Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 18:00

Ингушетия — Россия Июнь 2021

Утро следующего, за объявленным приговором инструктора дня, было тревожным, волнительным. Едва проснувшись, мы с Никой делали предположения — что же дальше, как поступит руководство?

Вскоре в общий чат от заболевшего инструктора пришло сообщение: все как обычно, собирайтесь, спускайтесь завтракать, встретимся в автобусе.

Позавтракав, мы сами собрали сухой паек на обед, разлили по термосам чай. Инструктор в это время, надев маску, уже лежал на отдельном сиденье Мерседеса. Девушки, сопровождающей группу, не было — она осталась в номере. Значит ей стало совсем худо.

Вот так и прошел весь этот день, довольно-таки насыщенный: автобус подвозил нас к очередной достопримечательности, инструктор, не вставая с места, давал нам ценные указания и время на осмотр, после чего группа ехала далее, к следующему объекту.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Часть достопримечательностей, выстроившихся по списку в этот день, я уже видела в прошлую свою поездку, но от этого они не были мне менее интересны. Я с удовольствием их рассматривала, пытаясь найти новые ракурсы и делая, на мой взгляд, более выгодные кадры.

Первая остановка на Цей-Лоамском перевале, высота которого 2200 метров над уровнем моря. Невероятно живописное место само по себе, а уж какие величественные панорамы открываются, завораживающие, пленительные.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Изумрудные луга, леса на склонах гор, серпантин дороги, по которой мы только что поднялись и горы, бесконечная череда гор Северного Кавказа, которые своими плавными изгибами напоминают морские волны. И над всем этим потрясающим великолепием роскошный Казбек в своей снежной шапке. Только с этой точки перевала его вершина смотрится совсем крошечной.

Левее центра фото крошечный снежный треугольник -это Казбек.
4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Бесконечный простор, дуновение легкого ветерка, приносящего дурманящий запах альпийских лугов, парящие орлы в бескрайнем синем небе, и я задаю себе вопрос: Неужели все это, а главное испытываемые эмоции здесь и сейчас, возможно оценить? Восторг, который природа просто так дарит человеку, ни с чем не сравним, он неосязаем, но он невероятно важен, и чтобы забыть его, это надо очень постараться.

Повернувшись назад, я вновь замираю — передо мной горные пики священной горы ингушей Цей-Лоам, давшей название и перевалу. Трон Повелителя, так переводится ее название, высотой 3171 метр, заворожила меня своей красотой еще в прошлый раз, и я мечтала увидеть ее вновь. Устремленными в небо вершинами она еще тогда напомнила мне Доломиты.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Согласно легенде, на вершине, как на троне, восседал древний бог Села. С помощью грома и молнии он общался с язычниками, которые поднимались на гору для совершения ритуалов и жертвоприношений. Люди считали, что, если над горой ясное небо, значит Села отдыхает и будет хорошая погода. А там, за пиками уже территория Северной Осетии — Алании.

С неохотой все погрузились в автобус и спустились чуть пониже в сторону Таргимской котловины. Справа от автострады находился источник с ключевой водой, где мы и пополнили свои запасы, а я еще раз имела возможность сделать фотографии величественной горы Цей-Лоам.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Спустившись еще ниже в котловину, создалось впечатление, что ты оказался словно в другом измерении, где-то в далеком Средневековье. То тут, то там на склонах изумрудных гор виднелись стремящиеся в голубое небо башни, руины построек,

одиночные строения и целые комплексы. Невероятная гармония прекрасной природы и человеческого вмешательства, они связаны воедино и уже нет иного восприятия Ингушетии, как только страны величественных стройных башен, разбросанных по горным пейзажам и устремленных в голубое небо.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Первый башенный комплекс, который мы посетили — это древний Эгикал, крупнейший башенный комплекс горной Ингушетии, административный, экономический и культурный центр Таргимской котловины. Сотни построек некогда могущественного селения словно рассыпаны на южном склоне прекрасной и фактурной горы Цей-Лоам,

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Вплоть до депортации ингушского народа в феврале 1944-го года в селении Эгикал жили люди, а потом случилась беда, трагедия (Мемориал славы).

Необитаемый древний Эгикал, как и многие другие, разбросанные по всей горной Ингушетии башенные комплексы, словно законсервирован, но он не брошен. Я уже писала, что в этой маленькой стране очень трепетно относятся к своему прошлому. Каждая башня принадлежит определенному роду и каждый год, большей частью это происходит летом, члены огромной семьи со всех уголков земли приезжают на родину, чтобы почтить память предков рядом с фамильной башней.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

А в остальное время года башням не дают почувствовать себя покинутыми и позаброшенными туристы, которых пока и очень мало, но они все же едут в эту удивительную страну. Я уже была в Эгикале, в феврале, кому интересно можно посмотреть здесь.

Утомившись карабкаться солнца по склону под палящими лучами, цепляясь за буквально выжженные кустики, царапаясь я наконец-то добралась до автобуса, стоящего в тени.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Все собрались, и мы едем далее до центра Таргимской котловины, а здесь как в сказке развилка из трех дорог. Но прежде чем ехать прямо, дальше в горные глубины — автобус повернул налево — в Ассинское ущелье.

Сразу же за котловиной дорога буквально проскальзывает через узкую расщелину, размытую рекой Ассой в протяженном Скалистом хребте. А далее тонкой извилистой лентой она вьется вдоль горной реки и отвесных скал, поросших лесом.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Ущелье настолько узкое, что солнцу сложно протиснуться внутрь, погода резко изменилась, и я сразу почувствовала приятную прохладу. В этом узком коридоре ущелья на расстоянии от Эгикала до селения Алкун, а это примерно 23 километра, никогда не было ни одного селения.

До 2013-го года эти территории были погранзоной, пограничный пункт остался до сих пор и наш автобус остановили для проверки паспортов и пропусков. И тут случилась неприятность: в нашей группе была девушка из Украины и ее не пропустили дальше. Речь шла о том, чтобы не ехать никому, но потом кто-то предложил этой девушке остаться на погранпункте, а остальным ехать далее. На том и порешили и буквально через несколько минут автобус остановился, по мостику мы перешли реку Ассун и углубились в лес.

Было очень приятно ступать по лесной тропинке, а вокруг себя наблюдать настоящий лес из сосен, лип, ольхи, раскидистые ветви которых укрывали от солнечного зноя.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Минут через 10 мы услышали шум падающей воды -двухкаскадный Эка-Чожинский водопад величественно спадал по скальным породам, с обеих сторон поросших мхом.

Место невероятно живописное, можно подойти поближе, подставить разгоряченное тело под ледяные струи. Высота водопада 37 метров, а ширина 7, обнаружен он был совсем недавно — в 2014-м году. В 2018-м был сооружен мостик через реку, оборудована 600-метровая тропа, постепенный подъем всего лишь на высоту 100 метров.

На обратном пути на узкой лесной тропе нам встретились два горца в военной одежде и с ружьями, ух, страшно!

Группа опять расселась по местам, автобус вернулся до развилки трех дорог: направо — откуда мы приехали, а вот налево…Но обо все по порядку, впереди у нас еще половина дня! Но самое главное — мы опять не посетили башенный комплекс Таргим, ну вот же он, был совсем рядом!

Время приближалось к обеду и всем очень хотелось найти замечательное местечко в тени и на берегу реки. Мы ехали через долину Гулойхи в сторону довольно известной достопримечательности — башни Вовнушки.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Справа был лесок и за ним слышалась река, но деревья были какими вялыми, маленькими и замученными, травы под деревьями вообще не наблюдалось, дорога сухая и пыльная, туда-сюда сновали машины с туристами и все это сопровождалось привычной жарой и духотой.

Мы все вспоминали только что покинутое Ассинское ущелье, вот там бы и надо было потрапезничать, но возможно это делать нельзя.

В общем искали мы искали достойное место, в итоге приземлились, не доезжая до башен минут пять на довольно убогой и крошечной полянке. Все окрестности и более-менее приличные места, особенно у реки Гулойхи, были заняты местным населением — шум, гомон, вкусные запахи. А у нас сухой паек, консервы.)) Ну да ладно, перекусив отправились к башням, так живописно выступающим прямо из скал и гармонично смотревшимся на фоне природы. Я уже видела башни, мой прошлый материал можно посмотреть здесь.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

В ингушском языке есть слово «воувнушке», оно переводится как «место боевых башен». «Вов» — значит боевая башня, а «Вовнушки» — это Башенки. Вовнушки это не просто башни, это крепость и в далекие времена между ними был натянут верёвочный мостик.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Существует легенда, когда под стены башенного комплекса Вовнушки пришли татаро-монголы, местные жители высыпали со стен мешок с фасолью — завоеватели скатились вниз, так и не сумев подобраться к стенам башен.

Мне очень нравится этот комплекс, он такой необычный, оригинальный и подобного ему нет, по крайней мере в Ингушетии.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Погрузившись в свой транспорт, едем назад, до поворота на грунтовку, ведущую глубже в горы и первая, очень известная достопримечательность на нашем пути и ее я тоже уже видела — это очень древний храм святилище Тхаба-Ерды.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Ученые датировали его 8–9 веком постройки, это один из старейших христианских храмов в России. Но настоящее строение было построено на месте прошлых построек и из их обломков в 16–17 веках.

Версии перевода названия Тхаба-Ерды — «Храм святого Фомы», «Храм двух тысяч святых» и даже «Храм глаза бога».

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Внутри Тхаба-Ерды (фото есть в моем прошлом материале)- это мощные столпы, неправильные «пещерные» своды — образец вайнахского зодчества. В язычестве Тхаба-Ерды стал центром жизни Горной Ингушетии, не только святилищем всех её богов, но и своеобразным Верховным Судом — именно здесь по важным поводам собирался совет вайнахских старейшин.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Храм находится на вершине холма, со всех сторон обдуваем ветрами, но от него во все стороны открываются удивительно красивые панорамы, порой довольно лаконичные,

а порой загадочные, когда в легкой дымке прячутся и постепенно исчезают волнистые склоны гор.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Как бы плохо не чувствовал себя наш инструктор, но он был ответственным за маршрут и получение нами эмоций по максимуму, а поэтому, от храма едем дальше по грунтовой дороге. О, это уже интересненько для меня, в той стороне я не была. А заглянув в программу тура я и там не увидела следующие два объекта, значит это нам бонус от больного!))

Грунтовка лихо извивалась среди гор, уводя нас в чудесные дали, а по сторонам изумрудные склоны, чудесные леса и то тут, то там остатки древних сооружений. Хотелось, чтобы водитель остановил, но нам предстояло знакомство с башенным комплексом Пялинг

и минут через пять мы уже выходим из автобуса и карабкаемся на склон. История основания комплекса началась в далеком 15 веке и меня не покидал вопрос — как в то время строили такие высокие и крепкие боевые башни, что, не смотря на века, события три из четырех сохранились до наших дней?

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Иное состояние жилых башен, а их в комплексе изначально было 15 — все эти строения довольно сильно повреждены и разрушены. Я бродила по очень крутому склону, соскальзывая по сухим земле и траве и опять задавала вопрос — как местные жители передвигались? А если непогода, дождь и грязь — запросто можно съехать вниз!

Но если смотреть со стороны зрелищности — место выбрано шикарное, вокруг потрясающая красота, видно далеко, волнообразные склоны гор теряются в вечерней дымке!

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Но не о красоте местности думали горцы, выбирая места для своих селений, для них важна была прямая видимость боевых башен соседей, ведь они использовались их и как сигнальные, передающие информацию. На верху башен разводили огонь и в случае опасности или для передачи какой-то информации дым должен быть виден издали.

Так же боевые башни использовались не только для защиты членов рода от внешних врагов, но и от внутренних в том случае, когда в дело вступал закон кровной мести. Плохое состояние и могильников, которые называют солнечными: в древности ингуши не хоронили в землю своих покойников, а укладывали в наземные могильники. Местный климат и горный ветер сушили тела усопших, превращая их в мумии.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Поселение Пялинг, находящееся на высоте 1540 метров над уровнем моря, состоит из двух частей — Верхнего и Нижнего, а между ними, внизу весьма живописный небольшой прудик.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Хоть время и приближалось к вечеру, но солнце палило, как днем и рысачить по склонам было очень затруднительно, видимо поэтому, когда я добралась до нашего транспорта, стоявшего у небольшого сада, то забыла все это сфотографировать. Оказывается, до совсем недавнего времени на этой ферме жили местные жители, в 2018-м еще был жив дедушка — ингуш, которого уже нет. Но видимо кто-то все же живет здесь, это чувствуется по ухоженному огородику, обрезанным фруктовым деревьям, по аккуратному домику.

Вот это пример того, что современные жители живут на родине предков, рядом с родовыми башнями.

Рассевшись в автобусе, я с сожалением подумала, что вот сейчас поедем в свой домик на дороге, но на этот день у нашего гида были исчерпаны еще не все сюрпризы, а посему едем далее!

В описанной выше доступности и видимости, т. е. практически за углом очередного холма, еще не выйдя из машины кто-то вскрикнул — боже, какая красота! Еще один древний город, еще один башенный комплекс, это Ний, расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря на фоне роскошный скал Цей — Лоамского перевала.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

На территории покинутого поселения находится архитектурный комплекс «Ний», состоящий из 4-х боевых башен, 1 — полубоевой, 13 полуразрушенных жилых башен и также 14 склеповых могильников. Т. е. вполне большой комплекс, а облюбовали его лишь парнокопытные: лошади, да коровы. Рядом с комплексом, по другую сторону дороги есть даже что-то типа кошары и загон для скота.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Поселение Ний очень интересное, из него ведут свое происхождение представители крупнейшего ингушского рода (тейпа) Иовлоевы (Евлоевы), включающего в себя 60 фамилий (родственники). В настоящее время численность рода составляет около ста тысяч человек и проживают они не только в нескольких республиках Кавказа (Ингушетия, Чечня, Северная Осетия), но и в Грузии, а также во многих регионах дальнего и ближнего зарубежья.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Вы представляете, что в январе 1999 года был учрежден Герб Евлоевых, внесенный под № 434 в 3-й том Гербового Матрикула Всероссийского геральдического общества. Вот так вот!

Оба комплекса: Пялинг и Ний и вся территория поселений входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находятся под охраной государства.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

И вновь мы грузимся в наше незаменимое транспортное средство и теперь уж точно отправляемся в сторону временного дома, но подъезжая к перевалу Цей-Лоам видим подготовку гор к вечернему действу-закату. Хныкаем, просим и водитель опять останавливает автобус, и я быстренько выскакиваю на волю!

Что творится вокруг: облака повсюду, они спешат, кучкуются, закрывают собой вершины, под напором струй ветерка сдвигаются в стороны, чтобы через мгновение вернуться назад.

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Боже мой, первозданная, дикая природа, великолепные горные пейзажи со своей уникальностью и загадочностью,

порывы свежего ветра подхватывают и кружат, кружат! Сказочно, нереально, вот так сюрприз под конец дня!

4-й день. Ингушетия — от перевала вглубь Средневековья

Усевшись на свое посадочное место, я наконец-то смогла угомониться и обратиться внутрь себя — мне примерно с обеда было как-то не по себе, признаки заболевания налицо, вернее в горле и бронхах.

По прибытии на базу, упрашиваем водителя поехать в Джейрах и поискать аптеку. С неудовольствием соглашается, но скудный ассортимент аптеки удручает.

Позднее от инструктора в общий чат приходит новое сообщение:

— Прошу меня извинить, но ресурс моих сил исчерпан, что делать завтра?

И тут в дело вступают наши другие двое мужчин: водитель и парень — турист. Они обсудили с инструктором маршрут, он сбросил карту с точками, пояснил детали. Маршрут оказался не сложным, и ребята согласились сами отправиться в поход.

Вечером я чувствую легкую температуру, принимаю все лекарства, что мы с Никой наскребли и с надеждой на стабильность состояния, пытаюсь заснуть.

Вид на Столовую гору от нашего отеля.