Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Вырумаа — Эстония Сентябрь 2020

Это была наша третье недельное путешествие с момента начала коронакризиса. И если в прошлый раз мы доехали аж до Польши, то в этот раз решили ограничиться Эстонией и Латвией.

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Хорошо, когда при съемке сохраняются координаты, благодаря этому уже потом можно посмотреть, как называется тот или иной объект. Это ветряная мельница Меллисте (эст. Melliste tuulik). В прежние времена в Эстонии было много ветряных мельниц. Со временем большинство их оказалось заброшено, но сейчас некоторые из них восстанавливаются. Зерно на них молоть, конечно, никто не собирается, а чисто для красоты, а также для привлечения туристов, фотографов и блогеров :)

А это уже гидроэлектростанция Леэваку (эст. Leevaku hüdroelektrijaam) на реке Выханду. Только не надо говорить — «у нас в Сибири есть ГЭС и побольше» :)))

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Водяная мельница на этом месте существовала с XIX века, а в 1947 году, когда в Эстонии шла советская индустриализация и срочно нужна была электроэнергия, здесь построили небольшую гидроэлектростанцию. Которая работала до тех пор, пока в Нарве не построили две большие ГРЭС, поле чего нужда в такой мелкой генерации отпала.

Однако в последнее время в Эстонии пошла тенденция возрождать малые ГЭС. Экономической выгоды это, конечно, не приносит, но зато эстонские власти могут рапортовать о том, что страна переходит на возобновляемые источники энергии :)

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Интересно, для чего над водохранилищем подвешены эти знаки? Чтобы байдарочники видели, что перед ними плотина и надо причаливать к берегу?

А теперь главный на сегодня объект — мы приехали в местечко под названием Пиуза, известное своими пещерами

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Пещеры имеют искусственное происхождение, они возникли в те годы, когда здесь добывали песок для производства стеклянной посуды.

Но самое интересное здесь не сами пещеры, а то, кто в них живет :)

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Внимание! Объект находится под наблюдением!

После того, как добыча песка в пещерах прекратилась, возникшие подземные пустоты облюбовали… летучие мыши!

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

А если точнее, то одна из их разновидностей - Прудовая ночница (лат. Myotis dasycneme). Фото — Википедия.

Еще лет 15 назад в пещеры можно было свободно проникнуть, но теперь все входы туда огородили и пускают только по билетам. Увы, мы приехали как раз к закрытию и попасть внутрь не смогли. Осталось довольствоваться лишь видом через стекло.

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Чтобы особо пытливые туристы не старались пролезть бесплатно, другие входы в пещеры забетонировали. Интересно, что на этот счет подумали летучие мыши? :)

Для мышей же оставили вот такой провал, образовавшийся в лесу, когда обрушился свод одной из пещер

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Провал огородили забором, чтобы никто, кроме сотрудников заповедника, уже не мог проникнуть внутрь. Да это и небезопасно, ведь там в любой момент может произойти и новое обрушение.

Если вы опоздали и не попали в саму пещеру, можно прогуляться вокруг, и это ничего не стоит :)

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Везде сделаны дорожки, установлены лесенки. Для туристов удобно, но удобно ли летучим мышам?

А добыча песка, начавшаяся в Пиузаских пещерах, позже продолжилась уже открытым способом, так что рядом появился большой песчаный карьер. Самый эффектный вид на него открывается с верхней точки, что рядом с пещерами.

Спускаемся вниз

Внизу там даже есть маленький прудик :)

На дне карьера

Вон по тому песчаному склону народ пробирается сюда не только пешком, но и на квадроциклах

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

На крутом склоне несознательные туристы вырезают свои имена

Мы тоже туда залезли, но портить песчаную стену не стали

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Гораздо красивее, когда толща песка предстает в своем естественном виде, без всяких надписей :)

Вид на дно карьера сбоку

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Посмотрите, сколько норок прогрыз кто-то в толще песка. Но это уже явно сделали не летучие мыши, а скорее всего ласточки. Интересно, как они определяют, в какой норке лежат их яйца, а в каких — чужие?

Тут, гуляя вокруг песчаного карьера, мы вдруг напали на заросли черники. Несмотря на большое количество туристов вокруг, никто ее здесь особенно не собирал. Ну и мы пособирали немного прямо себе в рот :)

Была здесь и брусника

Но не все дары леса одинаково полезны :)

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Но пора двигаться дальше. Самая высокая точка в этой части Эстонии — возвышенность Меремяэ. Здесь установлена смотровая вышка.

Забираемся. Вышка высокая, сложена из бревен. Наверху смотровая площадка.

Читал, что отсюда, якобы, видно купола церквей Печорского монастыря. Увы, у нас не было с собой подзорной трубы, чтобы проверить. Но наверху указатель «Печоры, 14 км» присутствовал:)

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

А еще, якобы, в хорошую погоду отсюда можно увидеть Псковское озеро, отсюда и название местности. Meremäe в переводе с эстонского — «морская гора». До озера отсюда по прямой примерно 30 км, так что теоретически наверно возможно :)

Кстати, а на вершине вышки развевается флаг народности сету. На флаге изображен сетуский национальный орнамент.

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Флаг народности сету и волости Сетомаа. Напоминает украинскую вышиванку :)

Кто-то считает сету отдельным народом, кто-то — частью эстонцев. У них есть свой язык, который хоть и похож на эстонский, но не каждый его поймет. А еще многие сетуские деревни носят названия, в которых явно угадывается их русское происхождение — Podmotsa, Polovina, Popovitsa, Tsergondõ, Tuplova, Tääglova и т. п.

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Раньше территории сету входили в состав нескольких уездов, но в 2017 году прошла административная реформа, кардинально уменьшившая число местных самоуправлений. В ходе этой реформы все сетуские земли были объединены в одну волость — Setomaa, которую (по решению большинства жителей) присоединили к Вырускому уезду.

Главным достоянием народности сету являются их рунические песни. Самой знаменитой их исполнительницей была Анне Вабарна. Песни очень длинные, в несколько тысяч строк, сказительницы исполняли их наизусть.

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Со времен господства немецких крестоносцев в Эстонии осталось немало замков и крепостей, правда большинство из них сейчас пребывает в руинах.

Одно из таких укреплений — епископский замок в Вастселийна (нем. Neuhausen, эст. Vastseliina)

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Средневековая Ливония была конфедерацией из нескольких государств, и южная часть нынешней Эстонии входила тогда в состав Дерптского (Тартуского) епископства.

Замок Нойгаузен был построен рыцарями в 1342 году. А уже в 1353 году здесь произошло типа чудо;) Однажды ночью в пустовавшей часовне вдруг заиграла неземная музыка, повсюду зажглись свечи, а в воздухе воссиял парящий белый крест, и все, якобы, могли его видеть. Новость об этом дошла до самого Папы Римского, и тот объявил окрестности замка святым местом, куда потянулись паломники.

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Теперь-то мы, конечно, понимаем, что никакого «чуда» там скорее всего не было, а все рассказы об этом распространялись исключительно с целью вовлечения местных крестьян в католическую веру, а также для привлечения новых переселенцев в недавно завоеванные земли.

Замок Нойгаузен на протяжении многих веков выступал оплотом немецких рыцарей на границе с Россией. Именно здешних рыцарей больше всего боялись монахи Печорского монастыря, которым для собственной защиты тоже пришлось выстроить впечатляющую крепость.

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

Замок много раз оказывался в центре пограничных столкновений. Окончательно разрушен он был в 1702 году в ходе Северной войны. Но сейчас здесь идут реставрационные работы. Правда это не означает, что все разрушенное будет восстановлено заново, такой подход современная историческая наука не одобряет;) Реставрация в данном случае предполагает, что руины накроют навесами от дождя, а внутри полуразрушенных башен будут оборудованы удобные лестницы для туристов:)

А теперь обещанная детективная история. Глядя на карту в Maps. Me, я заметил, что есть у нас здесь место, где сходятся границы сразу трех сопредельных стран — Эстонии, Латвии и России. В советское время, когда пропагандировалась «дружба народов», в таких местах обычно ставились соответствующие памятники. И я подумал, а вдруг и у нас там есть что-то подобное, тем более что на карте некое подобие дороги туда присутствовало. И мы решили это проверить. В указанном навигатором месте съехали с шоссе и дальше поехали по грунтовой дороге, объезжая окрестные хутора. Но вскоре хутора закончились, а дальше появилась строительная техника. Что же за секретный объект здесь строят?

Тут необходимо обрисовать предысторию. Несколько лет назад между Эстонией и Россией случился шпионский скандал. В Псковской области на границе между двумя странами ФСБ арестовало сотрудника эстонских спецслужб по имени Эстон Кохвер (эст. kohver — «чемодан» :)). При себе у него было найдено оружие и 5,000 евро наличными. ФСБ обвинило Кохвера в шпионаже, ему вменялось в вину, что он нелегально перешел границу с целью завербовать российского гражданина для работы на эстонскую разведку. Однако гражданин этот, с которым, якобы, уже имелась предварительная договоренность, то ли сам пришел в ФСБ, то ли изначально был их сотрудником :)

В итоге получилось прямо как у Высоцкого :)

"Враг не ведал, дурачина
Тот, кому всё поручил он
Был чекист — майор разведки и прекрасный семьянин."

Но у эстонской стороны была своя версия случившегося. Что сотрудник эстонской тайной полиции работал в приграничье, выслеживая тех, кто контрабандой перевозит наркотики. Границу между двумя странами он, якобы, не пересекал, а в России оказался по причине того, что агенты ФСБ просто выкрали его, пробравшись на сопредельную территорию.

Какая версия вам кажется более логичной?

И тут в Эстонии стали выяснять, а где собственно проходит граница? И оказалось, что в Псковских лесах нет ни дорог, ни забора, так что через границу может перейти кто угодно, и если при этом он не наткнется на пограничный наряд, то никто об этом и не узнает. Разразился скандал, в СМИ стали писать — «Границу Евросоюза никто не охраняет»!

Ошибка резидента. По следам агента Чемоданова

И тогда в Эстонии было принято решение построить на границе полноценный забор, а вдоль него — дорогу для пограничных машин. Как можно прочитать на установленном щите, работы расписаны до 2023 года. Мы же, прочитав, что посторонним здесь находиться нельзя, решили до стыка трех границ не ехать. А то еще, чего доброго, арестуют, причем еще и неизвестно, в какой стране окажешься :)

А что с эстонским шпионом? Его судили и приговорили к 15 годам заключения. При этом адвокату изначально сказали, чтобы не сильно упирался, потому как уже в ходе процесса пошли слухи о том, что Кохвера обменяют на другого сотрудника эстонской тайной полиции, который получил тюремный срок за то, что сливал секретную информацию в Россию. Так оно в итоге и вышло. Обмен состоялся на пограничном мосту через реку Пиуза, в полном соответствии с законами жанра :)

Наш маршрут в первый день путешествия по Эстонии и Латвии

Мы же дальше поехали в сторону Латвии, где у нас уже был забронирован ночлег. Но вот пустят ли нас туда, ведь вокруг разгоралась вторая волна пандемии коронавируса.

Про это путешествие у меня уже был обзорный рассказ — НАШ ОСЕННИЙ ОТПУСК В ПРИБАЛТИКЕ

Наши другие значимые путешествия с момента начала коронакризиса —

Острова и замки. Наше свадебное путешествие

Выходим из изоляции и едем в Польшу

Назло коронавирусу. Гран-Канария и Тенерифе

В морской круиз с QR-кодом

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия