Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 21:04

Кисловодск — Россия Июнь 2022

День вылета…не самый приятный день! Немного грустно или сильно грустно, хочется поскорее забыть, что долгожданный отпуск вот-вот закончится и на крыльях самолета вы вернетесь домой. Попробуем продлить удовольствие, еще немного насладиться красотой курортного города Кисловодска и его окрестностями.

Я предлагаю вам совершить довольно стандартный маршрут (но с изюминкой), который продают на каждом углу экскурсионные бюро, только не в составе автобусного тура и 30-ти человек как минимум в придачу, а более приятным вариантом. Можно вызвать такси (цена в один конец составляет примерно 400 рублей), договориться с таксистом, чтобы он вас подождал на месте и вернул обратно (естественно за дополнительную плату). Многие туристы сетовали, что если отпустить такси, то с обратным маршрутом могут быть проблемы из-за связи и отсутствия сигнала интернета.

Мы рисковать не стали, нам подсказали контакт водителя, который согласился покатать нас за разумные денежки, подождать везде и вернуть в нужное время и нужное место. На все про все мы потратили примерно четыре часа.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Лет четырнадцать назад мы отдыхали в Кисловодске в санатории Пикет с подругой и купили автобусный тур «Гора Кольцо + Замок коварства и любви». Приобретая его, мы поинтересовались у женщины продавца «Как следует одеваться?!», она окинула нас своим опытным взором и сказала: «Да хоть так, там везде асфальт». К слову, «да хоть так» мы были на каблуках и, доверяя ей, «хоть так» и поехали.

Там действительно асфальт, только у подножья, но как быть возле горы и не забраться?! Естественно, мы на каблуках полезли наверх, спускаться оказалось тяжелее (практически на попе), и в итоге весь автобус нас ждал.

Прошли годы, умудрённая опытом Маша теперь носит кроссовки.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Итак, первая остановка — гора Кольцо. Расположена она вблизи поселка Мирный в направлении Карачаево-Черкесии.

Любимая туристами гора Кольцо расположена на вершине отрога Боргустанского хребта, её высота составляет примерно 871 метр. Гора сложена из глинисто-песчаной породы, за сотни лет под действием осадков и ветра постепенно образовывались гроты и пещеры, а в одном из крайних гротов появилось отверстие диаметром около 8 метров, которое с годами увеличивается и есть риск обвала верхней кромки.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Наше авто припарковалось у подножья горы. Можно, конечно, полюбоваться и снизу, но мы будем не мы. Полезли. Ступеньки за десять лет не появились, а склоны еще больше отшлифовали ботинки туристов, держаться местами не за что, легко съехать на своей пятой точке. Но все усилия того стоят! Тот, кто доберется до верха, будет щедро вознагражден великолепными панорамами и фотоснимками.

Кстати, уже появляются новые отверстия в стенах.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Сюда стремятся романтики, желающие полюбоваться видами Кисловодска «как на ладони» на рассвете и яркими огоньками города на закате и в ночи. В солнечную, ясную и безоблачную погоду можно увидеть седовласый Эльбрус. Но, видимо, за эту поездку мы исчерпали лимит приема Эльбруса.

Говорят, стоя в отверстии «кольца», не забудьте загадать желание — оно обязательно сбудется. Проверим!

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Научная версия образования горы Кольцо банальна и скучновата. А мы с вами на Кавказе, без легенд не обойтись. Я вычитала три и все три мне по душе, так что и с вами поделюсь.

Легенда о бесстрашном нарте Арафе:

«Была у храброго Арафа семья: жена и сын. И был верный конь. Однажды на его землю напали великаны. Заговорил тут конь и сказал своему хозяину: „Победить врагов можно только после того, как закалишь ты свою волю. Для этого надо перепрыгнуть через отверстие в Кольцо-горе, да так, чтобы конь ни разу не споткнулся, и наездник ни разу не зацепился“. Оседлал Араф своего верного коня, и помчались они к горе. Первый раз прыгнули, конь зацепился правым копытом. „Ты думаешь о жене, а должен думать только о победе над врагами“. Прыгнули еще раз, зацепился за скалу Араф своим луком. „О сыне думаешь, но только мысли о победе спасут тебя и твою семью“. С третьей попытки перепрыгнули они дыру в скале, прошли испытание. Араф победил великанов, но был ранен в бою, отнес его верный конь к нарзанному источнику с живой водой. Напился Араф этой воды и вернулся к семье здоровым».

И ведь до сих пор у подножья горы Кольцо бьет целебный источник с нарзанной водой.

Легенда романтичная

»Много-много веков назад жил-был князь и была у него красавица-дочка. Хотел он выдать ее замуж за богатого жениха. Но не тут то было, прогуливаясь как-то по окрестностям княжества, юная девушка встретила бедного пастуха, и полюбили они друг друга. Прознал про это князь и решил, что пора отдавать ее замуж.

Объявил князь конкурс: княжна-красавица станет женой только того джигита, который победит в трех состязаниях: в борьбе, в конных скачках и подарит самое красивое обручальное кольцо. Возлюбленный девушки тоже принял участие в соревновании с другими женихами, победил в борьбе и в скачках. Настало время последнего этапа, князь был спокоен «откуда у бедного пастуха могут быть деньги на кольцо?». Приехал первый жених и подарил княжне красивое золотое кольцо. Приехал второй и подарил кольцо еще красивее, венчал его бриллиант, похожий на две вершины Эльбруса. Приехал бедный пастух. Не было у него кольца в руках, зато были лук и стрела. Натянул пастух тетиву и пустил стрелу в высокую гору неподалеку, и пробила стрела в горе огромное отверстие. Сквозь него увидел князь и высокое небо, и далекий Эльбрус, и прекрасный закат:

— «Вот кольцо для твоей дочери! Моя любовь к ней так же огромна и прекрасна, как дорог Эльбрус каждому местному жителю!» — сказал пастух.

Присудили победу пастуху, и вскоре сыграли свадьбу».

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

И еще одна легенда: «Красавица Машук полюбила мужественного джигита Бештау, но старый князь Эльбрус обманом надел красавице Машук обручальное кольцо. В схватке убили друг друга Бештау и Эльбрус, окаменели горцы, Машук с горя бросилась вниз, превратившись в гору, а сброшенное ей кольцо в полете стало горой Кольцо».

Вот такой он Кавказ, здесь легенды тесно переплетены с реальностью. Какая вам больше приглянулась? Мне, как натуре романтичной, больше понравилась вторая.

Приведу для сравнения фотографии 2008 vs 2022 года. Сильно я изменилась?

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Желание загадали, пора вниз. Начал накрапывать дождик, спуск стал еще более скользкий, риск скатиться вниз и перепачкать голубое платье был велик. Но мы справились. Кроссовки — сила!.

Запрыгнув в нашего легкового коня, поехали к Медовым водопадам.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Со слов Александра (нашего водителя) основная масса отдыхающих приезжают сюда во второй половине дня организованными экскурсиями, когда завершены все лечебные процедуры. Мы же были практически под открытие, так что довольно свободно походили по территории.

Рядом с водопадами находится туркомплекс «Медовые водопады», они облагородили территорию вокруг, следят за порядком, за что при входе взимается экологический сбор в размере 60 рублей (на 2022 году).

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Территория красивая и ухоженная: есть кафе и рестораны, можно арендовать беседку и мангалы, при желании можно остановиться на ночь в одноименной гостинице, попариться в бане, купить сувениров, а еще заказать разные туры и конные прогулки. Для любителей экстрима есть скалодром, зип-лайн.

Но нас интересовали только водопады.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Согласно легенде, в отверстиях скал раньше селились дикие пчелы, а их мед, попадая в спадающие струйки реки Аликоновки, растворялся, окрашивая воды в нежно желтый оттенок и придавая им сладковатый вкус.

Сейчас пчел вы не увидите, они давно покинули здешние края. Так что можно спокойно исследовать ущелье, не боясь быть ужаленным. Ученые несколько раз пытались подсадить семейки пчел, но они не приживались и улетали. Да и тот уникальный вид утрачен.

Медовые водопады — это группа водопалов, состоящая из пяти водных каскадов.

Самый крупный — Большой медовый водопад, спадающий с высоты 18 метров достаточно сильным потоком.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Эффектное фото можно сделать со смотровой площадки, а спустившись чуть ниже, примерить красивые национальные костюмы и попозировать на фоне Большого водопада. Стоимость аренды весьма скромная — 100 рублей. Мы не удержались, примерили на себя роль кавказских красавиц.

Мужчины тоже могут почувствовать себя джигитами. В самом низу можно еще сделать фотографии на коне и с саблей. Но хорошего понемножку, хотя вот сейчас думаю, можно ли было в платье оседлать коня?

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Нас встретил забавный козлик, который, не соблюдая правила приличия, прыгал копытцами по скамейке, ел цветы с клумб, а потом распугивал народ, практически запрыгивая на них.

Вставлю это забавное видео, которой в инстаграме в сториз назвала «как надо уходить с работы в пятницу».

Козлик

За Большим водопадом находятся «Девичьи слезы», состоящие из водопадов «Скрытый» и «Змейка», рядом шумный водопад «Чертова мельница». Все три они невелики — ростом примерно с человека.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Между ними есть мостики, лесенки и железные перила.

Самый эффектный и замыкающий — «Жемчужный» водопад высотой 6 метров. Пусть он и не велик, но мощен и красив. Его брызги разлетаются вокруг, в жаркую погоду самое то охладиться.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

На территории комплекса есть небольшой контактный зоопарк с козами, баранами, овечками, зайцами и кроликами. При желании их можно покормить, а морковь и капусту прикупить на месте.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Честно сказать, я не ожидала ничего особенного от водопадов, после увиденных красот Кавказа в джип путешествиях, но Медовые водопады однозначно рекомендую. Неизбалованные Ниагарой путешественники проведут здесь приятное время.

В воздухе уже витал аромат шашлыков, но с завтрака прошло совсем немного времени, да и обед у нас был запланирован в Кисловодске, так что мы стойко прошли мимо и поехали дальше.

Изначально мы хотели заехать в туристическую Мекку «Замок коварства и любви», но Александр подкинул другую идею, за которую мы, конечно, уцепились. О ней чуть позже… а о замке я вам немного поведаю и приложу фотографии 2008 года.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Если ничего не знать о замке, то фантазия рисует как минимум старый средневековый замок или крепость в окружении неприступных скал. В реальном мире все примерно так: есть и внушительные известняковые скалы Аликановского ущелья, и собственно замок, он же гостиница и ресторан, но «современный» середины XX века. Внешне он действительно выглядит сурово и брутально, украшен массивной башней, окружен рвом с перекинутыми мостиками, что определенно создает атмосферу старины.

Сам утес в 1961 году получил звание памятника природы краевого значения. Ущелье расположено в Кисловодской котловине, защищенной от ветра Кабардинским и Скалистым хребтом, его высота составляет примерно 950 метров над уровнем моря. Его стены сложены из доломитизированного известняка, которые под действием внешних факторов выветриваются и приобретают самые причудливые формы (порой напоминающие лица людей).

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Расскажу вам о несчастной любви простого пастуха Али и красавицы Дауты.

»Когда-то давно жил был князь и была у него красавица дочь по имени Даута. Князь с детства холил и лелеял свою дочь, но мечтал выдать ее замуж за богатого соседа, который на момент совершеннолетия девушки стал толстым, лысым старичком, но по-прежнему мечтал стать обладателем юной красавицы. Однажды познакомилась Даута с молодым, красивым пастухом Али, влюбились они и стали встречаться. Как-то раз набрались они мужества и отправились к отцу девушки просить разрешения пожениться. Князь рассвирепел и запретил дочери видеться с бедняком, решил как можно скорее выдать ее за богатого соседа. Тогда молодые влюбленные решились на побег, но вслед за беглецами была организована погоня. Молодые люди попытались скрыться в горах, но преследователи догнали их на обрыве. Взявшись за руки, Али и Даута бросились вниз. Отец, узнав о гибели любимой дочери, окаменел».

И сейчас на вершине скалы можно разглядеть голову князя.

Есть и вторая версия:

«… но преследователи догнали их на обрыве. Понимая, что головы не сносить, Али прыгнул первым, а Даута испугалась. Верные слуги вернули ее в родной дом, а вскоре сыграли свадьбу. Правда недолго прожила красавица княжна и вскоре скончалась от тоски и горя. Отец сильно переживал и превратился в утес. На месте, где разбился Али, появился ручей, который назвали Аликоновым. Так скала и стала называться «Замок коварства и любви».

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Здесь можно вкусно поесть, отдохнуть от длительного пути и даже переночевать, а еще познакомиться с таким очаровательным осликом Ко-Ко Шанель (до сих пор помню его имя). Надеюсь, его ноша, т. е. я, была не слишком тяжела.

Но вернемся из 2008 года в год текущий. Как я уже говорила наш водитель предложил посмотреть еще два места, о которых я не слышала до сей поры. Естественно, трэвел глаза загорелись от любопытства.

Первое место — это водопад Лермонтова, который раньше был известен только местным жителям как Ольховский, а теперь и мы разведали дорогу к нему. Из центра города можно прийти сюда самостоятельно пешком или подъехать на автобусе. У нас же более комфортный лайт вариант.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Да, его размер скорее всего вас не удивит, но прогулка в черте города однозначно принесет свое удовольствие и внесет разнообразие в курортный отдых.

Этот трехметровый водопад находится на реке Ольховка, которая протекает вдоль Курортного парка. Спадает с пористых известняковых плит. До начала XX века его воды считались чистейшими и пригодными для питься, увы, с годами и развитием инфраструктуры вокруг не все становятся лучше, краше и экологичнее.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Местные жители утверждают, что именно этот водопад описывается Лермонтовым в повести «Княжна Мери»: где его главный герой Печорин после прогулки в горах поил своего вороного коня.

К водопаду можно подойти чуть поближе, спустившись по небольшой тропинке.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Следующая остановка — кремовые песчано-известняковые Лермонтовские скалы в Ольховском ущелье. Любители пеших прогулок могут «легко» дойти сюда самостоятельно, двигаясь от Лермонтовского водопада вдоль реки Ольховка. Только будьте готовы, что несколько раз вброд придется перейти ледяную речку.

Сам утес имеет высоту около 20 метров и возвышается над долиной реки Ольховка. Его скалы имеют ступенчатые формы с горизонтальными нишами, гротами и пещерами, образовавшимися под действием ветра и дождей.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Места очень живописные, так и напрашивается пикничок, но… Будьте осторожны, Лермонтовские скалы — не только место притяжения людей, но и свободно пасущегося скота! Смотрите все время под ноги, не попадите на «мину», а то ведь и в машину могут не посадить.

Видимо скоро тут появятся качели.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

На противоположной стороне над обрывом построен красивый дом, который сейчас вроде продается. Нет ли у вас лишних 120–160 миллионов рублей? Только представьте: пьете вы утренний кофе с круассанами на террасе, читаете роман «Герой нашего времени», а перед глазами оживают герои школьной программы.

Говорят, что Печорин и Грушницкий в романе Лермонтова «Герой нашего времени» выбрали эту вершину местом своей дуэли.

Помимо культурного значения эта местность знаменита еще археологическими находками: тут были найдены древние поселения VIII  в. до н. э., жилища и могильники аланов V–VI века.

Осторожно, можно влюбиться... Easy see вокруг Кисловодска

Уже дома, разглядывая фотографии 2008 года, сопоставляя карты, вдруг осознала, что Лермонтовские скалы и наш санаторий Пикет находятся приблизительно в одном месте, а с балкона я наблюдала именно эту трубу. Вот так круг замкнулся.

Предложенный мной маршрут не сложный, его можно раздробить, а можно как мы прокатиться за пару часов. В любом случае, он внесет некое разнообразие в ваш спокойный отдых (если у вас, например, курортно-лечебный режим) и оставит приятное послевкусие.

А в конце предлагаю небольшой видео ряд увиденных мест.