Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 9:46

Кабардино-Балкария, Пятигорск — Россия Июнь 2021

Разве я могла раньше подумать, что с удовольствием променяю красивую и элегантную Европу на живописные горы. А вот сейчас я вам честно признаюсь, меня снова тянет в горы. Да, я с удовольствием читаю рассказы наших соотечественников, перемещающихся по тихим и уютным городкам, блуждающим в старых улочках, но… сердце вновь тянет к седовласым вершинам и горным порожистым рекам.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Началось все с волшебных новогодних путешествий в Абхазию, которые нас не отпустили, и мы вновь вернулись в апреле этого года (возможно я еще напишу рассказ), но новая страничка путешествий вскружила мне голову.

Моя подруга робко спросила меня (зная, что я обычно распределяю выходные на месяц вперед), а не занята ли я на июньские праздники. А я свободна как птица.

Итак, мы забронировали отель в Пятигорске, купили билеты на S7 (по чудесной цене для июньских праздников), Наташа нашла в инсте джип-туры на несколько дней. И мы начали зачеркивать дни в календаре до долгожданной встречи с красотами Минеральных вод.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Как оказалось, на июньские праздники в те края полетело много наших друзей по сайту и их рассказы можно читать и наслаждаться каждой строчкой. Я же тормоз еще тот, но все-таки тоже механизм, поэтому постараюсь завести свой писательский мотор.

Наш самолет приземлился в Минеральных водах в три часа ночи, с десяти килограммовой ручной кладью мы проследовали на выход. Тут Убер такси сыграл с нами шутку, неверно определив точку расположения аэропорта, такси приехало не совсем туда (даже совсем не туда, наши координаты разошлись в несколько десятков километров), пришлось отказаться (штраф, кстати, божеский — всего 26 рублей) и, сговорившись с таксистом на цену убера, благополучно уехали в Пятигорск.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Расстояние от аэропорта до нашего места проживания «Арт-отель Круиз» всего 24 километра, ночью без особых пробок проскочили минут за двадцать пять. Мы заранее обговорили позднее заселение (оплатив дополнительный день), нас дружелюбно встретили, по нашей просьбе принесли отдельные одеяла, фен, утюг, заказали завтрак и вырубились моментально под пение птиц под окном. На часах было четыре ночи и уже начало светать. Номер нам достался с видом на седовласый Эльбрус, засыпая, мы надеялись его увидеть утром.

Проснувшись часов в девять, мы первым делом подскочили к окну, но увы, Эльбрус спрятался в облаках, не давая надежды на встречу сегодня. Погода стояла за окном чудесная, из холодной и дождливой Москвы оказаться в солнечном теплом Пятигорске — это сказка. Завтрак нам принесли в номер, быстро подкрепившись и наведя марафет, мы с Наташей направились на поиски продуктов и питья, ведь в одиннадцать часов за нами должен был примчать белый конь с принцем, точнее УАЗ Патриот с отличным экскурсоводом Романом.

Изначально планировали тур «закат на плато Бермамыт», но прогноз погоды разрушил все планы, Эльбрус мы бы не увидели за тучами, а продолжительные дожди намекали на возможность толкать машину где-нибудь по пути. А оно нам надо? Мы же горнопляжники (стащу словечко у Юлечки Алисовой), ходим в горы в платьишках, коротеньких шортиках и белых кроссовках. Поэтому от этой программы пришлось отказаться.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Но Роман предложил нам не менее интересный маршрут «Джилы-Су».

По пути подхватили еще одну семью (муж с женой и очаровательный мальчишка) и отправились на встречу с прекрасным. Тем временем погода не обещала быть ласковой к нам. Туман, ветер, моросящий, а порой и проливной дождь стали нашими верными попутчиками, но позитивный настрой у нас не пропал.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Первая остановка плато Шаджатмаз (примерно 2100 метров над уровнем моря). В хорошую погоду отсюда можно любоваться двуглавым красавцем Эльбрусом, но явно не в этот раз. На мгновение мы вынырнули из серой пелены, сочное зеленое плато с петляющей дорогой предстало перед нашим взором. Из глубины души вырвалось «Ах!». Это было только первое восклицание. Мы успели немного пофотографировать, и ветер с дождем загнали нас в теплый салон.

Наш верный друг Патриот мчал нашу компанию так, что мы смогли оторваться от зловещих туч и приехать в «Долину Нарзанов» в теплую и солнечную погоду.

Адрес: «Парк долина Нарзанов», урочище «Лахран», Зольский район, Кабардино-Балкария.

Въезд на территорию платный, но весьма символичный — всего сто рублей. Есть парковка, так что вы сможете «привязать коня», спокойно погулять по территории и вкусно отобедать. Советую заранее сделать заказ, чтобы не терять драгоценное время.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

На территории парка на поверхность выходят несколько источников минеральной воды (это сульфатные со вкусом железа и серебряные). Как гласит одна из табличек — их семнадцать. Наш гид выдал всем пластиковые стаканчики, и мы отправились на дегустацию. Не каждый организм и мочевой пузырь (хотя тут есть и бесплатный туалет) выдержит такой ассортимент, без фанатизма мы отведали несколько видов.

Однозначно рекомендую «Серебряный источник» — такой легкий, слегка соленый вкус газировки.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Многим нарзанным источникам не присвоено имя, лишь сквозная нумерация 7, 8, 9 и т. д.

Территория вокруг нарзанов ухожена и облагорожена, каждый источник красиво облицован, дорожки выложены камнем.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Каждый нарзан уникален по-своему: имеет отличительный запах, оттенок, температуру, состав. Некоторые выходят на поверхность сверху, подаваясь через трубы, а некоторые бьют «из земли».

Вода в небольшом бассейне словно закипает, на поверхность ее поднимаются большие пузыри и разлетаются на миллионы микрочастиц. Просто завораживающее зрелище. Лермонтов назвал это явление как «Холодный кипяток Нарзана». На самом деле эффект кипения создает углекислый газ, поднимающийся из недр земли.

Подлечить организм можно не только принимая минеральные элементы внутрь, но и окунувшись в нарзанные ванны. На территории парка два вида купален: одна с ионами серебра, другая с ионами железа. Но будьте готовы испытать организм на прочность, температура в них весьма низкая. Уж не знаю какой эффект можно испытать после, возможно, как Иванушка-дурочек прыгнув в котлы, точнее ванны стать крепким и сильным молодцем, но среди нас смельчаков не нашлось!

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Вдоль парка протекает живописная река Хасаут, унося с собой лечебные свойства Нарзанов.

Ее русло обрамлено скалами, а где-то вдали виднеется замок. Хотя его история начала свой отсчет в 1936 году. Построен дворец для первых лиц Кабардино-Балкарской республики в качестве охотничьего домика. Сейчас замок никем не занят и постепенно разрушается, а жаль, из него мог бы получиться первоклассный отель.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Тем временем наш обед был готов, услышав свой номер заказа, мы с Наташей поспешили подкрепиться. Что это было за угощение… ммм: вкуснейшая форель, хычины и чай из местных трав. Цены весьма демократичные.

Кстати, сюда вы можете приехать не на несколько часов, а остановиться в домиках и спокойно отдыхать, гулять и подлечивать свой организм.

Нас вновь нагнал дождик, но мы успели все посмотреть, попробовать и со спокойной совестью продолжить путь. За окном пролетали умопомрачительные виды, просто сносбашки для городского жителя.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

И вновь новая вау-панорама. Мы припарковались возле небольшого кафе и домика для отдыха. С одной стороны открывается вид на бурный изгиб реки Харбаз. Этот каньон один из живописнейших в республике Кабардино-Балкарии. Общая протяженность реки составляет 23 километра.

Честно сказать, я встала как вкопанная, такие виды можно было видеть лишь во сне или в кино, но Роман поспешил к нам и сказал, что мы сбились с пути: «Нам надо налево! Там вся красота». Ну налево, так налево, мы послушные и ходить налево любим.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

А слева открывается вид на ущелье Харбаз, которое у местных получило название Долина «Аватар». Все помнят одноименный фильм режиссера Джеймса Кэмерона? Так вот, у кого хорошая память и фантазия, смогут в рельефах местных скал увидеть декорации к фильму. Я хоть и смотрела (даже в 3D), но параллель не провела. Да это и не важно. Красота то вокруг какая.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Местность сформирована из скал магматических останцев, с крутыми обрывами. Так что будьте осторожны, голова может закружиться от чарующей красоты вокруг.

Нашу дружную компанию разбавила потрясающая хаска. Он или она с удовольствием нам позировала, весело погрызывая палку.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Как только мне в руки попадает фотоаппарат, я превращаюсь в фото маньяка. Жертвами становятся все предметы вокруг, правда в основном неодушевленные. Ну и как полагается девушке, особое внимание цветам.

Всегда восхищалась ими, как можно такой красоте родиться и цвести на камнях и скалах. Вот это желание жить и радоваться жизни.

Мчим дальше, с каждым новым поворотом открываются неподдающиеся описанию виды. Вот очередной виток серпантина и показалось урочище Джилы-Су во всей красе. Видите мостик, переброшенный через реку Малка, к нему мы сейчас и спускаемся.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Наш замечательный гид Роман решил пожалеть наши беленькие кроссовки и проехал максимально близко (не жалея своего верного полноприводного друга) к следующей точке нашего маршрута.

Дорога вдоль реки Малка очень живописная, идти по ней — сплошное удовольствие. Хотя, конечно, нужно быть аккуратным. Хоть дорожка и утоптана, но весьма скользкая.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Мне не хотелось спешить, а лишь жадно нажимать пальцем на кнопку спуска затвора,

фотографировать каждый шаг,

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

каждый камень с его необычным рельефом, рисунком, растительностью и жителями.

Есть среди нас минералоги или гемологи?! Может кто подсказать: какие камни изображены на фото ниже и каким образом они могли оказаться тут и расколоться? Может это остатки метеорита?)))

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Но двигаться в выбранном темпе не получилось, наш гид усиленно нас подгонял, обещая, что вот-вот будем поражены и сражены наповал.

И ведь не обманул, всего несколько шагов и перед нами шумный, стремительный, мощный водопад Каракая-Су (он же Тузлук Шапа). Свой бурный поток он скидывает с горы Каракая с высоты примерно 30 метров.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Роман спросил: «Хотите ли вы подойти поближе?». Хм, что за странный вопрос?! «Конечно хотим!» хором воскликнули мы.

Пройдя еще немного вдоль течения реки, мы по бревнышкам перебрались на другую сторону.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Чем ближе мы подходили, тем сложнее было снимать. Мощный поток воды, разбиваясь о камни внизу, разлетался на миллиарды капелек и распространялся на несколько десятков метров вокруг.

В солнечную погоду в отражении облака брызг можно увидеть радугу, но нам чуть меньше повезло. Хотя что я такое тут несу, оказаться здесь — уже большая удача.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Это место невероятно живописное, скалы имеют темный полосатый окрас. Возможно поэтому водопад был назван Каракая-Су. В переводе с тюркского означает «вода на черной скале».

Слева от него расположена практически идеальной пирамидальной формы стрельчатая скала, а справа немного таинственное углубление.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Удивительно, что это мистичное место не овеяно легендами, чертовщинкой то «пахнет». Может самой придумать?!

Воодушевленные водами нарзана, наши попутчики хотели искупаться в водах Каракая-Су, но на месте их пыл угас. Но и без купания тут сложно остаться сухим. Взбодрившись и изрядно намокнув, мы отправились в обратный путь.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Ну, а пока мы вновь преодолевали своенравный поток реки Малки, приведу несколько фактов о ней. Малка (ударение на первую гласную) — река Северного Кавказа, протекающая в Республиках Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Свое начало река берет с ледников северного склона Эльбруса и впадает в левый приток реки Терек. Верхняя Малка как раз расположена в урочище Джилы-Су, где сейчас мы и находимся. Основные притоки: Шау-Кол, Баксан, Мушта, Кичмалка.

На кабардино-черкесском реку называют «Балъкъ», на карачаево-балкарском «Балыкъ суу», что в переводе означает «осетровая река». Воды Малки действительно богаты форелью.

Кто-то из туристов сложил свою пирамидку, очевидно загадал желание поскорее вернуться в дивный край. Времени на свою пирамидку у меня не было, но я мысленно загадала вновь очутиться в горах и добавила свой камушек на вершину.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Вот теперь можно спокойно дать волю девичьей душе фотографа. Жаль только совсем я не разбираюсь в цветах луговых. Надеюсь, вы мне подскажете названия цветов, тогда смогу сделать правильную подпись. А пока просто полюбуемся ими.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Бросаем последний взгляд на водопад Каракая-Су. Не говорю ему пока, а лишь до свидания.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

Где-то высоко вдали разглядели некий замок, забросали Романа вопросами что это за одинокий дворец на возвышенности, на что получили ответ «Сейчас мы к нему и направимся, наберитесь терпения». Но чье это владение я поведаю вам в следующий раз.

А пока любуемся великолепной панорамой, извилистой Малкой и горными склонами, стараемся запомнить, чтобы зимними вечерами вспоминать о великолепном июне.

Осторожно, можно влюбиться… Джилы-Су

P. S. «Красоту гор не описать словами… тут либо влюбишься с первого взгляда, либо останешься равнодушным навсегда». ©

Думаю, вы догадываетесь, что случилось с моим сердцем…

Продолжение следует!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия