Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 14:39

Ингушетия — Россия Июнь 2021

Итак, наступила среда, серединный день тура и самый настоящий трекинговый день, самый зрелищный и не такой уж и сложный. Но плюсы и минусы (куда же без них) я буду подсчитывать вечером. Сейчас же, чтобы обмануть солнышко, довольно ранний подъем, что-то около пяти часов утра,

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

завтрак — наш повар успел приготовить традиционную овсяную кашу и горячий чай. Подкрепились, по-быстрому собрались, расселись в мерседесе и вперед. Доехали до парковки, расположенной у знакомого нам по первому дню башенного комплекса Бейни, он находится на высоте 1510 метров над уровнем моря.

Высадились и попрощавшись с водителем, что-то около шести утра двинулись в путь. Первая часть трекинга проходила по грунтовке, проложенной на склоне горы, за которой и было скрыто солнышко.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Мы все сразу почувствовали преимущества такого раннего выхода на маршрут — пока солнце поднимется до гребня горы и перевалит за него, отыгрываясь на нас, мы по тени уже пройдем значительную часть маршрута. Ранним и еще сравнительно прохладным утром дышалось свободно, идти было легко и можно было спокойно созерцать удаляющиеся и уменьшающиеся окрестности. Четкая черта разграничения тени и света медленно, но приближалась к нам.

Поднявшись еще выше, я получила еще один радостный момент — наконец-то появилось альпийское разнотравье, ради которого приходилось все время останавливаться.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Группа опять растянулась на дороге на добрые триста метров: кто-то обсуждал насущные проблемы, кто-то делился впечатлениями или планами на будущее. Сегодня я шла в первых рядах, особо не спеша и не присоединяясь ни к какой из групп — мне хотелось быть одной и шагая в полной тишине, наслаждаться прекрасными панорамами, прислушиваться к щебетанью птиц, любоваться полетами орлов.

Великолепие бархатного изумруда склонов, яркая синева утреннего неба, плавные изгибы горных хребтов Северного Кавказа и над всем этим чудом возвышается величавый Казбек. Чем выше мы поднимались, тем явственнее и четче прорисовывалась его снежная вершина на фоне небес.

Примерно через 1,5 часа пути подошли к роднику с ключевой водой — это был последний источник, далее по маршруту воды уже не будет. Поэтому устроили привал, пополнили запасы воды. У источника стояла поилка для животных — здесь пасутся коровы и отары овец.

Вскоре вышли из тени — далее дорога повела нас по отрытой местности и тут уж жаркие лучики солнышка радостно обняли всех.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Сегодняшний наш маршрут — это подъем на самую известную в Ингушетии, священную для местных жителей Столовую гору, высота которой 3003 метра над уровнем моря. Гора образована из осадочных вулканических пород и ее вершина похожа на огромный плоский стол, отсюда и название. По-ингушски гора называется Мят — Лоам, что означает «гора Родины» или «Отчая гора».

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Несколько джипов, под завязку набитых туристами, подняв клубы сухой пыли, перегнали нашу группу. Позднее я узнала, что такая автозаброска экономит и время, и силы туристов для подъема на вершину Столовой горы: это 500 метров высоты и 2,5 — 3 часа пешего пути. Впереди, на большой ровной площадке показалась небольшая беседка, а значит, перед следующим рывком вверх, будет привал.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Замечательно вот так, практически с высоты птичьего полета, рассматривать окрестности: как на ладони виден курорт «Армхи» с его просеками для канатной дороги и лыжней, а чуть ниже комплекса едва зметен и наш отельчик (на фото он в правом нижнем углу)

Виден башенный комплекс Бейни,

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

зигзаги дороги, пройденной нами в первый день и строения, расположившиеся на пути.

Я рассмотрела даже башенный комплекс Фалхан , где мы были накануне.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

И над всем этим словно парит горделивый Казбек, ничего не ускользнет от его бдительного ока.

А мы движемся далее, теперь солнце светит прямо в лицо и без головного убора находиться в горах никак нельзя. Мы бесконечно смазываем лица и руки солнезащитными кремами. Миновали тот поворот дороги, до которого джипы довезли своих пассажиров, прошли небольшой участок ровной дороги. Далее сложный участок тропы, только вверх по крутому склону, по серпантину, прорезанному среди густой травы.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

На этом подъеме присутствовали все прелести горного трекинга: затяжной подъем, сыпуха на виражах, дрожь в ногах и сбивчивое дыхание. На кратковременных остановках все буквально падали там же, где и стояли. Вода, орешки, фрукты быстро возвращали нас в норму и путь вверх продолжался.

И лишь когда мы дошли до седловины и достигли более-менее горизонтальной поверхности, можно было вздохнуть полной грудью- мы сделали это, дальнейший путь уже не страшен! И тут я как обычно, вернулась к своему репертуару — оторвалась от группы и шла в своем излюбленном темпе, легко, свободно и наслаждаясь великолепием горных массивов, картинками, открывавшимися далеко внизу.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Как интересно смотрится сверху серпантин, по которому мы только что поднимались.

Перед роскошным Казбеком я не раз даже вставала на колени — уж очень хотелось побаловать и его, запечатлев на память в самых различных вариантах.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Оторвавшаяся впереди группка, скрылась за каменными глыбами, голоса остальных доносились где-то позади, а я вновь одна. Не спеша подошла к камням — калитка?

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Зашла и медленно стала оглядываться, заинтересовавшись бегавшими от камня к камню девочками, старающимися подняться еще повыше и тут мой взгляд увидел нечто такое, от чего я задохнулась от восторга!

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Нет, не может быть, разве возможно получить столько счастья в один день. Теперь и я побежала поближе к обрыву, залезла на камень повыше и завизжала. Теперь я поняла, для чего я ехала в Ингушетию — вот за таким подарком гор!

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Белоснежные облака парили над долиной, они были такими густыми и плотными, что застряли между горами, не в силах вырваться на свободу и взлететь в небеса. Казалось — прыгни на этот воздушный ковер и не упадешь, а будешь только барахтаться словно на мягкой перине, отыскивая удобную позу.

Подтянулись и остальные члены нашей команды, аналогичные крики, восторги, фото и так, и эдак, видео, а потом селфи и прочая, прочая!

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

В самом конце эйфории групповой кадр и далее вперед по тропе.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Я опять умышленно отстала от всех и воображала себя одиночной туристкой, первопроходцем — потрясающие ощущения, только ты и вселенная,

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

ну разве что коровы щиплют альпийское разнотравье. Боже, какое должно быть у них ароматное молоко!

Гора Мят-Лоам для местных жителей, проживающих у ее подножия, издревле считалась священной, она была местом благоговейного преклонения, с которым в языческом сознании связывались места обитания наиболее почитаемых божеств и духов.

Вплоть до 20-х годов 20 века на горе отмечали дни летнего солнцестояния, проводили молебны, народные гуляния, проводили обряды, возводили святилища и храмы. Представляете, т. е. по «тропе предков» взбирались сюда целые процессии жителей окрестных селений! Святилища использовали не только для молитв, например, об установлении благоприятной погоды, но и приносили в жертву какое-нибудь животное.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

И вот уже впереди показалась цель нашего маршрута — храм Мят — Сели, построенный на высоте 2540 метров над уровнем моря и сохранившийся лучше других.

Это святилище — сакральное место преклонения божеству плодородия, поклонники старинной ингушской религии и в настоящее время совершают в храм паломничества.

Высота храма Мят-Сели — почти 5 метров, длина примерно семь, ширина три с половиной метра.

Храм был построен очень давно, но хорошо сохранился. От него открываются невероятные виды на все 360 градусов. Внизу небольшое горное озерцо, а в нем и рядом с ним целое стадо буйволов.

И от этих панорам у меня словно открылось второе дыхание. Часть группы спряталась в небольшом клочке тени, исходившей от храма, единственный парень — турист в нашей группе предложил продолжить маршрут еще чуть дальше. На призыв отозвалась лишь я одна, и мы пошли.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Буквально минут через 5–7 оказались на вершине холма, где находились руины еще одного храма — Мятер — Дала.

Невероятный простор, слов не хватит, чтобы описать весь спектр чувств, испытанных мною. Спустившись пониже, я опять испытала дикий восторг -и здесь облака, видимо к этому облачному морю мы подошли с другой стороны!

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Мы долго ходили по краю, любуясь этим чудом природы, но вдруг безмолвствующие до этого момента облака, зашевелились, заволновались, от них стали отделяться особо легкие и направились в нашу сторону. Мне стало безумно страшно — вдруг всколыхнется вся эта масса, накроет нас и как потом найти храм и нашу группу? Мы заспешили назад, утопая в мягком мхе и все время оглядываясь.

Подойдя к храму, увидели, что тень исчезла, как и наша группа — все, кроме инструкторов, забрались внутрь, в прохладу древних стен — решили именно здесь устроить обед.

Святилище довольно неплохо сохранилось, в храме две двери арочного типа, одна из них с видом на Эльбрус выходит на закат солнца, а другая — на восход. Внутри храм разделён на две равные половины своеобразной перегородкой.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Тогда я не знала, что главное, ради чего сюда поднимаются туристы — вершина Столовой горы, а до нее от храма надо еще пройти часа два и преодолеть подъем в 440 метров. Возможно в наш тур этот маршрут не входит изначально, но все мы вероятно много потеряли. Читала, что с вершины прекрасно виден Владикавказ и часть Северной Осетии, Джейрахское ущелье.

При написании рассказа я вспомнила, как меня поразила красота каменного исполина, виденного мною во Владикавказе. Я открыла свой материал и что же — да, это Столовая гора величественно возвышается над городом.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Но это был второй раз, а первый раз я видела Столовую гору еще раньше, зимой 2017 года. От курорта «Армхи" я смогла приблизить даже храм Мят — Сели, вот он, крошечным пятнышком виден по центру фото.

В общей сложности на верху мы провели часа два. Видели две группы парней — горцев, которые поднимались на вершину, а спустившись, отдыхали у храма. Ноги мои, ниже бридж, пылали и горели огнем, им уже не помогали никакие мази: ни защитные, ни Пентанол. Позднее, спустя недели две, они зажили, кожа сползла, но надевать летнюю одежду, поднимающуюся выше черты загара (юбки, платья) я не могла в течение всего лета!)))

Путь назад всегда быстрее, тем более нас подгоняли тучи, вдруг активировавшиеся и словно вырвавшиеся на волю. Около седловины они буквально преградили нам путь, закружились, распластались по склонам и своими щупальцами, превратившимися из белоснежных в сероватые, окутали все окрестности.

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

По серпантину мы почти бежали, опасаясь упасть, покатиться, но обошлось.

Повторять весть путь, пройденный утром ужас как не хотелось и вдруг, наблюдая за ребятами — горцами увидели, как после источника они резко повернули направо. Отдышавшись минут пять, мы — это я и моя землячка, направились следом. Тропинка вела прямо по альпийскому лугу, петляла, несколько раз мы ее теряли, но в итоге вывела нас к башенному комплексу Бейни!

3-й день. Там над облаками: трекинг на Столовую гору в сопровождении Казбека

Мерседес и заботливый водитель уже ждали нас: шикарный холодный морс был наградой за такой трудный день. Вскоре подошли и все члены группы, немного отдохнули, напились вкусного ягодного морса.

Инструктора спустились по изначальной тропе и оба без сил сидели на обочине дороги немного ниже парковки и ждали нас.

На ужине парнем- инструктором было преподнесено пренеприятное известие: в его прошлом потоке у одной девушки — туристки подтвердился ковид. У второго инструктора, бывшего с той же группой, аналогичные симптомы, как и у нашего. Вторая наша инструктор — девушка тоже чувствует себя плохо, она даже не спустилась к столу на ужин. Извинился, что создалась такая ситуация и все! Находится рядом со всеми без маски, не привитый. Хотя теперь уж чо уж!

Группа сидела совершенно спокойная, никто не истерил, даже не возмущался — такова жизнь, с каждым может случиться! Было сложно представить, какие силы прелагал инструкто, откуда их черпал совершая с нами этот маршрут, отнюдь не легкий. По поводу лекарственных препаратов: все кто чем мог помогали ему, наведались в местную аптеку, но там - увы, минимум ассортимента.

Вопрос: а что же дальше не поднимался, тур продолжается с двумя больными инструкторами, замены им не будет. Ситуация — приплыли, а впереди еще два дня, куда бежать, да и поздно уже.

Да, позже я вспомнила, что в течении дня как-то не так кашляла, не часто, но почему и с чего бы это? Никаких болей ни в горле, ни в бронхах — моем слабом звене. Грешила на холодный лимонад в первый день похода.

В рекомендациях на сайте турагентства по поводу сегодняшнего маршрута было уточнение: Важно: если вы отправляетесь в путь на Столовую гору, то выходить нужно как можно раньше — не позже семи утра. Значит наш бунт накануне был в тему.