Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 8:53
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Соликамск — Россия Май 2021

Заключительная часть путешествия по Пермскому краю. Предыдущая часть: Так добывали соль.

Ещё в XII веке новгородцы стали брать дань с пермяков. И в последовавшее время новгородские отряды долго ещё держали Пермь Великую за собой. Однако же русские поселения здесь появляются только в XV веке. Я предлагаю вам познакомиться с Соликамском, одним из древнейших таких городов, основанным в 1430 году. С 1673 года здесь начинается каменное строительство, за 50 лет было построено 12 зданий. Например, Крестовоздвижеский собор, построенный в 1698–1709 годах на средства соликамцев.

Соль Камская

Ещё более старый Троицкий Собор был основан в 1684 году.

Ещё один храм конца XVII века — это Церковь Богоявления Господня, построенная в 1687–1695 годах. Сейчас это музей, в котором представлено собрание икон из Соликамского краеведческого музея. Само здание музея признано аварийным и экспозиции из него перенесены в другие постройки.

Здесь сохранился редкий памятник древнерусского искусства — резной иконостас в стиле барокко с богатейшим собранием икон XVII — XIX веков. Он установлен в начале XIX века вместо первоначальной алтарной преграды. Центр иконостаса — царские врата, покрытые ажурной резьбой «напроём». Роскошная позолоченная резьба лишь сопровождение икон, выполненных как местными, так и московскими мастерами.

Соль Камская

Красиво расписан потолок церкви.

Икона Богоматерь Смоленская — подписная, об этом свидетельствует надпись в правом нижнем углу: «в 1701 году писал сей образ изограф аренчанин Артемий Петров сын попов Кузнецов».

Соль Камская

Спас оплечный(оглавный) иконографически восходит к образу Христа Вседержителя. Подобный «сокращенный» вариант извода сравнительно реже используется в искусстве, тем не менее он происходит от наиболее древнего типа изображения Спасителя. Икона датируется XVII веком.

Познакомиться с историей города нам поможет Дом Воеводы, построенный в 1688 году. Сейчас в нём расположена экспозиция, рассказывающая об истории города от первых русских поселений до XX века.

Соль Камская

Людей в эти края привели богатые месторождения соли. Как добывали соль я уже подробно рассказывал.

В правление Петра I Соликамск стал местом ссылки, в 1710 году он отправил в город плененных под Полтавой шведов. Также здесь отбывали ссылки различные высокопоставленные персоны, например князь В. В. Долгоруков и граф Р. Г. Левенвольде. Всего в сибирскую ссылку через Соликамск проследовало более 5 тысяч человек. Ну, а в наши дни в городе находится колония Белый Лебедь.

Соль Камская

В 1783 году был Высочайше утверждён герб города Соликамска Пермской губернии.

На втором этаже Дома Воеводы можно познакомиться интерьером, типичным для Соликамска XIX–XX веков.

А также с интерьером рабочего общежития 30-х годов прошлого века.

В годы Великой Отечественной в этом доме располагался эвакогоспиталь, всего же в Соликамске их было пять.

Соль Камская

Здание также интересно потайной лестницей с люком.

Недалеко от Дома Воеводы расположена Соборная колокольня. Сейчас здесь размещается Музей природы. А также касса, в которой продаются билеты в него и остальные музеи.

Соль Камская

И Прикамье, и Урал богаты различными минералами и в Музее природы не обошлось без экспозиции, посвящённой им. На фото ниже — яшма.

Аметист — это разновидность кварца. Цвет зависит от примесей железа в минерале.

Соль Камская

Коллекция образцов солей Верхнекамского месторождения калийных и магниевых солей.

В одном из залов можно посмотреть на кости доисторических животных. Например мамонта, типичного представителя фауны ледникового периода и современника человека. Вымер 5–10 тысяч лет назад.

Череп носорога.

Соль Камская

В отдельно стоящем неподалёку от колокольни здания под названием «Выставочный зал» можно познакомиться с декоративно-прикладным искусством этих мест. Большинство их было найдено различными этнографическими экспедициями. На фото ниже — прялки конца XIX — начала XX веков.

Доски припечные, начало прошлого века.

Соль Камская

Дверки шкафа голбечного, тоже начало прошлого века.

Бурак-туес с крышкой и туес с теснением. Начало прошлого века, изготовлены из дерева и бересты.

Соль Камская

Таким оказался древний город Соликамск и на этом рассказ о Пермском крае подошёл к концу. Край очень насыщен на достопримечательности самого разного рода. Это прекрасное место чтобы с интересом провести здесь неделю или более. Я побывал здесь в мае, но мне кажется что этот край будет хорош практически в любое время года.