Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:24

Ингушетия — Россия Июнь 2021

Утро облегченья не принесло, скорее наоборот, состояние было, как при начале любого вирусного заболевания — слабость, неприятные ощущения в бронхах, возможно даже легкая температура. Мысли, что я так быстро могла заразиться ковидом, даже не возникало, ведь я привитая. В группе были участники еще и не переболевшие, и не привитые, но на тот момент ни у одного из них не было никаких признаков болезни (кроме инструкторов, конечно). Это сейчас мы все знаем, что заражаются все категории населения, никто не застрахован, но тогда безумно хотелось верить, что две дозы защитили меня от всего на свете! Конечно, наивная.

Мысли метались: что делать? Остаться в отеле — обречь себя на весь день безделья и мук от палящего в окно солнца. После раздумий решила: лучше поехать и пожалеть, чем наоборот.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

В отеле обстановка была напряженная, видимо разнеслось известие о болезни наших руководителей — из своего номера они не выходили, а завтрак им отнесли девочки из группы.

Принимать пищу мне совсем не хотелось, поковыряла кашу и отставила в сторону, но горячий чай с лимоном выпила с удовольствием, заедая хлебом с маслом. Собрались, ответственные на этот день мужчины по телефону выслушали последние напутствия инструктора. Поехали…

Сегодня нам предстоял опять насыщенный день, мы вновь окунемся в далекое Средневековье, будем гулять среди шелковых альпийских лугов,

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

знакомиться с замковыми ансамблями и башнями, разбросанными по бескрайним просторам горной Ингушетии.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Через пять километров прибыли в первый пункт нашей сегодняшней программы — небольшое горное поселение Ольгети. Точная дата основания не известна, но в 2002 году селение очень сильно пострадало от сошедшего с гор разрушительного селя. Сейчас две улочки Ольгети обновлены, красиво смотрятся яркие терракотовые крыши на почти одинаковых домиках, возвышается новое здание Джейрахской районной больницы.

В октябре 2018 года была открыта новая красивая мечеть на 500 прихожан. В самом селении по состоянию на 2021-й год проживало всего 377 человек. Кстати, одна из улочек носит имя Путина.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Над селением возвышается красивый башенный комплекс Эрзи, куда мы и держим путь, медленно поднимаясь по горной тропинке. Хотя набор высоты примерно 400 метров и еще только утро, но уже жарко и преодолевать крутой подъем мне тяжело.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Государственный заповедник Эрзи достаточно большой и невероятно живописный, он состоит из нескольких десятков многоэтажных боевых, сторожевых и жилых башен высотой до 20–30 метров, построенных в 15–17 веках. Чтобы спасти башни от разрушения, их не так давно отреставрировали, при этом они утратили свой первоначальный вид.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Согласно предания, селение основали жители древнего горного аула, расположенного высоко в горах. В момент поиска более комфортного места для проживания, они увидели небольшое плато, заросшее лесом. В момент вырубки деревьев, среди веток обнаружили гнездо орла, считавшегося у ингушей священной птицей.

Находку признали счастливым предзнаменованием и новому поселению дали название «Эрзи», что и означает «орёл», а фигурка орла почиталась в качестве герба. Еще башенный комплекс Эрзи знаменит найденным там бронзовым орлом Сулеймана — самым древним, точно датированным бронзовым ближневосточным предметом после возникновения ислама. Как он попал сюда, доподлинно неизвестно. Сейчас 38-см фигурка находится в Эрмитаже.

Эрзи стал родовым гнездом для многих ингушских семей, славившихся своими мастерами — оружейниками.

Блуждая все больше снизу, я все же пыталась пройти по улочке среди башен до конца селения, но ноги уносили поближе к руинам, а там я пару раз наткнулась на преграду в виде проволоки. Непонятно, кто, а главное зачем наставил заграждений? Может быть родственники не хотят, чтобы по их родовому комплексу бродили домашние животные?

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Но глядя сейчас на фотографии, я все же сожалела, что у меня не хватило ни сил, ни стремления подняться повыше над комплексом Эрзи и сфотографировать его сверху — так было бы легче охватить его масштаб. Значит интернет в помощь:

Кое-как народ отлепился от Эрзи, спустились к ожидавшему автобусу и едем далее, в сторону к Цей-Лоамскому перевалу. Не доезжая до него буквально с полкилометра, водитель направляет свою технику на грунтовку (на нижнем фото она видна справа)

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

и минут через 5 усиленной тряски останавливается — все, далее идем ножками. Хорошо, что сухо и давно не было дождей, иначе по такой дороге не проехать. Оставляем машину, берем с собой рюкзаки — наш поход рассчитан на целый день.

Первая достопримечательность прямо напротив нашей парковки на склоне холма — уникальная сторожевая башня Магой-Джел, датируемая 17 веком. Башня буквально втиснута между двумя громадными глыбами, а внутри образована пещера. «Джел» переводится, как овчарня, поэтому можно предположить, что первый этаж башни использовался как загон для скота. Три верхних этажа служили убежищем или жильем. Башня не брошена, за ней присматривают члены тейпов, недавно башню отремонтировали.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Перед нами раскинулся великолепное Чулхойское ущелье, которое имеет и второе название — Салгинское, данное по названию последнего башенного комплекса Салги, буквально, запирающего вход в живописное ущелье.

На этом фото видны сразу три башенных комплекса, к которым мы держим путь: первый - Хяни, второй Гу и третий, последний, едва различимый Салги.

Потрясающие панорамы на склоны изумрудных гор, которые замыкают снежные вершины, устремленные в голубое небо. Природные картины, поражающие своей законченной идеальной красотой, вдохновляют, они заставляют замирать от восторга, при взгляде на них учащенно бьется пульс.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Грунтовка проходила по склону горы,

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

солнце припекало так, что сил терпеть это нахальство, уже не находилось, поэтому я брела в хвосте группы. Вскоре мы углубились в лес и это было счастье — хоть какое-то подобие тени. Мне удалось даже сфотогроафировать последнее цветение рододендрона и шиповника.

Радость была недолгой — далее дорога опять повела нас по склону и по солнцепеку, но радовали панорамы — чудо как хороши, притягательны. С разных ракурсов просматривались сразу несколько башенных комплексов, до которых нам и предстояло сегодня дойти.

На первом плане комплекс Гу, а далее башенный комплекс Салги.
5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Первый из них, через который проходила дорога — это башенный комплекс Лялях, расположенный на очень крутом склоне горы, на высоте 1740 метров над уровнем моря. Это довольно крупный башенный поселок замкового типа, построенный в 16 веке.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Расположение очень удобное: с северо-запада территория поселка ограничена оврагом, по дну которого протекает ручей, с юга — обрывистым берегом речки Чулхи.

На севере расположен Скалистый хребет и гора Цей-Лоам.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

В нижнем ряду комплекса расположены три боевые башни, одна из которых обрушилась в 2008-м году. Выше по склону построены 22 жилые башни и 8 склеповых могильников. Селение славилось девушками, умелыми портнихами, они могли искусно вышивать золотыми и серебряными нитями.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Напротив башенного комплекса на другой стороне речки, расположена современная кошара и загон для овец, но ни стада, ни хозяина мы не обнаружили.

К этому моменту силы начали меня покидать, поэтому фотографировала уже через раз, а то и реже. Под большим раскидистым деревом, по моей убедительной просьбе наконец-то устроили привал. Отдохнули, подкрепились орешками и сухофруктами и вновь тронулись в путь.

Далее шагали по узенькой тропке, порой теряющейся в траве, но приведшей нас башенному комплексу Хяни, расположенному в низине — гравийка, по которой мы только что шли, проходит выше по склону.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Башенный комплекс Хяни построен в 16 веке, состоит из трех хорошо сохранившихся замковых комплексов, включающих в себя три боевые, три полубоевые и 11 жилых башен, соединенные между собой длинными каменными заградительными стенами. Боевые башни Хяни высотой до 30 метров — яркий образец периода наивысшего развития и расцвета строительного дела в Ингушетии и соседних регионах.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Башни существенно выделяются на фоне аналогичных сооружений новизной форм, внешней красотой и изяществом. В прошлом здесь проживали известные потомственные зодчие, прославившиеся своим непревзойденным мастерством в сооружении разнотипных каменных строений не только в Ингушетии, но и на Центральном Кавказе. Также в селении проживали знаменитые ремесленники по изготовлению оружия: луков, стрел, арбалетов, пращей. В 2011–2012 годах башенный комплекс Хяни был отремонтирован потомками.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Задерживаться здесь мы не стали, а сразу направились к следующему, небольшому башенному комплексу Гу, расположенному на вершине горного мыса на высоте 1640 метров над уровнем моря. Селение занимало очень выгодное стратегическое положение.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

В состав комплекса Гу входят две полубоевые башни и восемь жилых, с различными пристройками, которые с помощью оборонительной стены составляли единый замковый комплекс позднего средневековья, ориентировочно это 15 век. Местные жители считались умелыми животноводами, мастерами по обработке шерсти и кожи животных.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Внизу, в тени деревьев и недалеко от речушки мы рассмотрели крошечные белые комочки — стадо овец, наверное, оно пришло от комплекса Лялях, где мы видела кошару.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Две огромные сторожевые собаки, охранявшие стадо, завидев непрошенных гостей, громко залаяли и направились по склону в нашу сторону! Не хотелось бы встретиться с этими грозными сторожами на тропе, но услышав голос пастуха, собаки виновато завиляли хвостами и повернули назад, к стаду.

А мы тем временем подходили к башенному комплексу Салги, расположенному на высоте 1630 метров над уровнем моря и построенном в 17 веке.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Несколько человек из группы, не останавливаясь направились далее и скрылись внизу оврага. Я нашла тень, опустилась на камни, прислонилась к башне и сказала, что больше не сдвинусь с места! Возникла заминка, все конечно понимали мое состояние, но бросать меня не собирались. Посовещавшись, посоветовавшись с вперед ушедшими, мне пояснили, что внизу совсем недалеко речка, лес и главное — тень и именно там мы устроим обед. Пока шли переговоры, я немного отдохнула и спокойно дошла до места привала.

Трапезничали, потом отдыхали более часа: кто-то плескался в ручье, кто-то дремал, тихо болтали, в общем все отдохнули хорошо.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

И тут кто-то предложил дойти до храма «Маго-Ерды», вроде как находится он совсем недалеко. В инструкции нашего руководителя эта точка не значилась, но кто-то видел фото в инете и загорелся увидеть в реальности. Начались прения, высказывали все «за» и «против», кто-то напомнил про границу с Грузией. Немного помитинговав, двинулись в путь. Взобравшись на крутой склон, покрытый высокой травой, шагая прямо по ней, так как тропы не наблюдалось, я скоро выдохлась. Не забываем и про жару.

Группа разделилась на два лагеря: одни все же двинулись вперед, а я и еще два человека, направились назад, к башенному комплексу Салги. Парню из группы отдали одну рацию, вторую взяли себе, устроились в тени дерева и приготовились ждать любопытных. Что особо напрягало, так это девочка с Украины — она пошла с группой, а вдруг пограничники? В общем мы сильно нервничали. Кстати, название комплекса Салги, расположенного в изумительном чарующем уголке Ингушетии, переводится как «Место для отдыха».

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

История башенного комплекса Салги удивительна и богата, в период своего расцвета он был центром культурной и экономической жизни региона, здесь велась активная торговля. Давным-давно это был густонаселённый аул, жители которого занимались многочисленными ремеслами, самыми популярными из них были оружейники, изготавливающие луки, пращи, арбалеты. На территории селения трудились могучие кузнецы, женщины ткали полотна, процветало гончарное искусство и даже организовывались горные разработки.

В настоящее время на территории заброшенного башенного комплекса сохранилось 12 строений: две 20-метровые боевые башни, а остальные — жилые строения, в основном разрушенные. Конфигурация селения можно угадать лишь по останкам фундаментов, оград и хозяйственных сооружений.

Невдалеке от башенного комплекса расположен небольшой некрополь. Наиболее интересным объектом является необычный склеп, отличающийся узнаваемым стрельчатым сводом.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Группу следопытов мы ждали долго, наверное целый час, а когда они пришли, то рассказали, что храм не нашли.

Путь назад к автобусу по времени был не продолжительным, а по затраченным усилиям для менябыл гораздо сложным. Уж и не знаю, откуда я черпала резервы, но последние метров 200 двигалась на каком-то автостопе, тем не менее в моменты отдыха успевала запечатлеть потрясающую красоту гор.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

По пути попадались стада овец, но они оказались такими трусливыми, что при нашем приближении удирали не оглядываясь.

5-й последний день тура, 6-й день – домой с вирусом

Вот и подошла к концу моя очередная поездка в горы, на этот раз она была неординарной, практически экстримальной, проходившей в напряженном режиме согласно новым веяниям.

На следующий день мое самочувствие стало еще хуже, по приезде в Минеральные Воды до поезда оставалось еще часов пять. Мы с Никой для начала посетили аптеку, затем кафе, где немного перекусили.

В понедельник, прежде чем идти в поликлинику, я позвонила в регистратуру:

— Был плотный контакт с больным, мои дейстия?

— Приходите в регистратуру, получите допталон на прием — вот так вот все просто.

Через пару дней общий групповой чат взорвался: почти все члены нашей небольшой группы заболели, кроме трех человек, двое из которых перенесли ковид не так давно. Две недели больничного поставили меня на ноги, серьезных последствий не наблюдалось.

Активная часть треккинга 5-го дня: 16,3 км, перепад высот 1940-1510-1940 м, продолжительность маршрута 7-8 часов.