Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:24

Кисловодск — Россия Июнь 2021

Люблю Кисловодск, а почему? Наверное, как и в любом другом случае невозможно объяснить за что любишь, это благодатное чувство просто исходит изнутри, принося положительные эмоции, радость, улыбку. Но в данном случае, подозреваю, виновата все же архитектура прошлого, которой так богат этот курортный город. Особнячки, дачи в дуэте с какой-то особенной атмосферой придают ему неповторимый колорит.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Вот именно за частицей этого оного перед трекингами в Ингушетию я и отправилась в Кавминводы, пусть это был всего лишь один световой день, но зато каким насыщенным он оказался!

Остановилась я на две ночи, как уже успела вам доложить, в совершенно очаровательном Старом Замке и это как нельзя кстати подготавливало меня к предстоящим нетуристическими прогулкам по городу. У меня были некоторые предварительные наметки моих маршрутов на день, я примерно знала по каким улочкам хотела пройти и что хотела увидеть. А если случится повернуть в незапланированном направлении, как это обычно со мной случается, так я это переживу, а если там увижу нечто необычное и интересное, так тем лучше.

Для начала, что называется для разогрева я поднялась на верхнюю веранду отеля — очень хотелось обозреть город в этот утренний час.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Воодушивившись панорамами, буквально минут через пять я уже бодро шагая по улице Богдана Хмельницкого с холма, где расположен отель, среди буйной растительности я разглядела весьма привлекательные очертания деревянных зданий, это территория ЛРКЦ Курортной больницы, филиал минздрава России.

Далее, дойдя до пересечения с проспектом Ленина зафиксировала ремонт дорог, из-за которого поездка на такси на кануне ночью, оказалась настоящим квестом и преодолением препятствий по горкам и колдобинам.

Сделала несколько фото известного и одного из крупнейших санаториев Кисловодска «Санаторий имени Семашко»

Нетуристическими тропами по Кисловодску

и направилась на улицу Урицкого. Пешеходная улица имени главного архитектора Кисловодска Эммануила Ходжаева также была вся перекопана, что удивило, ведь я только в августе 2020-го гуляла по ней и любовалась ее дизайном, красотой. А возможно ее расширяют?

Нетуристическими тропами по Кисловодску

На улице Урицкого, бывшей Померанцевской, меня интересовал «Санаторий Долина Нарзанов», на территории которого площадью 4 гектара расположены одиннадцать корпусов: спальные, лечебные, спортивные и служебные.

В основном это отреставрированные исторические здания, ведь до революции это были дачи российской знати, а позднее территорию занимал пансионат Министерства путей сообщения. Со стороны много чего и не рассмотришь, а вот памятник архитектуры, Особняк Милашевских постройки 1908 года, расположен недалеко от входа и его неплохо видно.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

А далее именно такой момент, которые я больше всего и люблю — напротив санатория, за вековыми огромными деревьями прячется старинный особнячок в стиле модерн.

Ажурный балкон,

Нетуристическими тропами по Кисловодску

треугольная крыша, башня, изогнутое изящное крыльцо

и все это великолепие спрятано за забором, пробраться внутрь нет никакой возможности!

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Испытывая досаду, я все же попыталась пофотографировать детали этого памятника архитектуры, целиком, что ожидаемо — не получилось. Ощущая необычную атмосферу дома, представляла его жильцов, уютную веранду со столиком для утреннего чая — кофе, выходящую непременно в сад, который обязательно должен быть по ту сторону дома.

Особняку добавило очарования и загадочности отсутствие автора проекта, да и дата предположительна — 1900 год. О владельцах также минимум информации, лишь кратко: «Гражданскiй инженеръ С. Топилинъ», хотя кисловодские краеведы считают, что это бывшая дача инженера Беляевского.

На самом проекте здания, хранящемся во владикавказском архиве, стоит надпись, которая гласит, что в конце 1917, в 1918 и 1919 годах в особняке жила балерина Матильда Кшесинская, приезжая на воды.

Позднее здание в виде спального корпуса принадлежало санаторию «Радуга». В настоящее время над особняком продолжает витать аура таинственности: кто-то его приобрел, ремонт не производят, но на территории живет охрана.

Довольная первым отличным «уловом» я теперь уже целенаправленно отправилась на улицу Желябова, бывшую Российскую, № 17, к следующему объекту, интересовавшему меня: это двухэтажный особнячок с весьма интересным названием — «Дача Путята».

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Старинный и очень оригинальный дом в стиле модерн был построен в 1910–1911 годах по проекту известного зодчего Ходжаева для нового начальника кисловодской железнодорожной станции, инженера путей сообщения, петербуржца Юрия Верженского. Особняк спроектирован в виде изящного замка, украшенного круглой зубчатой двухъярусной башней имеющей круговой обзор, очень похожей на морской маяк, за что дом иногда так называют — Дом с башней.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

После смерти мужа, вдова Верженского продала особняк Валентине Путята, это как раз тот случай, когда за особняком закрепилось имя не первого владельца. Помещения небольшого особняка новая владелица сдавала приезжим посетителям курорта.

После октябрьской Революции особняк был национализирован, в 1920-е годы в нем разместили один из корпусов санатория. В 1990-е годы дом уже долгие годы был заброшен и выглядел катастрофически. Но в настоящее время можно видеть, что он великолепно отреставрирован и к нему надстроен третий этаж.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Далее я немного погуляла по дворам между улицами Желябова и Клары Цеткин, поснимала старинные здания,

которым в наше современное время все же дана вторая жизнь, в них размещены жилые квартиры,

Центр Метрологии, Стоматология.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Выйдя на проспект Дзержинского, бывшей улицы Ребровской, современный, красивый, недавно отреставрированный, я по нему и отправилась далее. Солнышко проснулось, активировалось и очень активничало — что же будет днем?

На пересечении с пешеходной улицей имени Эммануила Ходжаева, которую я выше вам уже показывала, на верхней ее площадке, установлен памятник первому официальному архитектору города-курорта — Эммануилу Ходжаеву

Выдающийся архитектор Эммануил Ходжаев родился в Пятигорске в 1861 году. Среди его работ – около 300 архитектурных проектов, реализованных в Кисловодске, Пятигорске и Ессентуках.

Скульптура изготовлена в Москве московским скульптором Равилем Юсуповым, она изображает архитектора сидящим на лавочке: он что-то чертит на земле своей тростью, вероятно обдумывая новый проект.

На проспекте под № 21 расположено здание, где от рук белогвардейцев погибли 29 красногвардейцев-кисловодчан.

От этого здания вниз ведет широкая лестница, обрамленная перголой — декоративной навесной конструкцией, по которой в скором времени будут виться растения с яркими цветами.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Спустившись немного ниже, я запечатлела небольшую каменную скалу, органично вписавшуюся в пейзаж,

Нетуристическими тропами по Кисловодску

а затем перешла проспект на другую сторону

и оказалась внизу Фонтанного каскада.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Так как я периодически просто обожаю делать лишние движения и загружать свои ноги по полной, то нам с вами предстоит подъем наверх!

Не отвлекаясь на роскошные панорамы города, открывающиеся с лестницы каскада,

я дошла до вершины

и конечно же сразу получила приз — на углу проспекта Дзержинского 16 и проезда к санаторию «Смена» расположено очень оригинальное здание со своеобразной архитектурой, очередной замок. Это бывшая дача известного в дореволюционные времена врача Карла Карловича Барта.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Карл Барт был сыном известного пятигорского врача и имел большую врачебную практику в Кисловодске. С 1909 года он заведовал медициной в Софийском детском приюте вплоть до его закрытия в 1918 году. Также он выполнял обязанности врача в местных женской и мужской гимназиях.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

В 1908 году Карл Карлович купил на этом месте участок и вскоре построил свой собственный, очень необычный дом по проекту автора, имя которого до наших дней, к сожалению, не сохранилось.

Но если вы думаете, что особняк предназначался исключительно для проживания врача и его семьи, то глубоко ошибаетесь — доктор открыл в нем лечебницу, где было родильное отделение, комнаты с постоянными кроватями, предназначенными для тяжелобольных женщин с их женскими проблемами и пациентов с болезнями внутренних органов.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Позднее все как обычно — национализация, но зданию повезло, в нем был размещен корпус санатория.

В 1922 году был создан Военный санаторий, который использовал несколько зданий бывших усадьб, расположенных недалеко от дачи доктора Барта. Подозреваю, что вот эти два особняка на фото ниже, именно они и есть.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

А в отлично сохранившемся особняке Барта в настоящее время располагается Управление Военного санатория.

Рассказывала я вам все это, неспешно спускаясь по лестнице, расположенной с двух сторон Фонтанного каскада, открытого в августе 2021 года. Наверное, это приятное для города событие, случилось ближе к концу августа, потому как я посещала Кисловодск в середине месяца и здесь еще велись строительные работы.

Реконструкция этого участка Дзержинского проспекта и создание замечательной пешеходной зоны проводилась по госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского Федерального округа».

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Вдоль всей пешеходной зоны, которую местные жители уже любовно назвали «Малой Каскадкой», обустроены места отдыха, установлены лавки, созданы клумбы, в которых на тот момент цвели роскошные желтые розы, облюбованные пчелками.

«На Малой Каскадке появился и новый цветомузыкальный фонтан — его струи «танцуют» под музыку, которая звучит из динамиков в ротонде. От круглой чаши спускается каскад фонтанов, ниже обустроен так называемый пешеходный фонтан, бьющий с уровня тротуара. В вечернее время вода подсвечивается разноцветными фонарями».

А затем я решила все же поддержать свои изначальные стремления, нацеленные на поиск интересностей и с шумного проспекта повернула на тихую улицу Софьи Перовской и знаете ли — не прогадала.

Первое здание, под № 6 — это великолепный особняк, усадьба Твалчрелидзе, о ней я уже рассказывала, правда в этот раз я увидела не его центральный фасад, а изнанку что ли.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Табличка одного из владельцев, вензеля на ограде красуются до сих пор. По территории невидимыми тенями скользили работники, везде идеальная чистота.

Следующее здание, мимо которого невозможно просто так взять и пройти — это ведомственный санаторий «Кисловодск», принадлежащий ФСБ России.

Нетуристическими тропами по Кисловодску

Заглянула на территорию — ах какой там замечательный парк, но увы — посторонним вход воспрещен, как, впрочем и в любой другой санаторий: вход строго по документам.