Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:42

Кисловодск — Россия Июнь 2021

Ну что, друзья, вы не против, если я продолжу знакомить вас с не особенно туристическими объектами города-курорта Кисловодска? Хотя в этом рассказе все же будут присутствовать знакомые многим места, но я же не могла проскользнуть мимо них, отвернувшись или закрыв глаза! Так или иначе, встретившись на моем запутанном пути, они попадали в кадр камеры и оставались там навечно.

Итак, в прошлый раз мы остановились примерно посередине небольшой улочки, носящей имя Софьи Львовны Перовской. Ее жизнь — это наглядный пример того, как можно собственноручно и стремительно поставить крест на своей жизни, следуя за идеей. Дочь графа, губернатора Петербурга и дворянки стала террористкой, в 27-летнем возрасте руководила убийством императора Александра II и была казнена. С такими, не очень-то располагающими к созерцанию прекрасного мыслями, мой взгляд застыл на особняке под № 16.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Позабыв про Софью и увидев буйство травы, я почувствовала нечто более интересное и увлекательное — заброшку! На главном фасаде еще видна табличка, что некогда в здании располагался «Пансионат „Экспресс“, но в настоящее время было ясно, что оно покинуто не только туристами и отдыхающими, но и хозяевами.

Осторожно ступая и стараясь не зацепиться за длинные ветки колючих растений, я обошла здание по кругу,

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

хотя проделать это было крайне сложно — сооружение расположено на склоне холма Ребровой балки. Все ступеньки тоже заросли травой

и мне как-то сразу вспомнилась сказка про Спящую красавицу, вокруг которой все буквально погрузилось в сон, а ее дворец опутали растения, но в данном случае всему виной ковидные аномалии. Было невероятно жаль красивый и выстроенный с любовью особняк, который разрушало время.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Покинутый всеми, позабытый и заброшенный, он был похож на бездомного пса, шерсть которого облепили колючки, а переломанный хвост волочится по земле. Террасы, подвальные помещения, балкончики, красивые окна, выложенный камнем фундамент — все это в скором времени поглотят растения.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Хотя с моего посещения прошел уже год, кто знает — в каком состоянии находится сейчас бывший пансионат. С трудом преодолев покосившиеся и потрескавшиеся ступеньки, с выступающими отовсюду корнями растений, я выбралась на проспект Ленина и, если честно, вздохнула с облегчением.

Все, на сегодня довольно приключений — едва успела это подумать, как увидела интересное четырех-этажное здание санатория имени Сергея Мироновича Кирова. Цветочная клумба с фонтаном в центре, стройный ряд изящных кипарисов или каких-то хвойных, красивые фасады одного из старейших и известнейших санаториев Кисловодска — и я быстренько переключилась на другой канал.

Свою известность санаторий получил благодаря хорошей лечебно-диагностической базе, высококлассным специалистам, уютной и доброжелательной атмосфере. Санаторий способен принимать взрослых и детей на отдых и лечение круглогодично.

Рядом с двумя отдельно стоящими корпусами, соединенными между собой теплым переходом, но немного в стороне расположен очень красивый особняк, постройки 1936-го года.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Это корпус № 3 санатория, он является жилым и номера там повышенной комфортности. Все красивые здания санатория, построенные по индивидуальным проектам, включены в перечень памятников архитектуры и находятся под охраной государства.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Напротив, по адресу проспект Ленина, 30, расположен еще один санаторий — имени болгарского революционера Георгия Михайловича Димитрова.

Куда я попала? Все вокруг носит названия то имени террористки, то революционеров, а на дворе лето, птички поют и уже вовсю расцвели розы!

Но я быстренько отвлеклась от исторических имен- рядом с санаториями находится и бювет с полезной, целительной минеральной водичкой и дорога в Кисловодский Курортный парк— это один из входов.

И конечно же, как следствие постоянного туристического потока в обе стороны на обочине разместился небольшой рынок: какие-то вязаные вещи, еще всякая ненужная мелочь. А еще там был мужчина с птицами: сова, орел или коршун, мне все едино. Только я нацелила на птиц свой объектив, как он разразился гневной тирадой. Ой, ну прямо очень-то и надо: сфотографировав скворца на стриженном газоне, я направилась далее по дорожке, ненавязчиво поднимавшейся в гору. Справа из-за деревьев совершенно неожиданно показался храм Святителя Луки Войно-Ясенецкого, (церковь Святителя Луки Крымского) построенный в период с 2014 по 2018-й годы.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Первая Божественная Литургия в храме была совершена 11 июня 2021 года, в день обретения мощей Святителя Луки, архиепископа Симферопольского.

А затем надо совсем немного пройти еще вверх и можно входить в Курортный парк.

А далее у меня будет совершенно запутанный маршрут, объекты, выхваченные из общей конвы, но я постараюсь сгруппировать их так, чтобы вам было попроще и полегче ориентироваться.

Погуляв по парку и освоив новые маршруты, о которых я вам уже рассказывала, спустилась по очень длинной лестнице, состоящей из 400 ступеней к мостику Дамский каприз. Пользуясь случаем, что находилась совсем рядом с входом в мемориальный музей-усадьбу художника Николая Александровича Ярошенко, исполнила свою давнишнюю мечту — посетила его.

Хотя и произошел эмоциональный заряд, порадовавший созерцанием прекрасного, тело взбунтовалось — доколе ты еще будешь шататься, сил больше нет волочить тебя? Да и время обеда осталось далеко позади, организм требовал немедленной подпитки, поэтому я уверенно направилась в сторону Свято-Никольского собора,

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

благо он находится через дорогу от выхода из музея. Уже зная о большом выборе продукции в трапезной, я с удовольствием набрала чего-то там вкусного, вышла на открытую веранду и с огромным облегчением наконец-то плюхнулась на лавку. Все тело буквально завизжало от неожиданно свалившейся радости — кратковременный отдых был очень кстати.

Следующим пунктом обязательной программы было посещение Кольцевого сквера, расположенного рядом с собором, где находится пронзительный и трогательный Мемориал „Журавли“.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

В прошлый раз сквер был на реставрации, поэтому я и не смогла его посетить, сейчас же уже ничто не помешало почтить память жителей Кисловодска, погибших в Великой Отечественной войне. Именно из этого сквера роты добровольцев направлялись на железнодорожный вокзал, а уже оттуда на фронт. 12-метровый обелиск венчают три улетающих в поднебесье журавля, символизирующих вечную память о погибших.

Фигура скорбящей, коленопреклоненной Матери, беспомощно протягивающей вдаль руку, дополняет невероятно выразительную композицию.

У основания горит Вечный огонь, на постаменте надпись: „Живущие перед вами в вечном долгу“.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Средства на возведение Мемориала собирались, что называется всем миром, авторы проекта скульпторы Марк и Лев Роберманы, торжественное открытие состоялось 6 октября 1978 года.

В 2005 году рядом с Мемориалом была открыта Стена памяти с выбитыми на мраморных плитах фамилиями жителей города Кисловодска, павших в боях за Родину.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

После посещения сквера особых целей у меня уже не было, но идти в свой Замок — отель было слишком рано, поэтому я медленно побрела по улице имени Ярошенко, в надежде наткнуться на что-нибудь очень интересное. Еще со двора музея-усадьбы Ярошенко я видела очертания здания с великолепной архитектурой, выполненного из темного красного кирпича. Со стороны улицы Ярошенко практически весь его фасад был закрыт обильно раскинувшимися ветками.

В начале 20 века в этом здании размещался частный пансионат доктора Ганешина,

в котором в 1915-м году проживал известный русский оперный певец Федор Иванович Шаляпин, что и отмечено памятной табличкой.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

В 1922-м году на базе пансионата был открыт клинический санаторий имени В. И. Ленина на 110 коек. С мая 1925-го года это уже Кардиологическая Клиника, впоследствии ставшая одним из наиболее известных научно-медицинских учреждений России в области курортной кардиологии.

Организатором и первым директором клиники стал видный организатор курортного дела в стране И.А. Валединский. Первые научные работы сотрудников клиники касались применения нарзанных ванн при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы. В настоящее время разрабатываются новые методы санаторно-курортной реабилитации оперированных больных в ранние сроки после операций на сердце.

В настоящее время в этом огромном здании со сложной конфигурацией так же находится клиника, но название у нее трудно повторимое: Скфнкц Фмба России — Филиал ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России Кисловодская клиника.

Поблуждав еще немного по соседним улицам и полюбовавшись домиками с деревянными балкончиками, интересными табличками с названием улиц,

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

я отправилась вниз, к началу всегда шумного и многолюдного Курортного променада.

Колоннада была построена в 1912 году по проекту архитектора Николая Семенова. Полукруглое двухэтажное здание белого цвета обрамляет площадь, в центре которой расположен большой фонтан. Современный вид Колоннада приобрела после реставрации в 1946 году.

Предчувствия не обманули — в тот день перед белоснежной Колоннадой разместился оркестр, звучала живая музыка, артисты исполняли песни.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Окружающая атмосфера заражала эмоционально и куда делась усталость?

Было приятно видеть улыбающиеся лица вокруг, кто-то подпевал, кое-кто даже подплясывал в такт мелодиям.

Гуляя между произведениями местных художников,

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

не забывала наблюдать за людьми. Привлекла внимание необычная веселая группка, вся разукрашенная разными красками: видимо эта семья только что участвовала в пейнтболе.

Не спешно передвигая ноги и вдруг совершенно расслабившись, я почувствовала себя сопричастной к куротной жизни, к этому особому течению времени, когда ты вроде бы и пребываешь на водах, но ты в то же время и в отпуске, гуляешь, наслаждаешься неповторимой атмосферой, вдыхая аромат нежнейших духов, шлейфом расползаюшихся по окрестностям.

Мимо проплывали красивые архитектурные объекты из прошлого, очень правильно используемые в настоящее время.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Не могла не посетить Нарзанную галерею и приобщиться к ритуалу испития полезной минеральной водицы.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Несколько раз бывая в Кисловодске и неоднократно прогуливаясь по улице Реброва, я конечно же обращала внимание на ее историческую застройку. Потом читала, что якобы именно дом на пересечении улиц Коминтерна 3 и Реброва 3 описан Лермонтовым в романе „Герой нашего времени“ и именно в нем жила княжна Мери и была уверена, что это именно то историческое здание.

Но по приезду домой в момент поиска детальной информации была глубоко разочарована, как впрочем и многие любители истории, а также жители города — главный дом усадьбы, построенный в 1823-м году в стиле классицизма по проекту знаменитых архитекторов братьев Бернардацци для первого историка Кавказа Алексея Реброва и являющийся памятником истории в 2000 году был снесен! А тот дом, который я наконец-то нормально и так старательно сфотографировала, один из домов, расположенных по обе стороны улицы Коминтерна» в начале 20 века принадлежащих купцу Власову.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Приобретя два, так называемых «печёринских» флигеля усадьбы Алексея Реброва, Власов снес эти, к тому времени уже ветхие строения и на их месте построил двухэтажные кирпичные особняки: слева гостиница Европа, напротив гостиница Италия (ее я не удосужилась сфотографировать)

В настоящее время первые этажи зданий используются под коммерцию, в них расположены разные магазинчики и столовая.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Особняки являются образцом исторической застройки начала 20 века и представляют ценность в общем архитектурном ансамбле со снесенным «Домом Реброва». Но есть надежда, что историческое здание все-таки будет восстановлено и тогда эти два особняка станут важной составляющей, в общем архитектурно-историческом комплексе. Поживем — увидим, надежда имеет свойство теплиться долгие годы.

Вот это симпатичное ярко-красное историческое здание всегда привлекает внимание, в настоящее время в нем расположено несколько заведений, одно из них, это кафе-пекарня «Горячий пирог». Посещала, когда нет времени на основательные посиделки в кафе, этот формат рекомендую.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

А вот и знаменитый Курортный бульвар, но сегодня совершать прогулки по нему в планах не зафиксировано.

Затрону лишь своим вниманием противоположную часть здания Нарзанной галереи, выходящую своим фасадом на бульвар — с 2018-го года это Визит-центр, интерактивный музей. Расположенные на площади около 800 квадратных метров 32 мультимедийные инсталляции музея рассказывают об истории Национального парка «Кисловодский», о его ландшафте, архитектуре, флоре и фауне. Может быть кому-то будет интересно, и вы посетите этот музей.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Далее прохожу мимо знакомых и всем известных зданий,

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

обращу свое внимание лишь на одно из них, словно нависающее над улицей Солженицына — пансионат курсового лечения «Скала».

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

Размещенный в историческом четырехэтажном здании 1903 года постройки пансионат лечение не предоставляет, в нем можно лишь проживать, используя курс оздоровительных процедур и абонемент на посещение бассейна в расположенном рядом санатории имени Семашко.

Напротив, 19 декабря 2018 года к 100-летию со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Исаевича Солженицына был установлен памятник всемирно известному писателю.

Солженицын изображен в погребальном саване как напоминание о том, что его земная жизнь находилась на волоске от смерти много раз.

Скульптурная композиция установлена недалеко от дома, в котором прошло раннее детство Солженицына. Автором бронзового памятника является известный скульптор, народный художник СССР, Зураб Константинович Церетели.

В оставшееся время я еще немного прогулялась по близлежащим улочкам частного сектора, заглядывая во все дворы и собрала небольшую коллекцию домиков, построенных из того, что попало под руки их жильцов и больше похожих на скворечники.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

На мой взгляд, курортный Кисловодск с каждым годом становится все красивее и привлекательнее, это город на любой, даже самый изысканный вкус и понравится любому путешественнику, заглянувшему сюда на пару-тройку дней или остановившемуся на более продолжительное время.

Нетуристическими тропами по Кисловодску, заключительная часть

А эту гору я сфотографировала из окна Ласточки, следуя по пути из Кисловодска в Минеральные Воды,