Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 9:30

Архыз — Россия Июнь 2022

Обычно, заказывая тур по красотам Кавказа у хорошо знакомого гида Романа (пожалуй, уже можно смело говорить друга), все разговоры и рекомендации заканчиваются фразой «И не забудьте взять с собой хорошее настроение!». Его, итак, сложно забыть, но сегодня особенный день — день рождения подруги Гузель.

Утро расстаралось солнышком от души, настраивая нас на позитивный день!

В 7 утра наша четверка загрузилась в начищенный до блеска УАЗ Патриот и из Кисловодска направилась в сторону Архыза. Половина дороги проходила по хорошо известному мне отрезку пути до перевала Гумбаши. О нем я вам подробно поведала в рассказе о зимнем Домбае. Но как можно сравнивать лето и зиму — совершенно разные и неповторимые краски и декорации.

Миновав равнинную часть, мы вновь стали поражаться и восхищаться красотой постепенно возрастающих гор, умиляться перекрывающим дорогу стадам овец, коров, любоваться грацией карачаевских скакунов.

Я уже сбиваюсь со счета, который раз я в КМВ, но мне не надоедает ни капельки. Это нереальная магия гор.

Да и Эльбрус решил сегодня побаловать нас своим вниманием. Мы сделали первую остановку. Да его основание было скрыто дымкой, но контуры вершин хорошо просматривались вдали.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Он подавал надежду на встречу на перевале Гумбаши. Надежды наши оправдались с лихвой — вот он мудрый красавец, все также чертовски хорош.

Повторяться тексом не стану, а фотографии прикреплю. Новый день, новый сезон, новое настроение и впечатление. Эта красота никогда не надоест.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Здесь мы и решили поздравить Гузель с днем рождения. Я из Москвы привезла свечку с сюрпризом, Роман заботливо купил тортик с вечера и сварил нам кофе, праздник удался. Хорошо иметь день рождение летом! Хотя и зимой хорошо, но холодно!

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Мы устроили фотосессию и поехали дальше без остановок. Как известно погода хороша в горах в первую половину дня, поэтому мы поспешили на Архыз.

Раньше мне казалось, что Домбай, Архыз — это название гор, теперь то я знаю, что это названия поселков, вокруг которых возвышаются горы, от которых стартуют разной степени сложности маршруты.

Наш экскурсионный маршрут легкий, не требующий особых усилий и навыков. Лишь денежных средств.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Мы подъехали к информационному центру, в кассе приобрели маршрут «Млечный путь» за 900 рублей.

Избалованная канатными дорогами Красной поляны, Приэльбрусья, Домбая, я никак не ожидала, что Архыз встретит нас всего лишь одним уровнем подъема. Мы вертели головой во все стороны, пытаясь понять, как подняться выше и какой облом: высота 2240 метров над уровнем моря — это конечная точка маршрута.

Справедливости ради, стоит отметить, что равномерно-плавный подъем длится почти одиннадцать минут, что гораздо дольше опробованных мной ранее.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Строительная техника и установленные опорные столбы дают надежду, что в обозримом будущем появится еще один уровень канатки «Орбита». Её гондолы будут поднимать гостей на вершину хребта Абишира-Ахуба, а любителям зимнего спорта станет доступна новая трасса красного уровня сложности.

Подняться выше, конечно, можно и сейчас, но уже на своих ножках. Этот путь будет нелегким, потребуется хорошая дыхалка, сноровка и опыт, а также побольше свободного времени (около четырех часов). Ведет тропа на высоту 2987 метров к перевалу Федосеева (самое низкое место в части горного хребта Абишира-Ахуба), названному в честь писателя и геодезиста Григория Федосеева, родившегося в Карачаево-Черкесии, исследовавшего кроме гор Кавказа горы Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, а также Кольский полуостров.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

«А мы пойдем на север, а мы пойдем на север», точнее мы останемся на высоте примерно 2240 метров и будем осматриваться и осваиваться на Южном склоне.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Отсюда открывается великолепный вид на все еще заснеженный хребет и плато Габулу, еще одну канатную дорогу и горнолыжный склон, работающие в зимнее время (сейчас гондолы и кресла с канатной дороги сняты), хвойные леса, бескрайние зеленые долины и ущелья.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Самые высокие пики хребта: София (3637 м) и Пшиш (3780 м).

Фотография взята с официального сайта

Пшиш с адыгейского языка переводится как «князь». Тот самый князь на фото ниже притаился в правом уголке, спрятавшись за широкие плечи сосен и елей.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Вокруг красота невероятная, вся поляна усеяна желтыми цветами, эффектно контрастирующие на фоне облачного неба с небольшими синими окошками.

Я как могла маскировалась под цветочек)))

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Марго — повторюшка, где селфлюсь я, там и она пристраивается.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

На поляне есть несколько смотровых, а также установлена скамеечка для фотозоны, хотя выбор ее местоположения странен, все горные хребты спрятаны за кронами деревьев.

Нагулявшись тут, мы решили прогуляться по экотропе. Ее длина составляет приблизительно 4 км, и заканчивается на поляне поселка Романтик.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Извилистая дорожка пробегает сквозь сосновый и пихтовый лес, в чистейшем воздухе улавливаются безумно вкусные хвойные нотки. Так приятно спрятаться в тени деревьев от палящего солнышка.

Идти совсем не скучно, то там то сям встречаются причудливые пеньки, фантазия рисует страшилки. А вы знаете, что на Архызе обитает свой дух? Зовут его леший Усне́я, сидит он на ветках, а его длинная спутанная борода свисает вниз (словно лишайник). Так что ведите себя прилично и с уважением относитесь к его территории.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Время от времени ветви деревьев расступаются, тогда перед путником открываются великолепные виды.

Девушки, как всегда, не могут пройти мимо яркой поляны субальпийского разнотравья.

Далее тропа резко уходит вниз, мы решили повернуть обратно. Тем более и голодно стало.

Возле канатной дороги находится кафе с привлекательными панорамными видами, где мы мечтали вкусно поесть. Но, увы, в кафе можно заказать только напитки.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Так что нам не осталось другого выбора, как спуститься вниз и там утолить голод. Долго мудрствовать мы не стали, а пообедали в столовой визитного центра. Еда простая, но съедобная, без изысков и местных блюд.

После сытного обеда по закону Архимеда полагается выпить вина. Удивлены продолжением теоремы? Согласны, что так она звучит лучше? Если нет, то готова доказать))) У нас же день рождения, а мы еще не подняли бокалы за именинницу. Решили мы отметить на берегу реки Большой Зеленчук, нашли безлюдное местечко и откупорили белое сухонькое.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

До того стало хорошо на душе, что и фотографий с этого чудесного места не осталось (ну почти).

Только вот всё наше благостное опьянение моментально выветрилось на следующей остановке, и виной тому крутой подъем в 526 ступеней. Градус ушел, осталась только одышка.

После обретения в 1999 году сотрудниками Нижне-Архызского музея наскального изображения Иисуса Христа на хребте Мицешта, сюда потянулась вереница паломников и возникла необходимость постройки храма. Так в период 2009–2012 годов появился Храм Нерукотворного Образа Христа.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

От его входа вверх начинается не самый простой подъем, но дорогу осилит идущий, а подъем поднимающийся. При входе можно опустить пожертвования в специальный ящик.

О наскальном рисунке ходили слухи за долго до открытия, но найти его было не просто. Прямой тропинки не существовало, нужно было быть предельно ловким, чтобы подняться в нужном направлении по отвесным скалам на высоту 100 метров. Сейчас на верх ведет железная лестница с пролетами, где можно успокоить дыхание.

До сих пор идут споры о написании, ученые не могут определить по составу краски возраст изображения, колеблясь где-то между X — XX веками (хорошая погрешность).

»Сам портрет очень похож на икону середины VI века «Христос Пантократор», древнейшее из известных изображений Иисуса. Она принадлежит монастырю Святой Екатерины на горе Синай в Египте.

Техника писания говорит о знакомстве художника с византийской манерой. Это не исключает древнего происхождения иконы, даже наоборот: местное население, аланы, поддерживали тесные связи с Византией и приняли христианство раньше, чем это сделали на Руси.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Кроме того, в окрестностях было множество горных келий, в которых в XIX веке жили православные монахи, основавшие здесь монастырь. Не исключено, что обитатель одной из них написал лик на своей стене. Позже часть кельи обрушилась, и Христос взглянул с высоты на ущелье.»

Местные жители придерживаются версии, что образ нерукотворный, проявился на камне чудом.

«Нерукотворный образ Христа Спасителя, явленный в год 2000-летия христианства — это единственная икона, оставшаяся нам в наследие от некогда могучей цивилизации благородных алан, живших в этом месте еще до крещения Киевской Руси. Сохраним же Образ в первозданности для наших потомков! Это исторический памятник, он охраняется государством!»

Так гласит прибитая табличка.

Подойти поближе, к сожалению, нельзя. Для усиления контрастности перед иконой установлен поляризационный фильтр, который позволяет лучше разглядеть изображение. Взгляд Спасителя направлен на противоположную сторону реки Большой Зеленчук на Средний Зеленчукский храм.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

«Запрещается прикасаться к фреске руками, царапать или откалывать кусочки. Штраф — 50 000 рублей!»

Налюбовавшись творением, помолившись каждый о своем, спустились вниз.

Рядом с храмом вдоль дороги расположены сувенирные и продуктовые магазины, есть и WC.

Дальше мы направляемся к подножью Шоанинского храма, расположенного на юго-восточном отроге горы Шоана (на карачаево-балкарскомго Чуўана, что переводится как «святилище») на левом берегу реки Кубань в Карачаево-Черкессии. Паломники совершают восхождение от села имени Коста Хетагурова, ну, а мы подъезжаем на верном патриоте практически к воротам монастыря.

Монастырь существовал до конца XIX века, сейчас вокруг можно обнаружить его останки.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

К входу в храм ведет небольшая лестница, так что хоть немного, но подняться пришлось.

Шоанинский храм — христианский собор, возведенный в конце X века и принадлежащий аланской епархии. Представляет собой купольный храм типа вписанного креста, выполненный в традиционном византийском стиле. Храм построен на останках древнего укрепления.

Престол был освящён в честь святого Георгия Победоносца (как говорят осетины Суаны Уастырджы).

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Храм действующий (в отличии от Сентинского храма, о котором я рассказывала в путешествии на Домбай).

Фотографировать внутри не решилась, так как встретил нас не очень дружелюбно настроенный служитель. Хотя оно и понятно, ходят туда-сюда туристы, топчут чистые полы, фотографируют, мешаются, везде свой нос суют.

Но поверьте, внутри свой мир, своя аура и своё умиротворение с тысячелетней историей.

Древний собор находится на головокружительной высоте, часто его сравнивают с «Ласточкиным гнездом».

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Пройдя храм насквозь, попадаем на потрясающую площадку с металлической лестницей и перилами, и умопомрачительными видами.

Напротив храма установлена колокольня, можно загадать желание и позвонить в колокол,

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

только делайте это осторожно, следуя инструкции, указывающей в какую сторону нужно потянуть веревку.

Ранее склон был плотно заселен, о чем свидетельствуют останки многочисленных построек, найденные погребения и захоронения. А вдоль ущелья в древности пролегал великий шелковый путь.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

Природа вновь удивила своими красками и яркой радугой над сёлами Коста Хетагурова и Новый Карачай.

После увиденной красоты сверху, сырная пещера меня вновь не впечатлила. Бегло и не всей командой осмотрев ее, мы поехали дальше.

Раз уж начали отмечать день рождения на перевале Гумбаши, так и решить завершить там же, заодно доесть праздничный тортик. Вечером было уже не так безветренно, да и столбик термометра резко опустился вниз. Пока пытались сварить кофе, солнце стало опускаться, раскрасив небо волшебными закатными красками.

Дух захватило от этой красоты не только у нас, но и местные усатые жители прилегли на краешек полюбоваться закатом. Романтик…

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

И вот усомнись потом в верности выражения «Счастье оно не за горами — оно в горах!»

В это время кофе приготовилось, мы жадно наслаждались каждым глотком горячего согревающего напитка и вкусным тортом.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

С каждой минутой становилось все темнее и темнее, солнце уходило за самую высокую точку перевала Гумбаши — Песчаную голову,

окрашивая противоположные склоны багровыми оттенками.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

И тут Роман предложил нам попробовать застать закат на самой Песчаной голове. Конечно, от такого предложения мы не смогли отказаться, быстро собрав вещи и запрыгнув в машину, мы спешили как могли, потом бежали и прыгали по камням…но немножко не успели.

Солнце село, но оставило после себя потрясающее небо.

Осторожно, можно влюбиться... Архыз

День рождения определенно удался, оставив в памяти потрясающие картинки! Лучший подарок преподнесла погода: солнечное утро, встречу с Эльбрусом и Архызом, яркую радугу и невероятный закат! Это ли не мечта!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия