Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Майорка — Испания Июнь 2021

Ущелье Torrent de Pareis сногсшибательно по красоте, по сложности прохождения и в буквальном смысле. Как искусительный плод ущелье притягивает к себе туристов, пополняющих многочисленные ряды травмированных, счёт которых растёт из года в год, исчисляясь сотнями. Torrent de Pareis в переводе звучит как ущелье двух потоков, в народе прозвано Адским, вполне оправдывающем своё название.

Основной целью на острове у нас как раз и было посещение этого ущелья, расположенного в горах Трамунтана. Из-за жары поход всё откладывался, вероятно, это было провидением свыше, давшим возможность активно погулять по острову и насладиться его дивными красотами, ибо многое бы не увидела, случись ущелье в начале приезда.

Отсюда начинается самый впечатляющий 10 километровый серпантин на Майорке Sa-Colobra.
Столь грандиозный серпантин специально построен до одной потрясающей красоты бухты Sa Colobra с двумя мелкогалечными пляжами.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

Малый пляж Sa Calobra всего 30 метров шириной, с прозрачной, невероятного цвета водой, он обычно малолюден из-за крупной гальки, затрудняющей выход в море, кроме этого вид портят непонятные застройки перед подступом к пляжу.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

Большой пляж Торрент де Парейс шириной около 100 метров, до которого можно дойти по узкому туннелю в горе, что делает его ещё более уникальным.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis
В туннеле несколько дыр с замечательным видом на бухту.

Именно с большого пляжа Torrent de Pareis начинается или заканчивается, если идёте сверху, семи километровый трек по одноимённому ущелью, с перепадом высоты 680 метров. Это самый сложный, самый опасный, но самый живописный маршрут на Майорке. Многие пытаются его преодолеть, но очень не многим это удаётся, при этом количество травм, порой очень серьёзных, не поддаётся учёту. Спасение осложняется отсутствием мобильной связи, в ущелье не попадёт ни машина, ни вертолёт службы спасения. Идущий может рассчитывать только на себя и помощь проходящих, которых может и не быть, поэтому при входе стоит предупреждение о личной ответственности.

Совет, к которому едва ли прислушаются, ибо каждый думает примерно как и мы до того:«подумаешь, ущелье, в инете куча отзывов, уже прошедших его, а мы не такие уж слабаки в горах». Не выжившие и травмированные (особенно серьёзно), отчётов не пишут.

Напротив этого неработающего ресторана на трассе М-10, остановка Эскорка, начинается/заканчивается маршрут по ущелью Са Колобра, здесь же расположена парковка. В наше посещение автобусы не ходили из-за пандемии.

На парковке минут 10 размышляли, идём сразу вниз или подождём попутку до бухты и нанём трек от моря. Видимо всё было решено за нас «наверху», именно в это время остановилась машина и молодая пара с ребёнком сразу согласились взять нас до бухты Sa Colobra. Эх, лучше бы я не подходила к ним, возможно сверху вниз мы бы прошли ущелье, но уж так сложилось, покатили вниз и через 30 минут «ринулись в бой».

Совет: начали трек в 11, наверх это слишком поздно, даже сверху вниз желательно начать не позднеее 9.30. Обычно время спуска от Эскорки до бухты 5–6 часов для подготовленных туристов, для трека от бухты вверх прибавьте ещё час.

Мы уже пытались пройти ущелье в 2013 году в марте, но было слишком много воды. Основная особенность его — так называемые бочки, природные углубления, перегороженные камнями/валунами, не соединяющиеся между собой, которые заполняются водой после дождя.

Бочка в марте, глубина воды более 3х метров, кажущаяся обманчивой при кристальной прозрачности. Вода именно такого изумрудного цвета!
"Бочка" в марте, глубина воды более 3х метров, кажущаяся обманчивой при кристальной прозрачности. Вода именно такого изумрудного цвета!
Эта же бочка в июне, уже проходимая, для этого пересечь по бревну воду и подняться почти вертикально по краю огромного валуна к рыжей стене через колючий кустарник. Вот так обходили бочки от одной стены ущелья, до другой, вверх-вниз.
Эта же "бочка" в июне, уже проходимая, для этого пересечь по бревну воду и подняться почти вертикально по краю огромного валуна к рыжей стене через колючий кустарник. Вот так обходили "бочки" от одной стены ущелья, до другой, вверх-вниз.

Бассейны разные по величине и глубине, с подводными острыми глыбами, отшлифованными водой, где травмироваться или утонуть раз плюнуть. Вода высыхает естественным испарением, поэтому в осенне-зимне-весенний период, когда частые дожди, пройти ущелье становится невозможным, как и после ливня летом, да даже после небольшого дождя отполированные до блеска камни становятся гладкими, как лёд.

Начали путь в 11, надеясь выйти к авто не позднее семи вечера.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

Перед дорогой просмотрели кучу материала по ущелью и всё же не вняли советам идти сверху, точнее муж, который решительно был настроен идти снизу вверх, объясняя тем, что при отсутствии транспорта с бухты вечером не попадём к парковке Эскорка, где оставляем машину. 16 км вверх по дороге от бухты до парковки после трека пройти нереально. Это и правда было загвоздкой, т. к. общественный транспорт в наше посещение не ходил, на попутку надежды мало, а вызывать такси, не зная языка, было проблематично.

Я уже писала об этой ужасной траве с острыми, как лезвие бритвы, листьями. У мужа после глубокого пореза остался шрам, видимо навсегда.

Но больше всего возмутило в отзывах не соответствие действительности на маршруте, сложилось впечатление, что один придумал, другие просто переписывают, не пройдя ущелье сами. Желающим повторить наш «подвиг», сообщаю, что это наглая ложь:«сложные участки оборудованы висящими веревками, импровизированными поручнями и ступенями», мы прошли практически весь сложный участок, да хотя бы один штырь или углубление для ноги на самом трудном месте, ни-че-го, а о верёвках «и куры не шепчут». Именно эта доверчивость привела к травме, так как страховочная верёвка была, но доверившись писакам, её неблагоразумно оставили в отеле.

Здесь пришлось обойти довольно большой бассейн с огромными валунами.
Вода в бочках невероятно зелёного цвета, при этом кристально прозрачная.
Вода в "бочках" невероятно зелёного цвета, при этом кристально прозрачная.
Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

А далее начался кошмар. Читали, что сложно, но чтобы таак, не ожидали, да и надежда была на подвешенные канаты и штыри для ног. Не предполагали, что придётся преодолевать 2–4 метра вертикально гладких стен, карабкаться по камням и валунам самых разных размеров, протискиваться в узкие щели, дыры, трубы, перелезать через огромные валуны, перепрыгивать с камня на камень, чтобы не упасть в воду. Фотоаппараты пришлось спрятать в рюкзак, изредка вытаскивая при возможности, поэтому на самых труднопроходимых участках снимков нет.

Не везде было просто найти правильный маршрут между камнями, отметки краской изредка. Зачастую приходилось возвращаться и искать варианты обхода. Вот как ниже на фото, проход оказался правее, пришлось вскарабкаться на камни и пролезть в щель под завалившейся скалой. Частенько рюкзак приходилось проталкивать и передавать.

Слева, за валуном, оказалась бочка с водой, пришлось лезть справа в дыру через высокий завал камней.
А тут справа по узкой щели между стеной и камнями. Заминка в расщелине, где пришлось вскарабкаться на гладкий валун более метра высотой, подсаживая и придерживая друг-друга (второе фото).

Запомните это описание, в конце к нему вернусь:

едва углубившись, чуть не повернули назад, оказавшись перед скалой, на которую забраться, тем более обойти, было абсолютно невозможно без верёвки. Высота выдающейся вперёд скалы более двух метров, по бокам гладкие отшлифованные стены, лишь на одной стороне пару небольших углублений для ступни, где последняя в метре от края уступа, ни я, ни даже муж, на такую ширину не шагнём, прыгать опасно, можно не удержаться на покатой скале, расположенной выше.

Пока размышляли о дальнейшем плане, подошли две спортивные женщины, не долго думая, сложили из рук замок, пропихнув таким образом нас наверх. Бабы оказались разумнее, сами дальше не пошли, сказав, что обязательно пройдут ущелье, но со снаряжением.

В эту щель, впрочем, как и во многие другие, я пролезала довольно легко, а вот не худенькому мужу приходилось туго.
Впереди снова завал. Справа на скалах след от воды, настолько высоко она поднимается.

Впереди самая узкая часть ущелья. Есть непродолжительные ровные участки и, как правило, за ними следует какой-нибудь свинский ход/проход/щель/дыра или трудно проходимая скала.

Скалы по природе невероятных цветов и оттенков, во многих местах чётко видна полоса от воды. Опять долгая заминка, впереди проходную щель наглухо закупорил гладкий кругляк, высотой с меня. Стены и кругляк отшлифованы туристами до блеска и идеальной гладкости. Такие места особенно сложны для меня с дюймовочным ростом.

Снова пришлось меня подсаживать, затем принимала рюкзак и помогала мужу сверху, удерживая, пока он перелезал, обдирая колени и живот.

Только отдышались от одного препятствия, не заставило ждать себя следующее. Сделала слайд-фото перегнавшего нас мужичка и прошедшего это испытание. Когда сами ползли, было не до фоток.

Как вам такая дыра-труба, из которой я только что вылезла? Сначала продралась я, подпихиваемая снизу мужем, потом рюкзак, затем он, каким то чудом удерживаясь на отполированных стенках, где ни одной зацепки для ноги, а высота более двух метров.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

Думает. Меня то подсаживает, а ему приходится труднее.

Снова стоп, ущелье наглухо перегородил огромнейший валун. Слева глубокая бочка, справа непреодолимый вертикальный завал. Пошарились, пройти невозможно, но вперёд ушли люди, непонятно как, но они прошли. Решили перекусить, авось на сытый желудок решение найдём. И таки нашли, оказывается перед валуном, метров за 20, едва заметная тропа, прикрытая колючками, пошла резко вверх. Держась за колючие кусты и камни на четвереньках (склон очень крутой) поднялись над валуном по стене справа и спустились за ним, часть пути на пятой точке.

Огромный валун, наглухо перегородивший ущелье. Чётко виден след от воды.

Формально длина самого ущелья Torrent de Pareis всего 3.3 км от моря до соединения двух других ущелий: Torrent de Lluc и Torrent des Gorg Blau. Место, где все ущелья объединяются в один, находится на высоте 180 метров над уровнем моря и называется S’Entreforc.

Воспрянули духом, когда впереди забрезжил просвет, значит вскоре должны подойти к S’Entreforc, к соединению двух других ущелий. Оттуда уже по грунтовой тропе только вверх и вверх, главное, без этих валунов, камней, расщелин и дыр.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

Рано обрадовались, ущелье не давало расслабиться.

В ложбинке между валунами встретили отдыхающую группу крепких ребят, рядом лежало снаряжение, подготовились конкретно, явно не дилетанты. Узнав, что идём уже три часа, причём без верёвок, переглянулись, явно удивлённые, ещё больше удивились, что собираемся идти дальше.

Лучше бы не подходила к ним, то, что услышали, совершенно выбило мужа из колеи: на последнем, менее километровом участке до S’Entreforc, нас ожидает ещё парочка «сюрпризов», из них один — это вертикальная стена выше трёх метров. Без снаряжения с нашим ростом нам её не пройти снизу вверх. На помощь проходящих туристов уже рассчитывать не приходится, время было таково, что пожалуй эти ребята были последними, спускающимися сверху. Мало того, они от Эскорки вниз шли три часа до этого места, а нам предстояло подниматься, так что даже если пройдём все «подставы», то к Эскорке попадём за 4–5 часов, то есть в темноте.

После услышанного муж решительно настроился повернуть обратно. Я же с ужасом думала о том, что придётся вновь пройти ВСЕ. Спор ничего не дал, развернулись. Ребята тем временем улетели вниз почти бегом. Больше не встретили никого, как и ни кто не перегонял, мы были одиноки в ущелье, оказавшемся для нас и правда Адским.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

Самое замечательное, что путь вниз оказался легче, но именно потому, что мы его уже знали, далеко не факт, что прошли бы так, спускаясь впервые. Уже знали глубину «чёрных дыр-труб», где Вальдемар меня держал за руки, осторожно спуская, затем я снизу корректировала его спуск, ибо дна в узких «трубах» не увидишь. Знали, где можно спрыгнуть, а где быть очень осторожным.

Подошли к месту, на которое акцентировала чуть выше.

Спрыгнуть вниз с двух с половиной метров можно, если дно ровное, но здесь внизу овальное углубление с рыссыпью камней. Вальдемар сполз вниз, держась за край выступа, на котором стояли и отпустил руки, получилось приземлиться удачно. Меня же он решил поймать, но не удержал (вес, высота и неровная поверхность, на которой стоял), я проскользнула между рук и жёстко приземлилась. Боль пронзила резкой вспышкой. Уже тогда поняла, последствия будут. Отдохнув минут 10, пошла дальше на адреналине с одной мыслью — дойти.

Дошли, но это лишь бухта Са Колобра, теперь осталась малость, попасть на парковку Эскорка в 16 км, где стояло наше авто. Выезжающие с парковки машины были полны или не брали. Отчаяние нарастало, как и боль в колене. Наконец повезло, увидели выезжающее такси с одним пассажиром, помахали. Через минут 20 были в своём авто, а ещё через полтора часа в отеле.

По ущелью прошли 2.5 км от моря за три! часа, но именно этот участок является самыми трудным для прохождения, причём что туда, что обратно, можно сказать усложнили программу в два раза. Но как бы не тешили себя, ущелье осталось не пройденным. Если бы пошли сверху, уверена — прошли бы, тем более с утра шло немало групп со снаряжением, если что, помогли бы.

По приезду домой узнала, что порван внутренний мениск правого колена. От операции отказалась до лучших времён, так как намечалась одна поездка за другой. Понимающий ортопед, сам бывший альпинист, ввёл гель в левое колено (давно барахлит), а правое «успокоил» кортизоном, сказав, что на пару месяцев хватит побегать, но затем необходима операция. Помогло, через 2 месяца дивно полазили в швейцарских Альпах. Операцию пока так и не сделала, некогда, вскоре вновь вылетаю.

Следующий день отдыхали, устроив себе авто прогулку на самую южную часть острова. Salines, название происходит от больших соляных озёр, которые до сих пор используются для производства соли.

Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

В прошлый раз очень понравился пляж Эс-Тренк, где покупаться не удалось из-за шторма. Эс-Тренк, это длинная береговая линия с бухтами и великолепными пляжами. Но и в этот раз покупаться не удалось. Все парковки вблизи были забиты, пристроиться можно было лишь за 2–3 км от пляжа 15 евро/день, что нас не устраивало, так как не собирались валяться день, а за часик, другой платить такую сумму, да ещё топать по жаре, тоже не айс.

Устроились на пляже в бухте Santanyi, парковка рядом и народу поменьше.

Предпоследний день.

Вальдемар покатил на пик Massonella по «чёрному» маршруту, я же использовала другой маршрут в Пегуэре, куда более приятный: море — бар — бассейн — джакузи и так по кругу до прихода мужа, успев наклюкаться провести несколько тестов коктейлей в разных барах.

Днём начался дождь, периодически переходящий в ливень, затем солнце, жара и снова дождь. Потягивая коктейль в уютном баре, мысленно жалела мужа, мокнущего где то в горах.
Майорка. Адское ущелье двух потоков Torrent de Pareis

Наивысшая точка Майорки — пик Майор (1445 м) в горах Трамунтана, охраняемая зона, занятая военными. Следующая по высоте соседняя вершина Масанелья (1352 м), куда и полез муж. Маршрут чёрной сложности, да ещё и дождь периодически поливал, что доставило ему не мало хлопот, но виды плывущих под ногами облаков стоили того.

Внизу проглядывает водохранилище, которое мы видели с вершины Sa Rateta.
Вершина Sa Rateta (1113 м) в центре чуть выше левее, за ней видны редкие облака.
 Вдали виднеется вершина пика Майор.

Последний день, потерянный.

В этот день до обеда хотели сдать авто, затем поплавать в красивой дикой бухточке с живописными скалами, расположенной недалеко от Пегуэры. Но, опять это пресловутое НО…

Пока муж мыл машину, я погуляла в рядом расположенном большом парке-магазине продажи деревьев/кустов.

Машину сдали без проблем и быстро, на трансфере доехали до аэропорта, откуда шёл автобус на Пегуэру, чуть опоздали и ждали час следующий. И только перед посадкой муж обнаружил, что оставил телефон в сданной машине, 400 евро терять было жаль. Пробовали позвонить, но телефон молчал. Снова побежали на трансфер, благо муж не выбросил бумаги, что наша машина оставлена в этом прокатном пункте. Там долго разбирались, куда то звонили, рылись в компе, но то, что сразу «не послали», давало надежду. Оказалось, что телефон нашёл один из работников перед сдачей авто другому клиенту, но после смены «забыл» его оставить в сейфе и занести в компьютер в реестр забытых вещей, пришлось привезти находку и отдать хозяину, то бишь нам, да и от шефа видать изрядно попало, так как долго расшаркивался.

Минут через 40, отблагодарив шефа, уже с телефоном в руках, снова сели на трансфер до аэропорта, вновь опоздали на свой автобус, в итоге день был потерян. В отель попали как раз к ужину, после чего собрали вещи и спать, так как вставать пришлось в 2 ночи, в 2.30 завтрак, да, да, в отеле нас на дорогу ещё плотно покормили и в 3 утра покатили на трансфере в аэропорт, добираясь до него аж 2 часа каких то 40 километров, забирая по дороге вылетающих. В 6 вылетели домой.

Прощай Майорка, не думаю, что мы ещё сюда вернёмся, двух посещений в сумме трёх недель хватило, что бы досконально познакомиться с маленьким, но таким богатым на достопримечательности островом.

Всё путешествие по замечательной Майорке:

Отель Cupido Boutique с чу́дной террасой.

Дорожные стрессы и лишенная суеты Пегуэра.

Уникальный замок Бельвер, Пегуэра с высоты птичьего полёта, остров Дракона и велосипедный день рождения.

Трек на Sa Rateta; горные озёра; Сольер; исторические трамвай и поезд.

Причудливые творения природы и дивные бухты.

Майорка 2013 г.

Столица, Драконовы пещеры, монастыри и ущелье Torrent de Pareis.

Средневековые Алькудия, Дейя, Вальдемоса, сады Альфабия, живописный мыс Форментор.