Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 10:03
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Пермь — Россия Май 2021

Первая часть путешествия по Пермскому краю. Продолжение: Пермский зоопарк.

Меня давно интересовал Пермский край, как мало раскрученый в туристическом плане, и в то же время находящийся между гораздо более популярных Поволжья и Урала. Само слово Пермь, по одной из версий, происходит от вепсского perämaa — «Задняя земля». Посмотрим же что из себя представляет эта задняя земля, начав свой путь с Монастырской улицы, вдоль которой можно найти несколько примечательных зданий.

Задняя земля

Во второй половине XIX века украшением улицы стала Торговая баня мещанки Е. П. Кашиной. Изначально здание было одноэтажным, второй этаж надстроили в 1904 году. Это одна из старейших бань Перми и единственная, дошедшая до нашего времени.

Дальше по улице — Дом со львами, построенный в 1946 году, как здание комбината Молотовуголь. Сейчас здесь располагается Пермглавснаб.

Напротив него — сквер имени Решетникова, в котором расположен Мемориал Гражданской войны.

Задняя земля

В этом же сквере находится краник в честь 130 лет пермского водопровода.

Чуть дальше по этой улице расположен Краеведческий музей. Первые поселения людей на месте современного города появились около 15 тысяч лет до н. э., а в период VIII в. до н. э. — IV в. н. э. жители Прикамья освоили производство железных изделий.

Задняя земля

В XV веке Пермь входит в состав Русского государства и управление краем переходит к московским наместникам.

В XVIII веке начинается активное освоение полезных ископаемых на Урале. Этим привлекает людей и территория современной Перми и в 1723 здесь строится медеплавильный завод — это дата и считается официальной датой основания города.

Листобойный молот.

В 1781 году, при Екатерине II, город получает имя Пермь, становится губернским городом и центром Пермского наместничества.

Задняя земля

В 1919 году Октябрьская революция докатывается и до этих мест, а с 1940 по 1957 город носит название Молотов.

Советская Пермь. Интерьер квартиры 1960–70 гг и предметы быта тех времён.

Если мы свернём с Монастырской улицы то окажемся в Театральном саду рядом с Театром Оперы и Балета. Он был построен в 1878 году на пожертвования горожан. Сам театр содержали за счёт города — это был первый в России опыт поддержки культуры со стороны городских властей.

Задняя земля

Рядом бросается в глаза здание Крестяьнского поземельного банка, возведенное 1888 в году. Сейчас, спустя более ста лет, оно находится в очень хорошем состоянии. И это неудивительно — сейчас здесь располагается местное управление ФСБ.

А вот здание Марииниской женской гимназии, хоть и построенное на 8 лет позже, 1896 году, находится в худшем состоянии. Здесь Августа, дочь купца Югова, которую поэт Василий Каменский не раз провожал домой, и исписывал её именем общую тетрадь. Сейчас здесь распологается сельскохозяйственная академия.

Конечно же в саду есть памятник Ленину, куда же без него. Вождь миговогого пголетариата с традиционной кепкой в руке.

Задняя земля

Ещё одно здание рядом с Театральным садом — это дом Смышляева. Изначально здание было возведено в конце XVIII века для купца Жмаева, но после пожара 1842 года от него остался лишь фундамент. Купец Смышляев восстановил дом в современном виде и с тех пор он известен под его именем. Объясняется это тем что Смышляев был не только купцом, но также и просвятителем, учёным и меценатом. Будучи первым председателем губернской земской управы он лично составил несколько проектов улучшения жизни пермяков. Сейчас в здании расположена Центральная городская библиотека.

В театральном саду установлен памятник Борису Пастернаку. Считается что именно пребываение на Урале помогло ему сделать окончательный выбор между музыкой и поэзией.

Задняя земля

Как мы уже выяснили в Краеведческом музее, людей привели в этот край богатые залежи металлов и минералов. Они сформировались более 250 миллионов лет назад. Именно в Перми сэр Р. И. Мерчисон, президент Лондонского геологического общества, обнаружил геологические формации, отличные от всех известных ранее и назвал в 1841 году геологический период в котором они сформировались Пермским. Отправимся же в Музей Пермских древностей.

Экспозицию можно разделить на две части. Первая — научные реконструкции различных животных. Реконструкции, впрочем, к Пермскому периоду относятся слабо, животные обитали в другие геологические эпохи. Первый экспонат — мамонтёнок Дима, оригинал которого экспонируется в Зоологическом музее у нас в Санкт-Петербурге.

Шерстистый мамонт.

Задняя земля

Первобытный бизон. Метровые рога помогали ему соблюдать социальную дистанцию.

Эстемменозух уральский.

Диметродон.

Титанофон.

Во второй части экспозиции представлены различные минералы, например кварцы.

Задняя земля

В минералах можно обнаружить отпечатки различных доисторических растений.

Красивый искрящийся зелёным минерал уваровит интересен тем что сначала его приняли за диоптаз и, считая, что зелёный цвет в нём обусловлен медью, пытались получить её из него. Лишь в 1832 путём химисческого анализа определили что зелёный цвет обсуловлен хромом, а не медью.

Задняя земля

Если мы вернёмся на Монастырскую улицу, с которой начали свой маршрут, то окажемся на Соборной площади. В начале неё — памятник Николаю Чудотворцу.

Конечно же Соборной площадь называется не просто так. Здесь расположен Спасо-преображенский собор, в котором сейчас располагается Пермская художественная галерея.

Задняя земля

За Соборной площадью начинается спуск к Каме. Кама катит свои воды на запад где впадает в Волгу немного южнее Казани. А точнее, с учётом того что Кама старее, её русло расположено ниже русла Волги и бассейн Камы больше бассейна Волги до их слияния, это Волга впадает в Каму. Впрочем исторически сложилось реку к югу о Казани именовать всё-таки Волгой.

Я снял коротенький ролик воды Камы.

Набережная Камы очень благоустроеная и предназначена только для пеших прогулок. Здесь запрещено кататься на велосипедах и электросамокатах.

Задняя земля

Здесь мне довелось попробовать одно из блюд пермской кухни — пирожки со смешным названием посикунчики. Это маленькие пирожки, размером немногим более вареника. Называются они так по двум причинам: во-первых они сикают — при поедании пирожка выделяется много сока, а во-вторых начинку для пирожков мелко рубят, буквально секут.

С набережной очень эффектно смотрится Коммунальный мост, длина которого почти километр.

Задняя земля

Прогуливаясь по набержной против течения реки можно дойти до причала, с которого отправляются как речные трамвайчики, так и многодневные круизы по Каме.

Здесь же расположен один из самых известных современных символов Перми — Счастье не за горами.

Задняя земля

Благодаря «Реальным пацанам» этот символ стал широко известен. Однако это не единственная необычная надпись в Перми. Немного не доходя до «Счастья» мы увидим размашистую «Ущипните меня за бетон, хочу почувствовать себя живым». Бетон по словом «бетон» обвалился, что придаёт надписи особый колорит.

В противоположнов конце набережной мы увидим ещё один необычный символ. Если посмотреть на него слева то мы увидим слово «счастье», а если справа — то «сейчас», что вместе сольётся во фразу «Счастье сейчас».

Задняя земля

Без малого трёхсотлетняя Пермь оказалась очень интересным городом. В последующих рассказах мы с вами познакомимся с другими городами и примечательными местами Пермского края.