здесь продолжалась вплоть до 1986 года. Почему же карьер назвали Итальянским. Можно предположить, что в нем трудились итальянские мастера, или заказчиком мрамора выступала Италия, но все гораздо проще. Здесь добывали мрамор с помощью станков канатного пиления, созданных в Италии. Ровные блоки мрамора отпиливали от массива горной породы.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Так образовался красивый рельеф и рисунок мраморных стен.

Именно эти плиты можно увидеть в оформлении станций метро «Приморская» и «Ладожская» в Санкт-Петербурге.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Медленно, но верно стрелки часов стремились к обеденному времени. И мы постепенно направились в фуд зону. Вон там вдали она виднеется.

Вдоль горного парка протекает русло реки Тохмайоки. Большую ее часть сковал лед и припорошил снег, в вдалеке осталась небольшая проталина.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Пришло время рассказать о Горном парке Рускеала.

После того, как месторождения были признаны непригодными для промышленной добычи мрамора и извести, в начале XXI века группа компаний «Колмас Карелия» взяла в аренду этот участок земли и начала расчистку и облагораживание территории: были установлены ограждения и перила, смонтированы лестницы и мостки, проложены пешеходные маршруты и проведено освещение.

Проект Горный парк «Рускеала» стартовал в 2005 году.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Немного информации об инфраструктуре парка.

Питание. Начнем с него, ведь для длительной прогулки нужны силы. На текущий момент в парке работают три кафе, что наверное не достаточно в выходные (особенно в субботу) и праздничные дни.

Кафе-пекарня «Лето». В нем вы можете согреться горячим чаем или кофе, подсластить свое путешествие пирожными, пончиками, маффинами или подкрепиться карельскими традиционными пирожками — калитками. Цены за пирожки стартуют от 60 рублей, чай — 50 рублей, кофе от 100 рублей. Но сытно поесть здесь не удастся, а вот уютно посидеть и поделиться впечатлениями очень даже вкусно получится.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Кафе «Kolmas Burgers» — название говорит само за себя. Любителям сочных гамбургеров, чизбургеров, чикенбургеров, фишбургеров, картофеля фри сюда. Нас фастфудовская еда выручала на ужины и завтраки. Перепробывали почти все — вкусно! Цены, как мне кажется, стандартные.

А теперь самое основное — кафе «Русколка». Отсюда вы выйдете сытыми и довольными. Можно отведать блюда европейской и карельской кухни. Кафе работает по принципу самообслуживания, берете поднос, вилки, ложки и двигаете его по ленте, глотая слюньки от выбора. Еда очень сытная и вкусная. По ценам: куриная лапша — 160 рублей, карельская солянка — 180 рублей, уха из лосося — 220 руб, гарниры от 100 руб, мясные блюда на выбор (цен уже не помню), а вот самое вкусное — запеченая форель — 280 рублей за штуку… Ммм, вспоминаю и облизываюсь.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Важно! На всей территории парка запрещено распитие спиртных напитков, в кафе вы не увидите даже пива, так что имейте ввиду. ЗОЖ приветствуется!

Рядом с кафе расположена детская площадка, многие семьи выбирали столики так, чтобы из окна наблюдать за детками.

На территории имеются бесплатные туалеты.

В зимнее время парк закрывается в 19 часов, а кафе чуть раньше. Расписание лучше уточнять на официальном сайте тут.

Что немного умилило, на территории парка есть своя Почта России. Вот отправил себе открыточку перед поездкой, а на месте получил весточку из родного города.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Сувениры — отдельная приятная тема. Сейчас в парке работает всего один сувенирный магазин «Город мастеров». Выбор огромный: от стандартных магнитов, тарелочек, колокольчиков, ложечек, до магических амулетов, рун, браслетов, фигурок героев эпоса «Калевала», изделий из мрамора. В общем ваш кошелечек немного уменьшится в объеме.

Есть помещения для мастер-классов, но они были закрыты (возможно отдыхают после новогоднего раздолья).

Развлечения.

Горный парк предлагает множество пеших маршрутов, несложных для прохождения.

Три основные экскурсии:

— »Подземная Рускеала» (длительность 1 час, стоимость 1500 руб), о ней я вам обязательно расскажу;

— »Дорогой горных мастеров» (длительность 1 час 45 минут, стоимость 550 руб). Интересно послушать, но мы все сами обежали и посмотрели;

— »Мраморный каньон» (длительность 1 час 15 минут, стоимость 500 руб). Она включает в себя прогулку вокруг Мраморного каньон, прогулка под землей в «Сухой штольне». Из того, что мы не увидели — это только последний пункт.

Как вы видите, многое можно посмотреть самостоятельно и потом (а правильнее заранее) почитать.

На территории парка работает выставка «Обитель Ангелов», но мы ее обошли стороной.

А как же насчет пощекотать нервишки? Начнем с лайт версии:

Хотите с ветерком совершить конную прогулку от кафе «Русколка» до Светлого озера и обратно, тогда соизвольте оплатить кучеру 500 рублей с человека.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Немного повысим градус: зимние сани «Веселый банан» доставит массу удовольствия взрослым и детям. Стоимость также 500 рублей с человека.

Ну, а теперь самое-самое: полет над Мраморным каньоном — Троллей или Zip-line. Ух, эмоции и впечатления надолго запомнятся вам. Стоимость составляет 1200 рублей. А чтобы ваши улыбки остались не только в вашей памяти, вы можете оплатить отдельно видео-запись на GoPro камеру, видео вам пришлют ссылочкой в тот же день. Дополнительная услуга обойдется в 500 руб.

На слайде как раз видна точка начала полета и его финиш.

Есть также снегоходы.

К сожалению, в парке нет хасок и оленей, я бы с удовольствием познакомилась с ними поближе. Может когда-нибудь появятся питомники.

Как написано на официальном сайте:

«Сам „Главный“ карьер является памятником историко-культурного (горно-индустриального) наследия республики Карелия, зарегистрированный Постановлением Правительства Республики Карелия в 1998 году».

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Ну вот кажется основное я вам рассказала.

Тем временем мы успели зайти в сувенирный магазин, накупить сувениров себе и друзьям (советую сделать покупки сразу, так как больше вы не найдете палаток, и не факт, что вернетесь обратно). И направились в кафе «Русколка». Но не одни мы проголодались, пришлось встать в хорошую очередь на морозе. В новогодние праздники, говорят, очереди были во всю площадь. Но ждать оказалось не так и долго.

Внутри действует строгий масочный режим, если вы без маски дойдете до кассы, то вам не пробьют еду категорически.

В первый день мы решили отведать фирменное блюдо — уха из лосося, картофель и тефтели. Уха на вид немного отличается от той, что нарисовано на картинке на сайте. Мне показалось вкусно (я правда совсем не спец по ухе), а мама сказала, что особо не отличается от простого рыбного супа из консервной банки. Но будем верить, что варят уху из свежей рыбки.

Сытые и довольные мы еще немного погуляли по парку.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

На наших глазах ровно за секунду включилась подсветка Мраморного каньона (примерно в 16–20).

Еще не было темно, поэтому эффект «ожидания чуда» усиливался постепенно.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Мы поднялись чуть выше, чтобы получить более шикарные виды.

Тем временем мороз усиливался (напоминаю, что днем было примерно -22 градуса), а стратегического плана по поводу ужина у нас не было. Тогда-то нам и пришла мысль купить бургеров на утро и вечер. Так как за день были уже пройдены большие расстояния, очередной спуск и подъем маме бы дались с трудом, поэтому я ее оставила наблюдать за красотой, а сама метнулась кабанчиком в Kolmas Burgers. Вернувшись обратно, обнаружила замерзшую маму (естественно, на месте холодно стоять), поэтому мы сделали последние фото,

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

не дождались темноты и повернули домой (нам же надо еще дырку в заборе найти).

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Хочется вставить все фотографии, сложно выбрать самые-самые, а еще и в лимит 50 фотографий уложиться. Задача сложная.

Мы взяли правильный курс в сторону дома и аллеи скульптур. Мама шла впереди,

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

а я плелась сзади. Засмотревшись на елочку,

я совершила свой первый полет с горки, шмякнулась на коленки и скатилась вниз. Больше всего в полете я переживала за бургеры, которые катились вместе со мной, не хотелось есть раздавленную пищу.

Но беда не приходит одна. Помните в первом рассказе, я писала, что мы не те ворота и лазейку нашли, но так как другого пути мы не знали, в темноте шли по утренним следам. А обход весьма крутой. Тут-то я совершила свой второй полет с теми же бургерами, но в этот раз завалилась в низину между елками и барахталась в них беспомощно (попа меня перевесила), а опоры не было, чтобы встать. Ко всему прочему меня охватил дикий смех, а это обессиливает. С горем пополам выбралась из капкана, конечно, мама пришла на помощь.

До дома добрались без происшествий, поболтали с хозяевами, поужинали, погуляли по территории (благо она большая) и без задних ног сладко спали до утра.

Настало утро воскресенья, оно было совсем не простое, а праздничное. Первой меня поздравила мама, а потом посыпались поздравления от друзей. Добрым утро не бывает? Еще как бывает, когда оно в сказке. Мы подкрепились фишбургерами и кофе, утеплились и отправились на прогулку.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Проникновение на территорию парка нам вновь предстояло незаконное, но это не наша вина. Мы бы и рады заплатить и легально наслаждаться красотой, но делать большой крюк к кассам — это перебор. На этот раз решили отыскать другой вход. И нашли правильный, от ворот вела хорошо протоптанная тропинка и весьма удобная.

Мы вновь очутились на Белой горе. А вокруг царила девственная красота, белоснежные тропинки, сказочный лес и заснеженные ели. Идти сквозь настоящую зиму — настоящее удовольствие.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Сегодня мы решили взять экскурсию «Подземная Рускеала».

Приобрести билеты можно в кассе перед входом в парк (со стороны железнодорожной станции), а также перед самим входом в штольню через терминал. Пара легких манипуляций с терминалом и заветные билетики у нас на руках. Соглашусь, что 1500 рублей с человека дороговато, но я вам честно скажу, экскурсия того стоит.

Мы пришли самыми первыми, подождали возле входа, пока соберется вся наша группа. Ровно по расписанию нас запустили в небольшой вестибюль. Там ознакомили с правилами поведения внутри шахты, провели так сказать инструктаж, за который расписались в журнале техники безопасности (все по-взрослому), далее надели каски и двинулись внутрь за экскурсоводом.

В самом начале представлена небольшая экспозиция профессиональных фотографий Мраморного каньона и штолен в разное время года. Не могу их вам показать, так как в рассказ не помещаются.

Экскурсовод проводит свою первую вступительную речь, а я тем временем обнаруживаю, что моя камера запотела, а в месте с ней и мои ладошки от охватившего ужаса, вдруг линзы не успеют акклиматизироваться. Но минут через десять смогла выдохнуть и начать подземную фото охоту.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

До 1721 года территория мраморных месторождений входила в состав Швеции. Мрамор здесь добывали начиная с XVII века для выжига извести. После победы в Северной войне эта местность вместе с выработкой отошла Российской империи. Промышленная добыча мрамора началась при императрице Екатерине II с 1765-го года.

Проповедник-евангелист Самуил Алопеус, проживающий в Сердоболе (ныне известном как Сортавала) вел исследование местности, собирал ценные сведения о природе края и его населении, которые записывал в своей книге. Именно благодаря ему на горе Белая в 1765 году заработал первый карьер пробной добычи камня.

Сюда с Урала стали приезжать рабочие мастера-каменотесы со своими семьями, так появился рабочий поселок Рускеала.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

А мы перелистнем целый век истории и перенесемся в конец XIX века. В 1896 году финны открыли мраморный известковый завод, его шахтные полугазовые печи давали 30–35 тонн извести в сутки. Началась активная разработка месторождения мрамора и его переработка на известь и щебень. Тяжелым и каторжным трудом горняков было проложено семь горизонтов (общей длиной подземных тоннелей в несколько километров), три из которых сейчас затоплены.

Экскурсия проходит на третьем горизонте, длина штольни от входа до Большого мраморного зала составляет 130 метров.

Это сейчас мы идем по ровным бетонным дорожкам, а раньше здесь была железная дорога. Мрамор добывали в штольне буровзрывчатым способом, грузили в вагонетки и по откаточным штольням переправляли на известковый завод. Попадая в печи, под воздействием высоких температур происходила перекристаллизация кальцитового мрамора, твердая порода превращалась в порошок — известь.

На стенах штольни нанесены маркшейдерские метки. Они определяют расстояния от устья штольни, это своего рода система координат, позволяющая точно определить участок разработки. Если вдруг случалась беда на каком-то участке, то подавался сигнал бедствия, и спасатели точно знали куда спешить на помощь.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Кальцитовый мрамор залегает определенными пластами и горизонтами. Чтобы его добыть приходилось изрядно потрудиться: в начале геологи проводили исследования и определяли месторождение, затем горные инженеры разрабатывали план, как к нему добраться, и, наконец, горняки проводили свои подрывные работы.

Перед тем как войти в следующий зал, вам придется сильно наклониться (тут-то и пригодятся каски), тем самым поклониться мужеству, тяжелому труду мастеров, которые проделали огромную работу при строительстве штолен.

Перед нами открылась невероятная картина, первой что хочется сказать: «Вау, как красиво!».

Масштабы Большого мраморного зала впечатляющие, по длине выработка составляла до 200 метров, по высоте до 12 метров. Чтобы избежать обрушений, горняки специально оставляли столбы опоры — целики. В большом зале восемь таких колонн.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

По центру мы видим провал. Во время добычи щебня над третьим горизонтом, потолок дал трещину. Чтобы предотвратить беду, было принято решение взорвать этот тонкий слой. Так образовался провал. Горняки шутили, что он дал дополнительный приток воздуха и вентиляцию. Тоже самое было сделано между третьим и четвертым горизонтами.

В результате образовался Большой мраморный зал.

Грунтовые воды лишь на 2/3 затопили подземелье. Летом вода в затопленных штольнях прозрачная и чистая, чем охотно пользуются дайверы, специально приезжающие в Рускеалу. Только представьте: как интересно плавать вдоль туннелей и любоваться подземным миром.

Зимой картинка ничуть не хуже: поверхность замерзшего озера ровная, что поневоле сожалеешь, что нет коньков с собой.

После небольшого рассказа экскурсовод приглашает на прогулку вокруг Большого колонного зала по понтонным мостикам, захваченным в тиски льда. Экскурсовод медленно идет вперед, а вся группа следом. В этот момент включается современная фортепианная музыка, сменяющаяся руническими карельскими напевами.

Акустика в зале великолепная, каждая нотка мелодии дотягивается до струнок вашей души.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

В углублениях «пещеры» в зимнее время можно увидеть гигантские сосульки-сталактиты и сосульки-сталагмиты.

Или самые простые сосульки на фоне красивого рисунка мрамора.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Динамическая художественная подсветка мраморных стен поможет окончательно погрузиться в сказочную атмосферу подземного царства.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

После небольшого концерта покидаем Колонный зал, вновь преклоняемся перед титаническим трудом горняков и сотрудников современного музея, расчистивших проходы туннелей штольни и создавших необыкновенно трогательную атмосферу Рускеальского провала.

Но экскурсия наша не закончена, мы продолжаем прогулку по третьему горизонту. Экскурсовод останавливается рядом с воротами. В штольне поддерживается постоянный температурный режим зимой и летом +5…0… -1. Сейчас на улице -8 градусов, поэтому нам ненадолго приоткрыли двери, чтобы мы могли полюбоваться Мраморным каньоном под другим углом.

До этого мы смотрели на штольни со смотровых площадок противоположного склона, а сейчас наоборот.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Мое внимание привлекло «страшное», но доброе ледяное приведение. Дружелюбный Каспер охраняет свое подземное царство.

Стены последней части, покрыты инеем. Если в начале пути со сводов потолка то и дело по каске стучали капли, то здесь царствовала зима.

В летнее время экскурсия на этом завершается, двери распахиваются, и участники группы покидают штольню на пароме. Их небольшое путешествие продолжается на воде вдоль Мраморного каньона. А мы же посмотрели на заледеневшие ворота

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

и повернули в обратный путь, любуясь на последок подземной Рускеалой.

День рождения в сказке. Горный парк Рускеала. Продолжение

Мне хочется выразить благодарность нашему экскурсоводу (к сожалению, не запомнила ее имени). Ее речь была живая, грамотная, громкая и внятная, рассказ очень интересный и увлекательный, разбавленный добрыми шутками, байками и легендами. Так приятно на пути встречать людей, горящих своей работой, вкладывающих душу и сердце в любимое дело.

И на последок хочу оставить фотографию штольни. Помните то место, где нам на секундочку приоткрыли ворота, так вот как она выглядит с противоположного берега.